Научная статья на тему 'Потребительская кооперация Сибири в конце XIX начале XX в'

Потребительская кооперация Сибири в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
646
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / КООПЕРАТИВЫ / СИБИРЬ / CONSUMERS UNION / CO-OPERATIVE / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казаков Евгений Эдуардович

Рассматривается развитие кооперативного движения в Сибири, в частности, появление различных типов потребительских обществ в конце XIX в. Указаны причины возникновения потребительских кооперативов как в городе, так и в деревне, социальный состав кооперации. Говорится о роли государства и причинах невысокого темпа развития кооперации в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article features a development of cooperative motion in Siberia, particularly with appearance of different types of consumer societies in the end of 19 century. There is described beginning of consumers' co-operatives both in the city and in the country, social structure of cooperative system. The article is talking about government activism and the reasons of low rate of cooperative development in Siberia.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация Сибири в конце XIX начале XX в»

2010 История №1(9)

УДК 94.57

Е.Э. Казаков

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Рассматривается развитие кооперативного движения в Сибири, в частности, появление различных типов потребительских обществ в конце XIX в. Указаны причины возникновения потребительских кооперативов как в городе, так и в деревне, социальный состав кооперации. Говорится о роли государства и причинах невысокого темпа развития кооперации в Сибири.

Ключевые слова: потребительские общества, кооперативы, Сибирь.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве Сибири в конце XIX - начале XX в. являлось объективной предпосылкой для дальнейшего развития различных видов кооперации. Широкое развитие получили такие виды кооперации, как маслодельная, кредитносбытовая, потребительская.

Борьба сибирских крестьян против торгово-ростовщических форм и поиск собственных путей развития приводили к созданию кооперации, целью которой являлось улучшение экономического положения своих членов. Одной из важнейших причин образования кооперации в Сибири являлось отсутствие в наиболее отдаленных местах постоянной торговли, в том числе и частной. Все это способствовало образованию сибирской потребительской кооперации. Она возникла в 60-е гг. XIX в. В Иркутске и Барнауле появляются потребительские общества, цель которых (из Устава Барнаульского общества) - «доставлять своим членам возможность к сбережениям при покупке необходимых предметов потребления» [1. Л. 2-6]. В данном Уставе отразились две идеи, два пути, по которым пошло российское кооперативное движение, - независимая кооперация и так называемые «зависимые» кооперативы, похожие на акционерные общества, где коммерческие начала занимали важное место. Вскоре это общество закрылось, просуществовав около пяти лет. Недолговечность кооперативов объяснялась нарушением демократических принципов кооперации, начиная с несовершенства устава и кончая низкой активностью членов кооперативов.

В конце XIX в. идет рост кооперативного движения из-за усиления темпов капиталистического развития, повышения цен на продукты питания и промышленные товары, голода 1891 г., экономического кризиса на рубеже веков. Появляются различные типы потребительских обществ: общесословные городские, корпоративные чиновничьи, независимые и зависимые от администрации, рабочие кооперативы. Созданию независимых рабочих обществ мешали такие факторы, как небольшая зарплата, малограмотность рабочих, их тесная связь с землей и крестьянская психология. С 1895 по 1905 г. в среднем за год в Сибири возникает по два новых потребительских общества. За 7 лет возникло 15 потребительских обществ. К 1905 г. числилось 26 потребительских обществ [2. С. 5]. В городах Каинске (Томской гу-

бернии) и Чите открылись кооперативные чиновничьи, а в Томске, Тобольске, Барнауле всесосоловные городские потребительские общества. Создавали общества чиновники, мещане, мелкие торговцы, учителя губернских и уездных городов, рабочие поселков.

Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. ускорили создание профессиональных союзов и рабочих кооперативов. В 1908 г. в Москве проходит первый кооперативный съезд, на котором были представлены все формы кооперации. На съезде провозглашаются принципы трудовой, демократической кооперации. На практике развитие кооперации тормозили система надзора и вмешательство в дела кооперативов административных органов. В документах Департамента полиции империи в 1909 г. указывалось на «нежелательно широкое развитие в империи кооперативного движения, выражающегося в образовании на легальном основании добровольных самоуправляющихся и построенных на демократическом и трудовом начале союзов» [3. Л. 262]. Как известно, кооперация в России по своим количественным параметрам дважды, в 1917 и в конце 20-х гг., являлась самой крупной в мире, приобщив к своей деятельности более половины населения страны.

В первое десятилетие XX в. потребительские кооперативы Сибири объединяются в союзы кооперативов, несмотря на сильное противодействие Министерства внутренних дел. Союзные объединения возникают в Мариинске, Верхнеудинске, Барнауле, Новониколаевске, Чите. Так, новониколаевский союз кооперативов «Обской кооператор» состоял из 7 крупных потребительских обществ, имевших заводы и мельницы. Союз действовал на территории двух губерний. К 1914 г. в девяти губерниях Сибири насчитывалось 547 потребительских обществ, товариществ, а число членов потребительских обществ по всей Сибири составляло 55100 человек [4. С. 145].

