Научная статья на тему 'Повышение эффективности инновационного менеджмента в деятельности фармацевтической компании'

Повышение эффективности инновационного менеджмента в деятельности фармацевтической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ИННОВАЦИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ / MANAGEMENT / INNOVATION / COMPETITIVENESS / THE CONCEPT OF COMPETITIVE ADVANTAGE / INVESTMENT ATTRACTION / A PHARMACEUTICAL COMPANY / ACHIEVEMENT OF STRATEGIC INNOVATION IN A PHARMACEUTICAL COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Йованович М.

В статье излагаются методологические и методические основы менеджмента будущего. Автор предлагает детальное описание новых глобальных явлений в фармацевтическом бизнесе, новых методов управления, видов бизнеса и культуры это интригует, провоцирует. Вдохновляет... Статья написана для тех, кто верит в креативную борьбу, для тех, кто готов вдохновлять других, для тех, кто верит в людей, а не только самому себе, для тех, кто хочет изменить завтрашний мир. Её цель вдохновить других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE MANAGEMENT IN ACTIVITY OF A PHARMACEUTICAL COMPANY

The article presents the methodological and technical basis of the management of the future. The author offers a detailed description of the new global phenomena in the pharmaceutical business, new management techniques, types of business and culture it’s intriguing, provokes. Inspiring... The article is written for those who believe in the creative struggle, for those who are ready to inspire others, to those who believe in the people, not only to itself, for those who want to change the world of tomorrow. Its purpose to inspire others.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности инновационного менеджмента в деятельности фармацевтической компании»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Йованович М., аспирант кафедры «Общий менеджмент и управление проектами» Финансового университета при Правительстве РФ

Научный руководитель: к. э. н. проф. Малышев Н.И. Тел. 8 (985) 481-15-27, эл. почта: markoy@mail.ru

В статье излагаются методологические и методические основы менеджмента будущего. Автор предлагает детальное описание новых глобальных явлений в фармацевтическом бизнесе, новых методов управления, видов бизнеса и культуры - это интригует, провоцирует. Вдохновляет...

Статья написана для тех, кто верит в креативную борьбу, для тех, кто готов вдохновлять других, для тех, кто верит в людей, а не только самому себе, для тех, кто хочет изменить завтрашний мир. Её цель - вдохновить других.

Ключевые слова: менеджмент, инновация, управление, конкурентоспособность, концепция конкурентных преимуществ, инвестиционная привлекательность, фармацевтическая компания, Стратегическое достижение инновации в фармацевтической компании

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE MANAGEMENT IN ACTIVITY OF

A PHARMACEUTICAL COMPANY

Jovanovich M., The post-graduate student, Department of General Management and Project Management Financial University under the

Government of the Russian Federation Scientific advisor: PhD Malishev N.I., professor +7 985 481 15 27, markoy@mail.ru

The article presents the methodological and technical basis of the management of the future. The author offers a detailed description of the new global phenomena in the pharmaceutical business, new management techniques, types of business and culture - it's intriguing, provokes. Inspiring...

The article is written for those who believe in the creative struggle, for those who are ready to inspire others, to those who believe in the people, not only to itself, for those who want to change the world of tomorrow. Its purpose - to inspire others.

Keywords: management, innovation, management, competitiveness, the concept of competitive advantage, investment attraction, a pharmaceutical company, achievement of strategic innovation in a pharmaceutical company.

Менеджмент - одно из важнейших «изобретений» человечества. Вот уже более ста лет совершенствование теории и практики управления - структур, процессов, методов согласования усилий множества людей - способствует экономическому прогрессу. Но самые важные открытия менеджмента - в основном дело далекого прошлого. Парадигма менеджмента, зарожденная в конце XIX века, начале XX века исчерпала себя как парадигма индустриальной эпохи, которая держалась на принципах стандартизации, специализации, иерархии, контроля и верховенства интересов акционеров. Планирование производственных процессов, составление бюджета, анализ рентабельности инвестиций, управление проектами, выстраивание организационной структуры, развитие брэнда - все это и многое другое, без чего невозможно представить себе управление бизнесом, родилось в начале XX века1.

