Научная статья на тему 'Повторение в поэзии Миртемира'

Повторение в поэзии Миртемира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
719
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POETICAL FIGURE "REPETITION" / "TASHOBEHUL-ATROF" / "TARDI AKS" / "TAKRIR" / "MUKARRAR" / ПОВТОРЕНИЕ / ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ СЛОВО / ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА / СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ПОЭТИЧЕС-КАЯ ФИГУРА «ПОВТОРЕНИЕ» / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОВТОР / АЛЛИТЕРАЦИЯ / АССОНАНС / «ТАШОБЕХУЛ-АТРОФ» / КОЛЬЦЕВОЙ ПОВТОР / ПОВТОРЕНИЕ СТРОКИ ИЛИ СТРОФЫ / «ТАРДИ АКС» / АНАФОРА / ЭПИФОРА / «ТАКРИР» / «МУКАРРАР» / ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОВТОР / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР / СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР / THE REPETITION / REITERATIVE WORD / UNITS OF THE LANGUAGE / STYLISTIC FUNCTION / POETICAL SPEECH / FACILITY OF THE ARTISTIC DESCRIPTION / ARTISTIC STYLE / ARTISTIC REPETITION / ALLITERATION / ASSONANCE / RECIRCULATING REPETITION / REPETITION OF THE LINE OR STANZAS / ANAPHORA / EPIFORA / GRAMMATICAL REPETITION / LEXICAL REPETITION / SYNTAX REPETITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шофкоров Абдишукур Мусаевич

В статье обосновывается необходимость различения художественного повтора, т. е. средства художественного описания «повторение», и обычного повтора. Дается анализ научных работ узбекских исследователей в этой области. Основу содержания статьи составляет анализ стилистических задач художественного повтора, видов повторений, позиций повторяющихся единиц в стихотворении, его лингвопоэтической значимости. Примеры художественного повтора из лирики Миртемира характеризуются простотой, наивностью, что нисколько не влияет на лингвопоэтическую значимость его поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the difference of the artistic repetition is motivated In art article that is to say facility of the artistic description "repetition" from usual repetition, are enumerated scientific functioning the uzbek researchers in this area are studied. The base of the contents of the article forms the analysis of the stylistic problems of the artistic repetition, type of the repetitions, position of the reiterative units in poem, its lingua-poetical to value. The Examples of the artistic repetition, brought from lyric poets Mirtemir, are characterized by simplicity, that not in the least does not influence upon lingua-poetical value to its poetries.

Текст научной работы на тему «Повторение в поэзии Миртемира»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240).

Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 167-170.

А. М. Шофкоров

ПОВТОРЕНИЕ В ПОЭЗИИМИРТЕМИРА

В статье обосновывается необходимость различения художественного повтора, т. е. средства художественного описания «повторение», и обычного повтора. Дается анализ научных работ узбекских исследователей в этой области. Основу содержания статьи составляет анализ стилистических задач художественного повтора, видов повторений, позиций повторяющихся единиц в стихотворении, его лингвопоэтической значимости. Примеры художественного повтора из лирики Миртемира характеризуются простотой, наивностью, что нисколько не влияет на лингвопоэтическую значимость его поэзии.

Ключевые слова: повторение, повторяющееся слово, единицы языка, стилистическая функция, поэтическая речь, средство художественного описания, художественный стиль, поэтическая фигура «повторение», художественный повтор, аллитерация, ассонанс, «ташобехул-атроф», кольцевой повтор, повторение строки или строфы, «тарди акс», анафора, эпифора, «такрир», «мукаррар», грамматический повтор, лексический повтор, синтаксический повтор.

Функции единиц языка в художественном произведении отличаются от других стилей высоким уровнем эмоциональности и экспрессивности, что формирует специфические се-мантико-стилистические особенности средств художественного описания в художественном произведении. Стилистическая функция средств художественного описания в художественном тексте требует тщательного исследования, поскольку «отношение поэтов и писателей разных эпох или даже одной эпохи к слову, языку не одинаковы»1. Каждый писатель или поэт своеобразно использует средства художественного описания, создаёт свой индивидуальный стиль. «Изучение определённых средств описания даёт возможность показать художественное мастерство писателя, обилие средств описания народного языка»2.

