Научная статья на тему 'Повседневная жизнь Омского ребенка в отражении периодической печати (1960- 1970 гг. )'

Повседневная жизнь Омского ребенка в отражении периодической печати (1960- 1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
314
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ДЕТСТВО / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / LOCAL PERIODICALS / CENTRAL PERIODICALS / CHILDHOOD / SOVIET CHILDHOOD / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нуркина Кымбат Кайсаровна

В статье освещается повседневная жизнь ребенка на основании материалов центральной и местной периодической печати. Осуществлена попытка представить не только идеологический аспект, но и выявить реальную картину повседневных поведенческих практик детей города Омска. Рассмотрено регламентируемое и личное пространство детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The daily life of a child in Omsk reflection periodicals (1960-70s)

This article deals with the everyday life of the child based on the materials of the central and local periodicals. An attempt is made to present not only the ideological dimension, but also to reveal the real picture of the daily behavioral practices of children of the city of Omsk. There is considered regulated, and private space of children.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь Омского ребенка в отражении периодической печати (1960- 1970 гг. )»

19. Новиков, С. В. Политические партии и движения Омска : справ. / С. В. Новиков, А. А. Макаров. — Омск : Знание, 1995. - 29 с.

20. Лифанов, А. В. Путеводитель по партиям современной России / А. В. Лифанов, А. Ю. Малышев. — Новосибирск, 1995. — 116 с.

21. Новиков, В. С. Политический кризис 1993 года в Сибири: от Конституционного совещания к Указу «О поэтапной конституционной реформе» / В. С. Новиков // Омский научный

вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2008. № 3 (67). — С. 10—13.

НОВИКОВ Михаил Сергеевич, аспирант кафедры

отечественной истории.

Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2014 г. © М. С. Новиков

УДК 94 (571.13)—053.2:070

К. К. НУРКИНА

Омский государственный технический университет

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОМСКОГО РЕБЕНКА В ОТРАЖЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1960-1970 гг.)_

В статье освещается повседневная жизнь ребенка на основании материалов центральной и местной периодической печати. Осуществлена попытка представить не только идеологический аспект, но и выявить реальную картину повседневных поведенческих практик детей города Омска. Рассмотрено регламентируемое и личное пространство детей.

Ключевые слова: местная периодическая печать, центральная периодическая печать, детство, советское детство, повседневность.

В современной исторической науке история повседневности и история детства выступают как самостоятельные направления. Периодическая печать — важнейший источник сведений о повседневной жизни детей. Она является одним из средств воздействия на сознание человека и, кроме того, отражает социальную реальность, зачастую читаемую «между строк».

Цель данной работы — исследование отражения прессой образцов и идеалов повседневного поведения и образа жизни детей города Омска в период мирного послевоенного строительства (на материалах журнала «Пионер» и омской газеты «Молодой Сибиряк»). Сопоставление периодических изданий позволяет выявить особенности в отражении повседневной жизни советских детей в центральной и региональной печати. В силу специфики источника период детства ограничивается пионерским возрастом (9—15 лет).

В СССР детской журналистике уделялось большое внимание как средству осуществления мечты о создании «нового человека» [1]. Будущее нужно было построить, и советский ребенок выступал в роли своеобразного строительного материала. В журнале «Пионер» постоянно утверждалась идея: «...Вот что нужно непременно запомнить всем ребятам: коммунистические черты характера не складываются в человеке сами собой, их нужно воспитывать!» [2, с. 6]. В «Пионере» преобладал агитационный тип дискурса, утверждалось, что ребенок коммунистического воспитания отличался особой сознательностью и был под защитой государства. Родина и служение ей должны были являться первоочередным смыслом жизни всего населения страны,

в том числе и детей. Агитационно-пропагандистские задачи пионерской и комсомольской организаций определяли характер и структуру центрального детского журнала [3, с. 32]. На его страницах Советский Союз представал как «венец человеческого творения», где ребенок был частью эволюционной лестницы: октябренок— пионер — комсомолец (и, как итог, — коммунист) [4, с. 113]. Этим пионерским ступеням соответствовал девиз «Знай —умей — сделай» [5, с. 53].

