Научная статья на тему 'Повышение эффективности функционирования горнолыжных курортов Московской области на основе использования зарубежного опыта'

Повышение эффективности функционирования горнолыжных курортов Московской области на основе использования зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горнолыжный туризм / курорты / лыжи / устойчивое развитие / alpine tourism / resorts / skiing / sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абесадзе Тимур Константинович, Ермаков Александр Станиславович, Пименов Иван Андреевич

В статье представлены рекомендации по повышению эффективностифункционирования горнолыжных курортов Московской области на основе использованияопыта развития горнолыжного курорта «VradalPanorama» (г. Бо, Норвегия).Установлено, что рост кредитоспособности курорта «VradalPanorama» достигнут засчет его современного технического оснащения, расширения периода лежание снежногопокрова, большого разнообразия трасс катания, а также предлагаемых услуг на курорте.В теплый период года, когда отсутствует снежный покров в окрестностях курорта,отдыхающим предлагаются различные виды услуг и развлечений (от катания на лодках ивелосипедах до ловли рыбы). Для повышения эффективности работы курорта важносовершенствование нормативно-законодательных документов по горнолыжномутуризму и системы обеспечения качества и безопасности. Предлагаемые мероприятияпо устойчивому развитию горнолыжных курортов Московской области с использованиемзарубежного опыта позволят сделать их привлекательными не только для жителейМосквы и Московской области, но и для иностранных туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE EFFECTIVENESS OF SKI RESORTS IN MOSCOW REGION ON THE BASIS OF THE FOREIGN EXPERIENCE

The article presents recommendations for improvement of the effectiveness of the ski resorts in Moscow region using the experience of the ski resort «Vradal Panorama» (city of Bo, Norway). Advanced technical equipment, extended period of lying snow, a wide variety of ski slopes, the services offered at the resort caused the growth of creditability of the resort «Vradal Panorama». In the warm snowless season the resort offers the various kinds of services and entertainment (from boating and bicycles to fishing). Improving of ski resorts effectiveness requires the legislative development, quality and safety assurance in Alpine tourism. Proposed measures for sustainable development of ski resorts in the Moscow region with foreign experience will make them attractive both for the residents of Moscow and the Moscow region, and for international tourists.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности функционирования горнолыжных курортов Московской области на основе использования зарубежного опыта»

стр. 84 из 206

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА

УДК 379.854 DOI: 10.12737/14396

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Абесадзе Тимур Константинович, профессор Университетского Колледжа

Телемарк, timambez@hotmail.com

Норвегия

Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, TKEI2011@yandex.ru,

Пименов Иван Андреевич, бакалавр по специальности «Социально-культурный сервис» кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, vanyapim@gmail.com

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье представлены рекомендации по повышению эффективности функционирования горнолыжных курортов Московской области на основе использования опыта развития горнолыжного курорта «VradalPanorama» (г. Бо, Норвегия). Установлено, что рост кредитоспособности курорта «VradalPanorama» достигнут за счет его современного технического оснащения, расширения периода лежание снежного покрова, большого разнообразия трасс катания, а также предлагаемых услуг на курорте. В теплый период года, когда отсутствует снежный покров в окрестностях курорта, отдыхающим предлагаются различные виды услуг и развлечений (от катания на лодках и велосипедах до ловли рыбы). Для повышения эффективности работы курорта важно совершенствование нормативно-законодательных документов по горнолыжному туризму и системы обеспечения качества и безопасности. Предлагаемые мероприятия по устойчивому развитию горнолыжных курортов Московской области с использованием зарубежного опыта позволят сделать их привлекательными не только для жителей Москвы и Московской области, но и для иностранных туристов.

