- оперативное управление производственными процессами.
Использование подобных программных продуктов позволяет минимизировать расходы на производство продукции, хранение сырья и продуктов, простои подвижного состава и, соответственно, максимизировать прибыль. Таким образом, появляется возможность обеспечивать денежными средствами для дальнейшей деятельности и повышения стоимости компании.
Наиболее эффективно использовать эти продукты при создании автоматизированного комплекса, который, помимо систем оптимизационного и календарного планирования, включает в себя системы учета фактически произведенной продукции, фактических остатков в резервуарных парках.
Современные информационные системы позволяют обеспечить финансовый менеджмент компаний мощным инструментарием при принятии решений максимизации стоимости компании, и, соответственно, конкурентоспособности, в значительной степени упростив управление оборотным капиталом компаний. Список использованной литературы:
1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/Линейное_программирование.
2. Официальный сайт компании Aspen Technology [Электронный ресурс]. -http://www.aspentech.com.
3. Официальный сайт компании Invensys Systems (входит в состав Schneider Electric) [Электронный ресурс]. - http://iom.invensys.com.
4. Официальный сайт компании Honeywell [Электронный ресурс]. -https://www.honeywellprocess.com.
5. Официальный сайт компании Haverly Systems [Электронный ресурс]. -http://www.haverly.com/main-products.
6. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учебник для бакалавриата и магистратуры в 2 ч. / под ред. А. З. Бобылевой. — 2-е изд., пере- раб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 573 с.
© Ибулаев Р.Г., 2016
Ковела Д.Ш.
Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия Специальность: 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»
e-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ
Аннотация:
В данной статье рассматриваются вопросы эффективности государственной культурной политики, даётся краткий обзор ситуации в России, а также приводятся примеры из зарубежного опыта внедрения креативных кластеров в стратегию развития культуры и культурной политики на государственном уровне. На основе анализа современной ситуации формулируются выводы о том, какие изменения необходимы для более эффективного управления в области культуры
Absctract:
The paper covers the effectiveness of the state cultural policy, gives an overview of the situation in Russia and provides the examples showing international experience in implementing creative clusters into the strategy of a state cultural policy. Taking the analysis of the current situation into consideration, the author represents the changes which should be made to improve the cultural policy.
Ключевые слова:
культурная политика, креативный кластер, культура, творческие индустрии, стратегия развития,
финансирование культуры.
Keywords:
cultural policy, creative cluster, culture, cultural industries, development strategy, financing culture.
Введение
Государственная культурная политика охватывает такие сферы государственной и общественной жизни как различные виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.
Важной особенностью сферы культуры заключается в том, что она традиционно является дотационной отраслью, и поэтому наиболее существенные проблемы в данной области в большинстве случаев связываются с механизмами финансирования.
В нашей стране культура традиционно поддерживалась государством, и в настоящее время финансирование объектов культурного наследия на 80-90% является государственным. Однако эффективность государственных расходов на отрасли социальной сферы традиционно подвергалась сомнению. Избыточность финансирования мало востребованных услуг культуры или нерациональное расходование бюджетных средств в данной сфере критиковались экономистами с конца ХХ в. Критика такого рода основана на том, что бюджетное финансирование учреждений сферы культуры поддерживает, фактически, не потребителя, а выступающего «от его имени» производителя культурных благ.
Международный опыт: как повысить эффективность?
В современном обществе сфера культуры всё чаще рассматривается как движущая сила социально-экономического развития территории, а также неотделима от других сфер жизни общества - в первую очередь, с экономики. Такой подход преобладает в европейских странах, где уже давно существует тенденция к самостоятельному финансированию культуры через создание креативных кластеров и реализацию проектов, способных выходить на самоокупаемость.
Интересный опыт подобного развития демонстрирует Мальта, где создан дизайн-кластер, который способствует развитию экономики страны в целом. На сегодняшний момент сферу дизайна на Мальте представляют 600 предприятий, в которых занято около 1200 человек. Общий вклад от данной индустрии в ВВП составляет 5%. Существующим предприятиям требуется государственная поддержка в виде различных льгот, немаловажным является образовательная и экспертная помощь - именно такие услуги предоставляет начинающим компаниям и старт-апам дизайн-кластер. Команда кластера изучала опыт зарубежных коллег -в частности, Испании, Финляндии и Эстонии, - и выбрала для себя наиболее приемлемую модель.