Советский ребенок должен был быть полезен стране всегда. Прежде всего он должен был быть прилежным учеником. Учение признавалось главным трудом, «таким же почетным и ответственным, как труд взрослых» [6, с. 4]. В печати подчеркивалась общественная значимость учебной деятельности детей, поскольку за ними — будущее, они — будущие строители коммунизма: «Ясна одна простая истина: ты учишься не для того, чтобы с чистой совестью развлекаться на каникулах; не для пятерок. Ты учишься для своей страны. Ты обязательно станешь взрослым, и должен уметь работать для своей страны» [6, с. 1]. Ответственным ученик был не только за себя, но и за других ребят, должен был помочь отстающим, бороться с неграмотностью как среди сверстников, так и среди старшего поколения: «А вот пионерка учит бабушку и дедушку правилам письма» [7, с. 12].

Куда реже (единичный случай, и возникает он в местной печати) предстает реальный, а не художественный, вымышленный, образ ученика-двоечника, который не считает оценку показателем качественного образования: «Да и все равно на второй год теперь не оставляют, выставят в конце года

тройки — и будь здоров... Вот мой брат школу не ахти как закончил, сейчас на заводе работает — и незачем ему отличный аттестат» [8, с. 2]. Такой пример представлялся скорее как исключительный и на который необходимо было оказать влияние коллективу: «...Давайте сообща на страницах газеты поговорим с вашим ровесником, который, на наш взгляд, упустил из виду что-то очень важное...» [8, с. 2].

Но труд ребенка не сводился к получению знаний в школе. Со школьной скамьи дети готовились войти во взрослую жизнь, включившись в производственный процесс. В 60 — 70-е годы существовала практика объединения обучения труду в школе с производственным трудом на омских предприятиях. Картина повседневной жизни на страницах омской газеты «Молодой сибиряк»: «Алеша Санников и Райза Исса-мутдинова учатся еще только в первом классе, но с первых же уроков в школе № 57 рядом с учебой шагает труд и совсем скоро, как восьмиклассникам, им будет подвластен сложный станок» [9, с. 2].

В соответствии с установленными государством образцами жизнедеятельности, идеалами для детей представлялись не только герои революции и Великой Отечественной войны, но и комсомольцы и Герои Социалистического Труда — «рядовые» труженики, такие как Ярослав Чиж, свинарь колхоза им. Шевченко в Прикарпатье, разработавший новые способы выращивания свиней; Татьяна Перешивко, свинарка совхоза «Победитель», которая сдала 2 мтыс. ц мяса за прошлый год; Турсунай Ахунова, которая «не только сама овладела хлопкоуборочным комбайном, еще и других обучила» [10, с. 14]. На успехи передовиков призывали равняться и непременно — знать героев в лицо: «Каждый из вас знает этих троих людей, которых с такой дружеской сердечностью приветствует Н. С. Хрущев».

Советской периодикой представление о труде формировалось как об обязательном элементе времяпрепровождения ребенка. В этой связи печать акцентировала внимание читателей на активной жизненной позиции детей в обществе, своими публикациями формируя ее. Журнал «Пионер» писал: «Впрочем, ты это и сам знаешь. Наверное, и твоя доля есть в работе на колхозных полях, в сборе металлолома» [6, с. 3]. «Ты не будешь ждать, когда директор школы призовет тебя превращать пустырь в стадион или сад. Ты сам возьмешь в руку лопату и позовешь товарищей» [11, с. 21].

Сознательная деятельность во благо Родины не должна была ограничиваться исключительно учебным временем. Общественно важный труд претендовал и на личное время и пространство ребенка. Приведем один из типичных примеров со страниц «Молодого сибиряка»: «Валера Чебатуров из 8 «Б» даже летом помнил о сборе лома. И потому, когда в соседнем доме проходил ремонт, он складывал ненужные железные детали в сарай. И вот сейчас Валера ждет машину, чтобы вывезти свыше двух тонн железа» [12, с. 2].