Ключевые слова: горнолыжный туризм, курорты, лыжи, устойчивое развитие

В настоящее время развитие сектора туризма в экономике достигло такого этапа, когда для повышения его эффективности требуются исследования данных сегментов рынка туризма, мотивации туристов, туристских ресурсов, информационных технологий и управленческих методик [7]. Существенное экономическое влияние индустрии туризма, а также ее воздействие на человеческую, культурную и природную среду требуют выверенных решений, которые следует проводить с использованием точных

стр. 85 из 206

статистических данных, разносторонних исследований при реализации принципов устойчивого развития [1, 2, 4, 5, 6, 13].

Обострение конкуренции на туристическом рынке способствуют развитию разнообразия туристских направлений и продуктов и появлению новых туристских центров [8, 12]. В Подмосковье среди них следует выделить центры горнолыжного спорта и туризма.

Горнолыжный туризм широко известный вид в индустрии туризма, который с каждым годом набирает все большую популярность в разных потенциальных для катания странах. В России при наличии большого природного потенциала данный вид туризма тоже получает свое развитие, но темпы его развития и уровень функционирования, прибыльность его в межсезонье требуют исследования и совершенствования. В работе рассматривается опыт развития горнолыжного курорта «Vradal Panorama» (г. Бо, Норвегия) и его использования для повышения эффективности услуг в горнолыжном туризме Московской области.

Объектом исследования в работе является горнолыжный туризм и параметры его эффективности. Методы исследования - анализ, методы индукции и дедукции.

В настоящее время в России функционируют как давно известные горнолыжные курорты, расположенные на Урале и в Приэльбрусье (Эльбрус, Чегет, Домбай), так и довольно новые горнолыжные центры: в Сочи («Красная Поляна») [2, 9] и в Подмосковье (спортивный парк «Волен», горнолыжно-развлекательный парк «Сорочаны», спортивноразвлекательный центр «Яхрома» и др). Однако общий анализ состояния рынка горнолыжного туризма показывает [6], что обеспечение его эффективности в нашей стране пока еще плохо исследовано. Традиционные методы менеджмента перестали быть полноценно эффективными. Анализ также показал наличие низкой правовой базы и слабой поддержки инновационных решений, появляющихся в наши дни благодаря развитию технологий и развитию горнолыжной отрасли в целом. Необходимость видоизменять направление прогрессивного развития данной сферы стало первостепенным для владельцев горнолыжных центров и курортов. Исследование показало, что в горнолыжном рыночном сегменте появилась новая, абсолютна свободная ниша [6, 8, 13]. Принцип круглогодичных центров спорта и отдыха с ярко выраженным отличием -наличие экологических кемпингов [12] в непосредственной близости к центрам. Проведенные исследования и статистические данные деятельности норвежского курорта «Vradal Panorama» показали, что данный вид круглогодичной деятельности и инновационные решения в развитии средств размещения дали самые позитивные

стр. 86 из 206

результаты и самые высокие коэффициенты доходности. В рамках исследования развития был установлен ряд первостепенных проблем таких, как высокие затраты на электроэнергию во время только зимнего сезона катания, эксплуатация дорогостоящего оборудования (подъемники), низкий процесс восстановления рекреационного потенциала за время подготовки к новому сезону, мертвые сезоны, кроме зимнего.

Были изучены финансовые отчетные документы за 2011-2014 годы. Анализ их финансовых показателей дает основание для выводов о том, что предприятие работает стабильно, поскольку его основные показатели растут, в т. ч. выручка и прибыль. Баланс предприятия также стабильно растет в течение четырех последних лет. «Vrodal Panorama» является прибыльным и рентабельным предприятием с годовым доходом около 80 млн. норвежских крон (10 млн. $). 80% прибыли идет от сдачи в аренду и продаж домов и земельных участков на территории комплекса, а 20% - от функционирования горнолыжного комплекса. В отчетах аудиторской фирмы «ERNST&YOUNGAS», которая ведет аудит «Vradal Panorama» и является одной из престижнейших аудиторских контор в мире, были отмечены самые позитивные показатели, устойчивый финансовый статус и высочайшая кредитоспособность.