Стоит отметить, что многие дизайн-кластеры используют виртуальные платформы для своего функционирования, однако эта технология подходит только для очень сильно развитых секторов креативной экономики, а перед Валлеттой стояла задача создания дизайн-сектора с нуля, и именно поэтому понадобилось физическое пространство для организации кластера. Общая стоимость проекта составила 7,5 млн евро.
Креативный кластер как новый альтернативный механизм финансирования культуры
Такого похода приерживаются создатели концепции экономической социодинамики Р. С. Гринберг и А. Я. Рубинштейн, согласно которой вместо патернализма, предполагающего вмешательство государства в экономические процессы (в том числе, в сфере культуры), обоснована возможность равноправного участия
государства в экономической жизни общества. Это не отменяет социальные расходы, но требует обоснования их целесообразности.
Отметим, что с развитием рыночных отношений многие направления творческой деятельности стали коммерчески состоятельными, что позволяет говорить о формировании творческой индустрии, подотраслями которой являются фотография, изобразительные искусства, исполнительские искусства, ремесло и промыслы, программное обеспечение, реклама, архитектура, дизайн интерьера, графический и промышленный дизайн, мода, издательское дело, ТВ, радио и СМИ, кинематограф и видео.
Необходимо учитывать данную тенденцию при выстраивании механизмов финансирования отрасли культуры и использовать ресурс креативных индустрий для взаимосвязанного развития экономики и культуры. При этом, как отмечает в своей статье М. Гнедовский, это возможно только при соблюдении нескольких условий, которые должны стать базовыми принципами реализации культурной политики:
1) развитие творческих индустрий должно быть осознанным приоритетом государственной политики;
2) должна существовать продуманная система поддержки (льготная аренда, система малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды и т.д.), а также постоянное консультирование представителей «творческого класса» по вопросам ведения бизнеса;
3) необходимы специальные агентства, которые служат посредниками между сообществом творческих предпринимателей и властями.
Таким образом, мы получаем синергетический эффект - эффект, который предполагает качественно более высокую результативность взаимодействия двух факторов, чем если бы они действовали по отдельности.
Список использованной литературы:
1. Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия «культурная политика» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - Вып. 1(3). - Изд-во ННГУ, 2004. - С. 358-364. URL: http://www.dissercat.com/content/kulturnaya-politika-teoriya-i-metodo logiya-issledovaniya#ixzz3fExw1FPO
2. Богатырёва Т. Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России: Монография. -М.: ТЕИС, 2002. - 179 с.
3. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики, 1996. - №10. - С.65-75
4. Буторина О. В. Европейская интеграция. - М.: МГИМО; Институт Европы РАН. - 2011. URL: http: //uchebnik-besplatno.com/uchebnik-geopolitika/kulturnaya-politika-evrosoyuza-22802.html.
5. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: политический вызов для России // Журнал «Отечественные записки» URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.
6. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах // Электронная библиотека «Лекциопедия». URL: http://lektsiopedia.org/lek-3946.html.
7. Основы государственной культурной политики // Информационный портал «Президент России» URL: http: //kremlin. ru/events/administration/21027.
8. Рубинштейн А. Я. Экономика общественных преференций. - СПб.: Алетейя, 2008. - 560 с.
9. Стратегические направления развития законодательства о культуре (сборник материалов по итогам выездного совещания Комитета Государственной думы РФ по культуре в г. Ульяновске 27 марта 2014г.) / Сост. Г. А. Муромцева, А. А. Пушкарева. - Ульяновск: Фонд «Ульяновск - культурная столица», 2014. - 94 с.
10.Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2030 года / Сост. Н. Кочеляева, В. Музычук, Е. Хаунина; Правительство Ульяновской области; АНО «Новый институт культурологии»»; фонд «Ульяновск - культурная столица». - Ульяновск, 2015. - 32 с.
© Ковела Д.Ш., 2016