Дети были включены в трудовую деятельность своей страны. Центральная печать несла в детскую среду установки «семилетки», они не только боролись за звание «спутника семилетки», но имели и собственные установки (например, «пионерская двухлетка») [13, с. 3]. Особенно кампании проводились среди детей накануне общезначимых дат. Так, ко Дню Советской Армии, юбилею пионерской организации или присвоению ей имени В. И. Ленина проводились пионерские сборы [14, с. 3; 15, с. 4; 16,

с. 2; 17, с. 3], где отряды брали обязательства, а после рапортовали о проделанной работе. Таким образом, дети проходили социализацию, привыкая к идеологически ангажированным государственным праздникам. Эту политику проводила как центральная, так и местная печать. В Омске городской штаб пионерской организации «Поиск» принимал рапорты о результатах проводившихся компаний. Данные публиковались на страницах «Молодого сибиряка»: «Пионерами Омска собрано 508 тонн макулатуры, 467 тонн металлолома — это 8 километров пути Байкало-Амурской магистрали, созданы сотни звеньев книгонош, распространителей книг о Ленине и его соратниках, работают более 950 тимуровских отрядов!» [18, с. 1].

Дети должны были подтверждать свое звание пионера конкретными делами. Местная печать регулярно приводила множество социально значимых, позитивных примеров из повседневной жизни омских детей: «Хорошо потрудились пионеры школы № 30 Центрального района на строительстве трамвайных путей, 116-й — на мебельной фабрике. 350 рублей заработали на полях СибНИИСХоза ребята 60-й школы. Внесло свою лепту в сооружение кинотеатра «Сатурн» красногалстучное племя Амурского поселка» [19, с. 4].

В деятельности учащихся сбор металлолома приобретал особо важное значение. Как правило, журнал «Пионер» писал о достижениях Всесоюзной пионерской организации: «В прошедшем году хорошо потрудился ты, твой отряд, ваша дружина и вся двадцатимиллионная пионерия... Ребята собрали металлический лом на 283 поезда для магистрали века — БАМа» [20, с. 1]. В «Молодом сибиряке», в свою очередь, приводились примеры, о роли местных ребят. Эти публикации побуждали читателей ровняться на лучших сверстников живших рядом: «Из Металлолома, собранного учениками школы № 88, можно будет построить десятки нужных народному хозяйству машин!» [12, с. 2]. Посредством включенности детей в хозяйственную жизнь страны подчеркивалась значимость их трудовой деятельности, и дети готовились к взрослому труду: «Вам, ребята, придется работать в годы следующей семилетки, семилетки еще более высокой техники. Готовьтесь к этому сейчас» [21, с. 26].

Включенность детей в хозяйственную деятельность и соответствующая государственная пропаганда приносили результаты. Дети хотели трудиться и мечтали о нужных профессиях. Самыми востребованными профессиями, предпочитаемыми, по результатам опроса 33-х учеников школы № 31 г. Омска, оказались профессии инженера, врача, строителя [22, с. 2]. С весны 1961 года у мальчишек появляется новая мечта — стать космонавтом.

Пионерская организация должна была максимально расширить границы регламентируемого пространства ребенка, заняв его и во внеучебное время. Во внешкольной жизни, в рамках детских клубов, дворцов пионеров, работали многочисленные кружки и секции. Так, в детском клубе имени Гайдара города Омска работали музыкальный, танцевальный, теннисный, шахматный, радиокружок, кукольный кружок, драмкружок и школа юных летчиков, выпускалась своя стенгазета [23, с. 4]. В тесной связи находился рост кружков космонавтики, авиа-и судомоделистов, радиокружков, фотокружков с общим процессом общественного развития, внедрением в жизнь результатов научно-технического прогресса.

