Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации логистических процессов'

Повышение эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации логистических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1621
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ И СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ / LOGISTICAL PROCESS / THE DETERMINED AND STOCHASTIC APPROACH / THE INDUSTRIAL ORDER / A PRINCIPLE OF RATIONALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлынин Э. В., Гахраманов М.И.О.

Обоснована необходимость использования различных экономико математических методов и моделей для решения задач снабжения предприятия на основе построения и использования логистической системы. Определены основные этапы повышения эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации логистических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICAL PROCESSES

Necessity of use of various economic mathematical methods and models for the decision of problems of supply of the enterprise is proved on the basis of construction and use of logistical system. The basic stages of increase of efficiency of activity of the enterprise are determined on the basis of optimization of logistical processes.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности предприятия на основе оптимизации логистических процессов»

УДК 330.313

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЕГО РАЗВИТИЯ

Э.В. Хлынин, А.В. Втулкин

На основе оценки влияния различных внешних и внутренних факторов разработаны теоретические положения формирования рациональной амортизационной политики на предприятии, предусматривающей определение срока полезного использования объектов основных средств и установление для различных групп средств труда рационального способа начисления амортизации.

Ключевые слова: амортизация; внешние и внутренние факторы; группировка; способы начисления амортизационных отчислений; траектории изменения интенсивности

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности любое предприятие должно располагать соответствующими экономическими ресурсами. Предприятие, находясь в постоянной зависимости от объемов и качества экономических ресурсов, поддерживает определенное равновесие между различными факторами производства. Однако в любой комбинации экономических ресурсов всегда есть слабейший элемент, сдерживающий развитие производственно-хозяйственной деятельности. В настоящее время для большинства хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики страны таким слабейшим элементом являются средства труда. По данным статистики, значительная доля активной части основных средств, в том числе более четверти имеющихся машин и оборудования, изношена на 100 %, но они продолжают эксплуатироваться или, по крайней мере, числятся в составе внеоборотных активов предприятия, не списываются. В промышленности доля полностью изношенных машин и оборудования составляет 31 %, в строительстве и на транспорте - 24 - 25 %, в сельском хозяйстве - 19 %. Фактически значительная часть машин и оборудования служит в 2 - 2,5 раза больше, чем положено. Удельный вес промышленного оборудования в возрасте 11 - 20 лет составляет 42 %, более 20 лет - 28,5 % [1].

Снизить изношенность средств труда призваны амортизационные отчисления, представляющие собой инвестиционный ресурс предприятия. Однако на практике не все амортизационные отчисления используются по своему назначению. Так, удельный вес амортизационных отчислений, направляемых на обновление основных средств, в общем объеме начисляемой за год амортизации колеблется от 80 % в черной металлургии до 51 % в машиностроении и составляет примерно 76 - 78 % в электроэнергетике и топливной промышленности [2].

Исправить сложившуюся ситуацию за счет устранения причин, приведших за годы рыночных реформ в России к плачевному состоянию средств труда, можно только совместными усилиями, как государства, так и предпринимательских структур.

Минфином, Минэкономики и Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ сделаны большие шаги по совершенствованию системы погашения стоимости основных средств. Были разрешены к применению нелинейные способы начисления амортизации (уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и пропорционально объему продукции), в том числе и для исчисления налога на прибыль. Предприятия получили возможность в пределах устанавливаемых границ самостоятельно оценивать срок экономической службы основных средств и решать вопрос о необходимости их переоценки [3]. Сравнив амортизационную политику в России и за рубежом, отметим, что действующий в российской экономике порядок возмещения износа средств труда в основном схож с амортизационной политикой индустриально развитых государств. Поэтому снижения уровня изношенности основных средств, в первую очередь, необходимо добиваться на основе формирования рациональной амортизационной политики предприятия.

Формирование амортизационной политики предприятия должно быть направлено на возмещение реального физического и морального износа средств труда, обеспечиваемого денежными поступлениями в объеме, необходимом для своевременного осуществления воспроизводственного процесса.

