Научная статья на тему 'Повседневная жизнь студенчества в первые годы советской власти: новые аспекты и содержание'

Повседневная жизнь студенчества в первые годы советской власти: новые аспекты и содержание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
953
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / EVERYDAY LIFE / STUDENTS / HIGHER SCHOOL / SOVIET RULE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарев А. В.

В повседневной жизни студенчества реализуются жизненные дискурсы и ценностные характеристики. Изучение основных этапов и моментов становления советского студенчества в 1920-е гг. позволяет проследить особенности социализации молодежи фактически первого советского поколения. Именно оно во многом определило дальнейшее развитие страны. Поэтому познать и понять повседневный жизненный мир студента, молодого человека данного периода значит существенно приблизиться к пониманию такого социокультурного феномена, как «советский человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF STUDENTS IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET RULE

The paper states that students' everyday life is determined by discourses and values. The study of the main stages of Soviet student community development in the 1920s allows to trace specific features of socialization of youths who were the first Soviet generation. It was the generation that defined further development of the country in many aspects. Therefore uncovering and understanding of the students everyday life of that period leads to a better understanding of such social phenomenon as a «Soviet person».

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь студенчества в первые годы советской власти: новые аспекты и содержание»

УДК 94(47)

А. В. Пономарев

I

шла а пит

□ пгггпп шоп

ГЛ

п лппгггп п

гш

л

□плпгг

шлапп

В повседневной жизни студенчества реализуются жизненные дискурсы и ценностные характеристики. Изучение основных этапов и моментов становления советского студенчества в 1920-е гг. позволяет проследить особенности социализации молодежи □ фактически первого советского поколения. Именно оно во многом определило дальнейшее развитие страны. Поэтому познать и понять повседневный жизненный мир студента, молодого человека данного периода □ значит существенно приблизиться к пониманию такого социокультурного феномена, как «советский человека.

Ключевые слова: повседневная жизнь, студенчество, высшая школа, советская власть.

A.V. Ponomariov

EVERYDAY LIFE OF STUDENTS IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET RULE

The paper states that studentsDeveryday life is determined by discourses and values. The study of the main stages of Soviet student community development in the 1920s allows to trace specific features of socialization of youths who were the first Soviet generation. It was the generation that defined further development of the country in many aspects. Therefore uncovering and understanding of the students everyday life of that period leads to a better understanding of such social phenomenon as a «Soviet personQ

Key words: everyday life, students, higher school, Soviet rule.

Современное российское общество является многоуровневой, нелинейной, стремительно и одновременно противоречиво развивающейся системой. Понять большую часть происходящих сегодня процессов невозможно без познания истории данного социума, что требует применения разнообразного научного инструментария, использования всех допустимых в историческом сообществе и апробированных форм, подходов и методов исследования. Большой интерес у многих исследователей вызывают вопросы повседневной, каждоднев -ной жизни определенного слоя или страты общества на конкретном историческом этапе, которые всегда имеют характерные временные сущностные и качественные характеристики.

Проблематика повседневности включает в себя достаточно широкий круг отношений и явлений, которые сложно ранжировать по степени значимости, так как все они выполняют определенную функциональную роль. Как справедливо отмечал известный французский философ М. Монтень, «повседневные неприятности никогда не бывают мелкими□. При всех различиях в подходах и оценках повседневности в отечественной и зарубежной науке отмечается важность для формирования полноценной картины истории общества макро-и микросреды обитания человека, его биологических и социокультурных функций, качественных личностных и социально значимых моментов в жизни человека, межличностных отношений в различных социальных группах, досуга и форм его реализации.

История повседневности изучает прежде всего сферу обыденной жизни человека в историко-культурных, политико-социальных, этнических, конфессиональных реалиях и контекстах. В центре внимания истории повседневности □ та конкретная реальность, которая по-

знается людьми, является смыслом и сущностью их жизни, имеет для них значение цельного жизненного мира. «Именно в анализе повседневной жизни лежит ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода и разрухи? Как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам?» [6, с. 4]. Почему многие это самое человеческое достоинство теряют, проявляют отнюдь не лучшие качества, казалось бы, в самых обычных, обыденных условиях?

