Библиографический список
1. Игнатов В. Г. Регионоведение (методология, политика, экономика, право) / В. Г Игнатов, В. И. Бутов. - Ростов н/Д : Март, 2009. - 210 с.
2. Родионова И. А. Региональная экономика. - М., 2003. - 170 с.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / пер. с англ.; под. ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - М. : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2002. - 304 с.
4. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - СПб. : Питер, 2010. - 133 с.
5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. -СПб. : Питер, 2009. - 118 с.
6. Дмитриев Ю. А. Принципы современного менеджмента в условиях модернизации социально-экономических систем: монография / Ю. А. Дмитриев,
О. П. Звягинцева, И. Л. Каверзин, К. В. Хартанович. -Владимир : ВИБ, 2010. - 272 с.
Kaverzin I. L., Cherviakov S. S.
«CONFLICT OF INTERESTS» MATRIX, AS A TOOL OF STRATEGIC ANALYSIS OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
There is an authors’ tool of analysis and modeling of the process of regional social and economic systems strategic planning presented in the article which is a «Conflict of interests» Matrix. There is the Matrix which shows conflicts of select audiences of regions of Russian Federation. The strategy of Nizhniy Novgorod region analysis is shown as an example of this tool usage.
Keywords: regional strategy? «Conflict of interests» Matrix, target audience, strategic planning, social and economic system.
УДК 368
Жуковская И. Ф. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ - КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются сущность социальной политики, её влияние на уровень жизни населения России и необходимость дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: доходы, социальная политика, уровень жизни населения.
В условиях рынка в системе общественных отношений, в цепочке «производство - обмен -распределение- потребление», первых двух фазах устойчиво проявляется тенденция к поддержанию известного равновесия: в сфере производства через тенденцию к выравниванию нормы прибыли, а в сфере обмена - через установление цен на основе действия механизма спроса и предложения. В сферах распределения и потребления тенденция к установлению равновесия отсутствует, что является постоянно действующим фактором нестабильности в обществе. [6, с. 16]
Между тем, как правило, «уровень жизни» понимается именно как уровень потребления. При этом понятие «уровень жизни населения» не тождественно понятию «экономическое положение населения», основанном на величине доходов населения. Ряд компонентов «экономичес-
кого положения» являются условием уровня жизни (обеспеченность работой) или его следствием (продолжительность жизни) и косвенно свидетельствуют о жизненном уровне. Но, строго говоря, к понятию «удовлетворение потребностей» не относятся. [3, с. 4-5]
«Если исходить из того, что в понятии «уровень жизни» отражается процесс удовлетворения потребностей людей, - отмечал В. Ф. Майер, -то структура содержания этого понятия может быть представлена как система комплексов потребностей и средств их удовлетворения (потребительских комплексов) ... Наряду с непосредственными компонентами уровня жизни при его характеристике обычно рассматриваются и внешние по отношению к процессу непосредственного удовлетворения потребностей людей, такие подсистемы как условия труда и занятости;
24
© Жуковская И. Ф., 2011
организационные формы обеспечения отдельных слоев населения (социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь и т. п.); условия проживания (экологическая среда)». [4, с. 8].
Следовательно, в системе общественных отношений отсутствует естественный механизм установления равновесия в сфере распределения и потребления, то есть объективно отсутствует тенденция к равенству в уровне жизни людей.
Поэтому в современном обществе ответственность за неотъемлемое право каждого человека на достойную жизнь принимает на себя государство, которое на основе принуждения через систему распределительных отношений (перераспределение) вмешивается в сферу потребления, то есть, по сути, вмешивается в жизненный уровень людей. По существу государство в целях ослабления социального неравенства, вторгается в сферу действия принципа справедливости распределения с позиций экономической эффективности. Формирование доходов в рыночной экономике на основе конкуренции тесно переплетается с государственным вмешательством в сферу распределения доходов с целью обеспечения нормального в конкретно-историческом аспекте уровня потребления всех категорий граждан.
