Научная статья на тему 'Повышение безопасности бизнеса через эффективное управление дебиторской задолженностью'

Повышение безопасности бизнеса через эффективное управление дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1697
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА / BUSINESS SECURITY / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / ВОЗВРАТ ДОЛГОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА / IMPROVING BUSINESS SAFETY / REPAYMENT OF DEBTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стерхов Анатолий Петрович

На основе комплексного системного подхода к обеспечению безопасности бизнеса, а также на основе минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, рассматриваются методы повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. Рассмотрены аналитические методы оценки кредитоспособности для публичных и непубличных компаний. Разработаны схемы управления дебиторской задолженностью и основных способов возврата долгов. Актуальность работы связана с тем, что кредиторская задолженность является неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, а риск неплатежа является одним из основных видов экономических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING BUSINESS SECURITY THROUGH EFFICIENT MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE

The article deals with the methods to improve the efficiency of receivables management on the basis of an integrated system approach to ensuring business security and minimization of the risks associated with the accounts receivable. It considers analytical methods of credit rating for public and non-public companies, develops the schemes of receivables management and the main methods of repayment of debts. The relevance of the work stems from the fact that the accounts payable is an inevitable corollary of the current system of payments between organizations, while the risk of non-payment is one of the main economic risks.

Текст научной работы на тему «Повышение безопасности бизнеса через эффективное управление дебиторской задолженностью»

мерностей внешней среды, которая является источником изменяющихся воздействий на организацию, которые, в свою очередь, вызывают необходимость инновационных преобразований в элементах системы предприятия. Для развития инновационной восприимчивости каждое предприятие должно формировать потенциал для этого. Таким образом, любое предприятие представляет собой взаимодействие объекта управления и субъекта управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей. Изменения и преобразования одного элемента системы приводят к изменениям других

элементов. Состав функциональных подсистем зависит от конкретных функций инновационного управления.

В условиях неустойчивой экономической среды успех и конкурентоспособность предприятия определяются с учетом внутренних и внешних факторов, посредством построения гибкой системы управления, которая должна способствовать увеличению прибыльности предприятия путем привлечения новых решений и технологий.

Статья поступила 21.09.2014 г.

Библиографический список

1. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2009. зонтальные связи и управление: монография. М.: ИНФРА-М, 423 с. 2013. 286 с.

2. Мильнер Б.З. Организация создания инноваций: гори-

УДК 33-336.719

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

© А.П. Стерхов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основе комплексного системного подхода к обеспечению безопасности бизнеса, а также на основе минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, рассматриваются методы повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. Рассмотрены аналитические методы оценки кредитоспособности для публичных и непубличных компаний. Разработаны схемы управления дебиторской задолженностью и основных способов возврата долгов. Актуальность работы связана с тем, что кредиторская задолженность является неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, а риск неплатежа является одним из основных видов экономических рисков. Ил. 3. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: безопасность бизнеса; дебиторская задолженность; возврат долгов; системный подход; повышение безопасности бизнеса.

IMPROVING BUSINESS SECURITY THROUGH EFFICIENT MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE A.P. Sterkhov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the methods to improve the efficiency of receivables management on the basis of an integrated system approach to ensuring business security and minimization of the risks associated with the accounts receivable. It considers analytical methods of credit rating for public and non-public companies, develops the schemes of receivables management and the main methods of repayment of debts. The relevance of the work stems from the fact that the accounts payable is an inevitable corollary of the current system of payments between organizations, while the risk of nonpayment is one of the main economic risks. 3 figures. 14 sources.

Key words: business security; accounts receivable; repayment of debts; system approach; improving business safety.

В стремлении увеличить клиентскую базу и расширить рынки сбыта товаров и услуг многие предприятия часто вынуждены сознательно идти на сделки, результатом которых может явиться дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность (ДЗ) представляет собой совокупность долгов, которые причи-

таются организации от контрагентов-дебиторов в результате финансово-хозяйственных отношений с ними. Источником покрытия ДЗ являются отвлеченные из оборота собственные средства организации. При этом на практике предприниматели сталкиваются с рядом проблем:

1 Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

• Оказывать ли услуги дальше, если у клиента уже образовалась дебиторская задолженность?

• Каков может быть лимит доверия по срокам и суммам, который можно предоставить данному конкретному клиенту, к тому же, если на ранке есть конкуренты?

• Верить или не верить аргументам клиента, и если верить, то насколько?

• Какому количеству клиентов можно пойти навстречу, чтобы их сохранить?

В периоды обострения кризисных отношений в экономике, когда предприятиям приходится больше заботиться о своей платежеспособности и поддержании текущей ликвидности, своевременный сбор дебиторской задолженности, с которой уже уплачены НДС

и налог на прибыль, становится одной из приоритетных задач. Именно этим объясняется актуальность данной работы, в которой с системных позиций рассматривается повышение безопасности бизнеса через минимизацию рисков, связанных с ДЗ, и повышение эффективности управления дебиторской задолженностью через выстроенную комплексную систему безопасности бизнеса (КСББ).