Значимое место в воспитании советского ребенка занимала структурированная подшефная деятельность. Так, пионеры непременно должны были помогать октябрятам, а пионерам, в свою очередь, помогали комсомольцы. Так, «ребята школы № 79 на своем первом совете дружины ... установили единый режим дня на микроучастке, объявили соревнование «Дом без двоек». Здесь пионер отвечает за учебу октябренка, комсомолец — за учебу пионера. Сейчас ребята подводят итоги и чувствуют — результаты есть!» [24, с. 1]

С конца 1960— 1970-х годов публикации в газете «Молодой сибиряк» позволяют проследить тенденцию, что «комитетчики играют в активность» [25, с. 2], на самом деле не проводя ни одного интересующего детей мероприятия, «охладели ребята к пионерской работе» [26, с. 2], первоочередная причина чего видится в недостаточном участии «старших товарищей», некоторые говорят об отсутствии инициативы со стороны членов комитета, поскольку все вопросы решаются завучем и директором [27, с. 3]. Тема комсомольской активности вызвала в Омске всеобщий интерес и отклик со стороны юных читателей, послужила выходу в свет рубрики «Комсомольский четверг», первый выпуск которой был посвящен вышеуказанным проблемам, что говорит об актуальности и остроте поднимаемых вопросов. Правда, в ответах тут же предлагаются и методы борьбы со сложившейся ситуацией: «брать на себя инициативу», «организовать интересное дело», «нужен толчок, направление, чтобы равнодушие сменилось горячей заинтересованностью».

В центральной прессе такого рода проблемы не имели столь масштабного обсуждения или даже пресекались. Так, в комментариях редакции к комедии А. Хмелика «Пузырьки», опубликованной в «Пионере», отмечается, что автор «сознательно выводит в своей пьесе отряд пионеров, которого не встретишь в жизни», но при этом «доводит низость обманщиков до предела, до какой-то невыносимой концентрации, чтобы тебе было виднее, как сражаться против этой лихой беды» [28, с. 20].

Основные повседневные практики детей, представленные на страницах периодики, связаны, прежде всего, с регламентируемым и контролируемым пространством и временем. Пионерская организация должна была организовать детский досуг и тем самым формировать советского ребенка и в свободное от учебы время максимально широко распространяя контролируемое и регламентируемое пространство в жизни ребенка.

Печать содействовала вытеснению организованным пространством неорганизованного пространства детей. С этой целью местной печатью поднимались проблемы неоснащенности, захламленности конкретных дворов и детских спортивных площадок, в них находящихся, или вовсе их отсутствия: «А где играть (во дворе дома № 12-А по улице Гуртьева)? Кругом ямы да бугры, канавы да холмы» [29, с. 4], «Во дворе дома № 3 по улице Путилова нет детской площадки, негде поиграть. Везде валы, бугры, мусорные кучи, горы ведер и кастрюль» [30, с. 2].

И отчетливы попытки решить их путем привлечения сил собственно жильцов и комсомольских, пионерских активистов, в том числе в вопросе строительства спортивных площадок на территории школы: «Вообще, к сооружению зимних спортплощадок надо смелее привлекать школьников... Организовать эту работу призваны комсомол, школа, учителя труда и физкультуры, шефы, и это стало бы

еще одним реальным шагом в выполнении постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о совершенствовании трудового воспитания школьников» [31, с. 4].

Для центральной печати этот вопрос имеет не меньшую значимость. Здесь можно встретить агитационные плакаты следующего содержания: «Вот пример прекрасной хватки: Спорт любя и труд любя, Мы спортивные площадки Строим сами для себя!» [32, об.]

Во дворах жилых домов важно было участие не только в материально-техническом обустройстве и оснащении, но и организации досуга: «Ведь организация досуга детворы по месту жительства — одна из важнейших задач коммунистического воспитания подрастающего поколения» [33, с. 2]. «Во дворе дома № 132 по улице Богдана Хмельницкого физрук-общественник, ученик 7 класса школы № 31, проводит утреннюю зарядку с ребятами из своего двора» [34, с. 4].

