16 декабря 2011 г. 18:08
Т-Сотт #10-2010__________________(Технологии информационного общества)
Потребительские тенденции телекоммуникационного рынка
Интернет создает всемирное пространство для информационные общения, сотрудничества и торговли. Обсуждаются перспективы Интернета и средств массовой информации в современном мире.
Кисов Б.Д.,
МТУ СИ
В настоящее время перед Интернетом стоит ряд сложных проблем, которые могут изменить его распределенную. сквозную и открытую природу, принимаемую пользователями как само собой разумеющееся. Некоторые проблемы связаны с архитектурой и службами Интернета — к ним среди прочего относятся проходящие в США дебаты о сетевом нейтралитете, инициативы в отношении Next Generation Nenmrks {NGN) и дискуссии в Европе и на других континентах по вопросам регулирования доступа и конкуренции. Во многом эти проблемы появились из-за большого успеха Сети. Интернет уже проявил себя как необык-новенно гибкий и адаптирующийся феномен, однако давление со стороны коммерческих, экономических и государственных структур может изменить некоторые принципиальные его элементы. ISOC обеспокоило то, что в этих проектах недостаточно внимания уделяется столь важному императиву, как необходимость сохратггь фундаментальные, ориентированные на пользователя принципы. на которых построен Интернет.
Недостатка рассуждений о том. какова роль Интернета в современном мире, сегодня нет: средства массовой информации, кажется, давно осветили все возможные аспекты этого вопроса. Тем интереснее та профессиональная дискуссия, которая проходила в начале сентября на конференции, проведенной под эгидой Ассоциации документальной электросвязи ( АДЭ). Не тема — “Состояние и перспективы развития ¡Р-коммуникаций и IP-сервисов в России: от технологий к потребителям". АДЭ в очередной раз продемонстрировала замечательную способность собрать на одной площадке руководителей интернациональных организации и корпораций, таких как Международный союз электросвязи. InterneI Corporation for Assigned Names and Numbers. Internet Society (ISOC"). представителей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. глав крупнейших российских телекоммуникационных предприятий и экспертов из множества региональных операторских и ИТ-компаний. В результате такого подхода Интернет на конференции рассматривался не в каком-либо yiKOM аспекте, а весьма широко, практически во всех трех основных ипостасях: как сеть передачи данных ("Сеть сетей"), как всемирная база данных и как бизнес-среда. Примечательно, что многие представители международных организаций не только выступали с анализом технических аспектов развития Интернета, но и проявили самое серьезное внимание к интересам пользователей. Главным условием, при переходе от IPv4 к IPv6, внедрения других современных технологий и при всех модернизациях, должно является ориентация на пользователя.
Впрочем, модель пользовательского приоритета, похоже. становится доминирующей и во всем телекоммуника-
ционном сообществе, В настоящее время главной персоной является не производитель, а клиент. И настоящий кризис в отрасли является следствием неготовности большинства компаний перестраиваться на новые реалии потребительских приоритетов.
Интернет создаст новое единое всемирное пространство для информационного обмена, сотрудничества и торговли. Современная реальность, у которой есть две особенности. отличающие се от традиционных телетехнологий: во-первых, с се помощью отыскивается нужная информация; во-вторых, она позволяет объединять людей по интересам (в том числе по бизнес-интересам). И эта реальность имеет и серьезные последствия, ибо в угоду ей происходит реконструкция отрасли связи: массово строятся сети NGN. улучшается качество IP-коммуникаций. стремительно развивается широкополосный доступ (ШПД) и ширится набор инфокоммуникационных сервисов.
Одной из самых популярных тенденций последнего времени становится услуго-ориентированная модель операторского бизнеса. Прежде чем строить или обновлять есть, оператор задумывается над тем. какие услуги смогут быть настолько интересны для конечных пользователей, что они будут готовы идти на дополнительные расходы для удовлетворения своих потребностей в информации, развлечениях и комфорте. [2].
Сфера ІРТУ пока находится на этапе становления. Интерактивные услуги только начали проникать сквозь приоткрытую дверь //’-технологий, но аналитики уже сейчас предсказывают многократное увеличение доходов операторов от внедрения ¡РТУ. Общий круг начальных услуг определен: телевизионные канаты (разные пакеты, а для тех, кто смотрит дальше, - собственные каналы), видео по запросу (I 'ideo он Demand. I ой), персональный видеомагнитофон, сетевой видеомагнитофон, просмотр телепередач со сдвигом во времени, игры, музыка по запросу. Помимо несомненных благ все вышесказанное вносит дополнительную тревогу в телефонное операторское сообщество, поскольку операторы своими руками строят широкополосные сети для доставки абонентам любых сервисов. Таким образом, модель "экономики трафика" становится несостоятельной перед "экономикой сервиса", доминирующей в И'с'Л-пространстве и генерирующей, по разным оценкам, в 5-8 раз большие доходы, чем доходы непосредственно от ШПД. Мы живем в переходную эпоху - эпоху смены парадигм в отрасли связи: "телекоммуникационной" на "ннфо-коммуникационную", коммуга-ции каналов на коммутацию пакетов, ТОМ па /Р. Новая эпоха требует и соответствующей законодательной подлержкн. поскольку существующее телекоммуникационное регулирование по всему миру неадекватно даже сегодняшнему дню, не говоря уже
96