При создании системы управления дебиторской задолженностью, являющейся частью КСББ, необходимо определить и отрегулировать процессы, связанные с оценкой кредитоспособности клиентов, подготовкой и заключением сделок с условием последующей оплаты, анализом текущей и просроченной дебиторской задолженности, а также взысканием долгов.

Рис. 1. Схема управления дебиторской задолженностью

Поскольку каждая компания индивидуальна, то и создаваемая система управления должна быть разработана с учетом общих принципов, но под задачи и особенности конкретной компании. При этом учитывать особенности и возможности компании необходимо не только на стадии создания системы управления, но и в процессе её анализа и совершенствования.

Вопросам управления дебиторской задолженностью уделяли внимание многие авторы [1-4, 8, 9, 14], однако представляет большой интерес подход к этой проблеме с системных позиций [11], поскольку выявление системного эффекта позволяет значительно повысить как эффективность бизнеса, так и его безопасность.

Начинать управление дебиторской задолженностью (см. рис. 1) необходимо с определения политики и планирования отношений с покупателями. На этом этапе необходимо максимально предусмотреть все возможные риски и решить, стоит ли вообще работать с данным клиентом по отсрочке платежа. Во время проверки контрагента можно использовать все возможные источники информации, как открытые, так и закрытые.

Приведем перечень основных вопросов, требующих предварительной проверки, с целью воздействия на возможных неплательщиков:

• родственные и дружеские связи контрагента с сотрудниками предприятия;

• дата основания фирмы и время ее работы на рынке;

• проверка учредителей фирмы на причастность к судебным процессам;

• проверка учредительных документов фирмы;

• проверка полномочий должностных лиц на подписание документов;

• проверка сдачи отчетности и балансовых показателей фирмы;

• другие необходимые проверки.

Более подробно эти вопросы рассмотрены в работе автора [10]. Отметим, что проверкой фирм на надежность, кроме специально созданных для этого организаций, занимаются сотрудники региональных торгово-промышленных палат (ТПП), а также ТПП Российской Федерации. Благодаря такой проверке фирма в определенной степени страхует себя от сговора сотрудников с другими лицами, от сотрудничества с фирмами-однодневками и лицами, занимающимися подделкой документов, а также от подписания документов неуполномоченными лицами.

Кроме того, в случае повышенных рисков перед подписанием договора для оценки финансовых показателей фирмы целесообразно обратиться в бюро финансового мониторинга. Сотрудники этого бюро могут представить финансовые отчеты контрагента, банковские и аудиторские справки, отзывы других поставщиков заказчика, данные кредитных рейтингов специализированных информационных агентств, сведения из неформальных источников и другую информацию.

После предварительной проверки контрагента

(иногда ее бывает уже достаточно для принятия решения о невозможности работы с клиентом) осуществляется анализ его хозяйственной деятельности. Такой анализ позволяет выявить основные параметры, необходимые для принятия окончательного решения о возможности работы с клиентом. При этом численное значение параметров по результатам работы [5] должно находиться в пределах:

• суммарная величина денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов должна быть не меньше суммарной величины кредиторской задолженности, прочих краткосрочных пассивов и ссуд, не погашенных в срок (текущая устойчивость);

• величина запасов и НДС по приобретенным ценностям не должна превышать суммарную величину собственных и долгосрочных заемных средств (абсолютная или нормальная устойчивость);

• значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств (коэффициент долгосрочной платежеспособности) не должен превышать 1,0;

• значение коэффициента автономии должно быть не менее 0,5;

• значение коэффициента текущей ликвидности должно быть не менее 2,0;

• значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами должно быть не менее 0,1;

• общий показатель ликвидности баланса должен быть не менее 1,0;

• коэффициент абсолютной ликвидности должен быть в пределах 0,2-0,7;

• коэффициент срочной ликвидности должен быть не менее 1,0.

Следующим шагом, в соответствии с рис. 2, является юридически грамотное составление договора, поскольку это позволяет впоследствии избежать многих юридических рисков в организации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ1 любая отсрочка и рассрочка оплаты продукции, выполненных работ и оказанных услуг трактуется как «договор коммерческого кредита» и в случае не подписания в письменной форме является недействительным.

При подготовке договора необходимо учитывать основные признаки опасности, которые могут состоять в следующем:

- договор составлен нестандартно (не предусматривает сроков оплаты, штрафных санкций за невыполнение условий договора и т.д.);

- договор имеет большое количество дополнительных соглашений;

- договор не имеет очевидного экономического смысла;

- договор заключается с одной организацией, а оплата по нему осуществляется другой организацией;

- договор заключается лицом по доверенности;

1 Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (в редакции Федерального закона от 07^

- договор заключается на значительную сумму (применительно к финансовому положению организации или к активам);

- договор заключается без процедур коллегиального принятия решений (тендера, конкурса и т.д.), а на основе личного указания руководителя, единоличного

решения менеджера по закупкам и т.д.;

- внесение контрагентом в ранее согласованный договор непосредственно перед его подписанием значительных изменений, особенно касающихся движения денежных средств или иного имущества.

