8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 337 с.
КУЛАГИНА Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса.
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.
РЕВЕНКО Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Статья поступила в редакцию 15.06.2009 г.
© Е. В. Кулагина, Е. М. Ревенко
уДк 377 А. О. ЖАКЕНОВА
Омский колледж торговли, экономики и сервиса
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
УСЛОВИЯМИ И СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА___________________________________
В статье рассматривается опыт работы педагогического коллектива в условиях профессионально-ориентированной образовательной среды колледжа. При этом потенциал развивающей образовательной среды колледжа рассматривается в двух аспектах: как создание условий для профессионального становления молодых специалистов, а также как средство развития, формирования личностных качеств студентов через традиционные и инновационные формы и методы работы с молодежью.
Ключевые слова: гражданское воспитание, резервы, профессионально-ориентированная, развивающая образовательная среда.
Задача становления личности воспитанника, способной ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готовой к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности — сложная и вместе с тем очень актуальная. Современные социально-экономические условия, новые технологии развивающегося производства выдвигают особые требования к общеобразовательной и специальной подготовке молодых специалистов. Меняется требование к личности и за пределами производства: новизна, сложность, нестандартность ситуаций, в которых оказывается человек во все более открывающемся противоречивом мире, остро ставят вопрос о возрастании роли самоконтроля, ответственности молодых людей за себя и свое будущее [1].
Возможность решения данной проблемы нами видится в эффективной реализации гражданского воспитания в развивающей образовательной среде колледжа. Образовательная среда колледжа — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности [2]. Согласно, теме разговора, принципиальной становится такая характеристика образовательной среды — насколько она ориентирована на
личность участников образовательного процесса. Результаты исследований образовательной среды и её влияния на человека представлены в работах ряда ученых: В. С. Библера, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготского, В. А. Козырева, Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, В. И. Слобод-чикова, В. А. Левина. Опираясь на работы ученых, понимаем, что недостаточно ограничиваться рамками только лишь образовательного учреждения, так как спектр влияния на воспитание молодых людей гораздо шире. Поэтому объектом нашего внимания является и внешняя среда образовательного учреждения, под которой подразумевается: совокупность разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических, политических факторов оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона [3]. И в этом плане современная политика руководства колледжа, способствующая закреплению и развитию широких партнерских отношений с внешним окружением в лице представителей научной школы, производства, представителей органов местного самоуправления и учет социокультурной среды региона оправданны и имеют свои ощутимые результаты. Обмен мнениями с компетентными специалистами, своевременная рефлексия действительности позволяют педагогам быть в курсе развивающейся научной мысли, понимать государствен-
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
ную стратегию в образовании и воспитании молодежи, понимать и предвосхищать запросы социума.
Образовательная среда колледжа рассматривается нами не только как условие, необходимое для обучения и воспитания студентов, но и как средство обучения и воспитания. Такое воздействие образовательной среды возможно, когда организация образовательной среды ориентирует, студентов на осознанное профессионально-личностное развитие, в ходе которого студенты повышают свою субъектность и поднимаются на качественно иной уровень — саморазвитие. Такими возможностями позволяющими характеризовать образовательную среду колледжа как среду, способствующую гражданскому становлению и профессионально-личностному развитию и самореализации студентов, можно считать, когда:
— образовательная среда направлена на создание условий для достижения основной стратегической цели — гармонизации воздействия на личность, что достигается через освоение и внедрение в обучение концепции и технологий личностно-ориентированного образования: обращение к человеку, к его индивидуальности, с учетом поло-возрастных, национальноэтнических, социально-экономических условий жизни современного подростка и молодежи;
— поддерживается определённый баланс между постоянством образовательной среды и её динамичностью.