Пришло время призвать менеджеров коллективно принимать новую философию менеджмента - философию, которая позволит менеджеру действовать, управлять и стать частью позитивной силы, способной высвободить обширный потенциал, скованный приверженностью старой модели. «Современный» менеджмент, основы которого были заложены в конце XIX века, выработал свой запас прочности. Нужно срочно пересмотреть всю теорию.

Организация XXI века будет испытывать давление со стороны многочисленных и противоположно направленных противоречивых сил, и характеризоваться беспрецедентной сложностью2. Она потребует лидеров нового поколения. Лидер XXI в. будет не Богом, а простым смертным, который помогает другим смертным осознать, что «Бог есть в каждом из нас»3.

Мне придется, обращает внимание на изменяющуюся природу конкурентного ландшафта и на то, как эти силы будут влиять на представления о «менеджменте».

Надо обратит внимание и о риске, заложенном в самой природе работы менеджера, и о том, что для её трансформации потребуются инновации на базовом организационном уровне. Изменяющаяся роль менеджмента предполагает, что нам следует уделять особое внимание роли менеджеров высшего звена и шести жизненно важным элементам, на которых они должны сконцентрировать свои

1 См. Гэри Хэмел, Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

2 Более подробно об этом см. Bouchikhi, Н. Living with and building on complexity: A constructivist perspective on organizations // Organization, 1998. 5/2. 217-232.

3 Менеджмент XXI века/ Под ред. С. Чоудхари, Глава 15. Кастомизация рабочего места. 359 с.

4 Более подробно об этом см. Журнал: Harvard Business Review - Россия/ Октябрь 2009, 94-95 с.// hbr-russia.ru

усилия в XXI веке.

В новом тысячелетии методы менеджмента будут по своей сути намного больше зависеть от поведенческих особенностей, заостряя внимание на основных вопросах, связанных с человеческими ресурсами: обучение, командное видение, методы управления человеческими ресурсами, стимулы роста, бюджетирование и проактивные методы контроля (proactive control).

Искусство управления меняется, и происходит это очень быстро. В корпоративном мире менеджеры постоянно обсуждают эволюционную природу бизнеса и воздействие, которое она оказывает на них.

Чтобы наметить план обновления менеджмента, группа учёных и глав компаний собрались в мае 2008 года, сформулировала 25 масштабных задач. Список задач, решение которых, заложило бы основы менеджмента XXI века. Масштабные задачи, стоящие перед менеджментом4:

1. Ставить высокие цели. Теория и практика менеджмента должны быть нацелены на социально значимые, благородные задачи.

2.Руководствоваться идеей корпоративной ответственности. Менеджмент будущего должен учитывать интересы всех взаимозависимых групп общества, а значит, ему нужны соответствующие процедуры и методы.

3. Изменить философию менеджмента. Менеджмент должен черпать новые идеи из таких разных областей знания, как антропология, биология, дизайн, политология, теология и т.д.

4. Отказаться от традиционной иерархии. Естественные иерархии, в которых власть исходит от «низов», а руководителей не назначают, складываются стихийно; они обладают несомненными преимуществами перед иерархиями формальными.

5. Изжить страх и укрепить доверие. Недоверие и страх убивают дух новаторства и интерес к делу, поэтому менеджмент будущего должен их искоренить.

6. Изменить принципы контроля. Дисциплина не ослабнет, хотя свободы у людей станет больше, если делать ставку не на правила и запреты, а на самоконтроль каждого.

7. Переосмыслить работу руководителей. Уподоблять руководителя герою-одиночке, принимающему ответственные решения,

Таблица 1. Сопоставление парадигм менеджмента

XIX е. XX е. XXI е.