Рис. 2. Основные этапы работы с дебиторской задолженностью

Договором или дополнительным соглашением к нему может быть предусмотрено дополнительное вознаграждение за своевременную оплату, что является психологическим приемом, рассчитанным на желание клиента заплатить деньги. С точки зрения мотивации клиентов на своевременный возврат денежных средств у каждой компании в зависимости от специфики ее деятельности, возможностей и сложившейся ситуации могут быть свои особенности. Так, если компания с устоявшейся позицией на рынке, наработанной клиентской базой и популярным брендом может позволить себе занять жесткую позицию при подписании договора, то для компании, только развивающей свою клиентскую базу, такая позиция будет неприемлема. Именно лояльность к клиентам способна стать одним из главных конкурентных преимуществ для такого рода компании. С другой стороны, для начинающей работать на рынке компании нужно очень грамотно планировать задолженности, иначе это может привести компанию к полному финансовому кризису.

Задержка платежа, по сути, является беспроцентным кредитом, которым и пользуются недобросовестные должники. Одним из вариантов борьбы с этим является кредитный лимит, определяющий максимальный размер разрешенного кредита. Такой лимит можно установить для каждого корпоративного клиента. Если в результате выполнения очередного заказа этот лимит будет превышен, то следует связаться с клиентом и предупредить, что прежде, чем будет выполнен следующий заказ, необходимо погасить текущую задолженность. Следует отметить, что для предприятия предоставление беспроцентного кредита покупателям оправдано только тогда, когда выгода от продаж с отсрочкой платежа будет хотя бы не меньше затрат на такой кредит. Именно контроль и эффективное управление дебиторской задолженностью могут избавить компанию от указанных проблем, а значит, повысить безопасность и выживаемость бизнеса.

С позиций системного управления необходимо построить в компании такую систему принятия решений, которая позволила бы оценивать и сравнивать выгоды и риски при заключении сделок с отсрочкой платежа. Для достижения оптимальной величины дебиторской задолженности и обеспечения своевременного ее погашения должна разрабатываться и регулярно пересматриваться кредитная политика компании, соответствующая стратегии развития предприятия. При этом подразумевается решение главных вопросов кредитной политики, а именно: каким контрагентам можно предоставлять товарный кредит, а каким нежелательно; на какой срок и на каких условиях предоставить товарный кредит; каков может быть порядок изъятия дебиторской задолженности.

В целях защиты от риска невозврата дебиторской задолженности неплохо использовать инструмент страхования. Наличие страхового полиса резко увеличивает инвестиционную привлекательность бизнеса и повышает его безопасность, так как платежи по обязательствам клиента в случае его неплатежеспособности гарантирует страховая компания. При этом страховать риск невыполнения контрагентом своих обяза-

тельств нужно на стадии подписания договора, поскольку отгрузки, произведенные до получения страхового полиса, не будут являться страховым случаем. Страхуя риски, следует сразу принимать во внимание порядок объявления о страховом случае и то, что является страховым случаем, ибо в разных страховых компаниях могут быть разные условия страхового договора.

До начала работы с контрагентом необходимо получить от него гарантийное письмо с описью подписанных документов за конкретный день, поскольку, кроме принесенных вам документов, могут быть подписаны еще другие документы уполномоченным лицом, о которых вы не знаете. Полномочия лица также нужно подтверждать доверенностью на день подписания документов.

Работа с контрагентом начинается с ранжирования клиентов по степени риска. Обычно класс риска определяется на основании следующих факторов:

- продолжительность работы клиента с компанией;

- соблюдение клиентом платежной дисциплины (кредитная история клиента);

- потенциальная платежеспособность клиента на основе анализа текущей финансовой отчетности клиента.

Рост неплатежей и проблемной дебиторской задолженности заставили многие компании по-новому взглянуть на условия работы с клиентами. Так, после финансового кризиса 2008 г. большинство компаний сохранили свои кредитные лимиты лишь для тех контрагентов, которые никогда не нарушали платежной дисциплины. По новым же клиентам решение об отсрочке платежа стали принимать только после тщательного анализа их кредитоспособности. Самым сложным в этом случае является сбор достаточного объема информации по контрагенту. Упростить поиск данных могут специализированные интернет-ресурсы:

• система профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК» (www.spark.interfax.ru);

• система комплексного раскрытия информации «СКРИН» (www.skrin.ru);

• информационное агентство «Интегрум» (www.integrum.ru) - обеспечение клиентов необходимой им полнотекстовой информацией по любой проблематике;

• поисковая система, обрабатывающая информацию из официальных государственных, открытых и закрытых источников «Контур-Фокус» (www.focus.kontur.ru);

• информационный провайдинг «Прима-Информ» (www.prima-inform.ru) - предоставление деловой информации об отечественных и зарубежных субъектах предпринимательства (юридических лицах и индивидуальных предпринимателях).

