СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 72-77.
УДК 658.31
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
PERSON BEHAVIOR IN SOCIAL ENVIRONMENT
О.С. Елкина
O.S. Elkina
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Рассматриваются проблемы терминологической определенности категорий «поведение», «деятельность» и «активность». Классифицируются имеющиеся точки зрения по направлениям и подходам, дается их критический анализ и раскрываются проблемы точности определений. Излагается авторский подход к соотношению исследуемых категорий и определяется их структурное содержание.
The article deals with terminology issues of the categories of behavior, action and activity, analyzing and ranging existing views on the related trends and approaches. The article also provides the author’s point of view on the above categories and their structures.
Ключевые слова: поведение, деятельность, активность.
Key words: behavior, action, activity.
Поведение человека - одна из важнейших форм реализации личности. Именно поэтому в ряде направлений современной науки поведение выступает как одна из основных категорий. Однако в ряде наук, исследующих поведение, такие термины, как «поведение», «активность», «деятельность», «действие», равно как и некоторые другие, ещё не достаточно дифференцированы и часто употребляются как синонимы. Между тем процесс исследования экономического поведения человека достаточно сложен, следовательно, для его осуществления необходимо иметь строго определенный понятийный аппарат.
Многочисленные публикации в отечественной и зарубежной литературе свидетельствуют о повышенном исследовательском интересе к такому феномену, как поведение человека.
Если мы обратимся к истории гуманитарной науки, то заметим, что первоначально исследование человеческого поведения сводилось к изучению простой стандартной схемы «стимул - реакция». Далее представления сместились в сторону активной деятельности, направленной на преобразование внешней среды. Эволюция взглядов на поведение в различных концепциях с оценкой их достижений представлена в таблице.
Как видим, для всех перечисленных подходов было характерно противопоставление индивида обществу. В них поведение рассматривалось как вечная сущность человека, а сам человек - вне реальных общественных отношений, в которые он включен. Отличительными особенностями обладала советская наука, которая подходила к анализу механизмов поведения через концепцию индивидуальной формы общественного бытия. Поведение человека трактовалось здесь не как реакция на те, или иные воздействия, а как активная деятельность, направленная на преобразование среды. В результате произошло другое смещение: понятия «деятельность» и «поведение» стали использоваться как синонимы.
Современная наука старается проводить границы между категориями «деятельность» и «поведение». На наш взгляд, это является более верным, поскольку эти категории не идентичны и обладают разным объемным содержанием.
Анализируя сущность категорий «деятельность» и «поведение», мы пришли к выводу, что понятие «деятельность» шире понятия «поведение» и включает последнее как составную часть. Для того чтобы обосновать выдвинутое нами положение, проведем соответствующий анализ.
© О.С. Елкина, 2011
Классификация взглядов на поведение
Концепция Определение поведения Негативные стороны концепции Положительные стороны концепции
Бихевиористские концепции Система реакций на стимулы, поступающие от окружающей среды и опосредованные внутренними переменными Не учитывались те звенья системы поведения, которые лежат между стимулом и реакцией и которые, собственно, и формируют поведение. Исчезло отличие поведения человека от поведения животных. Стала игнорироваться та специфика поведения человека, которая определяется его социальной природой и сознательным участием в общественно-полезном труде Из концепции вытекала идея о возможности управления поведением через создание условий, которые поведут индивида в определенном направлении
Необихевиоризм Поведение, с одной стороны, определяется в терминах составляющих его физических и физиологических элементов («молекулярное» определение поведения); с другой стороны, поведение как таковое является чем-то большим, чем все это, и отличается от суммы своих физиологических компонентов («молярное» определение поведения) Подход называли механистическим, поскольку он использовал функциональные понятия, которые были объективными, измеряемыми и пригодными для экспериментирования. Однако с механистической точки зрения нельзя адекватно объяснить природу жизни, разума, общества и ценности Эта теория позволила прийти к заключению, что концеп-туальнее, полезнее двигаться от функционально представляемых целых к структурно представляемым частям, а не наоборот
Гештальтпсихология Поведение - определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Поведение приобретает свою специфику благодаря этой специфической организации Социальная действительность человека рассматривалась только как внешнее условие поведения Концепция старается выявить механизм взаимного влияния организма и окружающей среды
Фрейдизм Движущей силой поведения рассматривал инстинкты и влечения, имеющие биологическую природу Представление о поведении человека утрачивало свою социальную детерминацию Концепция обосновала возможность прогнозирования поведения человека
Гуманистическая психология Поведение индивида определяется иерархической системой потребностей, развивающихся по своим внутренним законам Влияние общества проявлялось с точки зрения удовлетворения или неудовлетворения потребностей индивида, а также обеспечения или сдерживания перехода от одного уровня потребностей к другому Была обоснована теория детерминации потребностей
Концепция индивидуальной формы общественного бытия (советская наука) Поведение человека трактовалось как активная деятельность, направленная на преобразование среды Произошло смещение: понятия «деятельность» и «поведение» стали использоваться как синонимы Психологические функции, процессы, состояния и свойства индивида исследовались в контексте его деятельности
В мировой гуманитарной науке термин «деятельность» имеет широкое значение. Так, в английском языке понятию «деятельность» соответствует слово «activity», которым назы-
вается любой вид практической или познавательной активности [1]. Однако не все проявления человеческой жизненной активности могут быть отнесены к «деятельности». Для того
чтобы обосновать это положение, нам необходимо более подробно рассмотреть то, что относят к человеческой активности, а что - к человеческой деятельности.