Стабильный педагогический коллектив со сложившейся практикой работы должен быть способным к преобразованиям, уметь воспринимать развивающуюся действительность, уметь принимать новое;
— образовательная среда учебного заведения должна стратегически ориентироваться на будущие потребности общества — сфера образования ответственна за «опережающее развитие» общества. В практике работы многих колледжей это стало доброй традицией. В числе первых среди других образовательных учреждений региона методическая служба нашего колледжа стала будировать и подвигать педколлектив к освоению новых образовательных технологий (контекстное обучение, введение тестовых заданий, модульное обучение и др.). Актуализация гражданского воспитания молодежи в весьма противоречивое время также, считаем, соответствует опережающему характеру образования;
— образовательная среда должна максимально приближать и погружать обучающихся в сферу профессиональной деятельности. Поэтому оправданно разноплановое тесное взаимосотрудничество с социальными партнерами, яркие, профессиональной направленности внеклассные мероприятия на учебно-производственных предприятиях торговли и общественного питания, в рамках предметных декад цикловых методических комиссий, внедрение учебной дисциплины «Учебная фирма». «Учебная фирма» представляет собой одновременно учебную дисциплину, введенную в учебный план специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) в качестве дисциплины по выбору студентов, так и инновационную образовательную технологию, отражающую принципы контекстного обучения. Первые шаги творческой группы педагогов колледжа по созданию студенческого бизнес-клуба «Молодая инициатива» также направлены на погружение в будущую профессиональную деятельность;
— образовательная среда, воздействуя на личность, активизирует, подсознательные процессы., что ведёт к актуализации глубинных смыслов.
Примером такой организации образовательновоспитательной среды могут служить познаватель-
ные экскурсии в музеи, концерты областной филармонии в музыкальной гостиной колледжа, а также празднование традиционных праздников, таких как «День матери», прививающий ответственность к семейным узам; проведение новогодних вечеров «Новогодние забавы студентов» — как возможность осмысления прошедших событий и создание планов на будущее, празднование Дня защитника Отечества, демонстрирующее незыблемость понятий долг, честь, Родина; празднование Международного женского дня — возможность привития уважения к женщине; празднование Дня Победы — возможность отдать дань памяти и уважения советскому народу, победившему фашизм, воспитание патриотических чувств. Эти и другие мероприятия направлены на формирование и усвоение традиций, признанных в обществе;
— субъекты, образовательного процесса должны участвовать в развитии образовательной среды — поэтому очень значимы проведение социологических опросов, анкетирования студентов, проведение родительских собраний и учет мнения родителей. Оправданно проведение ежегодных встреч администрации со студенческим активом колледжа по насущным проблемам. Возможно, необходимо проводить и упреждающие встречи руководства колледжа со студентами. Признавая ценность мнения студентов, можно и нужно рассказывать им об учебных планах, задачах колледжа. Все это способствует развитию у молодых людей уверенности в собственной значимости, повышение самостоятельности и установление доверительных отношений.
Таким образом, образовательная среда колледжа, основанная на принципах вариативности, гибкости, открытости и постоянного расширения на основе новых информационных технологий, непрерывности, личностной ориентированности становится средой гражданского становления, профессионально-личностного развития и саморазвития и способствует формированию профессиональной компетенции будущего специалиста.
Таким образом, исходя из направленности развивающей образовательной среды колледжа на гражданское становление молодых людей, оптимальными организационно-педагогическими условиями являются:
— включение студента как субъекта профессионально-ориентированного образовательного процесса в деятельность, в ходе которой актуализируется его гражданская позиция (социальные проекты ««Передвижное кафе», ярмарки продаж, внеклассные мероприятия ««Щедрый стол Сибири», «На празднике блистательного» и др.).;
— организация социального проектирования с целью применения приобретенных ими умений и навыков гражданского поведения (благотворительные акции ««Поможем, нашим, детям», «Рождественская звезда», ««День с ветераном»);
— реализация системы гражданского воспитания на основе включения студентов в социально-значимую профессиональную деятельность (проведение маркетинговых исследований, опрос мнений потребителей, потребительские конференции, обслуживание различных форумов и др.);
— направленность содержания образования в профессиональной подготовке студентов на формирование гражданской культуры (привитие чувства уважения к потребителям., формирование социальной ответственности за результаты, профессиональной деятельности, формирование чувства коллек-
тивизма, корпоративной культуры, толерантности и др.);
— педагогическое сопровождение студенческого самоуправления, направленного на демократизацию отношений между коллективами педагогов и студентов (организация школы, обучения студактива, учет мнения студентов через анкетирование, опросы, диагностику, проведение ««Диалога администрации колледжа со студактивом»).