Помимо полной справки об интересующей организации (включает баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию о структуре предприятия, акциях и облигациях), на этих порталах можно найти и уже готовые рейтинги и индексы, характеризующие контрагента.

Например, в системе «СПАРК» для каждой компании рассчитывается индекс должной осмотрительности и кредитного риска.

В случае, если данных поисковых систем окажется недостаточно, оценить платежеспособность контрагентов можно с помощью моделей известного американского экономиста Эдварда Альтмана [7]. Работая над многофакторными моделями, Эдвард Альтман сначала рассматривал 22 показателя, определяющих финансовую устойчивость предприятия. Но в итоговый вариант вошли только пять из них, самые важные.

При этом коэффициент банкротства или кредитоспособности для публичной компании определяется по формуле:

г = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + Х5,

где X1 - оборотный капитал к сумме активов;

X2 - нераспределенная прибыль к сумме активов;

X3 - прибыль до налогообложения к сумме активов;

X4 - рыночная стоимость собственного капитала компании (рыночная стоимость ее акций на отчетную дату по цене закрытия) к балансовой стоимости всех обязательств;

X5 - рентабельность активов.

Для непубличных компаний пятифакторное уравнение Альтмана выглядит следующим образом:

г = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5,

где X1 - оборотный капитал к сумме активов;

X2 - нераспределенная прибыль к сумме активов;

X3 - прибыль до налогообложения к сумме активов;

X4 - балансовая стоимость собственного капитала компании к сумме заемного капитала;

X5 - рентабельность активов.

Чем выше значение коэффициента кредитоспособности г, тем меньше вероятность наступления банкротства компании. Преимуществом этого метода является высокая точность прогноза. На ближайший год она составляет не менее 95%, на два года - 83%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, для экспресс-оценки платежеспособности контрагентов может использоваться двухфак-торная модель Альтмана, представляющая собой один из самых простых способов оценить вероятность банкротства потенциального клиента. Для определения коэффициента кредитоспособности в этом случае достаточно одного бухгалтерского баланса:

г = -0,3877 - 1,0736 Ктл + 0,579 ФН ,

где КТЛ - коэффициент текущей ликвидности; ФН -коэффициент финансовой независимости.

Отсрочку платежа в этом случае допустимо предлагать лишь тем клиентам, у которых коэффициент г существенно ниже 0. Чем выше его значение, тем хуже платежеспособность контрагента.

При анализе контрагента также необходимо учитывать основные признаки опасности, которые могут

состоять в следующем:

- недостоверность информации в документах, представленных контрагентом;

- контрагент выступает посредником или работает на субподряде;

- в договорных отношениях с контрагентом применяются нестандартные схемы расчета (например, вексель или бартер);

- контрагент предлагает нематериальные услуги, а также иные сделки, где сложно проверить расходы и качество выполненных работ;

- контрагент предлагает товары, стоимость которых является субъективной (драгоценные камни, антиквариат, произведения искусства и т.д.);

- контрагент является небольшой компанией, но заключает крупный договор;

- одинаковые данные по разным контрагентам (например, юридический адрес, один гендиректор и т.д.);

- контрагент попадает в число организаций с высокими налоговыми рисками, исходя из требований налоговой инспекции;

- счета выставлены и оплачены от несуществующих организаций или организаций, не имеющих права ведения данного вида деятельности (не те коды ОКВЭД, нет лицензии, нет участия в СРО и т.д.);

- контрагент в ближайшем будущем будет проверяться налоговыми органами.

Важной частью работы с дебиторской задолженностью является отслеживание правильности заполнения первичных документов, поскольку именно они являются основанием появления у контрагента обязательств и в дальнейшем могут служить письменными доказательствами в суде. Если документы подписаны и изготовлены неправильно, то они не будут восприняты судом как доказательства долга контрагента.

Отслеживание текущей платежеспособности клиента имеет существенное значение, поскольку падение конкурентоспособности компании-должника может служить некоторым сигналом о возможности невозврата дебиторской задолженности. Основные признаки опасности в этом случае заключаются в следующих фактах, которые важно отслеживать:

- начало судебных разбирательств с участием должника в качестве ответчика;

- резкое падение товарных остатков на складе должника;

- крупные покупки должника или руководства и учредителей компании-контрагента;

- вредные привычки сотрудников и учредителей компании-должника (игромания, наркозависимость и т.д.);

- другие факторы, способствующие увеличению задолженности.

Кроме того, исходя из анализа финансовых и отчетных бухгалтерских документов, признаки опасности могут состоять в следующем:

- осуществление проводок или иных платежей «задним числом»;

- финансовые операции с наличными деньгами и с нестандартными системами перечисления денег

(почтовые переводы, переводы без открытия банковского счета и т.д.);

- финансовые операции, совершенные в нерабочее время или в удаленном доступе, если для этого нет объективных причин;

- заметное отличие финансовых показателей от среднестатистических рыночных показателей по подобным видам сделок;

- совпадение платежных реквизитов заказчиков и получателей платежей;

- одинаковые расчетные счета при совершении операций с разными контрагентами;

- сумма оплаты сделки не соответствует сумме, предусмотренной условиями договора;

- проведение единичных сделок на крупные суммы при отсутствии сделок в остальной период;

- несоответствие между датами оплаты и выставления счета;

- перечисление денег по договору на разные счета или разбивание оплаты на несколько платежей, следующие в одно время;

- дебиторская задолженность растет заметно быстрее выручки.