Научная литература располагает считанным числом монографических исследований узбекских ученых, посвящённых описанию языковых, семантических и стилистических особенностей средств художественной передачи поэтической речи3, в том числе повтора, что является весьмая актуальной проблемой современной узбекской лингвостилистики.

Стилистическую категорию «повтор» следует различать как лексико-речевое явление и как художественное средство, поэтическую фигуру. Повторяющееся слово, имея характер лексемы, выполняет в основном номинативную функцию и выражает количественное множество какого-либо предмета или события: кула-кула сузлади, туда-туда булиб келди, иш-лай-ишлай чарчади. Слова-повторы в узбек-

ском языкознании, их лингвистическая природа и структурно-семантические особенности исследованы З. Уринбаевым4 и М. Бурановой5.

Слова-повторы и средства повторения различаются коммуникативной функцией, значением и структурой, особенностями применения в тексте. Слова-повторы близки к предложениям и образуются посредством повторения одного слова дважды, между такими словами ставится дефис, в произношении они разделяются лёгкой паузой. Слова-повторы в художественном языке также выполняют определённую стилистическую функцию, однако основной задачей подобного типа слов является создание словоформы, выражающей количественное множество и его номинацию.

Повторы, являющиеся художественным средством, поэтической фигурой, занимают разные позиции в речи (тексте). Функцию художественного повторения могут выполнять слово, словосочетание, определённое выражение, предложение, а иногда даже целая строка (строки). Художественный повтор в речи выполняет художественно-стилистические, эмоционально-экспрессивные, художественноэстетические функции и функцию образности. По характеру повторяющееся слово ближе к лексеме (слову), а повтор является синтаксической и фразеологической единицей.

Писатель или поэт в своём творчестве пользуется всеми поэтическими фигурами. При изучении поэтического языка особое внимание уделяется его специфическим свойствам, т. е. констатируются специфические особенности поэтического языка, связанные с литературны-

ми видами, поэтическими жанрами, музыкальностью, стилистическими средствами, морфологией и синтаксисом 6. Повторение также является одним из стилистических средств, наиболее часто используемых в художественном произведении, в частности, в поэзии.

«Повтор - один из стилистических видов, когда специально повторяется одно или несколько слов, а иногда определённая строка»7. Повторение применяется во всех стилях, «поскольку в каждом стиле существует потребность в подчёркивании, обособлении, иногда гипертрофировании, в определённых ситуациях привлечении внимания. В целях удовлетворения этой потребности повторно применяются легко воспринимающиеся большинством единицы языка, активно применяющиеся в той области, о которой идет речь, или в обиходной речи»8. Однако повторы в художественном произведении различаются эмоциональностью, экспрессивностью, стилистической специфичностью, художественно-эстетической ценностью, образностью. Они создают особый стиль автора, особенно в поэтической речи, где повтор имеет специфические стилистические особенности, указывающие на своеобразность поэтического языка. Это ещё раз подчёркивает необходимость его изучения, так как явление повторения в узбекском языкознании изучено в недостаточной степени.

В творчестве Миртемира, одного из видных представителей узбекской литературы ХХ века, большую роль в создании индивидуального стиля поэта играет художественно-описательное средство «повторение».

Языковые особенности поэзии Миртемира почти не изучены. Язык поэзии Миртемира частично исследован в научных статьях Ф. Назирджановой, посвящённых творчеству поэта9. Анализируя мастерство Миртемира в использовании общетюркских слов, диалектизмов, синонимов, Ф. Назирджанова сумела выделить оригинальные фразы в языке поэта.

Поэзия Миртемира характеризуется применением не только слов, оттеняющих форму и содержание, но и стилистических средств, придающих колоритную своеобразность. Автор искусно использует такие поэтические средства повтора, как аллитерация, ассонанс, «ташобе^ул-атроф», кольцевой повтор, повторение строки или строфы, «тарди акс», анафора, эпифора, «такрир», «мукаррар» и др.

Раскрывая стилистические особенности повторения строки или строфы, приведем сле-

дующее высказывание Н. Афоковой: «Ещё одно наиболее популярное художественное средство в поэзии Абдуллы Арипова, это - повторение строки»10. Действительно, данная поэтическая фигура часто встречается в творчестве многих современных авторов. В состав подобных повторов входят припевы, рефрен-ные строки, строки и строфы, повторяющиеся в различных частях стихотворения. «В узбекском языке часто встречается явление повторения слов, единиц, по структуре и содержанию более крупных, чем слова. Однако значения и функции подобных повторов весьма разнообразны» 11.