На рисунке 1 можно увидеть, что оценка происходит по шкале от 1 до 6 и у норвежского курорта самый высокий показатель.

Рейтинговая история

2012 высочайшая кредитоспособность ■ 1

2013 высочайшая кредитоспособность ■ Шкала(макс 1000)

2014 высочайшая кредитоспособность ■ ■ ■

0 400 800 12 00

Рисунок 1 - Диаграмма изменения кредитоспособности горнолыжного курорта «VradalPanorama»

Существенные изменения в развитии горнолыжного курорта достигаются за счет реализации следующих технических или технологических решений:

- 7 подъемников, один из которых является первым восьмиместным подъемником в Европе, что сводит до минимума создание очередей, функционируют круглогодично;

стр. 87 из 206

- высокотехнологичные снежные пушки, создадут идеальный снежный покров для катания, даже если прогнозы синоптиков будут неутешительными;

- профессионально оснащенный склон с большим выбором трасс;

- прокат оборудования всех типов, начиная от лыж и сноубордов, заканчивая лодками, велосипедами и наборами для игры в гольф;

- для ценителей классических лыж и длинных дистанций предлагаются трассы длиной от 20 до 40 км с различным рельефом местности в зависимости от снежного покрова;

- конюшня при отеле «Quality Straand Hotel&Resort» предлагает катание на конных санях и прогулки на лошадях;

- горное озеро у подножья склона, где водятся самые различные породы рыб (разрешается ловля рыбы - форель достигает 8 кг, но в среднем рыба весит от 150 до 600 гр.);

- поле для гольфа с девятью лунками;

- благоустроенные детские игровые площадки;

- удобные условия проживания в непосредственной близости от зоны катания (500 домиков и участков, которые идеально вписываются в ландшафт).

Данные решения позволили привлечь как дополнительные финансовые средства к развитию горнолыжного курорта, так и арендаторов к участию в его работе не только во время наличия снежного покрова, но и в межсезонье, а курорту стать зоной увлекательного отдыха на склонах гор, покрытых лесами и имеющих живописный вид и чистый целебный воздух.

Изученный опыт может быть применен на горнолыжных курортах Подмосковья с учетом местных природно-климатических и социально-экономических реалий.

Для повышения эффективности круглогодичного функционирования курортов в Подмосковье необходимо изменить взаимодействия с потенциальными инвесторами и арендаторами, построить систему совместного использования прилегающих территорий в период отсутствия снежного покрова в межсезонье.

К примеру, со стороны инвесторов потребуется:

- построить экологические дачные поселки в непосредственной близости с горнолыжными курортами;

- повысить качество сервиса гостиничных объектов на территории горнолыжных центров и привлекать квалифицированные кадры [10, 11].

стр. 88 из 206

Со стороны регулирующих деятельность органов:

- создать орган госрегулирования с привлечением представителей заинтересованных федеральных министерств и агентств, а также определить его полномочия в области развития горнолыжного туризма и спорта;

- провести паспортизацию объектов горнолыжного туризма и спорта8 и определить объекты, подлежащие изменению по форме собственности;

- субсидировать кредитование создания и модернизации объектов туриндустрии на горнолыжных курортах;

- содействовать в информационном обеспечении [3] и продвижении горнолыжных курортов в России через развитие туристских информационных центров;

- обеспечить импортозамещение в производстве на территории России товаров, оборудования, снаряжения и инвентаря для горнолыжного туризма и спорта, оказывать содействие во внедрении инновационных технологий для организации кемпингов и производства для них строительных конструкций и сооружений;

- развивать государственно-частное партнерство в инвестировании в объекты горнолыжного курорта;

- проводить международные конференции по инновационному развитию горнолыжного туризма в России с участием органов федерального, регионального и местного управления, представителей индустрии туризма и сервиса, Национального олимпийского комитета, ассоциаций потребителей услуг индустрии горнолыжного спорта и туризма и др.;

- реализовать систему сертификации объектов горнолыжного туризма по комплексному обеспечению системы безопасности9.