Для выработки разумной стратегии поведения с должником при уже образовавшейся дебиторской задолженности необходимо уяснить ситуацию с просрочкой, прежде всего выяснив, почему вам не платят. Далеко не все компании имеют настолько устойчивое финансовое положение, чтобы легко и одновременно производить оплаты по различным обязательствам. Обычно в этом случае составляется очередность платежей. На очередность платежей могут влиять следующие факторы:

- статус вашей компании на рынке;

- значимость вашей компании в глазах конкретного клиента;

- личные отношения между руководителями компаний;

- значимость партнерства с вашей компанией для бизнеса клиента;

- привлекательность сотрудничества с вашей компанией;

- конкурентоспособность вашей компании;

- деловые и личные отношения, сложившиеся у вашей компании с представителями контрагента, ответственными за финансовые вопросы;

- четкость договоров и договоренностей;

- настойчивость ваших сотрудников;

- наличие дополнительных мотивирующих стимулов.

Таким образом, просрочка оплаты может быть следующей:

• Отсрочка оплаты на короткий срок с последующей оплатой.

• Просрочка оплаты на большой срок с последующей оплатой.

• Окончательный невозврат дебиторской задолженности.

Отсрочка оплаты на короткий срок обычно не превышает двух-трех дней. Просрочка оплаты на боль-

шой срок может быть вызвана полным нарушением договорных обязательств клиентами должника, особенностями кредитных обязательств должника, а также судебными разбирательствами или крупными покупками для производственных нужд. Самый неприятный случай, если вы сталкиваетесь с откровенным мошенничеством: клиент не платит и платить не собирается. Стратегия вашего поведения тогда, главным образом, будет определяться суммой долга. Если сумма не значительна, то лучше забыть эту ситуацию и больше никогда не работать с мошенником-клиентом; попутно не помешает создать тому должную репутацию. Когда сумма действительно велика, то речь может идти о судебном решении вопроса, хотя этот процесс весьма затратный.

На последнем этапе работы с дебиторской задолженностью решается, каким из способов будут реализованы законные права кредитора. При этом в случае правильного оформления всех документов и согласия должника на добровольный возврат дебиторской задолженности Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие способы возврата:

• Судебный порядок.

• Страховой порядок.

• Уступка права требования (цессия).

• Перевод долга на платежеспособного должника.

• Договор поручения об истребовании задолженности.

Гражданско-правовой способ взыскания задолженности, заключающийся в подаче искового заявления в суд (гражданский, арбитражный или третейский) состоит из трех стадий (рис. 3):

- претензионный порядок урегулирования спора;

- рассмотрение дела в суде;

- реализация в жизнь решения суда с помощью судебных приставов-исполнителей.

Наличие этих трех стадий не означает, что кредитору для возврата долга придется пройти через все этапы, поскольку должник может расплатиться уже на первой стадии.

Необходимо отметить, что решение спорных вопросов через суд - далеко не единственный и не всегда самый эффективный путь. Существует также возможность досудебного решения вопросов, связанных с возвратом дебиторской задолженности. Досудебный порядок урегулирования споров обязателен в двух случаях:

- когда он предусмотрен федеральным законом;

- когда он предусмотрен договором между сторонами спора.

Как показывает практика, претензионное производство позволяет без дополнительных расходов на уплату госпошлины, со значительным сокращением времени истребовать и ликвидировать дебиторскую задолженность, что, несомненно, обеспечивает повышение экономических показателей работы любого субъекта. Претензионный порядок заключается в направлении должнику претензионного письма. Форма такого письма может быть произвольной, при этом

целями должны быть:

- напомнить должнику об имеющейся задолженности;

- сообщить о том, что, если должник в течение определенного срока не возвратит долг, кредитор будет вынужден в целях защиты своих прав обратиться всуд;

- указать должнику на негативные последствия судебного разбирательства дела: в частности, обязанность не только вернуть долг с учетом процентов за пользование чужими денежными средствами, но и дополнительно возместить расходы кредитора на юридическую помощь и госпошлину.

Рис. 3. Схема использования основных способов возврата долгов

Если дело не ограничится претензионным этапом, то в суде нужно подтвердить факт получения письма должником. Поэтому претензию лучше направить заказным письмом либо вручить лично под расписку.

