Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования комбинированных посевных агрегатов за счет оптимизации их компоновочных решений'

Повышение эффективности использования комбинированных посевных агрегатов за счет оптимизации их компоновочных решений Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
405
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / ПОСЕВНОЙ КОМПЛЕКС / БУНКЕР / СЦЕПНОЙ ВЕС / ХОДОВАЯ СИСТЕМА / ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА / БУКСОВАНИЕ / УРОЖАЙНОСТЬ / TRACTOR / COMBINED SEEDING IMPLEMENT / HOPPER / ADHESION WEIGHT / UNDERCARRIAGE SYSTEM / DRAUGHT RESISTANCE / EFFICIENCY / LAYOUT DESIGN / SLIPPAGE / CROP YIELDING CAPACITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич, Рыкова Юлия Владимировна

Высокие эксплуатационные показатели современных посевных агрегатов достигаются в основном за счет увеличения рабочей ширины захвата и увеличения объема технологических емкостей. Эти факторы ведут к увеличению единичной мощности трактора, расхода ресурсов и стоимости техники, повышению техногенного воздействия по окружающую среду. Технические решения, направленные на совершенствование компоновочных схем комбинированных посевных агрегатов, позволяют изыскать большой потенциал в области повышения эксплуатационных показателей МТА. Рациональное компоновочное решение агрегата, определяющее расположение масс основных элементов с.-х. машины, агрегатируемой с трактором, с учетом его собственного распределения веса в условиях эксплуатации и особенностей компоновки позволяет использовать в составе такого агрегата технологические емкости большой вместимости и широкозахватные агрегаты. Компоновка и грузоподъемность ходовой системы мощных колесных тракторов с колесной формулой 4К4б позволяют наиболее эффективно использовать их в качестве тягово-несущего энергосредства. При расчете и обосновании выходных показателей тягово-транспортного посевного агрегата необходимо учитывать закономерность изменения веса бункера, влияющего на тягово-сцепные свойства трактора, а также параметры его ходовой системы, при этом принимая во внимание ряд ограничений конструкторского и агротехнического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич, Рыкова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF COMBINED SEEDING IMPLEMENTS’ USE BY THEIR LAYOUT DESIGN OPTIMIZATION

The high operational characteristics of modern seeding implements are basically achieved by increasing the effective width and the capacity of technological reservoirs. Those factors result in the increase of tractor single-unit power, resources consumption and equipment costs, and the increase of technogenic impact on the environment. The engineering decisions aimed at the improvement of the layout design of combined seeding implements enable to reach a greater potential in increasing operational characteristics of machine-tractor units. A rational layout design of a unit which defines the arrangement of the weights of the basic components of the implement aggregated with a tractor, taking into account tractor’s weight distribution under operating conditions and configuration features, enables using technological reservoirs of greater capacity and wider implements. The configuration and undercarriage load-carrying capacity of powerful wheeled tractors enable their most efficient use as a pulling and carrying power unit. When calculating and substantiating the target parameters of a pulling and carrying seeding, it is necessary to consider the regularity of hopper weight change which renders effect on tractor pulling and adhesion characteristics, and to consider the undercarriage system characteristics and some restrictions of the design and cultivation technology.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования комбинированных посевных агрегатов за счет оптимизации их компоновочных решений»

УДК 631.3.06.001.66 В.С. Красовских,

Н.Н. Бережнов, Ю.В. Рыкова ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ПОСЕВНЫХ АГРЕГАТОВ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ

Ключевые слова: трактор, посевной

комплекс, бункер, сцепной вес, ходовая система, тяговое сопротивление, производительность, компоновочная схема, буксование, урожайность.

Введение

В новых условиях хозяйствования применение современных адаптивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур выдвигает особые требования к уровню материально-технического обеспечения аграрных предприятий и, в частности, к технической оснащенности машинно-тракторного парка. Преобладающий в настоящее время подход к повышению производительности посевных машинно-тракторных агрегатов (МТА), основанный на увеличении ширины захвата, увеличении объема технологических емкостей и, как следствие, росте единичной мощности трактора, противоречит основным принципам энерго- и ресурсосбережения. Увеличение массы агрегатов ведет к повышению техногенной нагрузки на почву деградации земельных угодий и снижению их эффективного плодородия. Кроме того, повышенное буксование движителей тракторов и сопротивление перемещению машин обуславливает снижение эксплуатационных и технико-экономических показателей агрегатов [1, 2].