В отличие от традиционных исследований бытовых аспектов жизни человека и общества при изучении повседневности особую значимость имеют микрособытия, собственно подвижное изменение времени и жизни во времени, случайные и закономерные явления, влиявшие на частную жизнь и менявшие ее. Именно в этой тривиальной обычности жизни формируются мысли и чувства, возникают и разрешаются значимые ситуации. Для историка, изучающего повседневность, архи-важно, как и почему это именно так происходит, почему человек или группа людей так поступают в данной ситуации или к ней именно так относятся. В процессе исторического исследования не просто воссоздается быт, а анализируются, пристально изучаются разнообразные и разноплановые реакции, переживания отдельных людей в связи с тем, что их в этом самом быту окружает, жизненные проблемы, их решение и осмысление. Важно познать, в какой момент случайное становится «нормальным» и повседневным, а обычное □ исключительным. Совершенно правы исследователи, выделяющие историю повседневности в самостоятельное направление исторической науки, позволяющее более глубо-

ко и реально понять историю жизни людей, а значит, и общества в целом.

1920-е гг. □ исключительно сложный и противоречивый период в истории нашего Отечества, получивший в советской историографии название переходного , что в определенной степени совершенно справедливо. Именно в эти годы, после завершения боевых действий на фронтах Гражданской войны, разворачиваются поистине глобальные для отдельно взятого общества события, носившие неоднозначный и противоречивый характер, по поиску и формированию новой модели жизни социума и человека в нем, взаимоотношений власти и общества. В отечественной и зарубежной историографии социально-экономические, политические и культурные аспекты нэпа и последую -щего периода получили основательное освещение. Но еще предстоит познать, понять и прочувствовать, как живет человек, определенный социальный слой в условиях постреволюционной трансформации, разрушения старого и строительства «нового, нашего мира». Каково молодому человеку в данных условиях, «легко ли быть молодым», когда новая власть разворачивает строительство нового общества? Как меняется процесс социализации, образ собственно молодежи и образ ее жизни в 1920-е гг?

Реакции отдельных категорий молодежи на происходившее в 1920-е гг. в стране были различными, степень комфортности □ также. Характерно, что советская власть в эти годы, в том числе руками молодых, актив -но, по-революционному перестраивает все институты социума. Студенчество, его образ и прежний распорядок жизни вступали в конфликт с внедряемыми государством новациями. Причем из всех социальных групп наиболее подверженной всевозможным воздействиям была именно студенческая молодежь. В отличие от профессоров и преподавателей высшей школы студенчество еще не успело в полной мере пропитаться ее особой атмосферой и духом, наследием уходящего прошлого, именно поэтому на него было направлено основное внимание правящей большевистской партии, именно ему придавалось особое значение в деле советизации высших учебных заведений. Однако процесс формирования личности нового советского студента зависел не только от усилий партии и государства. Сложный и многогранный, он осуществлялся в те годы под влиянием множества и традиционных, и революционных факторов: общения, культуры, образования, воспитания, средств массовой информации и т.п.

Изучение основных этапов и моментов становления советского студенчества позволяет проследить особенности социализации молодежи 1920-х гг. □ фактически первого советского поколения. Именно оно во многом определило дальнейшее развитие страны. Поэтому познать и понять повседневный жизненный мир студента, молодого человека данного периода □ значит существенно приблизиться к пониманию такого социокультурного феномена, как «советский человек», сделать качественный шаг вперед в изучении ментальных повседневных поведенческих характеристик молодых и новаций, микро- и макропроцессов в эпоху революционных социально-экономических и политических перемен. Изучение повседневной жизни молодежи в условиях обучения в вузе приближает нас к пониманию

драматической исторической судьбы российской высшей школы переходного периода, во многом схожей с нынешней действительностью.