Таким образом, анализ опыта развития горнолыжного курорта «Vradal Panorama» в Норвегии показывает перспективность его применения для курортов Подмосковья при внесении изменений в практику их работы и органов управления.

8 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70743354/

9 Там же

стр. 89 из 206

Литература

1. An analysis of the international customer attraction experience in the hospitality industry / Avilova N.L., Ermakov A.S., Gozalova M.R. - World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 84-86.

2. Current Trends in Climate Change at the Krasnaya Polyana Ski Resor / N.M. Pestereva, N. A. Vorozhbit, M.A. Danilova, J. V. Yanina - European Geographical Studies, 2015, Vol. (5), Is.1.

3. Information Resources Strategy in the Promotion of Russia’s Rural Tourism Attractions / S. A. Ermakov, S. V. Ilkevich A. S. Ermakov, World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 91-92, 2014.

4. Quality of Ski Resorts and Competition Between the Emilian Apennines and Altipiani Trentini.an Estimate of the Hedonic Price. / Sergio Alessandrini - Review of Economic Analysis 5 (2013) 42-69.

5. The concept of innovation for sustainable development the construction business and education. / Borkovskaya V.G. - Applied Mechanics and Materials. 2014. Т. 475-476. С. 17031706.

6. 2014 International Report on Snow & Mountain Tourism. Overview of the key

industry figures for ski resorts / Laurent Vanat [Электронный ресурс]:

URL:http://www.isiaski.org/download/20140517 ISIA Vuokatti 1b presentation vanat.pdf (дата обращения: 16.05.2015)

7. Ермаков А. С. Брендинг территорий как фактор совершенствования социальноэкономического развития региона России // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - В 12 ч. - Тамбов, 2015. - С. 33-34.

8. Бизнес-план горнолыжного курорта «SKYRIDE». [Электронный ресурс]: URL: http://business-poisk.com/wp-content/uploads/biz-plan/turizm/Gornolvzhnyi kurort.pdf (дата обращения: 16.05.2015).

9. Информация туристу. Горнолыжный курорт «Красная поляна». [Электронный

ресурс]: URL: https://www.acris.ru/spaw2/uploads/files/pdf/acris Rus pamiatka Kras-

polyana.pdf (дата обращения: 16.05.2015).

10. Направления совершенствования профессиональных квалификаций работников в области сервиса / Т.И. Зворыкина, А.С. Ермаков, В.И. Стельмашенко, Г.Н. Сюткин // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2012. - № 2. - С. 29-34.

стр. 90 из 206

11. Ермаков А.С., Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г. Модель взаимодействия участников системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2012. - №2. - С. 25-29.

12. Рейтинг лучших горнолыжных курортов Подмосковья и Ленинградской

области. [Электронный ресурс]: URL: http://www.deti-

iournal.ru/rating/reiting luchshikh g.html (дата обращения: 16.05.2015).

13. К вопросу о развитии устойчивого автотуризма в России / А.А Корнеев, А.С.

Ермаков, М.Я. Руднева // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 7(54). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic iournal/number54/ (дата

обращения: 16.05.2015).

IMPROVEMENT OF THE EFFECTIVENESS OF SKI RESORTS IN MOSCOW REGION ON THE BASIS OF THE FOREIGN EXPERIENCE

Timur Abesadze, Professor, timambez@hotmail.com

University College Telemark Bo, Norway

Alexander Ermakov, PhD in Engineering sciences, Associate Professor,

TKEI2011@yandex.ru,

Ivan Pimenov, bachelor, vanyapim@gmail.com

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The article presents recommendations for improvement of the effectiveness of the ski resorts in Moscow region using the experience of the ski resort «Vradal Panorama» (city of Bo, Norway). Advanced technical equipment, extended period of lying snow, a wide variety of ski slopes, the services offered at the resort caused the growth of creditability of the resort «Vradal Panorama». In the warm snowless season the resort offers the various kinds of services and entertainment (from boating and bicycles - to fishing). Improving of ski resorts effectiveness requires the legislative development, quality and safety assurance in Alpine tourism. Proposed measures for sustainable development of ski resorts in the Moscow region with foreign experience will make them attractive both for the residents of Moscow and the Moscow region, and for international tourists.