Для определения эффективности воспитательной деятельности по гражданскому воспитанию студентов необходимо использовать две группы оценок: критерий факта и критерий качества [4]. Анализ на основе факта позволяет выявить наличие необходимых планов, программ, используемых методик, технологий, средств, наличия нормативно-правовой базы управления и самоуправления, наличия внешних контактов, включенности студентов в деятельность. Критерии качества определяют степень приближенности системы к целям. К качественным показателям следует отнести уровень сформированности определенных качеств личности, что выражается как в поступках, так и в сложившейся системе отношений личности к себе, к миру, к окружающим людям. Данные анкетирования по определению уровня развития гражданской позиции групп 1-го курса 2008 года показали следующую картину. Современных молодых людей, так же как взрослых, волнуют жилищные проблемы, экономические и финансовые проблемы, проблемы, связанные с ростом наркомании, злоупотреблением спиртными напитками, рост агрессивности среди молодежи. Молодые люди стремятся найти себя в этой жизни, свое место, согласны, что успех не приходит сам по себе, а только упорный труд приведет к успеху. Для дальнейшего развития активной социальной и гражданской позиции у студентов 1-го курса есть положительные чувства к Родине, стремление к дополнительным знаниям и к деятельности, развивающей гражданственность и патриотизм. 76 % первокурсников ответили, что готовы защищать Родину в минуты серьезной опасности, 82 % предпочитают жить в своей стране, 83 % испытывают чувство гордости за свой город, за свою малую родину, 50 % знают историю своей семьи, своего края, почти столько же желают знать ее лучше. Лидирующие позиции занимает такая цель, как сохранение здоровья. Эту цель выбрали 49 % тестируемых студентов 2-го курса. Данная цель сохраняет свои лидирующие позиции и по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что педагоги ведут успешную работу по вопросам здоровьесбережения учащейся молодежи. На втором месте у переходящего контингента студентов такая важная ценность, как создание счастливой семьи, эта цель вышла на второе место впервые по сравнению с прошлыми годами. Установка на материально обеспеченную жизнь у наших студентов сохраняется и обоснована тем, что большинство наших студентов из малообеспеченных и неполных семей. Для многих это одна из острых проблем, которую они надеются решить в будущем. Эта цель со второго места переместилась на третье. Из ценностей-средств первое место занимает ответственность. Далее следуют образованность и честность. Образованность, ответственность, честность являются важными инструментальными ценностями в достижении материального благополучия, сохранения здоровья и наличия верных друзей по мнению студентов, выбравших эти ценности. Незначительные выборы у таких важных духовных ценностей, как: трудолюбие, воспитанность, чуткость, терпимость,
самоконтроль. Данные психологического тестирования показали, что у большинства студентов 2-го курса идет развитие и формирование социально одобряемых ценностных ориентаций, необходимых для развития гражданской позиции личности. Изменились показатели по развитию коммуникативных качеств, тактичности, выдержанности в конфликтных ситуациях. Положительная динамика в готовности студентов к дальнейшему саморазвитию. Это важный показатель в личностном и профессиональном саморазвитии, если правильно сформировать систему ценностных ориентаций человека.
Результаты анкетирования юношей по отношению студентов к службе в РА: 66 % юношей ответили положительно на вопрос о готовности служить в ВС РФ (на 4 % больше в сравнении с прошлым годом). Для 61 % юношей служба в ВС РФ — это священный долг и школа для настоящих мужчин (51 % — в 2008 г.). 27 % юношей готовность к службе в армии объясняют стремлением защищать свою Родину, 56 % понимают, что служба в армии — это, прежде всего, внутренняя психологическая готовность. Для некоторых молодых людей военная служба связана с традициями своей семьи, с возможностью поучиться настоящей жизни. Снизилось число юношей, считающих службу в армии пустой тратой времени, на 11 %.
Выпускники 2009 года называют отрицательные факторы в формировании нравственно-патриотических качеств, такие как сложная и трудная обстановка в стране, отсутствие ясной патриотической идеи в обществе, негативные сведения, получаемые из СМИ, отрицательное влияние безнравственных товарищей. Дают правильную оценку в вопросе формирования основ понимания патриотизма и гражданственности. Они признают значимость дружного, сплоченного коллектива, группы, влияние товарищей, близких друзей, личное участие в гражданской деятельности в процессе развития нравственности, духовности, гражданственности у молодого поколения. Отдают приоритет ценностным ориентациям, направленным на личностное саморазвитие и самосовершенствование, для 40 % опрошенных респондентов значительным в жизни являются родители, любовь к ним; для 34 % важно материальное благополучие. Отрицательными качествами сверстников называют такие, как эгоизм (23 %), индивидуализм (34 %), пассивность и равнодушие, неорганизованность и недисциплинированность, леность, проявление безответственности, поиск легких путей (добиваться привилегий, послаблений).