Повторение строки или строфы в поэзии Миртемира встречается в следующих формах:

1) повторение начальной строки в конце строфы;

2) повторение заключительной строки какой-либо строфы в конце стиха;

3) повторение строки в одной строфе стихотворения;

4) повторение первой и третьей строки в одной строфе стихотворения;

5) повторение второй и четвёртой строки в строфе;

6) повторение какой-либо строки в начале строф;

7) повторение какой-либо строки в конце строф;

8) повторение второй строки какой-либо строфы в конце строфы (в качестве пятой строки);

9) повторение двух строк в начале определённой строфы в конце других строф;

10) повторение двух строк какой-либо строфы в конце другой строфы;

11) повторение двух строк какой-либо строфы в конце стихотворения;

12) повторение определённой строфы (в основном, четверостишия) в других частях стихотворения;

13) повторение какой-либо строфы стихотворения в конце стихотворения.

Повторение строки в поэзии Миртемира выполняет определённую стилистическую функцию. Его поэзия богата красочными, логически совершенными образными описаниями. В стихотворении «Ласточка» повторение чётных строк придаёт описанию природы особый колорит. Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, в которой переживания поэта гармонично сливаются с описанием природы. В стихотворении описывается весна, время

пробуждения природы.

Чексиз кук токларида калдирок карсиллаши...

Цалдиргоч цайтибди-да.

Куклам кучокларида кенг олам лорсилла-ши...

Цалдиргоч цайтибди-да 12.

(Под сводом бесконечно голубого неба

Гремит гроза,

Ласточки вернулись,

В объятиях весны трепещет бескрайний мир,

Ласточки вернулись.)

Данное стихотворение состоит из 16 строк, вторая строка повторяется в четвёртой, шестая - в восьмой, десятая - в двенадцатой, четырнадцатая - в шестнадцатой строке. К тому же все повторяющиеся строки созвучны между собой. В стихотворении описывается возвращение и песня ласточек. Поэт рад этому, так как песня ласточки напоминает ему его босоногое детство. Повторение строк подтверждает и подчёркивает жизнеутверждающий дух и придает стихотворению нежное звучание. В стихотворении посредством повторения, во-первых, указывается на наступление весны, а во-вторых, символично подразумевается весенняя пора человеческой жизни - весна напоминает о молодых беззаботных, безмятежных годах. Данное философское рассуждение реализуется с помощью повторяющихся (рефрен-ных) строк:

Эсга тушар гудаклик - умримнинг куклам чоги,

Цалдиргоч цушигидан.

Эсга тушар шухлигим - тупалон сой киргоги,

Цалдиргоч цушигидан. (II. 92).

(Напоминает нам младенчество - весеннюю пору жизни,

Песня ласточек,

Напоминает мои озорные годы - берег журчащей реки,

Песня ласточек.)

В стихотворении «Ты - мать» повторяется строка «Ты - мать», посредством чего усиливается значимость образа матери. Поэт рисует образ матери, воспитавшей таких величайших сыновей, как Навои и Бабур, «ночами не засыпавшей у колыбели гениев», проводившей на войну единственного сына. Бесконечная любовь к Родине, преданность проходят лейтмотивом через всё произведение и усиливаются этими рефренными строками:

Алишерга алла айтиб ухлатган

Сен - она.

Огушида Бобур камолга етган

Сен - она.

Торобийни огир жангга жунатган

Сен - она.

Оламни нурида мунаввар этган

Сен - она. (I. 250.)

(Ты - мать, убаюкивавшая Алишера.

Ты - мать,

В объятиях которой вырос Бабур.

Ты - мать,

Отправившая на войну Тараби.

Ты - мать,

Осветившая лучами мир.)

