Научная статья на тему 'Повестка дня современной социологии (обзор XIX Всемирного социологического конгресса, Торонто)'

Повестка дня современной социологии (обзор XIX Всемирного социологического конгресса, Торонто) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повестка дня современной социологии (обзор XIX Всемирного социологического конгресса, Торонто)»

2018

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОЦИОЛОГИЯ

Т. 11. Вып. 4

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ

УДК 316.1

Повестка дня современной социологии

(обзор XIX Всемирного социологического конгресса,

Торонто)

Е. С. Богомягкова

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Богомягкова Е. С. Повестка дня современной социологии (обзор XIX Всемирного социологического конгресса, Торонто) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 4. С. 503-505. https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.408

С 15 по 21 июля 2018 г. в Торонто состоялся XIX Всемирный социологический конгресс, организованный Международной социологической ассоциацией (ISA). С момента своего создания в 1948 г. Ассоциация провела уже 19 конгрессов, а недавно был введен еще один формат встреч — Международный социологический форум, который проводится в промежутках между конгрессами (уже состоялось три форума). Мероприятия подобного масштаба и статуса проходят раз в четыре года и являются для многих ученых своеобразными маяками, по которым сверяют «социологические часы». Проблематика, предлагаемая в качестве центральной темы конгресса или форума, рассматривается как сигнал смены или утверждения повестки дня, отражающей наиболее актуальные и значимые направления развития современной социологии. В этом году тема конгресса звучала так: «Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities» («Власть, насилие и справедливость: размышления, ответы и ответственность») — и демонстрировала обеспокоенность социологического сообщества актуальными социальными проблемами: реализацией различных форм власти в современных условиях, насилием в отношении коренных народов и меньшинств, гендерным неравенством и дискриминацией, войнами, бедностью, расизмом и миграцией. Проблематика, предложенная в качестве основной для девятнадцатого конгресса, позволяет судить о страхах и опасениях социальных ученых в отношении последствий политического, экономического, культурного развития общества как на глобальном, так и на локальном уровнях. Такие категории, как кризис, турбулентность, эпоха перемен, использовались в качестве базовых характеристик современности.

В 2018 г. конгресс собрал более 5000 делегатов, представляющих 101 страну. Работа осуществлялась на 1200 сессиях, организованных исследовательскими комитетами, тематическими и рабочими группами, национальными и региональными профессиональными ассоциациями. Были и специальные сессии, которые проводились по инициативе президента Международной социологической ассоциации. На конгрессе в Торонто помимо традиционных пленарных за-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.408

503

седаний, был предложен и еще один формат — «spotlight sessions», призванные высветить и заострить ключевую проблематику мероприятия. Традиционно формы работы были многообразны, однако все предполагали как выступления спикеров, так и групповую дискуссию, комментарии, вопросы, полемику. Нельзя не отметить атмосферу доброжелательности и интереса, царившую в аудиториях и в кулуарах. Участие в мероприятии подобного масштаба — это повод «не только других посмотреть, но и себя показать», это возможность установить новые и упрочить старые контакты, наладить международное взаимодействие, найти единомышленников. Приятно было сталкиваться в кулуарах и на сессиях с соотечественниками, коллегами и осознавать, что российское социологическое сообщество достойно представлено на международном уровне. Можно было встретить социологов не только из родного университета, но и из ведущих образовательных и научных учреждений различных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга и др.

Конгресс проходил в самом центре Торонто, на площадке одного из крупнейших конфе-ренц-центров города — Metro Toronto Convention Centre. По традиции мероприятие начиналось вечерним пленарным заседанием с приветственными словами президента Международной социологической ассоциации Маргарет Абрахам и вновь выбранного президента Сари Ханафи, президента Канадской социологической ассоциации Римы Уилкс, председателя местного организационного комитета Патриции Албанис и других официальных лиц. Открывалось заседание выступлением танцоров в аутентичных национальных костюмах, представляющих коренные народы «со всего черепашьего острова, известного сегодня как Северная Америка», а также проникновенной речью хранителя знания клана бобров первой нации Канады Wasauksing Эми Десжирлэйс (Amy Desjarlais), что задало тон всему мероприятию. Однако в отличие от предыдущих конгрессов, пленарное заседание носило в большей степени организационный и формальный, а не содержательный характер. Так, был объявлен список финалистов и награждены победители седьмого Всемирного конкурса молодых социологов, организуемого Международной социологической ассоциацией. Премию ISA за выдающиеся достижения в области исследований и практики получила исследователь Нира Ювал-Дэвис.

