Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса'

Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный финансовый контроль / предприятия оборонно-промышленного комплекса / финансирование предприятий ОПК / государственный оборонный заказ / State fi nancial control / enterprise military-industrial complex / the fi nancing of defense enterprises / the state defense order

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анжела Захитовна Намитулина, Умайса Мурадалиевна Беделова

Представленная тема исследования особенно актуальна в связи с высоким значением и необходимостью укрепления финансового контроля, данная тематика имеет значение для развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и обеспечения экономической безопасности страны, важна для сохранения и развития научно-технического потенциала страны. Актуальность приобретают именно те аспекты экономических отношений, которые связаны с поставками на экспорт высокотехнологичной продукции военного назначения. В условиях ограниченного бюджетного финансирования государство должно иметь рычаги воздействия на функционирование оборонно-промышленного комплекса, возможность проводить самостоятельную внешнюю военно-техническую политику. В новых экономических условиях возникла необходимость решения проблем финансового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса, в целях укрепления независимости и безопасности России, а также подчеркивается приоритетный характер мер государственного контроля, связанных с выполнением оборонного заказа, т.е. в сфере оборонно-промышленного комплекса. На современном этапе экономическое развитие России, темпы роста национальной экономики во многом зависят от того, какая ситуация складывается в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Это обусловлено тем, что ОПК представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. В нем сосредоточена наибольшая часть российского потенциала, лучшие кадры ученых и специалистов. Продукция и технологии ОПК широко используются в других отраслях. Современный оборонно-промышленный комплекс производит значительную часть гражданской продукции. Интеграция ОПК с гражданскими отраслями промышленности является технологической основой для решения основных задач, стоящих перед российской экономикой, и, прежде всего, основой формирования новой технологической базы для развития наукоемкой и конкурентоспособной продукции, определяющей темпы научно-технического прогресса и темпы роста национальной экономики. Цель / задачи. Целью статьи является разработка основных направлений, форм и путей повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК), как средства обеспечения финансовых и оборонных интересов государства и выявления финансовых ресурсов ускорения экономического развития России. Методология. Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области обеспечения экономической безопасности и финансового контроля, публикации в области обеспечения экономической и финансовой безопасности и государственного финансового контроля, открытые аналитические материалы в области развития оборонно-промышленного комплекса. Результаты. Учитывая, что управления ОПК будут преобразованы, необходимо использовать положительный международный экономический опыт для повышения эффективности государственного финансового контроля в ОПК. Вместе с тем, в интересах государства и общества создание системы эффективного государственного финансового контроля предприятий ОПК требуется особый подход и решение следующих задач: необходимость определить финансовое содержание и цели государственного контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса; необходимость проанализировать ОПК как специфический объект финансового контроля со стороны государства в рыночных условиях его осуществления; выявить особенности реализации финансового контроля в процессе военно-технического сотрудничества, а также раскрыть основные проблемы государственного финансового контроля; определить состояние организации государственного финансового контроля ОПК и резервы его совершенствования. Осуществление эффективного государственного финансового контроля оборонно-промышленного комплекса, а также определение направлений его совершенствования в период трансформации рыночной экономики является объективной необходимостью. Выводы / значимость. Практическая значимость работы заключается в ориентации положений, выводов и рекомендаций работы, ориентированных на широкое использование и повышение эффективности государственного финансового контроля в области обороны и безопасности, а предложения, изложенные в статье (по совершенствованию государственного финансового контроля в ОПК) могут использоваться законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, в том числе и органами государственного финансового контроля и Министерством обороны, в текущей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анжела Захитовна Намитулина, Умайса Мурадалиевна Беделова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF HIGH-TECH MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The presented research topic is particularly relevant due to the high value and the need to strengthen fi nancial control for the development of the military-industrial complex (MIC), to ensure the country's economic security, preservation and development of scientifi c and technical potential. The urgency of acquiring those aspects of economic relations which are connected with the supply the export of high-tech military products in a limited budget funding State should have levers of infl uence on the functioning of the military-industrial complex, the ability to pursue an independent foreign military-technical policy. In the new economic conditions, it became necessary to address the problems of fi nancial security of the defense-industrial complex, in order to strengthen the independence and security of Russia, as well as the need to give priority nature of the measures of state control in the economy related to the implementation of the defense order, ie, in the sphere of military-industrial complex. At the present stage of economic development of Russia, the rate of growth of the national economy largely depends on what the situation is in the military-industrial complex (MIC). This is due to the fact that the defense industry is the most high-quality, high-tech economy. It concentrated the largest part of the Russian potential, the best staff of scientists and experts. Products and DIC technology widely used in other industries. The modern military-industrial complex produces a signifi cant part of civil production. DIC integration with civilian industries – it is also a technological basis for solving the basic problems currently facing the Russian economy, and, above all, the basis of the formation of a new technological basis for the development of high technology and competitive products, which determines the pace of scientifi c and technological progress and the growth of the national economy. Objectives. The aim of the paper is the development of guidelines, forms and ways to improve the effi ciency of the state fi nancial control in the sphere of military-industrial complex (MIC), as a means of providing fi nancial and defense interests of the State and the identifi cation of fi nancial resources to accelerate economic development of Russia. Methods. The methodological basis of this article are the economic and statistical analysis methods, regulatory documents in the fi eld of economic security and fi nancial controls, publications in the fi eld of economic and fi nancial security and the state fi nancial control, public analyzes in the fi eld of development of the defense-industrial complex. Results. Considering that the defense industry management will be converted, you must use the positive international economic experience to improve the eff ectiveness of state fi nancial control in the MIC. However, in the interests of the state and society to create a system of eff ective state fi nancial control of defense companies require a special approach and the following tasks: The need to determine the fi nancial content and objectives of state control in the sphere of militaryindustrial complex; The need to analyze the defense industry as a specifi c object of fi nancial control by the state in the market conditions for its implementation; Identify the features of the implementation of fi nancial control in the process of military-technical cooperation, as well as to reveal the main problems of state fi nancial control; determine the status of the organization of state fi nancial control DIC and reserves for its improvement. Implementation of eff ective state fi nancial control of the military-industrial complex, as well as the determination of the directions of its improvement in the transformation of the market economy is an objective necessity. Conclusions and Relevance. The practical signifi cance of the work lies in the orientation of the provisions of the conclusions and recommendations of the work in wide use to improve the effi ciency of state fi nancial control in the fi eld of defense and security, and the proposals contained in the article (on improvement of state fi nancial control in the MIC) may be used by the legislative and executive bodies of Russian Federation, including bodies of state fi nancial control and the Ministry of Defence, in the current activity.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.2