Теория персонализации Взаимозаменимая мышечная сила и энергия работников Индивидуум, подчиненны й иерархии потребностей Самостоятельным и осмысливающий свою жизнь индивидуум

Информация и знания Исключительная область менеджмента Управляемые менеджментом, разделяются на Ограниченной основе Широко распространяются

! 1ричина/цепь занятости Выживание Накопление богатства н достижение социального статуса Част ь стратегического жизненного плана

Идентификация своей личности С компанией и/или рабочим классом Идентификация с социальной группой и/или компанией Личность, лишенная груза традиций

I [рпрода конфликта Разрушительный, его следует избегать Разрушительный, но переносимый, следует разрешать через систему заключения коллективного трудового договора 1 ¡ормальная часть жизни

Разделение труда Менеджеры принимают решения, работника их выполняют Менеджеры принимают решения, работники сознательно и вдумчиво ИХ ВЫПОЛНЯЮТ Работники и менеджеры принимают решения и выполняют их

Власть Сконцентрирована в высших эшелонах управления компанией Огран имена, функ! тональное разделение власти или наделение полномочиями Распылена и разделяется

Источник: Менеджмент XXI века/ Под ред. С. Чоудхари, Глава 4. Стр. 92

глупо. Руководителям предстоит стать архитекторами корпоративных сообществ, поощрять новаторство и сотрудничество.

8. Сделать ставку на многообразие. Будущие системы управления должны дорожить многообразием, инакомыслием и индивидуализмом не меньше, чем готовностью «делать как все».

9. Создавать стратегию стихийно. В стремительно изменяющихся условиях процесс формирования стратегии должен строиться на таких биологических принципах, как разнообразие, отбор и развитие самого жизнеспособного.

10. Изменить оргструктуру предприятий. Крупные предприятия станут более гибкими, а новаторская деятельность активизируется в них, если большие подразделения разбить на мелкие мобильные структурные единицы.

11. Смотреть вперед, а не назад. Как правило, все управленческие процессы устроены таким образом, что давно опробованное всегда предпочтительнее новому. Менеджмент будущего должен поощрять инновации и совершенствование.

12. Выбирать курс развития сообща. Если мы хотим, чтобы сотрудникам было важно будущее компании, надо максимально расширить круг тех, кто будет формулировать ее цели - и выбирать не по должности, а по профессионализму.

13. Создавать комплексные системы оценки эффективности. Нынешние показатели не учитывают человеческие качества, от которых зависит успех в новой «креативной» экономике, следовательно, их надо пересмотреть.

14. Готовить почву для проектов завтрашнего дня. Нужно создать такую систему оплаты труда и премирования, чтобы руководители перестали жертвовать долгосрочными целями ради сиюминутной прибыли.

15. Утвердить информационную демократию. Компаниям нужны такие информационные системы, чтобы каждый сотрудник располагал информацией, благодаря которой он мог бы действовать в интересах всей организации.

16. Продвигать диссидентов и сдерживать реакционеров. Будущие системы управления должны перераспределять власть в пользу тех, кто больше других устремлен в будущее.

17. Предоставлять сотрудникам больше самостоятельности. Нужно перестроить системы управления, чтобы поощрялись инициатива рядовых сотрудников и их эксперименты.

18. Создавать корпоративные рынки идей, кадров и ресурсов. Рынки распределяют ресурсы лучше предприятий с жесткой оргструктурой, и надо учитывать это обстоятельство.

19. При принятии решений отказываться от формальной иерархии. Компаниям нужны новые принципы принятия решений - чтобы учитывались разные точки зрения, использовался «коллективный разум» её сотрудников и всех, кто имеет отношение к ней.

20. Искать разумные компромиссы. При нынешнем менеджменте выбор одной цели означает отказ от другой. Нужны многоцелевые системы, которые бы поощряли разумные компромиссы.