Keywords: alpine tourism, resorts, skiing, sustainable development

References:

1. Avilova N.L., Ermakov A.S., Gozalova M.R. An analysis of the international customer attraction experience in the hospitality industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. Iss. 30. PP. 84-86.

стр. 91 из 206

2. Current Trends in Climate Change at the Krasnaya Polyana Ski Resor / N.M. Pestereva, N.A. Vorozhbit, M.A. Danilova, J.V. Yanina // European Geographical Studies. 2015. Vol. (5), Is.1.

3. Ermakov S.A., Ilkevich S.V., Ermakov A.S. Information Resources Strategy in the Promotion of Russia's Rural Tourism Attractions // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology& Tourism). 2014. PP. 91-92.

4. Alessandrini S. Quality of Ski Resorts and Competition Between the Emilian Apennines and Altipiani Trentini an Estimate of the Hedonic Price // Review of Economic Analysis. 2013. Iss. 5. PP. 42-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Borkovskaya V.G. The concept of innovation for sustainable development the construction business and education // Applied Mechanics and Materials. 2014. Vol. 475-476. PP. 1703-1706.

6. 2014 International Report on Snow & Mountain Tourism. Overview of the key industry figures for ski resorts / Laurent Vanat. URL: http://www.isiaski.org/download/20140517_ISIA_Vuokatti_1b_presentation_vanat.pdf (Accessed on May 16, 2015).

7. Ermakov A.S. Brending territorij kak faktor sovershenstvovanija social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona Rossii [Branding areas as a factor in improving the socioeconomic development in Russia] // Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshhestva [Science and education in the life of modern society]: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. In 12 parth. Tambov, 2015. PP. 33-34.

8. Biznes-plan gornolyzhnogo kurorta «SKYRIDE» [The business plan for the ski resort

«SKYRIDE»]. URL: http://business-poisk.com/wp-content/uploads/biz-

plan/turizm/Gornolyzhnyi_kurort.pdf (Accessed on May 16, 2015).

9. Informacija turistu. Gornolyzhnyj kurort «Krasnaja poljana» [Information tourist ski

resort «Krasnaya Polyana»]. URL:

https://www.acris.ru/spaw2/uploads/files/pdf/acris_Rus_pamiatka_Kras-polyana.pdf (Accessed on May 16, 2015).

10. Zvorykina T., Ermakov A., Stelmashenko V., Sjutkin G. Napravlenija sovershenstvovanija professional'nyh kvalifikacij rabotnikov v oblasti servisa [Areas of improvement of professional skills of workers in the service] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. Iss. 2. PP. 29-34.

стр. 92 из 206

11. Ermakov A., Zworykina T., Mukhamedzhanova O. Model' vzaimodejstvija uchastnikov sistemy ocenki i sertifikacii kvalifikacii personala v sfere servisa [The model of interaction between participants of the system of evaluation and certification of staff in service] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. Iss. 2. PP. 25-29.

12. Rejting luchshih gornolyzhnyh kurortov Podmoskov'ja i Leningradskoj oblasti [Ranking of the best ski resorts in the Moscow Region and the Leningrad region]. URL: http://www.deti-journal.ru/rating/rejting_luchshikh_g.html (Accessed on May 16, 2015).

13. Korneev A., Ermakov A., Rudneva M. К вопросу о развитии устойчивого автотуризма в России [To the issue of sustainable autotourism development in Russia] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8, Iss. 7(54).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.