JEL: G3, H5, H7, M1, M2, O14

doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.48.53

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Анжела Захитовна Намитулина 1, Умайса Мурадалиевна Беделова 2

1 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

2 ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (ФБУ НИИ Счетной палаты)

119048, г.Москва, ул. Усачева д.64, стр. 1

1 Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» E-mail: AnZNamitulina@fa.ru

2 Аспирант НИИ Счетной палаты, Начальник отдела финансового контроля в правоохранительной сфере и судебной системы Территориального Управления Росфиннадзора в г. Москве, советник 3 класса государственной гражданской службы Российской Федерации

E-mail: AnZNamitulina@fa.ru

Поступила в редакцию: 15.04.2016 Одобрена: 12.05.2016

Аннотация. Представленная тема исследования особенно актуальна в связи с высоким значением и необходимостью укрепления финансового контроля, данная тематика имеет значение для развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и обеспечения экономической безопасности страны, важна для сохранения и развития научно-технического потенциала страны. Актуальность приобретают именно те аспекты экономических отношений, которые связаны с поставками на экспорт высокотехнологичной продукции военного назначения. В условиях ограниченного бюджетного финансирования государство должно иметь рычаги воздействия на функционирование оборонно-промышленного комплекса, возможность проводить самостоятельную внешнюю военно-техническую политику. В новых экономических условиях возникла необходимость решения проблем финансового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса, в целях укрепления независимости и безопасности России, а также подчеркивается приоритетный характер мер государственного контроля, связанных с выполнением оборонного заказа, т.е. в сфере оборонно-промышленного комплекса. На современном этапе экономическое развитие России, темпы роста национальной экономики во многом зависят от того, какая ситуация складывается в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Это обусловлено тем, что ОПК представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. В нем сосредоточена наибольшая часть российского потенциала, лучшие кадры ученых и специалистов. Продукция и технологии ОПК широко используются в других отраслях. Современный оборонно-промышленный комплекс производит значительную часть гражданской продукции. Интеграция ОПК с гражданскими отраслями промышленности является технологической основой для решения основных задач, стоящих перед российской экономикой, и, прежде всего, основой формирования новой технологической базы для развития наукоемкой и конкурентоспособной продукции, определяющей темпы научно-технического прогресса и темпы роста национальной экономики.

