Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования бюджетных средств казенного учреждения на материалах пансионата «Го'

Повышение эффективности использования бюджетных средств казенного учреждения на материалах пансионата «Го Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблязова С.А., Абкадыров В.В.

В работе произведена оценка повышения эффективности использования бюджетных средств казенного учреждения. Рассмотрены конкретные способы достижения данной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования бюджетных средств казенного учреждения на материалах пансионата «Го»

УДК: 322.122

Аблязова С. А.

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ГБОУВО РК КИПУ

Абкадыров В. В.

магистрант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ГБОУВО РК КИПУ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛАХ ПАНСИОНАТА «ГОРНЫЙ»

В работе произведена оценка повышения эффективности использования бюджетных средств казенного учреждения. Рассмотрены конкретные способы достижения данной цели.

Ключевые слова: повышение эффективности, бюджетные средства, казенные учреждения.

Повышение эффективности расходования бюджета на оказание услуг населению является одной из наиболее приоритетных задач современной политики планирования бюджета и реформирования на всех уровнях системы общественных финансов. Государство полностью возлагает на себя ответственность за принятые обязательства по расходам и обязано предоставлять подтверждение того, что израсходованные бюджетные средства способствовали достижению определенного результата или израсходованы наиболее эффективно. Причем эта информация должна быть абсолютно достоверной и подтверждаться конкретными цифровыми эквивалентами по направлениям финансирования, статьям расходов, программам действий, проектам бюджетного финансирования общественных нужд. Следовательно, главной задачей бюджетной реформы, реализуемой в данный момент, является повышение эффективности расходования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы, так как это наиболее важный фактор повышения эффективности в современных реалиях по сравнению с его доходной частью. Особенно остро этот вопрос поставлен в современных реалиях, в условия посткризисного восстановления экономики РФ, и как следствие — дестабилизация ситуации с доходной частью бюджета. Это обуславливает актуальность данной статьи.

Целью данной публикации, является рассмотрение способов увеличения эффективности использования бюджетных средств казенными учреждениями. Различные аспекты данной проблемы исследовались такими учеными, как В.И. Шарин [1], И.А Исаева [2], Е С. Майская [з] и др.

Поскольку Республика Крым стала субъектом Российской Федерации, эта проблема еще не была освещена в современных реалиях, что и обусловило выбор данной темы. Данное исследование проводилось на материалах казенного учреждения «Пансионат «Горный».

Федеральное казенное учреждение «Пансионат «Горный» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю было создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2014 г. № 866-р. Учреждение находится в с. Рыбачье (г. Алушта).

Казенное учреждение «Пансионат «Горный» — государственное учреждение, исполняющее оказание государственных услуг в целях предоставления осуществления, предустановленных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов регионального самоуправления, экономическое оснащение деятельности которого исполняется за счет средств федерального бюджета на базе бюджетной сметы.

Основным видом деятельности учреждения является деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания, не включенных в другие классификации. К

добавочным видам деятельности причисляется изготовление хлеба и мучных кондитерских изделий непродолжительного хранения, изготовление готовых к потреблению пищевых товаров и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки.

Необходимо отметить, что главным распорядителем для учреждения является Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю. Казенное учреждение осуществляет процедуры с бюджетными средствами посредством лицевых счетов, открытых ему в органах казначейства. Заключение и уплата бюджетным учреждением муниципальных договоров, иных договоров, подлежащих осуществлению за счет бюджетных средств, выполняются в гранях, доведенных ему по кодам классификации затрат соответственного бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом общепринятых и невыполненных обязательств. Казенное учреждение гарантирует воплощение своих валютных обязательств, подтвержденных в исполнительном документе, в границах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Дотации и бюджетные кредиты казенным учреждениям не даются, а также казенное учреждение не имеет права брать кредиты (займы). Казенное учреждение независимо появляется в суде в качестве ответчика по собственным валютным обязательствам. Казенное учреждение гарантирует выполнение своих валютных обязательств, отмеченных в исполнительном документе, в границах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные субсидии учреждению выделяются из федерального бюджета.

Доходы, приобретенные от приносящей выручку деятельности, зачисляются в соответственный бюджет бюджетной системы.