21. Дать волю творческому началу сотрудников. О том, как поощрять творчество, известно немало. Управленческие процессы следует выстраивать так, чтобы новаторство пестовалось «на каждом квадратном метре» организации.

22. Формировать сообщества единомышленников. Чтобы сотрудники работали с полной отдачей, нужно помогать увлеченным людям находить друг друга и объединяться в команды.

23. Перенастроить менеджмент для работы в открытом мире. Новые бизнес - модели все чаще делают ставку на формы общественного производства, которые выходят за пределы организации, поэтому основанный на формальной власти менеджмент изжил себя. Сложным экосистемам нужны новые методы управления.

24. Очеловечить деловой язык и методы бизнеса. В будущем системам управления надо ориентироваться не только на достижение эффективности и прибыли, но и на такие вечные идеалы, как красота, справедливость и общность.

25. Переучивать управленцев. Управленцам будущего пригодится способность не только к дедукции и анализу, но к системному мышлению и формулированию концепций.

Пока новаторы менеджмента не решат их, компании не смогут быстро подстраиваться под изменчивые условия завтрашнего дня.

Не все перечисленные идеи новы, в основном они нацелены на «лечение хронических болезней», которыми страдают только крупные организации. О них, снова вспоминается, чтобы подтолкнуть поиски новых решений застарелых проблем. То же и с замшелыми методами управления: новые представления, свобода от стереотипов и новые инструменты вроде тех, благодаря которым произошла революция в интернет - сообществе, помогут нам вырваться из их плена.

Задача новой версии менеджмента - очеловечить организации, чтобы они были под стать работающим в них людям. А ведь люди обладают потрясающей способностью адаптироваться: каждый день они пересекают континенты, чтобы получить новую работу, снова садятся за парты и приобретают новые знания, в зрелом возрасте меняют профессию.

Обидно, что методы менеджмента зачастую лишают организации тех самых качеств, которые делают нас людьми: жизненной силы, изобретательности и ощущения духовного родства. Создание подлинно человечных организаций - то, что прежде компании относили только к далекой от них духовной сфере, стало вопросом их выживания.

Основоположники менеджмента превращали свободомыслящих, несговорчивых людей в послушных, готовых вывернуться наизнанку сотрудников. Они действовали вопреки человеческой природе. Мы же, наоборот, сообразуемся с ней. Задача новой версии менеджмента - сделать организации более человечными - а не менее. Отметим, что цель автора состоит не в том, чтобы дезавуировать несколько десятилетий управленческих усилий, улучшить качество трудовой жизни. До сих пор в мире масса работников была бы счастлива, если бы с ними обращались на работе так, как с их американскими и французскими коллегами. Утверждаем, что хорошо обращаться с людьми, которые работают на компанию, недостаточно, ведь люди фактически стремятся к тому, чтобы с ними считались как с личностями.

Теоретики парадигме менеджмента XXI века доказывают, что менеджмент новой эпохи должен быть засновен на кастомизиро-ванное рабочее место. Автор данной статьи в полностью согласен с таким взглядом.

«Кастомизированное рабочее место» представляет собой радикальный отход от общепринятых принципов и технологий менеджмента, его контуры невозможно обрисовать без того, чтобы добиться существенного сдвига в парадигме менеджмента и менталитета. Автор обобщил основные различия менеджмента XIX, XX и XXI вв. в таблице 1.

В отличие от традиционного построения организации, процесс которого основан на том, что организационные структуры и системы исходят из заранее разработанной стратегии, организации касто-мизированного рабочего места, как его видим, будет стремиться к равновесию значимых для организации областей (её стратегии) и того, что значимо для работников (их жизненная стратегия).

Обобщенные выше социологические тенденции указывают на то, что в организации XXI в. индивидуум вернет себе часть контроля над некоторыми фундаментальными аспектами своей трудовой жизни: над объектом работы, степенью удовлетворенности работой, над тем, когда и где работать, каким образом выполнять работу, с кем и для кого работать, как долго работать, какое направление выбрать для своей трудовой карьеры, какие навыки и знания для этого потребуются.