Кроме претензионного порядка, который предусмотрен федеральным законом, в последнее время в России стали все шире использовать медиацию [6] как вид посреднических услуг по досудебному решению вопросов взыскания долга. Под медиацией понимается способ урегулирования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального независимого посредника (медиатора) с целью совместной выработки самими спорящими сторонами соглашения по спорному вопросу2. Несмотря на свои глубокие корни, процедуры медиации являются относительно новым в отечественной науке явлением. В зарубежной практике популярное ныне у нас слово «медиация» имеет длительную историю и получает все более широкое распространение, становясь предметом исследования различных общественных наук: социологии, психологии, политологии, экономики, теории управления и юриспруденции. Отличительным признаком медиации являются «ограниченные» полномочия медиатора, который не вправе не только выносить решения, но и высказывать сторонам, если они не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. Основная задача посредника в переговорах - привести стороны к взаимоприемлемому для них соглашению.

Следующей после претензионной стадией является рассмотрение дела в суде. Если контрагент-должник является юридическим лицом, то надо обращаться в арбитражный суд, если физическим - в суд общей юрисдикции. Бремя доказывания в гражданском судопроизводстве полностью лежит на истце.

При судебном порядке взыскания задолженности необходимо учитывать срок исковой давности, который составляет три года с момента возникновения обязательств. День сдачи на почту или в канцелярию суда будет являться днем подачи заявления.

Доказательства долга, к каковым можно отнести договор, регламентирующий порядок отношений; накладные или акты выполненных работ (услуг); доверенности на подписание документов; иные косвенные доказательства долга - должны быть в письменной форме, предусмотренной законодательством РФ.

Даже если в договоре не прописана неустойка, ее можно стребовать на основании ГК РФ. Убытки в данном случае будут возмещаться в части, не покрытой неустойкой.

В случае признания договора незаключенным или ничтожным у вас остается право доказывания на основании первичных документов, Однако нужно учитывать, что по каждому первичному документу свой срок исковой давности.

В случае обращения в суд должник может выставить встречные требования. Поэтому вам нужно зара-

2 Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре меди-

нее выяснить, нет ли у вас долгов по другим отношениям с должником.

Если после вынесения судом решения в пользу кредитора-истца, должник не спешит отдать долг, начинается третий этап: реализация судебного решения с помощью службы судебных приставов-исполнителей. Первым делом приставы снимут деньги со счетов должника. При их отсутствии или недостаточности они перейдут к принудительному изъятию имущества и его продаже, а из вырученных средств будет погашен долг кредитору и возмещены расходы по исполнительным действиям (исполнительный сбор, штрафы).

При наличии в действиях должника состава преступления возможен также уголовно-правовой способ взыскания долгов. К преступлениям, связанным с невозвращением дебиторской задолженности, относятся:

- мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ);

- лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запретной деятельности, причинившей крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ст. 173 УК РФ);

- незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ);

- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

- причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ);

- незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1);

- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Преимуществами уголовно-правового процесса перед гражданско-правовым являются:

- бесплатность (не нужно уплачивать госпошлину, оплачивать труд эксперта, юриста);

- личная имущественная ответственность должника (при нехватке средств физическое лицо, в том числе руководитель организации-должника, будет расплачиваться личным имуществом);

- бремя доказывания лежит на правоохранительных органах;

- более сильная мотивация должника вернуть долг (нежелание иметь судимость).

Страховой порядок взыскания задолженности применяется в случае, если данный договор попадает под страховой полис и вы в сроки, предусмотренные договором, объявили о страховом случае. Перед подписанием договора страхования нужно внимательно прочитать условия договора. Необходимо понять, какие именно события подходят под наступление стра-

хового случая и время его объявления. Вам нужно известить должника о наступлении страхового случая и объявить о переходе права требования к страховой компании. Страховая компания в порядке суброгации (замены) вправе требовать с должника только ту сумму, которую оплатила вам. Остальные действия будут вытекать из обязательств страховой компании, прописанных в договоре страхования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долги, как и любые другие вещи, можно продать, купить или обменять, или, другими словами, уступить право требования третьим лицам. Среди причин продажи или покупки можно выделить: затруднительность взыскания долга; срочная необходимость в денежных средствах или совершение выгодной сделки. При уступке права требования (цессии) производится оценка дебиторской задолженности на возвратность. Оценку обычно проводит сторона, приобретающая дебиторскую задолженность.

Привлекательные возможности открываются перед этой схемой при погашении долга встречным требованием. Согласно ст. 410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования. При этом для зачета достаточно заявления одной стороны. Прекращение обязательства зачетом было особенно популярным во времена расцвета бартерных схем. Право требования, которое передается, должно быть бесспорным, возникшим до его уступки. Доказательством бесспорности могут выступать, например, акт сверки или гарантийное письмо должника с указанием признанной суммы задолженности.

Судебное дело о взыскании долга, как и последующие процедуры исполнительного производства или банкротства, могут затянуться на годы. В этом случае перевод старого долга к новому, платежеспособному, должнику станет для вашей компании выходом из создавшегося положения. Перевод долга может быть совершен только на платежеспособного должника по инициативе вашего контрагента, поэтому перед заключением договора о переводе долга нужно удостовериться в финансовой состоятельности нового должника.