Цель / задачи. Целью статьи является разработка основных направлений, форм и путей повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК), как средства обеспечения финансовых и оборонных интересов государства и выявления финансовых ресурсов ускорения экономического развития России. Методология. Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области обеспечения экономической безопасности и финансового контроля, публикации в области обеспечения экономической и финансовой безопасности и государственного финансового контроля, открытые аналитические материалы в области развития оборонно-промышленного комплекса.

Результаты. Учитывая, что управления ОПК будут преобразованы, необходимо использовать положительный международный экономический опыт для повышения эффективности государственного финансового контроля в ОПК. Вместе с тем, в интересах государства и общества создание системы эффективного государственного финансового контроля предприятий ОПК требуется особый подход и решение следующих задач: необходимость определить финансовое содержание и цели государственного контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса; необходимость проанализировать ОПК как специфический объект финансового контроля со стороны государства в рыночных условиях его осуществления; выявить особенности реализации финансового контроля в процессе военно-технического сотрудничества, а также раскрыть основные проблемы государственного финансового контроля; определить состояние организации государственного финансового контроля ОПК и резервы его совершенствования. Осуществление эффективного государственного финансового контроля оборонно-промышленного комплекса, а также определение направлений его совершенствования в период трансформации рыночной экономики является объективной необходимостью. Выводы /значимость. Практическая значимость работы заключается в ориентации положений, выводов и рекомендаций работы, ориентированных на широкое использование и повышение эффективности государственного финансового контроля в области обороны и безопасности, а предложения, изложенные в статье (по совершенствованию государственного финансового контроля в ОПК) могут использоваться законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, в том числе и органами государственного финансового контроля и Министерством обороны, в текущей деятельности.

ж

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, предприятия оборонно-промышленного комплекса, финансирование предприятий ОПК, государственный оборонный заказ.

Для ссылки: Намитулина А. З., Беделова У. М. Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 48-53. ёок 10.18184/2079-4665.2016.7.2.48.53

В условиях реструктуризации оборонно-промышленного комплекса России и его преимущественно экспортной ориентации требуется укрепление государственного финансового контроля в области военно-технического сотрудничества (далее -ВТС) с иностранными государствами, являющегося одним из основных финансовых источников поддержания и развития ОПК. В оборонно-промышленном комплексе следует реализовать систему мер, направленных на оптимизацию государственных финансовых контрольных функций в сфере высокотехнологичных отраслей, в сочетании с рыночными способами регулирования экономических процессов, направленных на оздоровление финансов предприятий [13, с. 250-253] оборонно-промышленного комплекса.

Государственный контроль за размещением го-соборонзаказа (далее - ГОЗ) и практика контролирующих органов, а также государственное регулирование цен на продукцию ГОЗ являются важным аспектом управления для руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) и субподрядчиков, участвующих в выполнении оборонных заказов. За последний 2015 год было множество обращений законодателей из регионов с предложением изменить условия ГОЗ, которые, однако, не нашли своего отражения в федеральном законодательстве. Проблемы с системой оплаты ГОЗ станут главной темой предстоящего первого Всероссийского форума «Гособоронзаказ-2016: реформа».

Рис. 1. Государственный оборонный заказ в разрезе федеральных округов (%) 1

Выполнено автором на основе данных, представленных на www.vpk.ru

На рис. 1 представлена диаграмма, отражающая структуру государственного оборонного заказа в разрезе федеральных округов, из которой видно, что в данном направлении доминирует Центральный федеральный округ.

Снижение расходов на военно-промышленный сектор составит в 2016 году 10%. Экономические проблемы не обходят стороной оборонно-промышленный комплекс (ОПК): неизбежный секвестр расходов, дебиторская задолженность предприятий, сложность и не оперативность выпуска некоторых видов ВВТ и т.п.