Формирование амортизационной политики начинается с группировки амортизируемого имущества предприятия, например, по натурально-вещественному составу, или сроку полезного использования, или однородным объектам. Группировка амортизируемого имущества позволяет использовать методику формирования амортизационного процесса не отдельно по каждому объекту средств труда, а в целом по выделенной группе, и выбрать рациональный способ начисления износа для каждой из амортизируемых групп.

Многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на амортизацию основных средств, приводит к необходимости их группировки по различным составляющим финансово-хозяйственной стратегии предприятия. Учитывая основные функции, выполняемые амортизацией, выделены следующие составляющие финансово-хозяйственной стратегии предприятия: возмещение физического и морального износа средств труда; формирование финансовых средств для их инвестирования в реальные активы; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; уменьшение налоговых платежей.

Все внешние и внутренние факторы в той или иной степени оказы-

вают воздействие на динамику интенсивности амортизационных отчислений. Для ее определения по каждой выделенной составляющей финансовохозяйственной стратегии предприятия на основе системного подхода должны быть построены динамические экономико-математические модели.

В результате анализа взаимосвязей между элементами первой системы строится экономико-математическая модель возмещения реального физического и морального износа средств труда. Она используется для установления срока полезного использования объекта средств труда, принимаемого к учету, и определения динамики интенсивности амортизационных отчислений, позволяющих наиболее адекватно оценить физический и моральный износ средств труда, эксплуатируемых на предприятии.

В результате анализа взаимосвязей между элементами второй системы строится экономико-математическая модель осуществления воспроизводственного процесса средств труда. Она используется для формирования амортизационной политики с учетом инвестиционный потребностей и возможностей предприятия.

В результате анализа взаимосвязей между элементами третьей системы строится экономико-математическая модель формирования и использования дохода от хозяйственной деятельности. Она предназначена для формирования амортизационной политики с учетом повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятии.

В результате анализа взаимосвязей между элементами четвертой системы строится экономико-математическая модель определения прямых налоговых платежей. Она используется для формирования амортизационной политики с учетом проводимой на предприятии налоговой политики.

Построенные экономико-математические модели должны быть положены в основу разработанных методов формирования рациональной амортизационной политики предприятия: приоритетной стратегии; ранжирования стратегий; взаимосвязанных стратегий.

Каждый из разработанных методов предусматривает определение теоретической и расчетных траекторий изменения интенсивности амортизационных отчислений, их сравнение с помощью вероятностного критерия и выбор способа начисления износа по группе амортизируемого имущества.

Выбор одного из трех разработанных методов для формирования рациональной амортизационной политики осуществляется на основе корреляционного анализа. Критерием выбора являются значения стандартизированных в -коэффициентов множественной регрессии. Каждый в -коэффициент характеризует значимость соответствующей составляющей финансово-хозяйственной стратегии предприятия при формировании амортизационной политики по группе объектов средств труда. При небольших значениях трех из четырех в -коэффициентов следует использовать метод приоритетной стратегии. В случае, если различия в значениях стандартизированных коэффициентов несущественны, то применяется ме-

тод ранжирования стратегий. При наличии мультиколлинеарности между показателями, относящимися к различным составляющим финансовохозяйственной стратегии предприятия, выбирается метод взаимосвязанных стратегий.

Принципиальное отличие методов формирования рациональной амортизационной политики заключается в определении теоретической траектории изменения интенсивности амортизационных отчислений. Для каждого метода формирования рациональной амортизационной политики должно быть получено уравнение, описывающее теоретическую траекторию изменения интенсивности амортизационных отчислений.

Для метода приоритетной стратегии теоретическая траектория изменения интенсивности амортизационных отчислений определяется только по одной из четырех построенных экономико-математических моделей.