В основе человеческого существования лежит активность. Активность возможна потому, что у живых систем существует внутренняя способность к избирательным и планомерным реакциям на воздействия окружающей среды. Эта способность вытекает из возможности живой системы «автономизироваться», приспосабливаться к окружающей среде и в то же время из возможности приспосабливать среду к себе, преобразуя её соответственно своей «внутренней программе».
Таким образом, активность - это движение, это динамика, это развитие и изменение, т. е. активность может рассматриваться как процесс. И чем сложнее живая система, чем выше её организация, чем развитее внутренние механизмы, чем сложнее связи и отношения между элементами, тем сложнее активность, тем выше интенсивность её проявления, тем выше уровень активности и разнообразнее формы её проявления.
В полной мере значение и особенность категории «активность» раскрывается в процессе соотнесении её с категорией «деятельность».
Категория «деятельность» в своем специфическом значении была введена в научный оборот значительно позже, чем категория «активность». Рожденная в недрах советской науки, категория «деятельность» вошла в научный оборот в значении активности субъекта при его взаимодействии с окружающим миром [2, с. 82].
По мнению В.А. Петровского, введение этой категории позволило получить новое представление об активности как о предпосылке и условии движения деятельности: активность стала пониматься как динамическое условие «запуска» деятельности, её реализации и видоизменения, как свойство её собственного движения [3, с. 47].
По сути, деятельность не может рассматриваться вне активности, а активность (если мы говорим об активности применительно к человеку) - вне деятельности. По существу, эти две категории отражают одну и ту же эмпирическую реальность. Их различия определяются аспектами и акцентами, которые закрепились за этими категориями в процессе исторического движения их содержания в рамках гуманитарной науки. Так, в наиболее общем значении категория «активность» фиксирует такую динамику живой системы, которая в большей
степени связана с процессами самоизменения, саморазвития, саморегуляции и самодвижения [2, с. 84]. Характеристика же отношения человека к окружающему миру со стороны динамики, имеющей четко определенную внутреннюю структуру, орудий и средств осуществления, целей и конечных результатов закрепилась за категорией деятельности [2, с. 86].
Остальные формы проявления активности (рефлексы, инстинкты, научение и т. д.), которые также являются совокупностью движений, несмотря на их встречаемость в составе с понятием «деятельность» (рефлекторная деятельность, инстинктивная деятельность), на наш взгляд, деятельностью, по сути, не являются. Во-первых, потому, что деятельность - это внутренняя (психологическая) и внешняя (физическая) активность, регулируемая сознанием [4, с. 78], т. е. специфичность деятельности заключается в том, что она сознательна.
Во-вторых, деятельность - есть совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностей [5, с. 18], т. е. деятельность -это форма взаимодействия человека и мира, при которой человек ставит осознанные цели, обеспечивающие осознанное будущее, и достигает их, а это означает, что она - целенаправленна.
В-третьих, как мы отмечали, деятельность имеет свою четко определенную структуру, и эта структура, применимая к любой деятельности, может быть уложена в следующую схему: потребность - цель - осознанное побуждение к цели (мотив) - способ - действие - результат.
Таким образом, мы можем сделать вывод о соотнесении категории «деятельность» и «активность». Понятие «активность» значительно объемнее, она есть единство замыслов и действий личности, предпосылка деятельности, условие её возникновения, осуществления, видоизменения и прогрессивного движения.