В то время как потребности и чаяния индивидуумов менеджмента XIX и XX в. рассматривались как помехи, согласно парадигме кастомизированного рабочего места они представляют собой исходный пункт. Равновесие между потребностями компании в прогнозируемости и эффективности и разнообразными индивидуальными потребностями работников требует нового типа трудового контракта, и притом такого, в рамках которого руководство компании

и работники выступают со своими стратегическими и жизненными планами и стремятся найти общие позиции.

Инновации требуют мужества и воображения. Лидеры должны создавать в организации такую культуру, в которой проявлять склонность ставить эксперименты, задавать вопросы, оспаривать истинность и приемлемость доминирующей модели, смогут не только самые мужественные. Имеется масса очевидных свидетельств того, что инновации требуют множественных экспериментов. Исследование одной из промышленных инноваций показало, что в проект вошло 3000 первоначальных «сырых» идей, нашедших отражение в 300 официально поданных предложениях, которые после тщательного отбора и отсева превратились в девять крупных проектов по усовершенствованию, которые в конечном итоге привели к одному коммерческому успеху. Pfizer ежегодно проверяет более 100 предложений, чтобы найти одно сулящее успех направление разработки нового медицинского препарата.

Инновации с трудом поддаются прогнозированию, они могут возникнуть в любом месте и потребовать многочисленных экспериментов - именно по этой причине первоклассные всемирно известные фармацевтические компании готовы к инновациям в любое время и повсеместно. Эти компании стимулируют стратегическое достижение на трёх уровнях пирамиды, рисунок № 1.:

• Стратегические действия - на самой её вершине - несколько масштабных, не вызывающих сомнений проектов, ориентированных на будущее, и соответственно объёмные инвестиции в новый продукт, технологию или рыночную инновацию.

• Стратегическое обучение - в середине пирамиды - портфель обещающих, но еще не проверенных экспериментов, новых, находящихся на ранних стадиях начинаний, прототипов или других отдельных проектов.

• Стратегическое мышление - в основании пирамиды - большое число операционально внедряемых последовательных инноваций, постоянных усовершенствований и новых, находящихся на ранних стадиях идей, непосредственно повышающих доходы, сокращающих затраты, увеличивающих скорость или обеспечивающих успех у клиентов, более того - предлагающих многообещающие новые направления на будущее.

Нет необходимости доказывать, что внедрение инноваций является обязательным условием для роста любой компании. Но в наши времена, когда каждая строчка в бюджете должна отстоять свое право на существование, зачастую трудно понять, как и сколько надо вкладывать в разработку новых идей. Тем более, что те суммы, которые тратит компания на развитие своего бизнеса, далеко не всегда коррелируют с её положением в рейтинге передовых компаний-новаторов.

Для того, чтобы повысить инновативность бизнеса, Гари Хэмел и Гари Гетс утверждают: нельзя экономить на внедрении идей, но можно экономить на их генерации.

Рис. 1. Стратегическое достижение инновации в фармацевтической компании5

5 Рисунок выполнен с помощи книге Котельников В. Ю. Теп3: Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для быстрых перемен. - М.: Эксмо, 2007 - с. 80

По моему пониманию чтобы повысить эффективность от каждого инвестированного в инновации доллара, надо повысить ёмкость инноваций на каждый вложенный доллар. Для этого следует соответствующим образом построить работу организации.

На основанию анализа работы компаний, выполнена авторам статьи «Экономные идеи», наиболее успешных на ниве новаторства, предлагаю вывести пять правил повышения инновационной эффективности. Итак, для того, чтобы поток новых идей возрастал, надо:

1. Постоянно повышать количество сотрудников, генерирующих идеи. Но не нанимать для этого новых работников, а использовать уже имеющиеся человеческие ресурсы. Провоцируйте на новаторство всех, кто работает в вашей организации, независимо от их должностных обязанностей.