Государство берет на себя функции установления норм правовых отношений, разработки различного рода «рекомендаций» и осуществляет постоянный контроль за их соблюдением. При этом важно обеспечить сбалансированность между стремлением к равенству в потреблении, и сохранением высоких темпов экономического роста.
Учитывая данную точку зрения, к понятию социальной политики возможен подход с различных уровней представлений. В первую очередь, социальная политика - это политика, направленная на регулирование, «поправление» в области доходов и уровня жизни всех граждан общества, а не только обездоленной его части.
Когда государство принимает на себя обязательства по обеспечению нормального в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждого человека, это затрагивает всех его граждан, поскольку, в частности, решение вопроса распределения и перераспределения доходов касается не только «бедных», но и «богатых».
Именно так трактуют уровень жизни и основные и международные документы. Во «Всеобщей
декларации прав человека», принятой еще в 1948 году, статья 25 гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». [5, с. 140]
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 году, в статье 11 записано, что «государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». [5, с. 26]
Следовательно, социальная политика не сводится к установлению и поддержанию только «нормального» уровня жизни «бедных» его слоев, но и неизбежно предполагает в первую очередь разработку действенного и эффективного механизма поддержания устойчивого равновесия в постоянно развивающемся обществе между различными его группами с разным уровнем доходов. Без этого невозможно решение второй части задачи, то есть обеспечение «нормального» в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждого человека.
Таким образом, социальная политика это, прежде всего, обеспечение и поддержание сбалансированного состояния общества людей с разным уровнем доходов и разным уровнем жизни. Именно это - главное в социальной политике, только это способно обеспечить обществу и каждому его члену стабильность и благополучие.
Итак, социальная политика направлена:
- во-первых, на установление сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения;
- во-вторых, на обеспечение за счет перераспределения доходов «нормального» в конкретно-историческом аспекте уровня жизни каждому человеку;
- в-третьих, на реализацию мер социальной поддержки «слабых», социально уязвимых групп населения, отдельных семей и личностей.
При выработке социальной политики, при всей важности других задач, в частности, организации
социального обеспечения и социальной работы, прежде всего, следует уделять повышенное внимание, именно вопросам социальной стратификации и социальной мобильности. Отсюда и особое значение тех параметров и показателей, которые позволяют хотя бы приблизительно фиксировать состояние в области установления сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения.
Рассматривая социальную политику, проводимую в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, можно выделить несколько этапов её реформирования. Для каждого из этапов были характерны свои специфические особенности.
На первом этапе, который приходится на начало 1992 г., социальная политика имела дело с последствиями экономических преобразований, реагируя, в основном, на изменение принципов финансирования социальной сферы. По такому сценарию, в частности, разворачивались события в пенсионной системе и в социальном страховании. Здесь создавались новые финансовые институты под названием внебюджетных социальных фондов - Пенсионного фонда (ПФРФ), Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования (ФСС). Преобразований же основной деятельности в указанных отраслях по существу не происходило.
В это время отношение же к социальной политике было «как к некому придатку к политике финансово-экономической». «Социальная политика рассматривалась как чистое иждивенчество: финансовый блок деньги зарабатывает, а социальный - их тратит». [2, с. 221]
Финансово-валютный кризис августа 1998г. подвел свою логическую черту под первым этапом формирования социальной политики в новой России.
Что касается второго этапа, начавшегося после него, то, прежде всего, стали обсуждаться возможные преобразования в социальной сфере. Стало понятно, что ее поддержание в том виде, в котором она сложилась к тому моменту, - малоэффективно, неперспективно, а главное, убыточно. Сложная демографическая ситуация, не-разрешенность многих социальных проблем, неэффективность традиционных институтов социальной сферы, неблагополучные социальные процессы, особенно в сфере доходов населения выступали тормозом дальнейшего экономического роста.