Как мы уже отмечали, деятельность имеет свою внутреннюю структуру, которая в целом обусловлена наличием потребности, цели и действия. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования [6, с. 64]. Цель - это осознанный ориентир действий. Она всегда личностно переработана и определена потребностями данной личности [4]. То есть цель - это осознанный образ результата предвосхищаемого действия. Соотношение цели с условиями существования определяет задачу, которая разрешается действием. Действие - это форма активности, которая представляет собой единицу деятельности и яв-
ляется формой внешнего проявления деятельности. Действие - это прежде всего воздействие, изменение действительности и оно отличается от реакции иным отношением к предметам. Для реакции предмет - лишь внешний раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, её вызывающий. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Поэтому действие есть осмысленный (сознательный) акт деятельности, направленный на объект, при котором достигается элементарная, осознанная цель. При выполнении действия достигается элементарная, неразложимая в данное время, наиболее простая осознанная цель (решение задачи).
Достижение результата, составляющего цель конкретного действия, может в силу своей сложности потребовать целый ряд актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными дейст-
виями, или операциями. Их результат не осознается как самостоятельная цель, поэтому они не являются самостоятельными действиями. Следующий, более мелкий, элемент действия - движение (взмах молотка, удар по гвоздю). Движения - это просто механизмы, посредством которых осуществляются действия.
Таким образом, опираясь на всё вышесказанное, можно представить общую структуру деятельности, которая разработана нами в развитие положений, изложенных в различных публикациях (рис.).
Осуществление любой деятельности всегда проходит в два этапа:
- первый этап - внутреннее проявление деятельности (когда осуществляется процесс замысла деятельности, осознание потребностей, целеполагание, осознание побуждения к цели и частично, выбор способа и средств выполнения деятельности);
Деятельность
№
а
а
М
=3
ч
я
5
О
3
я
РО
V
Внешняя среда
Г
Т
т
Потребность
Осознанная, личностно переработанная цель
Ж.
Осознанное побуждение к определенной цели (мотив)
У
Внутренняя готовность к действию
У
Выбор способа и средств выполнения деятельности
£
о
о
к
<с
Структура деятельности
- второй этап - внешнее проявление деятельности (когда происходит завершение процесса мотивации и возникает внутренняя готовность к совершению действия; осуществляется выбор способа и средств выполнения деятельности; непосредственно сам процесс преобразования окружающего мира для достижения цели, разлагающийся на действия), своим завершением имеющее результат деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на то, что действия могут не только разлагаться на более простые элементы - операции и движения, но могут получить и качественное развитие -стать поступком. Поступок является действием, которое воспринимается и осознается человеком как социальный акт, который выражает отношение человека к другим людям.
Когда в деятельности человека действия, связанные с проявлением позиции, сознательного отношения к обществу, к себе, образуют систему преднамеренных и осмысленных комплексов поступков, предпринятых для достижения определенной цели, обеспечивающих, по убеждению действующего, достижение цели, тогда мы можем говорить о проявлении поведения человека. По сути, поведение - это форма деятельности, которая представляет её внешнюю сторону. Проявление поведения объясняет и отражает то, почему получить один и тот же результат деятельности индивид может по-разному.
Если мы обратимся к исследователям человеческого поведения, то все они едины относительно того, что, по сути, в общем виде поведение человека - это совокупность сознательных поступков и действий. То есть оно является внешней формой проявления деятельности, иными словами, «непосредственно наблюдаемой деятельностью» [6, с. 62].
Если в общем понимании сущности поведения как совокупности действий и поступков исследователи едины, то относительно точного определения этой категории общепризнанного мнения нет. И если попытаться классифицировать имеющиеся точки зрения в целом, можно выделить следующие направления.
1) Основное значение придается субъективной стороне деятельности. Сторонниками этого направления делается акцент на внутреннее отношение субъекта к деятельности: «Поведение - это субъективная сторона деятельности, т. е. совокупность поступков, действий, отражающих внутреннее отношение людей к условиям, содержанию и результатам деятельности» [7, с. 8]. Данный подход к определе-
нию поведения в большей мере концентрирует внимание на субъективной реальности и отражает тенденции, присущие пониманию категории в досоветский период. Здесь поведение выступает в виде акта, или момента деятельности, и фиксирует в основном эмоциональноволевые и ценностные сферы сознания и психической активности.
2) Ко второму направлению можно отнести определение поведения через объективную реальность: «Поведение - это лишь определенная конкретизация деятельности по субъекту, по виду, по её характеру - вследствие чего оно и получает субъективную окраску, на самом же деле представляя строгую объективную реальность подобно самой деятельности» [8, с. 3]. Данный подход отражает точку зрения, согласно которой понятия «деятельность» и «поведение» используются как синонимы. А само поведение представляет собой активную деятельность, направленную на преобразование среды.