В поэзии Миртемира повторение строки или строфы, как и другие формы повторения, выполняет определённую стилистическую функцию. Повторение строки или строфы необходимо изучать отдельно от кольцевого повтора, поскольку в последнем случае одна единица должна повторяться в начале и в конце стихотворения. Вместе с тем, она может повторяться и в других частях стихотворения. Это повторение идентично повторению в классической литературе, именуемому «радди мат-лаъ». К этому приему относят различные виды повтора, такие как припев, рефренная строка и др. Повторение строки или строфы имеет следующие специфические особенности:

1) повторение строки или строфы не имеет определённой стабильной позиции в стихотворении;

2) повторяющиеся строки или строфы по сравнению с другими единицами языка относятся к более крупным, наделенным более широким смыслом;

3) повторение строки или строфы отражает основную идею стихотворения.

Повторение в языке художественной литературы является характерной функциональной чертой художественного текста. Единицы языка, образующие повтор и являющиеся материально-языковой основой, считаются активизированными средствами языка. Как утверждает известный учёный М. Юлдашев, «при лингвопоэтическом анализе одним из основных принципов является определение поэтически активизированных языковых средств. С помощью описания лингвистической и художественной сущности подобных средств можно чётко представить механизмы формирования и выражения художественого содержания»13.

Миртемир в своих стихотворениях, как правило, использовал синтаксический повтор. При этом кольцевой повтор или повторение строки и строфы, являясь основными стилистическими средствами, обеспечивают художественность его произведений.

Примечания

1 Кунгуров, Р. Узбек тилининг тасвирий воси-талари. Ташкент : Фан, 1977. С. 125.

2 Келдиёрова, Г. Узбек бадиий нущида антитеза (Э. Вохидов шеърияти мисолида) : филол. фан-лари номз. ... дис. автореф. Ташкент, 2000. С. 3.

3 Там же; Мухдммаджонова, Г. 80-йиллар охи-ри, 90-йиллар бошлари узбек шеъриятининг лингвопоэтик тад^и^и : филол. фанлари номз. ... дис. автореф. Андижон, 2003; Шодиева, Д. Мух,аммад Юсуф шеърияти лингвопоэтика-си : филол. фан. номз ... дис. автореф. Ташкент, 2007; Туланова, Н. Ту^сонинчи йиллар узбек шеърияти тилидаги бадиий санъатларнинг ли-соний-услубий тах,лили : филол. фанлари ном-зоди ... дис. Ташкент, 2008.

4 См.: Уринбаев, З. Б. Лингвистическая природа редупликаций в современном узбекском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1982.

5 См.: Буранова, М. М. Структурно-семантические особенности редупликативных слов в английском и узбекском языках : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1982.

6 См.: Адабиёт назарияси. I жилд Ташкент, 1978. С. 355.

7 Хрмидий, X. Абдуллаева, Ш., Иброх,имова, С. Адабиётшунослик терминлари лугати. Ташкент : Укитувчи, 1967. С. 216.

8 Каримов, С. Бадиий услуб ва тилнинг ифода тасвир воситалари. Самарканд : СамДУ, 1994. С. 54.

9 См.: Назиржонова, Ф. Миртемир шеърияти -да синонимларнинг кулланиши // Адабиёт-шунослик ва тилшунослик масалалари. Ташкент, 1975. С. 168-172; Уша муаллиф. Миртемир шеъриятида диалектизмлар // Узбек тили ва адабиёти. 1976. № 1. С. 82-84; Уша муаллиф. Миртемир поэзиясида умумтуркий лексик катлам // Узбек тили ва адабиёти. 1978. № 1. С. 70-71; Уша муаллиф. Миртемир ижо-дига хос оригинал иборалар. Тишунослик ма-салалари. Т. : Фан, 1978. С. 199-203.

10 Афокова, Н. М. Абдулла Орипов лирикасида бадиий санъатлар : филол. фанлари номзоди ... дис. автореф. Ташкент, 1997. С. 12.

11 Абдурах,монов, Х. Макол ва маталларда та-крор компонентларнинг кулланиши // Узбек тили ва адабиёти. 1974. № 3. С. 60.

12 Миртемир. Асарлар. 4 жилдлик, 2-жилд. Ташкент : Адабиёт ва санъат, 1981. С. 92. (Бундан кейинги шеърий парчалар шу нашр-дан олинади. Кавс ичида асарнинг жилди ва сах,ифасини курсатиш билан чекланамиз).

13 Йулдошев, М. Бадиий матн лингвопоэтика-си. Ташкент : Фан, 2008. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.