В этой связи на данном этапе необходимо развивать методологические и методические основы финансового контроля в соответствии с принципами системности в условиях реформирования, реструктуризации ОПК, как объекта общенационального финансового контроля.

Направления повышения эффективности государственного контроля должны включать в себя следующие этапы:

• выявление особенности оборонно-промышленного комплекса, как объекта государственного финансового контроля в условиях реформирования рыночной экономики, которые могут быть неоднозначными так как участие государства в финансовом капитале предприятий ОПК носит особый характер;

• определение и четкая регламентация финансо-

вых обязательств юридических и физических лиц, регулирующих деятельность предприятий ОПК в связи с недостаточной прозрачностью финансовых потоков, поступающих в процессе военно-технического сотрудничества, в том числе и с внешнего рынка;

• выявление новых более осовремененных путей становления и развития методологии государственного финансового контроля ОПК на основе аудита эффективности, включая активизацию органов военного контроля и государственной приемки продукции военного назначения;

• разработка рекомендаций по финансированию научно-исследовательских работ в разрезе от-

дельных статей оборонного бюджета страны за счет доходов от интеллектуальной деятельности, полученных от их результатов и выполненных на средства федерального бюджета в сфере высокотехнологичного ОПК;

• расширение функций Счетной палаты Российской Федерации в направлении обеспечения координирующей роли ОПК в государственном финансовом контроле за счет совершенствования механизма взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации с администрацией Президента Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими внутренний государственный финансовый контроль, а также за счет внедрения нового вида контроля - аудита эффективности;

• обоснование научно-методических рекомендаций по совершенствованию структуры системы государственного финансового контроля в сфере ОПК, а именно в сфере законодательной, исполнительной, судебной, организационной и др. сферах системы ОПК, предусматривающих создание постояннодействующих государственных органов финансового контроля и государственной приемки на предприятиях ОПК, включенных в реестр стратегически важных предприятий;

• законодательное закрепление военно-стратегических интересов государства при выполнении государственного оборонного заказа не только на государственных предприятиях, но и на предприятиях других форм собственности;

• разработку методических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности органов парламентского финансового контроля в части предоставления прав на осуществление внешнеторговой деятельности предприятий ОПК, определение подходов для проведения аудита эффективности с целью своевременного обнаружения нарушений и недостатков, выявления причин их возникновения и предложение способов их устранения.

Таким образом, для повышения эффективности государственного контроля в сфере ОПК необходимо учитывать его специфику, которая должна предусматривать особенности его применения: установление государственной монополии в сфере финансового контроля ОПК в лице Счетной палаты Российской Федерации, как органа внешнего финансового контроля, обладающего всесторонней информацией о финансовых потоках и эффективности деятельности в данной сфере [16, с. 290-296].

В нынешних условиях действующие нормативные правовые акты не в полной мере позволяют защитить права и интересы Российской Федерации в сфере создания и защиты результатов интеллек-

туальной деятельности на продукцию военного назначения [10, с. 105-115]. Согласно результатам государственного финансового контроля в области ОПК, необходимо разработать практические механизмы реализации финансового потенциала, а также обеспечить выработку системных мероприятий по сохранению интеллектуальной собственности продукции военного назначения, поставляемой в различные страны. Совершенствование государственного парламентского финансового контроля в данной сфере является приоритетной задачей.

Для повышения эффективности государственного контроля в оборонно-промышленном комплексе необходимо разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия уполномоченных государственных органов для усиления парламентского контроля за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольную деятельность в сфере ОПК; обеспечить усиление налогового, бюджетного, таможенного, лицензионного и иных форм контроля и обеспечить необходимое информационное взаимодействие контрольных органов на всех уровнях власти.

Данные предложения в сфере высокотехнологичного ОПК, будут способствовать повышению эффективности государственного финансового контроля, а также могут быть использованы в разработке проектов Концепции государственного финансового контроля и Федерального закона «О государственном финансовом контроле» в процессе пересмотра и уточнения законодательной базы в рамках выполнения принятых Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ по реформированию оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, эффективная организация государственного финансового контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса является одним из важных направлений рыночной трансформации высокотехнологичного сектора российской экономики.