Структура бухгалтерии учреждения прямолинейного типа, т.е. все бухгалтера подчиняются напрямую главному бухгалтеру, который назначается на пост руководителем.

Главными проблемами бухгалтерии в исследуемом учреждении считаются:

- формирование и ведение бухгалтерского, налогового учета, собственности долгов и хозяйственных операций отображение их в бухгалтерских регистрах;

- формировка полных и правдивых сведений о хозяйственных процессах и итогах деятельности;

- осуществление контроля за обеспеченностью имуществом и его движениях,

осуществление инвентаризации строений, сооружений, иных объектов недвижимости, основных средств, расчетов;

- составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для оценки эффективности использования бюджетных средств исследуемого казенного учреждения в качестве источника информации используем баланс учреждения, который имеет следующий состав (см. таблицу 1).

Таблица 1

Баланс ФКУ «Пансионат «Горный» УФСИН по Республике Крым и _г. Севастополю, тыс. р._

№ п/п Статья баланса I Квартал 2015 II Квартал 2015 III Квартал 2015 IV Квартал 2015

Актив

Нефинансовые активы

1. Основные средства 123212,21 300142,92 360053,76 403274,94

Амортизация ОС 54623,05 67584,94 76005,33 239774,94

Основные средства 68589,16 232557,98 284048,43 163500,00

(остаточная стоимость)

2. Материальные запасы 40234,87 60912,55 76097,21 88320,74

ИТОГО 108824,03 293470,53 324145,64 251820,74

Продолжение табл. 1

№ п/п Статья баланса I Квартал 2015 II Квартал 2015 III Квартал 2015 IV Квартал 2015

Пассив

3. Расчеты по платежам в бюджет 40521,67 50642,25 63945,21 78212,48

4. Финансовый результат хозяйствующего субъекта 68302,36 242828,28 260200,43 173608,28

ИТОГО 108824,03 293470,53 324145,64 251820,74

Как видно из таблицы 1, учреждение обеспечивает высокий темп роста хозяйственной деятельности, который немного спадает к концу 2015 года. Это обуславливается документальным переоформлением и перерегистрацией учреждения. Показатель финансового результата увеличивается в течении года (68302,36 ^ 242828,28 ^ 260200,43) и снижается в конце отчетного периода (260200,43 ^ 173608,28).

Расходование бюджетных средств Пансионата «Горный» осуществляется в соответствии с классификацией расходов. Классификация расходов бюджетов является группировкой затрат смет бюджетной системы РФ и отображает направленность бюджетных средств на исполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами регулирования муниципальных внебюджетных фондов основополагающих функций, разрешение социально-экономических проблем [1].

Код классификации расходов складывается из 20 знаков. Конструкция двадцатизначного шифра классификации расходов изображена в виде 3-х составных компонентов:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств (1-3 разряды);

2)кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета (4-17 разряды);

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (18-20 разряды).

Учет санкционирования расходов бюджетов — это учет сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований [2].

Действия по санкционированию затрат учреждения проводятся на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета», инструкции N 162н:

- 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";

- 0 502 00 000 "Принятые обязательства";

- 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования";

- 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения".

Учет по счетам лимитов исполняется в течение всего экономического (бюджетного) года. По завершении финансового года остатки по счетам на последующий год не выносятся.

Процедура санкционирования затрат казенного учреждения содержит в себе последующие пункты [3]:

- зачисление и применение бюджетных выделений и лимитов бюджетных обязательств;

- приём учреждением бюджетных обязательств;

- выполнение валютных обязательств;

- ратификация сметных предназначений;

- выражение показанных операций в бюджетном учете.

Доходы, прибывающие казенному учреждению от допустимой коммерческой деятельности, у него не остаются, а в целом объеме зачисляются в доход бюджета РФ и учитываются на самостоятельных лицевых счетах. Доходы, приобретенные от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет без платы налогов и сборов, то есть в цельном объеме. Такие доходы не включаются в счет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не сокращают налоговую базу по налогу на прибыль.

Устоявшиеся традиции и способ организации бюджетного процесса ощутимо сдерживают возможности и институциональные побуждения повышения эффективности менеджмента государственных (муниципальных) финансов и переориентации деятельности распорядителей бюджетных средств с освоения, выделенных им в пользование ассигнований на достижение конечных, поставленных им, задач и результатов [4].