Цель и задачи

К трактору как к основной энергетической единице ужесточаются требования в области повышения его технологической универсальности и расширения функциональных возможностей, касающихся не

только режима выполнения операций, но и агротехнического их качества. В соответствии с современной концепцией трактор, в составе машинно-тракторного агрегата, рассматривается в качестве универсального тягово-транспортного энергетического

средства [1]. Одной из основных задач реализации такого подхода становится изыскание способов, наряду с высокой тяговой загрузкой, максимально реализовать его потенциал по несущей способности ходовой системы. Это позволит использовать в составе такого тягово-транспортного агрегата технологические емкости большого объема и широкозахватные навесные и полунавес-ные машины и орудия.

Одним из эффективных путей решения указанных выше проблем является обоснование рационального компоновочного решения агрегата, определяющего расположение масс основных элементов с.-х. машины, агрегатируемой с трактором, с учетом его собственного распределения веса в условиях эксплуатации и особенностей компоновки [3].

Объекты и методы

Использованию тягово-транспортных

средств в составе МТА в разное время было уделено значительное внимание [4]. Однако существующие на практике решения предполагают либо создание специализированного энергосредства (рис. а, б), либо использование штатных средств, требующих для этого определенной конструкторской доработки узлов и агрегатов ходовой части или моторно-трансмиссионной установки (рис. в, г, д) [5, 6].

е

Рис. Тягово-транспортные посевные агрегаты: а — Holmer Terra Variant + VTU 19 («Holmer», Германия); б — Claas Xerion-3300 Saddle Trac + Solitair 10 Lemken («Claas», Германия); в — «Агромастер-9800 Авто» КаМАЗ-43118+ПК-9,8 (ООО «Агромастер», пос. Муслюмово, Респ. Татарстан); г — УШ-521-М1+ППК-12,4 (ОАО «РМЗ», г. Рубцовск, Алтайский край); д — МТ-5+ППК-12,4 (эскизный проект) (ОАО «РМЗ», г. Рубцовск, Алтайский край, Алтайский ГАУ, г. Барнаул); е — К-744Р2+ПК-10 «Томь» (ООО «Агро», г. Кемерово, Алтайский ГАУ, г. Барнаул)

Результаты и их обсуждение

Несмотря на очевидные преимущества гусеничных машин (рис. г, д), их низкая универсальность, ограниченные возможности передвижения по дорогам с улучшенным покрытием, а также сложность конструкции ходовой части и трансмиссии делают более привлекательной перспективу использования в качестве тягово-несущего энергосредства мощных колесных тракторов с колесной формулой 4К4б (рис. д), компоновка и грузоподъемность ходовой системы которых позволяет размещать на их шасси технологические емкости большой вместимости [1, 3].

В условиях эксплуатации машинно-тракторный агрегат подвергается воздействию множества внешних и внутренних факторов, многие из которых имеют случайный характер. Поэтому для описания процесса функционирования и определения выходных показателей агрегата целесообразно использовать методы математического моделирования, основанные на применении теории вероятностей [1, 7, 8].

Современные широкозахватные посевные комплексы оснащаются емкостями больших объемов, и изменение их веса, связанное с расходом технологического материала в процессе работы агрегата, оказывает значительное влияние на его выходные показатели. Таким образом, при расчете тягово-транспортного посевного агрегата необходимо учитывать не только закономерность изменения тягового сопротивления посевного орудия, но также и веса бункера, влияющего на вес трактора и определяющего его тягово-сцепные свойства [1, 8].

При определении рационального состава, параметров и режимов работы посевного тягово-транспортного агрегата необходимо учитывать следующие ограничения [1, 2, 8]:

- диапазон допустимых рабочих скоростей агрегата и предельную величину буксования движителей трактора в соответствии с агротехническими требованиями;

- диапазон загрузки трактора по тяговому усилию, определяемый мощностью силовой установки и его тяговым классом;

- максимальную грузоподъемность ходовой системы трактора с учетом допустимого уровня удельного давления на почву движителей трактора и перераспределения его веса между мостами.

Соблюдение установленных ограничений позволяет приблизить тягово-сцепные свойства колесных тракторов и их агротехническую проходимость к машинам на гусеничном ходу [4]. Жесткие ограничения по уровню допустимого уплотняющего воздействия на почву движителей трактора дикту-

ют необходимость, среди прочего, обоснования рациональных параметров его ходовой системы с точки зрения снижения техногенного влияния на свойства, структуру почвы и уровень энергозатрат.

Реализация технических решений, основанных на использовании тягово-транспортных средств, являясь перспективной в плане повышения технико-эксплуатационных показателей МТА, тем не менее требует комплексной экспериментально подтвержденной научной оценки, направленной на обоснование и выбор рациональных параметров и режимов работы агрегата для конкретных условий его эксплуатации.