3) Существует и такая точка зрения, которая определяет поведение как совокупность множества форм социальных деятельностей: «Поведение человека - совокупность множества форм социальных деятельностей, связанных единым характером осуществления, являющихся результатом осознанного выбора на основе целевого критерия индивида» [8, с. 18]. В данном направлении объем категории «поведение» значительно превышает понятие «деятельность». А само поведение предстает как система или совокупность различных форм деятельности.
Возможность выделения каждого из приведенных направлений объясняется тем, что, занимаясь проблемами человеческого поведения, исследователи не пришли к единому мнению относительно области, которая в большей степени описывает человеческие действия. Это подтверждается и тем, что в одних определениях поведение описывается только через действия, в других - через поступки и действия.
Сделаем некоторые обобщения исходя из сущности каждого понятия, рассмотренного выше. Поведение есть форма реализации деятельности. Единицей деятельности является действие. Основу поведения составляют поступки, и они вносят в поведение специфический аспект. Следовательно, поведение человека в большей степени описывается субъективной реальностью. В отличие от деятельности, которая может быть обусловлена потребностями, интересами и в то же время принуждением как позитивным, так и негативным стимулом, по-
ведение всегда есть результат личностного выбора, всегда непосредственно связано с отношением субъекта к объекту деятельности, общения, познания.
Поведение в системе деятельности представлено в виде отдельных форм её реализации, но вместе с тем, поскольку его основой являются поступки, оно аккумулирует в себе внутреннее отношение субъекта к самой деятельности, к происходящим процессам и явлениям и благодаря этому влияет на общую оценку деятельности.
Тем не менее полностью исключить поведение из объективной реальности мы не правомочны, поскольку оно прежде всего возникает в результате взаимодействия человека и среды. По нашему мнению, поведение человека - сложное системное образование, описываемое и субъективной и объективной реальностью. То есть поведение представляет собой единство внешнего и внутреннего, поскольку основывается на единстве субъективного мира индивида, опосредуется сознанием и в то же время окружающей действительностью, или бытием, которое накладывает объективное содержание на поведение. Каждым своим действием, направленным на определенный результат, человек неизбежно соотносится с объективным миром, с человеком, воздействует на других людей, на свои взаимоотношения с ними, в результате чего происходит проявление субъективной детерминации личности. В то же время поведение может характеризовать не всегда осознаваемые формы и стереотипы самовыражения индивида в социальном окружении, которые он усваивает в процессе жизнедеятельности.
Поэтому в конечном итоге мы можем определить поведение человека как специфическую личностно-общественную форму реализации деятельности, особенность которой вытекает из единства объективного и субъективного индивида. Это личностная форма, поскольку в ней заложена субъективная детерминация. Общественная - поскольку условия обществен-
ной жизни определяют строй потребностей, наполняют его содержанием и определяют пути и средства их удовлетворения.
Таким образом, если попытаться сравнительно представить «объемы» понятий «активность», «деятельность» и «поведение», то, видимо, они должны располагаться в приведенной последовательности. Когда мы говорим об активности, то имеем в виду любой вид практической или познавательной активности. Когда мы говорим о деятельности, то имеем в виду активный процесс, существование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Когда мы говорим о поведении, то имеем в виду специфическую форму реализации деятельности, состоящую из совокупности поступков и действий, зависящую от особенностей субъекта и социальной среды, являющуюся проекцией общественных отношений.
1. Давыдов В. В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1993. - № 2. -С. 25-31.
2. Категории материалистической диалектики в психологии : сб. ст. / отв. ред. Л. Н. Ан-цыферова. - М. : Наука, 1988. - 224 с.
3. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М. : Горбунок, 1992. -С. 47.
4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М. : Наука, 1986. - С. 78.
5. Овсянников А. А., Петтай И. И., Рима-шевская Н. М. Типология потребительского поведения. - М. : Наука, 1989. - С. 3.
6. Кравченко А. И. Социология : учебное пособие. - М. : Академия, 1997. - С. 64.
7. Заславская Т. И. Актуальные проблемы экономико-социологической теории // Известия СО РАН. - Сер. «Экономика и прикладная социология». - 1987. - Вып. 3. - № 13. - С. 8.
8. Земцов А. А. Основы теории целостного управления экономическим поведением субъектов рынка на микроуровне : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Томск, 1994. - С. 18.