Спорт, пожалуй, — одно из важных достижений советского времени. Программа построения коммунизма за двадцать лет предусматривала вовлечение в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи, утверждалось, что «физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей» [35, с. 121].

В Омске наиболее развитыми видами спорта были хоккей и художественная гимнастика. Большую популярность имеет турнир «Золотая шайба», призванный выявлять будущий золотой фонд хоккея [36, с. 4], омские спортсмены занимали призовые места на соревнованиях общероссийского масштаба. Так, например, в 1967 году проходила матчевая встреча по художественной гимнастике, участвовали 74 спортсменки из 10 городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Омские гимнастки завоевали первое и второе места и общекомандное первенство [37, с. 4].

В 60 — 70-е гг. ХХ века продолжалась послевоенная пора мирного строительства, что не могло не отразиться на детской периодике. Нарративное направление журнала сочетается в большей степени с идеологической составляющей дискурса детского журнала. Руководимая правящей Коммунистической партией, детская периодика создавала и в то же время стремилась отразить определенный образ советского ребенка и модель его повседневной жизнедеятельности. Печать создавала и отражала образ пионера прежде всего как постоянно трудящегося ребенка. Дети, наравне с взрослыми, признавались участниками социальных отношений — активными строителями коммунизма. Отсюда и соответствующая лексика, отображенная в призывах к действию. Любая деятельность, за которую бы ни взялся ребенок, будь то учебная, или трудовая, отличается высокой степенью сознательности, пониманием всей ответственности, самостоятельностью, искренней любовью к труду. Процесс представляется радостным и обязательно общественно-значимым, полезным. Даже будучи очень существенной, работа (как процесс) в пионерской риторике оказывается немудреной — это крайне типичная суггестивная установка [38, с. 329].

Повседневное поведение омских детей определялось исходя из стремления служить на благо своей стране, «учиться, работать и жить по-коммунистически». Не ощутить влияние пропагандистского звена было невозможно как при определении круга деятельности, так и на уровне формирования определенного сознания. Но дети оставались детьми, и были

у них универсальные для детей всех стран и поколений интересы, занятия и переживания, которые не могли не отразиться в детской периодике. Для детей очень остро стояли проблемы личного характера: невнимание со стороны противоположного пола, взаимоотношения в семье, стоит ли девушке первой признаваться в своих чувствах [39, с. 3]. Как отмечает редакция, «такой обширной почты не вызывал ни один материал газеты. И какой почты!.. Самые разноречивые суждения, калейдоскоп мнений, десятки новых вопросов...» [40, с. 2]. Однако в целом в 1970-е годы наблюдается тенденция интерпретации организуемой активной жизнедеятельности в большей степени кажущейся, нежели реальной, остается чрезмерная масштабность лозунгов, традиция почитания труда.

Таким образом, периодическая печать являлась важнейшим инструментом, внедрявшим ценностные установки и нормы поведения, задаваемые коммунистической идеологией в повседневную жизнь омских детей. Центральная периодика, в данном случае в лице детского журнала «Пионер», служила формированию идеального коммунистического образа ребенка во всех его проявлениях, эстетически и физически развитого, посредством призывов, ярких лозунгов, примеров литературных героев. Местная же печать в большей степени отражает реальную повседневную деятельность детей, связанную прежде всего с обустройством, работой на пришкольном участке (посадка деревьев, клумб, ремонт школьного инвентаря), задействованы были дети и в строительстве трамвайных путей, трудились на полях и т. д. То есть в данном случае конкретные образы, имена, факты представляют каждодневную деятельность и поведение ребенка, затрагивая в том числе жизненные вопросы, волнующие детей куда больше, чем абстрактные установки правящей партии. Местная печать все же не отклоняется от формируемых государством стандартов, формируя определенный заданный центральной печатью образ детства посредством отражения под определенным углом реальной картины повседневных практик и актуальных местных вопросов в жизнедеятельности детей.