С 1 июля 2015 г. вступили в силу новые нормы Федерального закона № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «О государственном оборонном заказе» (в редакции Федерального закона № 159-ФЗ от 29 июня 2015 г.) (далее - Федеральный закон). Новая редакция Федерального закона позволила создать правовое поле для формирования эффективной системы финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ), механизмы межведомственного взаимодействия и контроля, определить дополнительные права и обязанности государственных заказчиков, исполнителей, кредитных организаций, ввести понятие Единой информационной системы, содержащей

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 2, pp. 48-53

МИР

информацию о расчетах по государственному оборонному заказу (далее - ЕИС ГОЗ).

Вопросы формирования новых финансово-экономических отношений в ОПК являются приоритетными для общества и государства, установившего монополию на разработку, производство и поставки вооружения и военной техники, продукцию специального и двойного назначения. Это в свою очередь предопределило приоритетный характер государственного финансового контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время к вопросам государственного финансового контроля привлечено повышенное внимание не только в контексте совершенствования и укрепления взаимодействия между разными контролирующими органами, осуществляющими внутренний и внешний государственный финансовый контроль, но и в отношении установления приоритетности участников данного процесса.

Межведомственная система позволила не только организовать механизм межведомственного взаимодействия с четким распределением полномочий между его участниками, но и уйти от формирования нового контрольно-надзорного органа государственной власти за счет оптимизации полномочий уже функционирующих органов экономической системы [17, с. 370-373].

Таким образом, опыт работы Федеральной службы по финансовому мониторингу, учет функциональных потребностей Министерства обороны Российской Федерации, привлечение Федеральной антимонопольной службы, Банка России, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации позволили создать новую в российской практике межведомственную систему финансового мониторинга.

Исследования вопросов в направлении реализации государственного финансового контроля, прежде всего парламентского, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса, позволили прийти к выводу, что внутренний государственный финансовый контроль не всегда эффективно справляется со своей задачей и необходимо реформирование в данной сфере [12, с. 139-149]. Государственный парламентский финансовый контроль, как независимая, высшая форма финансового контроля, гарантированная Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», опыт работы органа его осуществляющего - Счетной палаты Российской Федерации, дают основание полагать, что он будет осуществляться с высокой степенью инициативы и ответственности, в силу

своей независимости от исполнительных органов власти.

Однако недостаточная эффективность государственного парламентского финансового контроля в сфере оборонно-промышленного комплекса, по ряду проблемных вопросов в деятельности ОПК, в том числе непрозрачность финансовых потоков и военно-материальных ресурсов, неэффективность управления государственной собственностью, переданной в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, отсутствие чёткой политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности и прав на нее, созданной за счет средств государства, вызывает необходимость разработки более эффективных мер финансового контроля в отрасли ОПК.

Список литературы

1. Акаев А.А. Среднесрочная импортозамещающая модернизация - пусковой механизм стратегии формирования инновационной экономики России. М., 2011. С. 40.

2. Багинян К.А. Международные санкции по уставам Лиги Наций и ООН и практика их применения. М.: изд-во Академии наук СССР, 1948. С. 52.

3. Блинов А. Промышленные предприятия и их экономическая безопасность // Экономист. 2014. № 1. С. 56-60.

4. Грибанич В. Политические решения Бретон-Вудских институтов в области экономики // Международная экономика. 2014. № 1. С. 52-58.

5. Данилин М.В., Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 38-50.

6. Девятов А. Российско-китайские отношения в год зелёной лошади // Международная экономика. 2014. № 3. С. 60.

7. Клочков В.В., Критская С.С. Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41.

8. Комков Н.И. Перспективы и условия восстановления потенциала воспроизводственного цикла // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. №1(17). С. 36-45.

9. Левашов П. Развивающиеся страны: позиции в мировом опыте // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 49-57.

10. Куликов В.С., Федорова И.Ю. Бюджетная политика как инструмент реализации инновационного внешнеэкономического сотрудничества России // Научный журнал «Вестник МГАДА». 2013. № 1. С. 105-115.

1 1. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Современная информационная безопасность как объект информационного менеджмента // Общественные науки. М.: изд-во «МИИ Наука». 2010. № 4. С. 199-206.

12. Федорова И.Ю., Калашникова О.В., Синицына Е.В. Финансовый механизм реализации инновационных проектов на основе взаимодействия государства, бизнеса и науки // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Выпуск XLV. 2015. С. 139-149.

