Научная статья на тему 'Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения'

Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Надежда Дмитриевна

в данной статье рассматриваются подходы к тестированию в системах дистанционного обучения. Предлагается методика, позволяющая с помощью оценки информационных характеристик улучшить адаптационные свойства тестов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения»

Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения Давыдова Н.Д.

Давыдова Надежда Дмитриевна /Оауу<оуа Nadezhda ОтИпеупа - аспирант, факультет высшего профессионального обучения, Челябинский институт путей сообщения - филиал ФГБОУВПО «УрГУПС», г. Челябинск

Аннотация: в данной статье рассматриваются подходы к тестированию в системах дистанционного обучения. Предлагается методика, позволяющая с помощью оценки информационных характеристик улучшить адаптационные свойства тестов.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, адаптивное тестирование, информационные характеристики обучающегося.

Оценка качества освоения основных образовательных программ является важной задачей, которая не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет. В структуру систем дистанционного обучения и систем электронного обучения входят элементы контроля усвоения изучаемого материала. С развитием компьютерных технологий увеличился диапазон средств оценки качества обучения, повысилась объективность этой оценки. Контроль усвоения материала в системах дистанционного обучения в основном осуществляется с помощью различного вида тестовых заданий.

Можно выделить два подхода к тестированию традиционный и нетрадиционный. При традиционном подходе тест - это «система заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы; система, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся [1]». Второй включает следующие виды тестов:

1) интегративные тесты;

2) адаптивные тесты.

Нетрадиционные тесты получают все большее распространение в силу того, что позволяют повысить объективность и эффективность проведения различного рода аттестаций студентов и учащихся.

Интегративные тесты содержат задания, для выполнения которых требуются знания, полученные при освоении нескольких дисциплин. Такого рода тесты применяются при реализации интегративного обучения, которое в силу разных причин не особенно распространено в России. Однако, опыт показывает, что интегративные тесты показывают высокую эффективность при проведении итоговой аттестации студентов и учащихся в рамках традиционной формы обучения.

В настоящее время все больше внимания уделяют развитию адаптивного обучения. Это связано с тем, что оно позволяет индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация коснулась и оценки уровня освоения материала. При адаптивном тестировании производится регулирование трудности и числа заданий, выдаваемых тестируемому. Такое регулирование основывается на предыдущем ответе обучающегося. Однако данный подход имеет ограниченную степень адаптивности, которая выражается в том, что при тестировании учитывается только уровень знаний обучающегося, который продемонстрирован им при ответе на предыдущее тестовое задание. Степень адаптации можно увеличить, если учитывать еще и различного рода психофизиологические особенности обучающегося. Разновидностью таких особенностей являются информационные характеристики обучающегося.

К информационным характеристикам обучающегося относятся: информационная память, информационная ригидность и информационное сопротивление. Данные понятия введены в тории информационных цепей, предложенной А. А. Денисовым и Д. Н. Колесниковым [2].

Согласно этой теории любые системы управления являются системами передачи и переработки информации [2]. С этой точки зрения процесс тестирования можно рассмотреть в качестве системы передачи и переработки информации. При этом система дистанционного обучения (в частности, элемент контроля знаний и компетенций) может рассматриваться как источник информации, а тестируемый - получатель информации, обладающий информационными характеристиками упомянутыми выше.

Рассмотрим сущность применяемых в теории информационных цепей информационных характеристик. Под информационным сопротивлением понимается время реакции обучающегося на полученную информацию (время исполнения).

Информационная ригидность (индуктивность) - негибкость, неспособность психики человека приспосабливаться к изменяющимся условиям его окружения [2]. Ригидность в момент тестирования - активное противодействие, оказываемое психикой человека при осмыслении и формировании ответа.

Информационная память - отношение запомненной информации к ее потенциалу (напряжению), т.е. как информацию, необходимую для достижения цели с вероятностью 0,5 [2].

Для количественной оценки данных характеристик могут быть применены различные способы. В предлагаемой методике при проведении тестирования необходимо, используя программные или аппаратные средства, отследить время, прошедшее с момента окончания прочтения тестируемым тестового задания и до момента ответа на это задание. Затем используя способ оценки информационных характеристик обучающегося [3], определить количественные значения информационной памяти, информационной ригидности и информационного сопротивления обучающегося.

Используя полученные значения, можно увеличить степень адаптивности тестирования. В частности, если информационное сопротивление относительно большое, то тестируемый медленно читает и воспринимает информацию, а соответственно для прочтения тестовых заданий с большим количеством текста ему потребуется большее количество времени. В этом случае можно скорректировать время, отведенное на выполнение тестового задания, а соответственно и всего теста. При достаточно большом значении информационной ригидности можно скорректировать уровень сложности тестовых заданий.

Необходимо отметить, что информационные характеристики оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, например, плавный процесс заполнения памяти (заполнение с одного раза) имеет место у неконсервативных людей (малая информационная ригидность) с большой емкостью памяти и замедленным восприятием информации (большое информационное сопротивление). Напротив, колебательный процесс заполнения памяти свойствен относительно консервативным людям (большая информационная ригидность) с ограниченной емкостью памяти при быстром восприятии информации (малое информационное сопротивление).

Предлагаемая методика является не заменой существующей формы адаптации тестовых заданий, а лишь дополнением, расширяющим ее функциональные возможности. Таким образом, учет информационных характеристик тестируемого позволит улучшить адаптационные свойства тестов, что в свою очередь приведет к повышению объективности контроля и эффективности процесса обучения.

Литература

1. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://testolog.narod.ru/Theory3.html (дата обращения: 11.11.2014).

2. Денисов А.А. Теория больших систем. Л.: Энергоиздат, 1982. 288 с.

Пат. 2468749 МПК А61В 5/16. // Способ оценки информационных характеристик обучающегося; Авторы: В.С. Жабреев, Н.Д. Давыдова, В.Л. Федяев. - 0публ.10.12.2012. Бюл. №34. Зарегистрировано 10 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.