Социальный состав потребительской кооперации имел общую российскую тенденцию: наименьшее привлечение бедняцких хозяйств, наибольшее привлечение кулацких. Хотя потребительские кооперативы объединяли значительно больше бедняцких хозяйств, чем маслодельные и кредитные кооперативы. Степень поглощения потребительской кооперацией крестьянских хозяйств была тем больше, чем больше посевной площади и рабочего скота в крестьянском хозяйстве. Поэтому наибольшие экономические выгоды от потребительских кооперативов получала наиболее зажиточная часть крестьян. Прибыль получалась за счет разницы розничных и оптовых цен, и часть прибыли выдавалась в виде дивидендов. Как правило, при распределении прибыли в конце операционного года больше всего получали дивидендов те, кто имел больше паев и забора товаров. Ими оказывались кулаки-многопайщики.

Вместе с развитием потребительских обществ в деревне растет число кооперативов и в городе. Кооперативные организации создавались, как правило, не по социально-классовой принадлежности, а по тем функциям, которые они брали на себя, объединяя одновременно представителей различных классов, социальных групп и слоев населения. Социальный состав кооперативов определялся уставом и размером денежного пая, который был достаточно высоким. Городские всесословные кооперативы делились на кооперативы общегражданские, в которые мог войти любой гражданин, и общества

замкнутые - для служащих отдельных учреждений, представителей отдельных корпораций или профессий. Общегородские всесословные потребительские общества имели самый разнообразный состав. Они объединяли группы населения от дворян до крестьян в сословном плане и от домовладельцев до рабочих в профессиональном. Так, в городском обществе потребителей «Экономия» (г. Новониколаевск, 1912 г.) членами-пайщиками были рабочие промышленных предприятий и городская беднота. Это общество имело магазины с различными товарами первой необходимости и небольшие лавки на окраинах, которые успешно конкурировали с частными торговцами. Омское городское потребительское общество «Толпа горожан и горожанок» состояло из 117 рабочих завода Рандруп, преподавателей сельскохозяйственного училища, священников, членов городской думы [5].

Основная масса членов владела одним-двумя паями, а то и вовсе не вносила полные паи. Таких неполнопайщиков было много и в других кооперативах.

Накопление не являлось целью кооперативов. Основной экономический результат участия в потребительском кооперативе находился в области потребления. Здесь потребителя ограничивал его собственный бюджет, а не какие-либо кооперативные принципы. Кооперативы занимались не только продажей товаров, но и заготовкой продуктов сельского хозяйства и промыслами. Заготавливали мясо, пушнину, рыбу, масло. Потребительская кооперация имела промышленные предприятия. Наибольшее число предприятий составляли мыловаренное производство, типографии, обувные фабрики. Рост числа промышленных предприятий сдерживался конкуренцией кооперативов, малочисленности рабочего класса, натуральной формой заработной платы в крупной промышленности. К 1916 г. среднегодовой торговый оборот потребительских обществ Сибири (по данным 280 обществ) составлял 23767 руб. [6. С. 59].

В число членов кооперативов не могли войти учащиеся, военнослужащие (для них предусматривались лишь кооперативные потребительские общества) и лица, ограниченные в правах по суду, в том числе ссыльные. Многочисленный контингент ссыльных, не имевших возможности быть членами кооперативов, заполнял должности кооперативных работников. Участвовали в кооперации и женщины. Более высокий уровень грамотности и культуры женщин, живших в городах, и прямая заинтересованность в организации потребления способствовали росту числа членов и кооперативных работников. Доля женщин в кооперативах была не менее 5%.

По сравнению с крестьянской потребительской кооперацией рабочая кооперация в Сибири широкого развития не получила ввиду незначительного промышленного развития края и малочисленности рабочего класса. Из 7318 потребительских обществ, имевшихся в Сибири к концу 1917 г., на городскую и рабочую кооперацию приходилось всего 157 обществ, или 2,1%. Причем городских потребительских обществ числилось 96, а обществ рабочего типа - 61 [6. С. 101]. Однако организаторская работа крупных городских и рабочих обществ привела к образованию в Сибири районных, областных и губернских союзов. Основной причиной участия городских кооперативов в союзном движении была их потребность в объединении, наличии неко-