13. Федорова И.Ю. Финансовый менеджмент: проблемы становления и направления развития в бюджетном секторе экономики России // Экономика и предпринимательство. 2015. С. 250-253.

14. Намитулина А.З. Условия оптимизации финансового обеспечения развития ОПК // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 25. С. 329-338.

15. Намитулина А.З. Особенности обеспечения эффективности расходования бюджетных средств в оборонном секторе экономики // Учёные записки Российской академии предпринимательства. 2015. № 42. С. 220-229.

16. Dudin M.N., Kucuri G.N., Fedorova I. Ju., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. / The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, no. 7. pp. 290-296.

17. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I.J., Frygin A.V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 9. pp. 370-373.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) MODERNIZATION

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF HIGH-TECH MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Anzhela Namitulina, Umaysa Bedelova

Abstract

The presented research topic is particularly relevant due to the high value and the need to strengthen financial control for the development of the military-industrial complex (MIC), to ensure the country's economic security, preservation and development of scientific and technical potential. The urgency of acquiring those aspects of economic relations which are connected with the supply the export of high-tech military products in a limited budget funding State should have levers of influence on the functioning of the military-industrial complex, the ability to pursue an independent foreign military-technical policy. In the new economic conditions, it became necessary to address the problems of financial security of the defense-industrial complex, in order to strengthen the independence and security of Russia, as well as the need to give priority nature of the measures of state control in the economy related to the implementation of the defense order, ie, in the sphere of military-industrial complex. At the present stage of economic development of Russia, the rate of growth of the national economy largely depends on what the situation is in the military-industrial complex (MIC). This is due to the fact that the defense industry is the most high-quality, high-tech economy. It concentrated the largest part of the Russian potential, the best staff of scientists and experts. Products and DIC technology widely used in other industries. The modern military-industrial complex produces a significant part of civil production. DIC integration with civilian industries - it is also a technological basis for solving the basic problems currently facing the Russian economy, and, above all, the basis of the formation of a new technological basis for the development of high technology and competitive products, which determines the pace of scientific and technological progress and the growth of the national economy.

Objectives. The aim of the paper is the development of guidelines, forms and ways to improve the efficiency of the state financial control in the sphere of military-industrial complex (MIC), as a means of providing financial and defense interests of the State and the identification of financial resources to accelerate economic development of Russia.

Methods. The methodological basis of this article are the economic and statistical analysis methods, regulatory documents in the field of economic security and financial controls, publications in the field of economic and financial security and the state financial control, public analyzes in the field of development of the defense-industrial complex.

Results. Considering that the defense industry management will be converted, you must use the positive international economic experience to improve the effectiveness of state financial control in the MIC.

However, in the interests of the state and society to create a system of effective state financial control of defense companies require a special approach and the following tasks: The need to determine the financial content and objectives of state control in the sphere of military-industrial complex; The need to analyze the defense industry as a specific object of financial control by the state in the market conditions for its implementation; Identify the features of the implementation of financial control in the process of military-technical cooperation, as well as to reveal the main problems of state financial control; determine the status of the organization of state financial control DIC and reserves for its improvement. Implementation of effective state financial control of the military-industrial complex, as well as the determination of the directions of its improvement in the transformation of the market economy is an objective necessity.

Conclusions and Relevance. The practical significance of the work lies in the orientation of the provisions of the conclusions and recommendations of the work in wide use to improve the efficiency of state financial control in the field of defense and security, and the proposals contained in the article (on improvement of state financial control in the MIC) may be used by the legislative and executive bodies of Russian Federation, including bodies of state financial control and the Ministry of Defence, in the current activity.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 2, pp. 48-53

MMP

Keywords: State financial control, enterprise military-industrial complex, the financing of defense enterprises, the state defense order. Correspondence: Namitulina AnzhelaZakhitovna, Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), AnZNamitulina@fa.ru Bedelova Umaysa Muradalievna, The Federal Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation (64-1 Usecheva street, Moscow 119048), AnZNamitulina@fa.ru

Reference: Namitulina A. Z., Bedelova U. M. Improving the efficiency of the state financial control in the sphere of high-tech military-industrial complex. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 2, pp. 48-53. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.48.53

References

1. Akaev A.A. Srednesrochnaja importozameshhajushhaja modernizacija - puskovoj mehanizm strategii formi-rovanija innovacionnoj jekonomiki Rossii [Medium-term import substitution modernization - the trigger strategy of forming innovative economy in Russia]. M., 2011.

