Научная статья на тему 'Повышение эффективности эксплуатации погрузочно-доставочных машин большой мощности'

Повышение эффективности эксплуатации погрузочно-доставочных машин большой мощности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
443
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Кулешов А. А., Григорьев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности эксплуатации погрузочно-доставочных машин большой мощности»

«НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА-2001» СЕМИНАР № 10

© А.А. Кулешов, Е.А. Григорьев, 2002

УДК 622.24

А.А. Кулешов, Е.А. Григорьев

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-ДОСТАВОЧНЫХ МАШИН БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ

П

рименение погрузочно-доставочных машин (ПДМ) в горной промышленности требует больших капитальных и эксплуатационных затрат. В связи с этим остро стоит проблема эффективного их использования.

Наиболее полное представление о работе машины можно получить, рассматривая ее в системе "человек-машина-среда" (рисунок) [1]. Эффективность данной системы будет определяться взаимодействующими свойствами: квалификацией, психическим и физическим состоянием человека, техническим состоянием и техническим уровнем машины. Человек оказывает влияние как в основном технологическом процессе (оператор), так и во вспомогательном процессе -ремонте (ремонтник). На качество работы системы "человек-машина-среда" оказывает влияние как сама ПДМ, так и средства технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

Для ПДМ грузододъемностью от 6,2 до 14,0 т характерна боковая посадка человека. При таком положении основные средства управления выпадают из зон основного наблюдения человека, что отрицательно сказывается на надежности работы оператора. На дизельных ПДМ в связи с большой мощностью привода велик уровень звукового давления на рабочем месте оператора, что негативно отражается на состоянии слухового анализатора человека. При использовании ПДМ с электрическим приводом максимальное значение звукового давления, воздействующего на оператора, соответствует санитарным нормам [2].

Большое влияние на качество работы указанной системы, в частности на надежность ПДМ, оказывает квалификация ремонтного персонала. При эксплуатации оборудования зару-

бежных фирм, распространена практика обучения ремонтников на специализированных курсах по требованиям данной фирмы.

Одним из факторов, определяющим эффективность работы ПДМ является правильный выбор грузоподъемности в зависимости от расстояния доставки, кусковатости руды и пр. Наряду с этим ведутся работы по разработке и внедрению в производство рациональных транспортных схем для работы ПДМ [3]. Радиусы закруглений и углы сопряжений транспортных выработок на криволинейных участках пути определяют с учетом износа шин.

Для ПДМ фактические значения коэффициента готовности (Кг) и коэффициента технического использования (Кти) (0,8-0,9 и 0,7-0,75 соответственно) позволяют охарактеризовать уровень организации ремонтной службы на рудниках как низкий [7]. Так, по причине частых поломок на Кировском руднике АО «Апатит» в ремонте постоянно находится 20-30 % всего парка машин, что приводит к необходимости иметь большой их резерв.

Несовершенство применяемых систем ТО и Р требует внедрения адаптивной системы ремонта [4]. Данная система с помощью средств диагностики позволяет оптимизировать сроки замен машин и их составных частей, проведения ТО и Р, продолжительность пребывания в ремонтах. Кроме того, она позволяет управлять запасами смежных агрегатов, сборочных единиц и материалов для ТО и Р, рассчитать потребное число ремонтников, количество ремонтных средств и т. п.

Данная структура ремонтной службы подземных рудников предопределяется горнотехническими условиями, технологией ведения горных работ, составом и числом технологического оборудования, составом, чис-

лом и месторасположением ремонтных средств, а также степенью кооперации их с поверхностными ремонтными базами.

С целью повышения качества и снижения стоимости проведения ТО и Р предусматривается концентрация всех ремонтных работ в руках специализированных подразделений -монтажно-ремонтных участков рудника, а при фирменном обслуживании -- заводов-изготовителей [5].

Однако предложенная система имеет и недостатки. Сложность структуры системы обусловливает необходимость привлечения большого числа высококвалифицированных специалистов по ее обслуживанию, требует больших средств для ее внедрения.

Помимо технического состояния ПДМ среда оказывает влияние и на производительность посредством сопряженных с нею технологических звеньев. Так, результаты буровзрывных работ определяют параметры навала, который в свою очередь определяет время загрузки ковша [6]. Улучшение наполнения ковша путем повторного черпания способствует росту производительности ПДМ только до определенного предела, при большом числе черпаний увеличивается время погрузки и происходит ее снижение. Повышение производительности, кроме того, достигается рациональным режимом черпания.

Одним из способов повышения эффективности использования ПДМ является улучшение состояния подземных дорог. Искусственное покрытие почвы позволяет повысить скорость транспортирования и производительность, срок службы шин, сократить потребляемую мощность двигателя, расход топлива и расход воздуха на вентиляцию. Применяются бетонированное, асфальтированное, асфальтобетонное, сборное железобетонное и другие покрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.