Для метода ранжирования стратегий теоретическая траектория изменения интенсивности амортизационных отчислений совпадает с динамикой математического ожидания интенсивности амортизации, полученной по каждой из четырех экономико-математических моделей. При этом в качестве вероятностей используются оценки значимости амортизации для различных составляющих финансово-хозяйственной стратегии предприятия.

Для метода взаимосвязанных стратегий теоретическая траектория изменения интенсивности амортизационных отчислений совпадает с динамикой интенсивности амортизации, возмещающей реальный физический и моральный износ группы объектов средств труда. При этом используются все четыре экономико-математические модели, причем не изолированно друг от друга, а с учетом результатов, полученных от их применения. Выходные показатели одной модели являются входными показателями для другой модели. Объединение четырех моделей в одну позволяет говорить о взаимодействующих элементах, охватываемых единой моделью, как о системе с обратной связью (адаптивной системе). Тем самым удается отразить причинно-следственные связи и согласовать различные составляющие финансово-хозяйственной стратегии предприятия при формировании рациональной амортизационной политики.

Реализация выбранного метода формирования рациональной амортизационной политики предусматривает определение расчетных траекторий изменения интенсивности амортизационных отчислений. Для каждого способа начисления износа должно быть получено уравнение, описывающее динамику расчетной интенсивности амортизационных отчислений.

Заключительным этапом реализации метода формирования рациональной амортизационной политики является выбор способа начисления износа по рассматриваемой группе амортизируемого имущества. Для этого должен быть предложен вероятностный критерий, обеспечивающий выбор такого способа начисления износа, при котором достигается минимум вероятностной оценки совокупного отклонения между теоретической и расчет-

ной траекториями изменения интенсивности амортизационных отчислений.

Выбранный способ начисления амортизационных отчислений является компромиссным с позиции соблюдения интересов участников рыночной экономики. Он наилучшим образом соответствует требованиям менеджера предприятия, предъявляемым к процессу возмещения износа по рассматриваемой группе амортизируемого имущества.

На основе разработанных теоретических положений необходимо построить методику формирования рациональной амортизационной политики, которая будет включать осуществление ряда этапов аналитических расчетов.

Разработанные теоретические положения позволяют сформировать рациональную амортизационную политику предприятия, реализация которой по группе амортизируемого имущества определит срок полезного использования объекта средств труда и осуществит выбор способа начисления износа. Эта информация используется при принятии на учет каждого объекта амортизируемого имущества предприятия.

Амортизационная политика входит в состав хозяйственной политики предприятия и активно взаимодействует с остальными ее составляющими. При формировании амортизационной политики необходимо учитывать все изменения, происходящие как в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так и в его внешнем окружении. В свою очередь и амортизационная политика оказывает воздействие на финансовую и хозяйственную деятельность. Учитывая основные функции, выполняемые амортизацией (оценочную, накопительную, затратную и налоговую), можно констатировать, что реализуемая амортизационная политика оказывает существенное влияние на такие составляющие финансово-хозяйственной деятельности как воспроизводство средств труда, производство и реализация продукции, налогообложение.

Таким образом, при формировании рациональной амортизационной политики предприятия недостаточно руководствоваться набором, законодательно разрешенных, правил и способов возмещения износа средств труда. Необходимым является их подстройка под реальные условия хозяйствования субъекта, для чего обязательно нужно учитывать воздействие внешних и внутренних факторов.

Амортизационная политика, как и любая другая политика предприятия, формируется годами и обладает достаточно высокой инертностью. Она не подвержена изменению в результате моментных колебаний внешних и внутренних факторов. Однако амортизационная политика не является догматической, раз и навсегда установившейся воспроизводственной стратегией предприятия. Она подвержена периодическим, плавным корректировкам в результате изменений, происходящих как внутри самого предприятия, так и в окружающей его внешней среде. В основе этих корректировок лежат не конъюнктурные колебания внешних и внутренних

факторов, а изменения в тенденциях их поведения.