2. Baginjan K.A. Mezhdunarodnye sankcii po ustavam Ligi Nacij i OON i praktika ih primenenija [International sanctions statutes of the League of Nations and the United Nations and their implementation]. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR- M.: the Academy of Sciences of the USSR, 1948.

3. Blinov A. Promyshlennye predprijatija i ih jekonomicheskaja bezopasnost' [Industrial enterprises and their economic security]. Jekonomist - The Economist, 2014, no. 1, pp. 56-60.

4. Gribanich V. Politicheskie reshenija Breton-Vudskih institutov v oblasti jekonomiki [Political decisions Breton Woods institutions in the field of economics]. Mezhdunarodnaja jekonomika = International Economics, 2014, no. 1, pp. 52-58.

5. Danilin M.V., Klochkov V.V. Analiz jekonomicheskoj bezopasnosti strany s syr'evoj jekonomikoj s uchetom voennoj ugrozy [Analysis of the economic security of the country with the commodity economy, taking into account the threat of war]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and safety, 2014, no. 35, pp. 38-50.

6. Devjatov A. Rossijsko-kitajskie otnoshenija v god zeljonoj loshadi [Russian-Chinese relations in the year green horse]. Mezhdunarodnaja jekonomika = International Economics, 2014, no. 3.

7. Klochkov V.V., Kritskaja S.S. Prognozirovanie dolgosrochnyh jekonomicheskih posledstvij vvedenija sankcij protiv rossijskoj vysokotehnologichnoj promyshlennosti (na primere grazhdanskogo aviastroenija) [Prediction of long-term economic consequences of the imposition of sanctions against Russia's high-tech industry (for example, civil aviation)]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and safety, 2014, no. 41.

8. Komkov N.I. Perspektivy i uslovija vosstanovlenija potenciala vosproizvodstvennogo cikla. [Prospects and conditions for the restoration potential of the reproductive cycle]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = MIR [WORLD] (Modernization. Innovations. Research), 2014, no. 1(17).

9. Levashov P. Razvivajushhiesja strany: pozicii v mirovom opyte [Developing countries: position in world

experience]. Problemy teorii i praktiki upravlenija = Problems of the theory and practice of management, 2014, no. 2, pp. 49-57.

10. Kulikov V.S., Fedorova I.Y. Fiscal policy as an instrument for the implementation of innovative foreign economic cooperation of Russia. Scientific journal "Vestnik MGADA", 2013, no. 1, pp. 105115.

11. Ljasnikov N.V., Dudin M.N. Sovremennaja informacionnaja bezopasnost' kak ob'ekt informacionnogo menedzhmenta [Modern information security as an object of Information Management]. Obshhestvennye nauki. M.: Izdatel'stvo "MII Nauka" = Social Sciences. M.: Publisher of "Sciences", 2010, no 4, pp. 199-206.

12. Fedorova I.Y., Kalashnikov O.V., Sinitsyn E.V. The financial mechanism for the implementation of innovative projects on the basis of cooperation between the state, business and science. Scientific Notes: The role and place of civilized business in the Russian economy. Collection of Scientific Papers Issue XLV, 2015, pp 139-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fedorova I.Y., Financial management: problems of formation and development trends in the public sector of the Russian economy. Economy and Entrepreneurship, 2015, pp. 250-253.

14. Namitulina A.Z. Usloviya optimizacii finansovogo obespecheniya razvitiya OPK [Terms of optimization of financial support of the defense industry]. Putevoditel predprinimatelya = Entrepreneur Guide, 2015, no. 25, pp. 329-338.

15. Namitulina A.Z., Osobennosti obespecheniya effektivnosti rashodovaniya byudjetnih sredstv v oboronnom sektore ekonomiki [Features of ensuring the effectiveness of budget spending in the defense sector of the economy]. Uchenie zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatelstva = Scientists note by the Russian Academy of Entrepreneurship, 2015, no. 42, pp. 220-229.

16. Dudin M.N., Kucuri G.N., Fedorova I.Ju., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 7, pp. 290-296.

17. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I.J., Frygin A.V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 9, pp. 370-373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.