В качестве пленарного докладчика выступила сама Маргарет Абрахам, напомнившая повестку дня конгресса и призвавшая ученых искать эффективные пути противодействия силам, подрывающим равенство в современном турбулентном мире, и способствовать созданию более справедливого общества. Полное отсутствие теории и крупнейших теоретиков на церемонии открытия конгресса позволяет сделать вывод, что маятник качнулся в сторону видения социологической миссии как активного участия в процессах социальных изменений. Платформой современной социальной науки выступает проект публичной социологии М. Бураво-го, согласно которому ученый должен не просто быть исследователем, но и доносить свои идеи до широких аудиторий, взаимодействовать с законодателями, журналистами, гражданскими активистами. Голос социологии должен быть услышан, а потому не только академические журналы и серьезные монографии, но и социальные сети, блоги должны стать площадкой выражения социологических идей. Однако недостаток новейшей теории на пленарном заседании не мог удовлетворить участников конгресса. Безусловно, такое масштабное мероприятие, как Всемирный конгресс, невозможно представить имеющим единую логику и унифицированную программу. Тем не менее создалось ощущение, что перечисление многих проблем, обсуждение их остроты, актуальности и неотложности решения, в частности на пленарных заседаниях, в некоторых случаях заменяло вдумчивый социологический анализ. Удивительным также оказалось отсутствие заключительного пленарного заседания. Конгресс завершился показом и обсуждением фильма «Дорога колонизации», дающим представление о воздействии на коренное население Северной Америки переселения и освоения территорий.

Помимо традиционных для подобных мероприятий выборов нового президента ISA, новых членов исполнительного комитета и т. п., девятнадцатый конгресс запомнился и некоторыми мемориальными мероприятиями. Так, специальная сессия была посвящена памяти выдающегося социолога Н. Смелзера. На ней присутствовали его ученики и коллеги: Дж. Алексан-

дер, М. Буравой, А. Мартинелли, Л. Спиллман и др. В честь другого крупнейшего социолога XX в. — Р. К. Мертона — исследовательский комитет «Социология науки и технологий» (RC23) под руководством российского социолога Н. Ащеуловой учредил награду за выдающийся вклад в эту отрасль знаний. Награждение первого победителя состоялось в присутствии жены ученого Х. Заккерман. С сожалением хочется констатировать, что несмотря на значительную представленность делегации российских социологов на конгрессе, за редким исключением отечественные ученые не входят в организационные и управленческие органы ISA. Например, новый состав исполнительного комитета Ассоциации не включает российских социологов, тогда как в предыдущее четырехлетие в него входила Е. Здравомыслова.

Обсуждая с коллегами конгресс, мы сошлись во мнении, что ключевой его метафорой, отражающей дух и атмосферу, является «многообразие» — «diversity». Во-первых, речь идет о многообразии и многоликости самого города. Вероятно, нельзя было выбрать более удачного места, чем Торонто, для обсуждения центральной проблематики конгресса. Всем известно, что город не имеет собственного лица, являясь смесью разных культур и социальных групп. Китайские кварталы соседствуют с итальянскими и украинскими, элитные небоскребы — с улицами в викторианском стиле. Всем находится место, а гуляя по городу, можно встретить представителей самых различных субкультур и этносов. Более того, Торонто является территорией, охраняемой по договору «Блюдо с одной ложкой» («Dish With One Spoon»), заключенному между коренными народами Канады, что было особенно подчеркнуто президентом Канадской социологической ассоциации на пленарном заседании. Во-вторых, слово «diversity» звучало чаще других в докладах участников, стремившихся подчеркнуть распад социальных связей, рост индивидуализации, важность социокультурных контекстов, углубление социального неравенства и т. п. В-третьих, многообразным был и состав участников конгресса — приехавшие со всего мира ученые представляли самобытные национальные социологии. В конференц-холле можно было встретить людей в африканской яркой национальной одежде, в арабской джалабии, в одежде стиля унисекс или классическом костюме. Но, конечно, не одежда характеризовала состав участников, а их идеи и взгляды, способы теоретизирования и использования социологической терминологии, спектр поднимаемых вопросов и тем.

Нельзя однозначно сказать, положительную или отрицательную роль играет подобное многообразие для развития социологии. С одной стороны, оно поражает и захватывает дух — дает возможность познакомиться с китайской и австралийской, бразильской и шведской социологическими традициями и обогатить собственный исследовательский арсенал. С другой стороны, понятие «diversity» имеет и иной смысл — разнородность, разброс. Такое многообразие и многоголосие социологий вызывает риск не услышать друг друга, не прийти к согласию и консенсусу, провалить попытки построения единого концептуального аппарата науки. Иногда создается ощущение ситуации из басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука», что, конечно, не повышает авторитет социологии не только внутри академического сообщества, но и за его пределами.

Декларируемое в качестве цели для современной социологии построение более справедливого мира должно дополняться и другими задачами, если мы ведем речь о научном знании, а именно разработкой и развитием актуальной теории, способной объяснять и предсказывать социальные изменения. Остро чувствуется необходимость перехода от многообразия социо-логий, говорящих на разных не только национальных, но и теоретических языках, к социологии многообразия, своими научными и профессиональными результатами вносящей вклад в социальные изменения. В очередной раз выбирая между развитием теории и социальным действием, сегодня социологи склоняются в пользу последнего.

Статья поступила в редакцию 1 сентября 2018 г.; рекомендована в печать 7 сентября 2018 г.

Контактная информация:

Богомягкова Елена Сергеевна — канд. социол. наук, доц.;

e.bogomyagkova@spbu.ru, elfrolova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.