В результате проведения сравнительного анализа существующих подходов к формированию амортизационной политики выявлено, что наиболее распространенным подходом является формирование амортизационной политики на основе временной теории денежных средств (теории дисконтирования денежных потоков), согласно которой приведенная величина денежных потоков уменьшается с их отдалением во времени. Оценка эффективности различных способов начисления износа с учетом фактора времени и выбор наиболее приемлемого из них для группы амортизируемого имущества осуществляются по критерию, обеспечивающему максимум приведенной величины амортизационных отчислений.

Все рассмотренные подходы к формированию амортизационной политики имеют существенный недостаток, так как они ориентированы на реализацию только одного, пусть даже и важного в данный момент времени, стратегического направления. Добиваясь с помощью проводимой амортизационной политики хороших результатов в приоритетной сфере, можно получить неудовлетворительные показатели по другим стратегическим направлениям функционирования предприятия.

Таким образом, рациональную амортизационную политику необходимо формировать с учетом всех особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе комплексного, системного и динамического подходов. Она должна регулировать размеры амортизационных отчислений в некоторых пределах, зависящих от конкретного состояния имущественного комплекса и экономики предприятия. Если в качестве первоочередной задачи предприятия принимается снижение себестоимости продукции, то применяют те рычаги управления, которые обеспечивают умеренные амортизационные отчисления. Если на первый план выдвигается задача скорейшей окупаемости капитальных вложений в основные средства, то стремятся к сокращению периода начисления амортизации и применению повышенных норм амортизационных отчислений, то есть к применению способа ускоренной амортизации. Кроме того, необходимо учитывать влияние процесса амортизации на налоговую нагрузку.

Для формирования рациональной амортизационной политики предприятия при воздействии внешних и внутренних факторов предусматривается осуществление следующих этапов:

1. Группировка амортизируемого имущества предприятия;

2. Группировка внешних и внутренних факторов по различным составляющим финансово-хозяйственной стратегии предприятия;

3. Построение экономико-математических моделей, описывающих динамику интенсивности амортизационных отчислений;

4. Выбор метода формирования амортизационной политики по группе объектов средств труда;

5. Определение теоретической траектории изменения интенсивно-

сти амортизационных отчислений по выбранному методу;

6. Определение расчетных траекторий изменения интенсивности амортизационных отчислений для группы объектов средств труда по действующим способам начисления;

7. Выбор способа начисления амортизационных отчислений по группе объектов средств труда.

Реализация вышеперечисленных этапов формирования рациональной амортизационной политики, как совокупности правил и методов, необходимых для выработки стратегических решений по возмещению износа внеоборотных активов, осуществляется на основе использования моделей экономической динамики, которые должны быть положены в основу разработки методов формирования амортизационного процесса.

Список литературы

4. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. -М., 2010. 813 с.

5. Центр анализа данных Института информационного развития Государственного университета ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.hse.ru.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н. Аудит. № 6, 2001. С. 9-14.

Хлынин Эдуард Валентинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, hklynm@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Втулкин Алексей Викторович, студент специальности «Экономика и управление на предприятии», Россия, Тула, Тульский государственный университет

FORMATION OF THE RATIONAL AMORTISATION POLITICS OF THE ENTERPRISE IN VIEW OF FEATURES ITS DEVELOPMENTS

E.V. Khlynin, M.I.O. Gachramanov

On the basis of an estimation of influence of various external and internal factors theoretical positions of formation of a rational amortisation politics at the enterprise, providing definition of term of useful use of objects of the basic means and an establishment for various groups of means of work of a rational way of charge of amortization are developed.

Key words: amortization; external and internal factors; a grouping; ways of charge of depreciation charges; trajectories of change of intensity.

Khlynin Edward Valentinovich, associate professor of chair economy and management, hklynin@yandex.ru, Russia, Tula State University

Vtulkin Alexsey Viktorovich, student of a speciality «Economy and management at the enterprise», Russia, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.