Революционные события Октября 1917 г были встречены в высших учебных заведениях страны неоднозначно. Профессора, преподаватели, студенты □ все пытались разобраться в происходившем, понять, что потеряли и что приобрели, практически все сомневались в устойчивости советской власти. Хорошо известный всем историкам высшей школы факт подтверждает это: 9 декабря 1917 г. Совет Казанского университета принял резолюцию, в которой была высказана поддержка резолюции Совета Харьковского университета по текущему моменту. В ней подчеркивалась нелегитимность новой власти, а большевики были названы СТруппой фанатиков и темных дельцов» [3, с. 300]. В то же время обращение профессоров Томского университета в поддержку Учредительного собрания в феврале 1918 г. было лишь принято к сведению.

12 ноября 1917 г. в Саратове состоялось собрание преподавателей вузов, на котором была принята резолюция, осуждающая захват власти большевиками. □Насильственный захват власти безответственной группой ведет к полному разрушению государственной и хозяйственной жизни страныП Единственный путь для восстановления облеченной общим доверием власти и порядка в стране до Учредительного собрания □ в сплочении демократических сил земского и городского самоуправления» [7, с. 3]. Важно отметить, что студенты также активно протестовали и даже 1 декабря 1917 г. объявили забастовку, которую поддержал ректор [1, с. 117]. Возглавлял тогда Саратовский университет профессор П .П. Заболотнов, который, как отмечал в своих мемуарах профессор В.Д. Зернов, был «человек довольно провинциальный, но старых академических правил» [2, с. 213]. Он отменил просто занятия и закрыл библиотеку.

Правления практически всех университетов и советы студенческих старост выступили за сложившиеся академические традиции, сохранение автономии и определенного консерватизма, провозгласив лозунг «вне политики». Учебные программы в 1917 □ 1918 учебном году существенно не изменились, обучение велось по-старому, но отдельные пояснительные и финансовые документы уже поступают на места из ведомства, которое теперь осуществляет руководство высшей школой □ Народного комиссариата просвещения.

Профессор Саратовского университета Г.Г. Тель-берг в своих воспоминаниях отмечал, что «ни профессора, ни студенты не чувствовали пока никаких перемен. В то время как вокруг нас бушевали страсти и политические раздоры и новые советские чиновники накладывали свои руки на все общественные учреждения, университет оставался как бы счастливым оазисом: в аудиториях читались лекции, в лабораториях шла своя научная работа □ студенты занимались, устраивали кооперативы и держали экзамены. Громад -ная и разношерстная университетская семья как-то сплотилась и жила дружнее, чем раньше» [8, с. 75]. Русский философ, религиозный мыслитель и психолог профессор С.Л. Франк совершенно по-иному воспринимал и оценивал происходящие события: «Живем, мы, конечно, очень плохо, во власти темной оз-

лобленной толпы^ Как- то теряется всякий вкус и интерес к творчеству и к самой жизни» [9, с. 29].

Именно в такие моменты динамичных социальных трансформаций жизненный мир молодого поколения подвергается достаточно жестким качественным изменениям, молодежь сталкивается с необходимостью не только понять происходящее, но и выработать собственное отношение к нему, ценностно-нормативную модель поведения в новых социально-экономических и политических условиях. Студенчество в начале 1 920-х гг. стало другим, рабоче-крестьянским и ему отводится исключительно важная миссия по пролетаризации высшей школы. Следовательно, в новых исторических условиях и повседневная, каждодневная жизнь становится иной. В ней много политики и общественной деятельности в различных формах и проявлениях. Правящая коммунистическая партия ставит перед высшей школой серьезную задачу: не просто готовить специалистов, но и заниматься их политическим воспитанием. С этой целью внутри вузов создаются партийные, комсомольские, профсоюзные организации, которые занимаются «Ьра-бочиванием» студенчества, принимают активное участие в формировании и деятельности новых вузовских органов управления, перестройке учебно-воспитательной и методической работы, занимаются политико-воспитательной работой.