Библиографический список

1. Кондаков, И. В. «Ничего тут не поймешь!» (Дискурс детства в поэзии Д. Хармса) [Электронный ресурс] / И. В. Кондаков // Общественные науки и современность. — 2004. — № 2. — Режим доступа : http://www.ecsocman.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2011).

2. Пионер. - М., 1962. - Декабрь. - № 12.

3. Маругина, Н. И. Дискурсивно-тематическая направленность детского журнала XVIII — XX вв. // Язык и культура. — Томск, 2011. - № 2 (14). - С. 29- 35.

4. Ваиль, П. 60-е. Мир советского человека / П. Ваиль,

А. Генис. - 3-е изд. 2001. - 368 с.

5. Пионер. - М., 1961.

6. Пионер. - М., 1978.

7. Пионер. - М., 1962.

М. : Новое литературное обозрение,

Февраль. - № 2. Январь. - № 1. Май. - № 5.

10. Пионер. - М., 1960. - Март. - № 3.

11. Пионер. - М., 1968. - Сентябрь. - № 9.

12. Молодой сибиряк. - Омск, 1962. - 26 сентября. -№ 115 (3212).

13. Пионер. - М., 1960. - Октябрь. - № 10.

14. Молодой сибиряк. - М., 1962. - 21 февраля. - № 23 (3120).

15. Молодой сибиряк. - Омск, 1962. - 16 февраля. -№ м21 (3118).

16. Молодой сибиряк. - Омск, 1962. - 22 июня. - № 74 (3171).

17. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 24 января. - № 11 (4970).

18. Молодой сибиряк. - Омск, 1976. - 10 февраля. -№ 17 (5288).

19. Молодой сибиряк. - Омск, 1970. - 19 мая. - № 61 (4406).

20. Пионер. - М., 1978. - Январь. - № 1.

21. Пионер. - М., 1961. - Сентябрь. - № 9.

22. Молодой сибиряк. - Омск, 1961. - 23 апреля. - № 49 (2991).

23. Молодой сибиряк. - Омск, 1976. - 28 февраля. -№ 25 (5296).

24. Молодой сибиряк. - Омск, 1971. - 18 мая. - № 57 (4555).

25. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 24 января. - № 11 (4970).

26. Молодой сибиряк. - Омск, 1967. - 19 мая. - № 58 (3935).

27. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 12 января. - № 6 (4965).

28. Пионер. - М., 1965. - Октябрь. - № 10.

29. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 8 июня. - № 69 (5028).

30. Молодой сибиряк. - Омск, 1975. - 17 июня. - № 72 (5187).

31. Молодой сибиряк. - Омск, 1978. - 12 января. -№ 5588.

32. Пионер. - М., 1961. - Январь. - № 1.

33. Молодой сибиряк. - Омск, 1964. - 4 сентября. -№ 108 (3517).

34. Молодой сибиряк. - Омск, 1963. - 7 июля. - № 68 (3321).

35. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М. : Госполитиздат, 1961. - 144 с.

36. Молодой сибиряк. - Омск, 1969. - 13 марта. - № 31 (4220).

37. Молодой сибиряк. - Омск, 1967. - 6 октября. -№ 118 (3995).

38. Леонтьева, С. Трудовое детство / С Леонтьева // Отечественные записки. - М., 2003. - № 3. - С. 323-333.

39. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 3 января. - № 2 (4961).

40. Молодой сибиряк. - Омск, 1974. - 8 марта. - № 29 (4988).

8. Молодой сибиряк. - Омск, 1978. - 21 декабря. № 152 (5735).

9. Молодой сибиряк. - Омск, 1964. (3267).

14 января. - № 14

НУРКИНА Кымбат Кайсаровна, аспирантка кафедры отечественной истории. Адрес для переписки: kuba_1716@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.09.2014 г. © К. К. Нуркина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.