Для перевода долга необходимо оформить письменное соглашение между старым и новым должниками. При этом на совершение сделки о переводе долга следует получить согласие кредитора. Если такого согласия не последует, то договор, заключенный между двумя должниками, будет признан ничтожным (ст. 168 ГК РФ). Сделки по переводу долга необходимо совершать в том порядке, который предусмотрен для основной сделки. Так, если основной договор был заключен в простой письменной форме, то никаких особых требований для совершения перевода долга не предусмотрено. Если основной договор заверялся нотариусом, то и перевод долга нужно заверить нотариально. Если же основная сделка требовала государственной регистрации, то и договор о переводе долга должен быть зарегистрирован.

При переводе долга необходимо также учитывать требования, вытекающие из специфики сделок [13]. Так, если некое акционерное общество желает при-

нять на себя чей-то долг, то нужно проверить, не превысит ли данная сделка 25% балансовой стоимости его активов. Если превысит, то решение о заключении такого договора должно приниматься на основании Устава либо Советом директоров, либо общим собранием акционеров. В противном случае соглашение о переводе долга окажется недействительным.

Договор поручения об истребовании задолженности, как одна из форм возврата задолженности, выбирается только для того, чтобы получить более квалифицированные услуги по истребованию задолженности. Фактически вы переводите взыскание долгов на аутсорсинг. Договор поручения подразумевает действие по истребованию задолженности от вашего лица по доверенности. Если при этом будут использованы какие-то незаконные методы, то ответственность может лечь на вас.

Представляет интерес использование коллектор-ской деятельности, рассматриваемой как одна из разновидностей аутсорсинга, направленного на взыскание долга [12]. Взиманием долгов коллекторы занимаются постоянно, на профессиональной основе. Их задача - различными способами заставить, стимулировать должника заплатить по денежному обязательству. К помощи коллекторов, как правило, прибегают те компании, у которых количество должников очень большое и они не могут самостоятельно отслеживать взыскание долгов: банки, жилищно-коммунальные организации, страховые компании и тому подобные. Касаясь правовой основы деятельности коллекторских агентств, можно отметить, что в настоящее время специального закона о коллекторской деятельности нет. Поэтому в данной сфере действуют только общие правила Гражданского кодекса об исполнении обязательств. Кроме того, никто не отменял положения уголовного законодательства (ответственность за вымогательство, самоуправство). Законные методы работы коллекторов в основном сводятся к психологическому воздействию на должника.

В последнее время появилось также понятие «антиколлекторы», в качестве которых выступают специалисты по кредитам, юристы, которые помогают гражданам в их неравной борьбе с представителями кол-лекторских служб и банками. Это связано с тем, что банки и коллекторские агентства довольно часто пользуются правовым нигилизмом большей части населения и иной раз сами взыскивают то, что им не причитается. Представьте, что Вы, взяв кредит в 50 тыс. руб., допустив небольшую задержку, должны платить уже не 50 тысяч, а 250 тыс. руб. Банки начисляют иногда такие штрафы. Но насколько это законно? В суде, пользуясь ст. 333 ГК РФ, вы легко уменьшите эту сумму в десятки раз. Конечно, вернуть сумму, которая была взята в кредит, все равно придется. Но при злоупотреблениях банков и коллекторских агентств нужно уметь защищать свои права.

Анализ существующих продуктов кредитного рынка на предмет работы с дебиторской задолженностью, особенно в кризисные периоды, показывает, что большинство этих продуктов могут только смягчить удар образования просроченной дебиторской задол-

женности, но не исключить ее. Среди кредитных продуктов, позволяющих работать с дебиторской задолженностью, можно отметить следующие:

• Факторинг.

• Форфейтинг.

• Услуги по финансированию под залог дебиторской задолженности.

• Кредитная линия.

• Простой банковский кредит.

Факторинг представляет собой выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. Факторинг с гарантией поставщика не избавляет вас от рисков, связанных с возникновением просроченной дебиторской задолженности, поскольку вы выступаете поручителем за клиента. Факторинг с покрытием кредитного риска стоит дороже, но перекладывает кредитные риски на факторинговую компанию. Вследствие этого вы будете должны поднять стоимость продукции на процент банковских услуг. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Форфейтинг представляет собой покупку долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. Форфейтирование применяется, главным образом, как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно является формой трансформации коммерческого кредита в банковский. Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок: в финансовых - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств; и в экспортных - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю. Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими только абстрактное обязательство).

Услуги финансирования под залог дебиторской задолженности увеличивают цену риска, но уменьшают возможность несения в полной сумме. В этом смысле эти услуги малоэффективны. К тому же вы не отвечаете за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению. Положительным моментом в этой схеме финансирования является то, что она не предусматривает обязательного согласия

должника.

Использование кредитной линии сдерживается ее высокой стоимостью. К тому же это не избавляет вас от возможности возникновения просроченной дебиторской задолженности и неисполнения обязательств должником. Кроме того, кредитная линия требует собирания множества документов для ее получения.

Кредит предусматривает самый низкий процент за пользование денежными средствами. Он также смягчает нехватку оборотного капитала, но не исключает возможность образования просроченной дебиторской задолженности. При этом последствия возможности риска неоплаты будете нести вы.