Следовательно, перекраивание бюджетного процесса предполагается внедрить в следующих направлениях [5]:

- реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;

- выделение бюджетов функционирующих и принимаемых обязательств;

- усовершенствование среднесрочного денежного планирования;

- усовершенствование и развитие сферы использования программно-целевых методов бюджетного планирования;

- урегулирование процедур формирования и рассмотрения бюджета.

Неотъемлемым критерием переориентации бюджетного процесса на достижение

конечных результатов является приведение в соответствие структуры и содержания бюджетной классификации РФ (далее — бюджетная классификация) и бюджетного учета в соответствие с стремлениями и задачами проведенных реформ.

Бюджетная классификация и бюджетный учет обязаны стать надежным и эффективным инструментом, обеспечивающим прозрачность и непредвзятость деятельности органов исполнительной власти и руководителей бюджетных средств и обеспечивающим надлежащий доступ и объем достоверной финансовой информации на каждом этапе бюджетного процесса — от анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности за минувший период, проработке и представления проекта бюджета и его внедрение и исполнение в течение текущего финансового года до составления и предоставления подходящей финансовой отчетности.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов в рамках комплексной реформы системы бюджета включают в себя помимо реформирования непосредственно бюджетного процесса также реформы бюджетного сектора, переход к новым способам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, усовершенствование процедур выполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включая элементы менеджмента ликвидности единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений. В ходе реформирования бюджетного сектора предлагается провести системные преобразования, устремленные к ликвидации существующих недостатков. К примеру, одним из существенных недостатков является осуществление функций распорядителя средств бюджета организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. Данная ситуация может возникнуть в случае, не имения главными распорядителями средств бюджета, территориальных подразделений на территории конкретного субъекта РФ или муниципального образования и делегирования своими полномочиями по распоряжению бюджетных средств, выделенными под финансирование пребывающих в их ведении бюджетополучателей. Посредством реформы совокупности бюджетных учреждений предлагается проведение инвентаризации данных распорядителей и прекращение существующей практики посредством передачи функций распорядителей средств бюджета организациям, подведомственным соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета.

На последующем этапе реконструкции бюджетного сектора предполагается проведение более глубоких преобразований, направленных на подтверждение правоспособности и (или) проведения реорганизации бюджетных учреждений как главной предпосылки к внедрению новейших форм бюджетного финансирования, а также повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг.

Первостепенным направлением увеличения эффективности распоряжения бюджетными средствами является разработка механизмов, посредством которых бюджетные услуги будут предоставляться учреждениями разных организационно-правовых форм. В связи с этим, должна быть предусмотрена возможность реорганизации государственных учреждений, способных осуществлять свою деятельность в рыночной среде, в учреждении иной организационно-правовой формы. Суть данной реорганизации заключается в высвобождении государства от обязанности содержания таких организаций за счет средств бюджета, основываясь на сметы доходов и расходов и освобождение от ответственности по их обязательствам.

Следовательно, реформирование бюджетного процесса, зависящее от темпов и направлений обширного круга структуры реформ, является наиболее важнейшей предпосылкой к повышению эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.

Литература

1. Хасанов Р. Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации / Р. Н. Хасанов // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 45-48.

2. Асташова Н.Н. Использование механизмов оценки эффективности использования бюджетных средств при проведении государственного финансового контроля / Н.Н. Асташова // Актуальные вопросы современной экономической науки: сб. докладов IV Междунар. науч. заоч. конф. (Липецк, 26 февраля 2015 г.). — Липецк: Гравис, 2015. — С.7-10.

3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ. // Актуальные вопросы современной экономической науки: сб. докладов IV Междунар. науч. заоч. конф. (Казань 26 февраля 2015 г.). — Казань: Гравис, 2015. — С.7-10.

4. Заболотнева, Л. К вопросу об эффективности и результативности бюджетных расходов / Л. Заболотнева, Е. Захарченко // Бюджет и финансы. — 2014. — № 2. — С. 2-6 Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. редакцией А.А. Климова. — М.: Дело, 2014. — 520 с.

5. Майская Е. С. Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2014 г.). — Т. I. — М.: РИОР, 2014. — С. 133-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.