Существенно изменило внутреннюю атмосферу высшей школы создание в 1919 г рабочих факультетов, которые совершенно справедливо были обозначены наркомом просвещения А.В. Луначарским «пожарной лестницей советской власти в высшей школе», по которым пролетарская молодежь проникала в вузы, и считал, что именно они должны создать благоприятные усло -вия для полной ликвидации старых, дореволюционных принципов и основ функционирования высшей школы» [4, с. 23]. Рабфаковцы, безусловно, придали определенную специфику повседневной жизни студенчества: совершенно другая культура, традиции, обычаи, категорическое неприятие «старых» устоев и даже некая аг -рессивность к представителям непролетарских слоев в вузах. Власть всячески поддерживала рабфаковцев и рассматривала их в качестве «Аванпостов Советской власти в не вполне завоеванных □ академических цитаделях» [5, с. 46]. Осознавая политическую поддержку, рабфаковцы стремились активно участвовать в решении всех вопросов внутренней жизни: академических, воспитательных, экономических. Каждодневной нормой становятся студенческие собрания при активном участии студентов рабфаков, которые нередко превращались жаркие дискуссии с так называемым «белым» студенчеством. Все это начинает влиять на учебный процесс, на приоритеты учащейся молодежи.

Повседневный образ студенчества начала 1920-х гг ассоциируется с чертами рабфаковца и студента-выдви-женца. Стремление к знаниям, искреннее желание

овладеть выбранной профессией и участвовать в строительстве нового общества □ вот отличительные признаки первого советского поколения студентов, давшего нашей стране немало ученых с мировым именем. В уже существующие университеты и только что открывшиеся вузы мощным потоком хлынула молодежь, желающая приобщиться к знаниям. Согласно декрету от 2 августа 1918 г. ПО правилах приема в высшие учебные заведения^ от поступающих не требовалось сдачи вступительных экзаменов. В результате вузовские аудитории буквально ломились от обилия слушателей. При этом достаточно быстро стала очевидна и отрицательная сторона советской демократизации высшей школы: большинство из пришедших в вузы студентов не справлялись с программой обучения, и ввиду слабой подготовки рабоче-крестьянская молодежь пока в вузах не задерживалась. Профессор В.Д. Зернов вспоминал о событиях 1918 г., что на первой лекции Пбыли заняты не только все места и все хоры, но все проходы были забиты народом. Слушатели стояли прямо перед лекционным столом и едва ли не сидели на самом сто-леП Но наплыв публики быстро таял, и к зимеП университет замерз и лекции читались двум-трем десяткам настоящих студентов в кабинете^ [2, с. 219]. Сложилась парадоксальная ситуация: юридические привилегии рабоче-крестьянского студенчества не были подкреплены необходимым минимумом знаний.

Но несмотря на трудности повседневность становилась иной, все учебные вопросы решались в вузах только с участием старостатов, отменялись экзамены, сессии и отчеты студенты могли сдавать в любое время по договоренности с преподавателем. Пролетарское студенчество в первые годы советской власти превращалось в реальную политическую силу реформирования высшей школы.

1. Дневник русской гражданской войны. Алексис Бабин в Саратове. 1917 □ 1922 гг. / пер. В.В. Булдакова // Волга. 1990. №5.

2. Зернов В.Д. Записки русского интеллигента. М., 2005.

3. Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ленина за 125 лет (1804/05 □ 1929/30). Казань, 1930. Т. 2.

4. Луначарский А.В. К десятилетнему юбилею рабфаков // 10 лет строительства рабфаков. М.; Л., 1929.

5. Обзор деятельности втузов Главпрофобра за 1920 г. // Вестник профессионально-технического образования. 1921. №9.

6. Орлов И.Б. Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления. М., 2010.

7. Саратовский листок. 1917. 14 нояб. (№241).

8. Тельберг ГГ. «Университет жил совершенно нормальной жизнью»: воспоминания // Источник. 1998. №3.

9. Франк С.Л. Из писем М.О. Гершензону (1912 □ 1919) // Ре у1ви. 1994. №3/4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.