Здесь в первую очередь следует выделить деятельность Правительства Е. М. Примакова. Хотя длилась эта деятельность немногим более полу-года, но именно тогда в начале 1999 г. Правительством России были приняты «Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации», которые позволили перевести в практическую плоскость фактически бездействующий более года важнейший для социальной политики Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В конце 1990-х гг. предметом дискуссий стали такие социальные реформы, как новое трудовое законодательство, пенсионная реформа, развитие страховых институтов в здравоохранении, реформа образования и др. В начале 2000-х гг. некоторые из замыслов получили реализацию. С февраля 2002 г. вступило в силу новое трудовое законодательство. Принятие нового Трудового кодекса позволило рационализировать трудовые отношения, привести их в соответствие экономическим условиям рыночной экономики, что стало определенным шагом вперед. В 2002 г. началась пенсионная реформа, предусматривающая переход к страховой системе и формирование накопительного компонента [1].
Однако, пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила во многом потому, что такая цель и не ставилась.
С 2005 г. начался третий этап развития социальной политики России. В начале года вступил в силу Федеральный закон № 122, который начал реформу социальных льгот.
Кроме того в этот же период вступили в силу и другие федеральные законодательные акты (№ 131-Ф3, № 199-ФЗ и новым Жилищным кодексом (в части назначения и выплаты жилищных субсидий)). Данные законодательные акты сформировали правовую основу для следующих реформ:
1) монетизация льгот и делегирование значительной части полномочий по предоставлению вводимых компенсационных выплат региональным бюджетом;
2) передача полномочий по ежемесячному пособию на ребенка на региональный уровень;
3) административная реформа социальной защиты, в соответствии с которой социальные объекты передаются с муниципального уровня на региональный;
4) принятие единого для всей страны порядка предоставления жилищных субсидий.
В совокупности это привело к сокращению численности получателей пособий и жилищных субсидий, разделению всех льготников на федеральных и региональных и замене части натуральных льгот денежными компенсациями. Социальная политика стала важной статьей расходов консолидированных региональных бюджетов.
Перераспределение полномочий с федерального уровня на региональный не было подкреплено соответствующим перераспределением налоговых поступлений. Большинство регионов оказалось не в состоянии справиться с социальными обязательствами за счет налоговых доходов регионального бюджета, поэтому основным способом решения данной проблемы стали механизмы межбюджетного перераспределения в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В пенсионной сфере реформы в основном были нацелены на организацию накопительной компоненты пенсионного обеспечения, которая не затрагивает текущие выплаты пенсий. Принципиальным для текущих пенсионных выплат оказалось снижение максимального тарифа ЕСН, который с 01.01.2005 для целей текущего пенсионного обеспечения опустился до 20%. В дальнейшем дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ сдерживал рост пенсий по сравнению с заработными платами.
В сентябре 2005 г. Президент России провозгласил начало реализации четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие сельского хозяйства». В мае 2006 г. в своем ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент сформулировал программу по преодолению демографического кризиса и стимулированию рождаемости в стране. После долгого периода неопределенности активизируются действия в миграционной сфере. В течение 2006 г. в сжатые сроки была разработана необходимая законодательная база, а в 2007 г. стала на практике реализовываться новая социальная парадигма.
Центральным местом социальной политики становятся вопросы смягчения социальной стра-
тификации на основе установления сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения.
Результаты реформ свидетельствую сами за себя.
Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в январе 2011 г. увеличилась примерно до 5 миллионов 709 тысяч человек, а уровень безработицы составил 7,6% экономически активного населения. При этом численность официально зарегистрированных безработных в течение января 2011 г. выросла более чем на 1,2 %, составив 1 миллион 609 тысяч человек.
Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого -ниже прожиточного минимума.
Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России
- 18,9 млн. человек, а его доля в общей численности населения 13,5 %. Среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. В 2009 г. 6,3 млн. мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. человек. Это означает одно - рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения. Носителей субкультуры бедности в России сейчас около 5 млн. человек (без учета бомжей и нелегальных мигрантов). В крупных городах они формируют городское дно, прежде отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и таком масштабе.