В заключение, в соответствии с комплексным системным подходом к обеспечению безопасности бизнеса [11], выделим основные направления работы подразделения экономической безопасности по взысканию дебиторской задолженности:

• определение процедуры согласования гражданско-правовых договоров;

• составление матрицы изучения компании в зависимости от суммы сделки и предоплаты;

• сбор информации о физических лицах, исходя из требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

• анализ информации с использованием автоматизированных информационно-аналитических систем;

• анализ деятельности юридических лиц (безопасности деловых предложений и контрактов, благонадежности партнеров-юридических лиц, добропорядочности и платежеспособности компании, участия компании в арбитражных судах и др.);

• составление прогноза развития конкурентной среды;

• анализ финансовой устойчивости компании по представленному балансу, отчету о прибылях и убытках (форма № 2), отчету о движении капитала (форма № 3);

• подготовка информационно-аналитических материалов для руководства компании, направленных на предотвращение дебиторской задолженности;

• составление перечня предупреждающих мер (воздействий) на возможных неплательщиков;

• информационно-аналитическая работа по определению местоположения должника, анализу его финансовой устойчивости, а также причин непогашения дебиторской задолженности;

• взаимодействие подразделения экономической безопасности с правовым подразделением компании по юридическому сопровождению взыскания задолженности.

• работа с судебными приставами по взысканию дебиторской задолженности;

• взаимодействие подразделения по экономической безопасности с государственными правоохранительными органами в процессе взыскания дебиторской задолженности;

• проведение переговоров с должниками.

Таким образом, встраивание системы обеспече-

ния комплексной безопасности в общую систему управления бизнесом может значительно понизить риски, связанные с дебиторской задолженностью,

увеличить финансовую устойчивость компании и поднять ее имидж в предпринимательской среде.

Статья поступила 22.09.2014 г.

Библиографический список

1. Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью. М.: Астрель, 2006. 256 с.

2. Джонджуа М. Возврат долгов: технология и психология кредитного менеджмента. М.: Добрая книга, 2006. 208 с.

3. Дудин А.С. Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают. СПб.: Питер, 2012. 192 с.

4. Захаров О.Ю. Практическая секьюритология: руководство по безопасности бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 316 с.

5. Кувшинов Н.Н. Методы борьбы с дебиторской задолженностью // Управление сбытом. 2007. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-xecutive.ru/blog/tehnolog/85.php (18.08.2014).

6. Лисицын В.В. Медиация в России: попытка № 4 // Третейский суд. 2010. № 2. С. 52-55.

7. Попов А.И. Ранжирование клиентов по степени риска // Антикризисное и внешнее управление. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://fd.ru/articles/37794-kak-sprognozirovat-bankrotstvo-debitora (16.09.2014).

8. Пушкин А.В., Кузнецова О.С. Стратегии взыскания долгов. Управление задолженностью. М.: Эксмо, 2013. 240 с.

9. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью. М.: Волтерс Клувер, 2011. 528 с.

10. Стерхов А.П. Использование маркетинговых технологий для обеспечения безопасности инновационного бизнеса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 7 (78). С. 206-214.

11. Стерхов А.П. Создание и управление комплексной системой безопасности бизнеса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014, № 8 (91). С. 199-207.

12. Тарташев В.А. Как заработать на чужих долгах: секреты коллекторского бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 253 с.

13. Тихомирова Л.В. Уступка требования и перевод долга. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. М.: Издание Тихомирова, 2010. 80 с.

14. Шумович А.В. 100 шагов по сбору долгов: практическое руководство по работе с должниками. М.: Альпина Пабли-шерз, 2009. 178 с.

УДК 338.24

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

1 9

© Е.А. Филатов1, В.Б. Нечаев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности рассчитывают показатели рентабельности. Авторами представлен альтернативный подход к интегральной оценке влияния факторов на рентабельность производства. Он направлен на получение результативного показателя, исключающего погрешность, и поэтому наиболее актуален для практического применения в современных условиях рыночных отношений. Табл. 4. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: факторный анализ; интегральный метод; отклонение; дополнительный прирост результативного показателя.

INTEGRATED ANALYSIS OF INNOVATIVE COMPANY PRODUCTION EFFICIENCY E.A. Filatov, V.B. Nechaev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Performance indices are calculated to characterize the efficiency of the whole enterprise and the profitability of various fields of enterprise activities. The authors present an alternative approach to the integrated evaluation of the factor effect on enterprise profitability. The approach is aimed at obtaining a performance index eliminating error, and therefore, it is the most relevant for the practical application in today's market conditions. 4 tables. 10 sources.

Key words: factor analysis; integral method; deviation; additional increase in performance index.

1Филатов Евгений Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89646501588, e-mail: johnru3000@rambler.ru

Filatov Evgeny, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89646501588, e-mail: johnru3000@rambler.ru

2Нечаев Владимир Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89027612858, e-mail: 1976nvb@mail.ru

Nechaev Vladimir, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial enterprises, tel.: 89027612858, e-mail: 1976nvb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.