2. Сосредоточиться на «радикальных» идеях, т.е. таких, которые способны изменить поведение потребителя, дать вам конкурентное преимущество и даже повлиять на устройство отрасли, в которой работает компания.

3. Искать источники для идей не только внутри вашей организации, но и вне её. Заставьте интеллектуальную энергию окружающих поработать на вас и ваш бизнес. Почаще заглядывайте в необъятный резервуар человеческой креативности - Интернет.

4. Учиться внедрять идеи, проводя малорискованные эксперименты. Если компания опробует инновацию на небольшой модели, рискуя малым, то потом ей легче будет перейти на более серьёзные проекты.

5. Выделять инновационные приоритеты - их должно быть как можно меньше - и долго и последовательно придерживайтесь их.

Литература:

1. А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов /Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. Пособие. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 300 с.

2. Быкова А. А. /Организационные структуры управления. - М.: ОЛМА-ПРЕС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. -160 с. (Успешный бизнес. Мастер - класс).

3. Виханский О. С. /Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Экономист, 2003. г. 296 стр.

4. Глумаков В. Н., Максимцов М. М., Малышев Н. И. /Стратегический менеджмент: Практикум. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 187 с.

5. Джон Ван Маурик /Эффективный стратег: Пер. с англ. - М.: ИНФА-М, 2002. - 208 с. - («Серия менеджер для лидера»)

6. Друкер П. / Эффективное управление. Пер. с англ.. М. Котель-

никовой. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2004. - 284, [4] с.: ил.

7. Друкер Питер Ф. / О профессиоальном менеджменте.: Пер. с анг. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 320 с.

8. Литвак Б. Г. /Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2005.

- 384 с.

9. Менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. Проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Единство,2003. 359 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. /Основы менеджмента: Пер. с англ.-2-е изд.-М: Дело, 2004. г. 800 с.

11. Предпринимательство: учебник для вузов /Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

12. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. /Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.: Учебник для вузов/ Пер. с англ. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. г. -576 с.

13. Форд Г. / Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. Е. А. Бакушева. - Мн.: ООО "Попурри", 2004. - 352 с.

14. Якокка Л. (с Новаком У.) /Карьера менеджера. Пер. с англ. С. Э. Борич. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - 544 с. + 16 с. Вкл.

15. Ансофф И. "Стратегическое управление"/ Публикации, сайт о: Стратегическом менеджменте. Интернет: http:www.strategy. bos.ru

16. Минцберг Г., Куин Д. Б., Гошал С. /Стратегический процесс (концепция, проблемы, решения). Электронная книга. - М.: "ИД Равновесие". 2004. г.

17. Cleland D.I., King W.R. (1975) 2nd ed. System Analysis and Project Management. - New York: McGraw-Hill Book Co, 396 p.

18. Питерс Т., Уотермен Р. (1986) В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). - Пер. с англ./Общ. Ред. и предисл. Л.И.Евенко. - М.: Прогресс, 423 с.

19. Тейлор Ф.У. (1991) Принципы научного менеджмента. - Пер. с англ. А.И.Зака/Под ред. и с предисл. Е.А.Кочергина. - М.: "Журнал "Контроллинг"", 104 с. (Классики менеджмента; Вып. 1).

20. Тейлор Ф.У. (1992) Менеджмент. - Пер. с англ. А.И.Зака/Под ред. и с предисл. Е.А.Кочергина. - М.: "Журнал "Контроллинг"", 137 с. (Классики менеджмента; Вып. 4).

21. Файоль А. (1992) Общее и промышленное управление.

- Пер. с франц. М.: "Журнал "Контроллинг"", 151 с. (Классики менеджмента; Вып. 2).

22. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари: Пер. с англ.

- М.: ИНФРА-М, 2009. - XIV, 448 с. - (Серия «Менеджмент для лидера»). ISBN 5-16-001312-1 (русск.), 0-273-63963-3 (англ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.