Но, вместе с тем, возрождение России как сильной державы не является значительным и значимым в их жизни, собственное материальное благополучие ими не связывается с экономической ситуацией в стране, с возрождением России как сильного государства. Экономическая и финансовая стабилизация воспринимается как событие, а не как ценность. Почти половина опрошенных понимает патриотизм как выполнение воинского долга, и лишь 11 — 15% понимают патриотизм в успешном выполнении своих гражданских обязанностей, таких как активное выполнение трудовых заданий, успешная учеба, активное участие в патриотических мероприятиях, акциях, в бизнесе.
Результаты диагностики студентов колледжа дают и большую пищу для педагогических размышлений. Социальная активность наших студентов очень низка. Большинство из них не знают или не хотят знать никаких партий, молодежных движений, которые могли бы помочь в решении волнующих их проблем. Молодым людям не хватает целеустремлен-
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и педагогические науки
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
ности в достижении поставленных целей. Большинство студентов имеют средние и низкие показатели степени уважения социальных норм и требований общества. По-прежнему значительно число юношей, считающих службу в ВС РФ — обременительной обязанностью.
Результаты диагностики показывают необходимость целенаправленной работы педагогического коллектива по актуализации гражданского воспитания студентов. Гражданское воспитание становится основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. Профессиональная школа, обучая специальности, профессии, призвана формировать профессионально важные деловые и гражданские качества личности. Необходимо и важно в современных социально-экономических условиях воспитывать чувство социальной ответственности будущих молодых специалистов за свои профессиональные и гражданские действия. Гражданское воспитание студентов колледжа позволит повысить качество подготовки конкурентоспособных специалистов. Конкурентоспособность молодых специалистов будет обеспечиваться наличием сформированных базовых, ключевых, социальнополитических, социально-гражданских компетенций. Это будет выражаться в том, что выпускник знает основы российской государственности, знает и уважает законы Российской Федерации, умеет ими пользоваться в необходимых ситуациях, чувствует причастность к истории своего государства. Сознательно и самостоятельно исполняет обязанности гражданина: честно трудится, платит налоги, служит в Российской армии, участвует в выборах, бережно относится к окружающей среде, к памятникам культуры.
Что дает гражданину владение гражданскими навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию своей собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные. А также прогнозировать устройство жизни страны и своей собственной. Успехи страны и успех каждого отдельного человека зависят от того, как хорошо его выучили на Гражданина.
Научная новизна результатов исследования проблемы гражданского воспитания в образовательной среде колледжа заключается:
— в обосновании социальных и педагогических резервов повышения эффективности гражданского воспитания студентов, имеющихся в условиях, специфике профессионально-ориентированной образовательной среды колледжа;
— в моделировании интегрированной с учебнопроизводственными предприятиями системы воспитательной практики по формированию гражданского самосознания студентов и образа выпускника колледжа как педагогический ориентир субъектов учебно-воспитательного процесса колледжа;
— в разработке методологических оснований системы формирования готовности выпускников колледжа к самостоятельной успешной профессиональной деятельности на основе развития активной гражданской позиции;
— в обосновании необходимости развития активной гражданской позиции будущего молодого специалиста как фактора повышения его профессиональной и гражданской мобильности, состоятельности и социальной ответственности.
Практическая значимость результатов исследования очевидна и применима в воспитательной практике любого образовательного учреждения Омского региона. Создание и реализация технологии взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на основе использования социальных и педагогических резервов повышения эффективности гражданского воспитания в условиях колледжа способствует повышению качества будущей профессиональной деятельности выпускников колледжа. Комплексно-целевая программа по гражданскому воспитанию студентов, а также разработка учебнометодического комплекса воспитательной деятельности педагогов по гражданскому воспитанию студентов, разработка методических рекомендаций по реализации системы формирования готовности выпускников колледжа к самостоятельной успешной профессиональной деятельности будет неоценимой методической помощью в работе любого педагогического сообщества, особенно профессионального учебного заведения. Подбор диагностических материалов, позволяющих определить состояние сформи-рованности гражданской и профессиональной зрелости студентов, определить степень влияния на нее выявленных социальных и педагогических резервов повышения эффективности гражданского воспитания в условиях колледжа можно использовать в любой профессиональной практике.
Библиографический список
1. Маврина, И.А. Гражданское воспитание в современных социально-экономических условиях / И.А. Маврина, С.А. Маврин // сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 20 мая 2009 г. — Омск, 2009. - С. 77-80.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2005. - 319 с.
4. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2003. - 143 с.
ЖАКЕНОВА Айман Оразовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2009 г.
© А. О. Жакенова