Происходит и концентрация детей в бедных семьях, что ведет к падению качества человеческого потенциала страны.
В течение января-ноября 2010 г. в России родились 1 млн. 636,2 тыс. человек, а умерли 1 млн. 826,9 тыс. человек. Естественная убыль, рассчитываемая как разница между числом умерших и родившихся, увеличилась до 226,7 тыс. человек против 224,3 тыс. человек годом ранее.
Из сказанного следует однозначный вывод, что на сегодняшний день социальная дифференциация, вымирание населения, падение уровня жизни, существующие в российском обществе, свидетельствует о провале проводимой социальной политики. Это же и признают и правительственные эксперты [7].
В целом любая стратегия содействия повышения уровня и качества жизни населения должна представлять собой гармоничное сочетание двух направлений социально-экономической политики: повышение доходов работающего населения и развития программ адресных социальных выплат для бедных семей. В случае отказа от первого из обозначенных направлений, которое является составной частью комплекса мер, направленных на развитие рынка труда, мы рискуем поддерживать иждивенческие настроения и создадим ситуацию, когда социальные пособия станут эффективнее низкооплачиваемой занятости. При игнорировании второго направления мы попадаем в ситуацию практически нулевых инвестиций общества в детей из бедных семей. Это касается общефедерального уровня регулирования доходов населения.
Библиографический список
1. В соответствии с Программой пенсионной реформы виды пенсий должны представлять собой трехуровневую пенсионную систему: первый уровень -социальные и базовые пенсии, которые должны выполнять роль защиты от бедности; второй уровень -пенсии, дополнительные к базовым, которые органи-
зованы на принципах обязательного пенсионного страхования, т. е. учета накапливаемых пенсионных прав в соответствии с размерами страховых платежей за каждого конкретного застрахованного и периодов его среднестатистического дожития с момента выхода на пенсию; третий уровень - пенсии, основанные на принципах негосударственного пенсионного страхования.
2. Гонтмахер Е. Ш. Социальная политика России: уроки 90-х. - М. : Гелиос АРВ, 2000.
3. Кирьянов Ю. И. Жизненный уровень рабочих России. - М. : Наука, 1979.
4. Майер В. Ф. О критериях минимального уровня жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. - 1994. - № 1.
5. Права человека. Основные международные документы. Сб. документов. - М. : Международные отношения, 1990.
6. Социальная защита населения. Вопросы теории, методологии и практики / под ред. В. К. Бурлач-кова, Б. Л. Просвиркина. - М. : Академия труда и социальных отношений, 1998.
7. Старатегия - 2020: Новая модель роста -новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатх экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. - URL: http:// www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf
Zhuckovsky I. F.
INCREASE OF INCOMES - A KEY DIRECTION OF SOCIAL POLICY
In this article the essence of social policy, its influence on a standard of living of the population of Russia and necessity of the further perfection are considered.
Keywords: income, social policy, standard of living.
УДК 378
Дружилов С. Л. ПРОБЛЕМЫ МОББИНГА НА КАФЕДРЕ ВУЗА
Реформирование вузов вызывает обострение социально-психологической ситуации на кафедрах, возникновение моббинга. Выделяют два вида моббинга: вертикальный - «боссинг», когда психологический террор исходит от начальника; горизонтальный - когда он исходит от коллег. В статье процессы моббинга дифференцируются применительно к кафедре вуза и к человеку.
Ключевые слова: моббинг, психологический террор, боссинг, деструктивная форма адаптации.
Грядущие перемены, связанные с изменени- объективные предпосылки ухудшения социаль-
ем статуса учебного заведения и источников его но-психологического климата на кафедрах вузов.
финансирования, предстоящие структурные пре- В силу известных обстоятельств на большин-
образования системы ВПО и, как следствие, уг- стве кафедр сегодня сложилась следующая ситу-
роза сокращения преподавателей составляют ация: есть старшее поколение, как правило, «ос-
28
© Дружилов С. Л., 2011