Выводы

В связи с вышеизложенным в качестве основных задач, решаемых в ходе проведения исследования, необходимо рассматривать следующие:

1. Разработать аналитическую модель, с высокой степенью адекватности описывающую процесс функционирования посевного агрегата как системы «почва-орудие-ходовая система», учитывающую вероятностный характер изменения тягового сопротивления орудия, веса технологических емкостей и его влияния на тягово-сцепные и агротехнические показатели энергосредства.

2. На основании теоретического моделирования, подтвержденного результатами экспериментальных исследований, обосновать рациональные параметры, определить состав и режимы работы как посевного агрегата в целом, так и энергосредства в его составе, с учетом основных требований энерго- и ресурсосбережения.

3. Определить основные техникоэкономические показатели энергосредства и агрегата с учетом влияния их параметров и режимов работы на агротехническую проходимость и урожайность сельскохозяйственных культур.

Решение поставленных задач позволит повысить эффективность использования комбинированных посевных агрегатов при возделывании с.-х. культур за счет повышения их производительности, сокращения потерь урожая, непроизводительных затрат ресурсов и энергии, и как следствие, снижения конечной себестоимости единицы производимой продукции.

Библиографический список

1. Бережнов Н.Н. Обоснование рациональной компоновки и режимов работы энергонасыщенных почвообрабатывающих посевных комплексов: дис. канд. техн. наук: 05.20.01. — Барнаул, 2007. — 179 с.

2. Бережнов Н.Н. К вопросу влияния компоновки на агротехническую проходимость почвообрабатывающего посевного МТА // Современные тенденции развития АПК в России: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых Сибирского федерального округа. — Ч. 2 / КрасГАУ; сост. Ю.В. Платонова. — Красноярск, 2007.

— С. 23-28.

3. Красовских В.С., Бережнов Н.Н., Щербинин В.В., Красовских Е.В. Посевной комбайн как средство повышения эффективности посева зерновых культур // Вестник АГАУ. — 2012. — № 7(93). — С. 74-79.

4. Бережнов Н.Н. Использование тяговотранспортных энергосредств в составе комбинированных посевных агрегатов // Тенденции сельскохозяйственного производства в современной России: матер. X Междунар. науч.-практ. конф. — Кемерово: Кузбасская выставочная компания «Экспо-Сибирь», 2011. — С. 177-179.

5. Добродомова Т.В. Обоснование параметров и режимов работы почвообрабаты-

вающего посевного комплекса на базе МТ-5 ОАО «Алттрак»: автореф. дис ... канд. техн. наук. — Барнаул, 2007. — 22 с.

6. Прокопович А.И., Писак Ю.Х., Комаров А.А. и др. О создании почвообрабатывающего посевного комплекса ППК со штатным энергетическим средством // Вестник АГАУ. — 2002. — № 2. — С. 12-16.

7. Красовских В.С. Обоснование рационального почвообрабатывающего агрегата // Обоснование рациональных параметров сельскохозяйственных тракторов и режимов работы машинно-тракторных агрегатов в условиях Западной Сибири: сб. науч. тр. / Алт. с.-х. ин-т. — Новосибирск, 1982. — С. 3-22.

8. Красовских В.С., Бережнов Н.Н. Повышение эффективности работы почвообрабатывающего посевного комплекса за счет выбора рациональной компоновки, параметров и режимов работы // Вестник АГАУ. — 2006. — № 2 (22). — С. 55-58.

УДК 621.77.04 С.К. Федоров,

А.В. Морозов ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТНАЯ ЗАКАЛКА ВТУЛОК ТРАКА БУЛЬДОЗЕРА КОМАТSU

Ключевые слова: втулки, износ, электромеханическая поверхностная закалка, микротвердость, глубина упрочнения.

Значительная доля специальной техники, используемой для проведения строительных и ремонтных работ, имеет гусеничный ход. Как показывает статистика, на ремонт элементов и деталей гусеничного хода приходится большая часть всего объема ремонтных работ, производимых за весь срок эксплуатации той или иной гусеничной машины.

Звенья гусениц — наиболее массовые детали в тракторах. На ремонт и замену указанных деталей затрачиваются существенные денежные средства. Поэтому повышение износостойкости рассматриваемых деталей является очень важной задачей ремонтного производства.

В последнее время все большее предпочтение, в том числе и в строительной сфере, отдается технике зарубежного производства. Большое распространение среди техники строительного назначения получили бульдозеры KOMATSU.

Экономическая эффективность использования такой техники требует максимальной ее загрузки. В процессе эксплуатации изнашиваются наиболее нагруженные детали ходовой части, работающие непосредственно с грунтом: звенья, пальцы, втулки.

Рис. 1. Виды износа деталей сопряжения «втулка-палец» трака бульдозера KOMATSU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.