торого центра, который бы помогал им в осуществлении уставных задач. Союзное строительство потребкооперации в Сибири нашло свое завершение в организации в 1916 г. Союза сибирских кооперативных союзов (Закупсбы-та), объединившего районные союзы Сибири. Закупсбыт (правление в г. Но-вониколаевске) в короткое время подчинил своему влиянию потребительские союзы Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Деятельность потребительских кооперативных союзов подразделялась на агентурно-комиссионную (закупки и соглашения с торговыми фирмами в интересах членов союза), складочно-операционную (при наличии средств -открытие союзного склада - магазина оптовых закупок), производственную (при наличии капитала - открытие собственного производства). Многие союзные объединения являлись смешанными по своим функциям, то есть выполняли не только закупочные, но и сбытовые операции. Союзное строительство активизировалось из-за продовольственного кризиса в стране, сокращения кредита, уменьшения ассортимента товаров и их дороговизны. С 1912 г. проходят съезды сибирских кооперативов. На съездах как сельских, так и городских потребительских обществ в городах Новониколаевске, Иркутске, Чите обсуждались вопросы, связанные с развитием кооперации. По инициативе союзов организуется система подготовительных курсов и кооперативных школ. Так, в г. Мариинске Томской губернии работала кооперативная школа, куда принимались ученики, окончившие школу первой ступени в возрасте до 16 лет, дети членов кооперативных организаций Мариинского уезда. Обучение было бесплатным с шестилетним сроком [7. Л. 137].

Кооперативные организации стали играть заметную роль в экономическом развитии края. В то же время они втягивались в борьбу политических партий, хотя господствующим мнением в кооперативной среде была идея нейтральности кооперации в политической жизни. Большую роль в организации потребительской кооперации Сибири сыграли политические ссыльные. Кооперация служила для политических ссыльных не только средством существования, но и давала возможность проявлять общественную активность. Политссыльные постепенно внедрялись в кооперативы, вначале в качестве счетоводов, сторожей, приказчиков, получая заработную плату через подставных лиц, так как по уставу потребительских кооперативов они не имели права участвовать в деятельности кооператива.

Руководство большинства кооперативов не являлось политически однородным. В кооперативном движении Сибири преобладали эсеры, они почти полностью занимали руководящие органы союзов сибирских кооператоров и большинства местных обществ. В сибирских городских и рабочих кооперативах работали большевики, меньшевики, эсеры, бундовцы, областники. Большевики выделяли из всей системы потребкооперации кооперативы пролетарские, партия эсеров больше внимания уделяла сельской кооперации. Социалистические партии проводили работу, прежде всего, в потребительской кооперации, которая насчитывала наибольшее число обществ, объединявших прежде всего представителей среднего слоя, а также часть беднейших слоев населения.

Наиболее подходящими для работы стали городские всесословные потребительские общества, являвшиеся численно самыми крупными и вклю-

чавшими в себя практически все городские слои населения. Социал-демократы принимали участие в крупнейших городских потребительских обществах: в г. Новониколаевске - «Экономия», в г. Томске - «Деятель». Эсеры работали в сельских потребительских обществах. Так, в кооперации Минусинского уезда работал эсер В.И. Кригер, сосланный за участие в военной организации партии социалистов-революционеров. Членом правления Обского кооператива был эсер М.Ф. Омельков, ставший организатором сибирского союза социалистов-революционеров, а затем председателем Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов. В инструкторском отделе Минусинского кооперативного союза работал эсер В.Н. Малахов, организатор кооперативного дела, автор работ по кооперации. Таких кооператоров было немало. В основном они работали в центральных кооперативах, пользовались, благодаря своей грамотности, уважением коллег, имели реальную власть [8. С. 68-69].

Политизация кооперативного движения в какой-то мере влияла на деятельность кооперативов. Положительным явлением политизации кооперативной работы можно считать такие факты, как снижение размеров паевых взносов, зачисление дивидендов в культурно-просветительный фонд, проведение культурно-просветительных мероприятий, особенно для беднейших слоев населения. Однако политизация несла и отрицательные результаты. Использование трибуны кооперативных съездов, собраний в политических целях не способствовало решению конкретных задач кооперации, а приводило лишь к репрессиям против кооператоров: арестам, обыскам, роспуску собраний, закрытию кооперативов.

Темпы развития кооперации в Сибири, в целом, не были высокими. Это объяснялось многими причинами. Отметим главные. Государство противодействовало кооперации, как и любому другому общественному движению, всячески препятствовало отмене разрешительного порядка открытия кооперативов, контролировало и вмешивалось в кооперативное движение. Как и другие общественные организации, кооперативы находились под наблюдением органов политического сыска. Зачастую причиной закрытия кооперативов являлась «политическая неблагонадежность» хотя бы кого-то из членов общества. Недоверие, а зачастую и враждебность крестьян к новому делу, исходящему от грамотных инициаторов - создателей кооперативов, серьезно тормозили процесс вовлечения в кооперацию населения края.

Литература

1. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 3. Оп. 6. Д. 8746.

2. АнашкинА.П., ЛевашовЮ.С. История потребительской кооперации Алтая. Барнаул, 1990.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп.4. Д. 121.

4. Сибирские огни. 1923. № 4.

5. Омский вестник. 1916. 22 дек.

6. Махов В. Потребительская кооперация Сибири. Новониколаевск, 1923.

7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 51. Оп.1. Д. 195.

8. Макарчук С.В. Социалисты России в межреволюционный период (июнь 1907 - февраль 1917 гг.). Кемерово, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.