Научная статья на тему 'Потеснит ли Китай Австралию в южно-тихоокеанском регионе?'

Потеснит ли Китай Австралию в южно-тихоокеанском регионе? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / КИТАЙ / АВСТРАЛИЯ / SOUTH PACIFIC / ECONOMIC AND POLITICAL INFLUENCE / CHINA / AUSTRALIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пале Софья Евгеньевна

В статье Пале С.Е. рассматриваются этапы проникновения Китая в Южнотихоокеанский регион (ЮТР), который Австралия рассматривает как свою зону безопасности. Прослеживается политика Австралии и Китая в отношении островных государств ЮТР на протяжении второй половины XX начала XXI вв. Упомянуты вопросы китайской миграции на южнотихоокеанские острова. Анализируются текущие региональные интересы Китая, которые основаны на желании привлечь на свою сторону голоса островных членов ООН, и интересы Австралии, желающей подчинить себе экономики стран ЮТР. Оцениваются перспективы дальнейшего распространения китайского влияния в ЮТР в ущерб позиции Австралии, которая заметно пошатнулась в годы последнего глобального экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. Sophia Pale in her paper on the current rivalry between China and Australia over economic and political influence in the South Pacific focuses on China's recent successful penetration into Oceania, thus sensibly shaking the position of Australia in the islands states. The author outlines the main steps taken by China to promote its influence in the South Pacific and analyses the reaction of Australia to the growing presence of China in the region that has originally been considered by Australia as its own security area. Chinese migration to the islands is also a tough issue for Australia which has lost its overwhelming power over Oceania due to the global economic downturn. And finally, the author gives her view on the future opportunities for China to establish more of its 'soft power' in Oceania.

Текст научной работы на тему «Потеснит ли Китай Австралию в южно-тихоокеанском регионе?»

© Пале С.Е.

ИВ РАН

ПОТЕСНИТ ЛИ КИТАЙ АВСТРАЛИЮ В ЮЖНОТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ?

Начало XXI века ознаменовалось таким крупным мировым событием как глобальный экономический кризис, который привел к перестановке акцентов в мировой политике, сместив центр тяжести с Запада в сторону АТР. Главными игроками в этом регионе выступают Китай, Япония, Австралия, в меньшей мере - Южная Корея, США и Новая Зеландия. Одна из самых драматических перестановок в международных отношениях произошла в Южнотихоокеанском регионе (ЮТР), где позиции Австралии существенно потеснил Китай. ЮТР -часть Азиатско-Тихоокеанского региона, который занимает половину земного шара, но, тем не менее, в силу своей экономической неразвитости и малой численности населения стоит «на задворках» большой политики. Тем не менее, того, кто победит в наращивании геополитического влияния в этой части света, ждут немалые выгоды в следующем десятилетии.

Австралия - «большой брат» в ЮТР

На всем протяжении XX века Австралия считала Южнотихоокеанский регион своей «вотчиной», где, по словам бывшего министра иностранных дел А. Даунера, «Австралия призвана нести непосредственную ответственность по обеспечению мира и процветания»1. Видение своей страны именно в таком свете было исторически оправдано: ЮТР - это не только традиционная сфера безопасности Австралии, ради сохранения которой Канберра ежегодно тратит около 0,3%2 своего ВВП в форме дотаций на развитие южнотихоокеанских стран; ЮТР - это еще и возможность выгодного вложения австралийских инвестиций, которые приносят немалую прибыль.

Уже в самом начале ХХ века управление британскими владениями в ЮТР осуществлялось через Канберру. Самыми доходными для инвестиций оказались близлежащие острова Меланезии: в Папуа - Новой Г винее были обнаружены залежи

практически всех элементов таблицы Менделеева, включая нефть, а в недрах острова Науру были открыты внушительные даже по мировым меркам запасы фосфатов; не менее прибыльными оказались архипелаг Бисмарка и северная группа Соломоновых островов. Неудивительно, что вплоть до 2010-х годов Канберра сравнивала свое положение в ЮТР с ролью «старшего брата» по отношению к крошечным южнотихоокеанским островам, тем более что австралийский доллар прочно удерживал лидерство в регионе, несмотря на хождение американской валюты, тихоокеанского франка (прикрепленного к курсу евро) и не менее устойчивого новозеландского доллара.

Поступавшие от Австралии привычные ежегодные дотации в пользу «малых островных развивающихся государств» ЮТР (сокращенно МОРГ по классификации ООН) помогали удерживать устойчивый баланс в отношениях между «братьями» по региону в 1990-е годы. Благодаря активной региональной политике, заключавшейся в наращивании не только финансового, но и военного присутствия в ЮТР, СМИ окрестили Австралию «заместителем шерифа в Тихом океане». Имелась в виду преемственность политики Австралии по отношению к политике «мирового шерифа» - США, которая состояла в том, что США считали ЮТР, и особенно граничащую с «австралийской» Меланезией «свою» Микронезию, американским «внутренним озером». Чтобы улучшить свой имидж в регионе, Австралия щедро финансировала множество образовательных и прочих развивающих программ в ЮТР. Но все когда-то меняется, и «поделенный» между «шерифами» регион начал постепенно менять свои очертания. На фоне мирового кризиса середины 2000 -х годов вместо «терпящего бедствие» мирового шерифа рядом с Австралией в регионе начал «вырастать» новый игрок - не менее щедрый на дотации и инвестиции Китай.

Китайское присутствие в ЮТР

На протяжении XX века ЮТР играл второстепенную роль во внешней политике Китая. Китайское присутствие на островах Океании (этим названием, как правило, отделяют Австралию и Новую Зеландию от более мелких и бедных

экономик тринадцати островных государств и еще тринадцати зависимых территорий ЮТР) ограничивалось эмиграцией китайских общин, которые появлялись на южнотихоокеанских островах по тривиальной причине: из-за нежелания местных туземцев работать. «Ленивых» островитян быстро заменяли усердные китайцы, которые ловко находили себе место под солнцем, экспортируя из новых мест поселения все, что только можно было продать, включая ракушки и копру (высушенную мякоть кокосовых орехов).

В частности, больше всего китайцев - около 100 тыс. человек по неофициальным данным (включая потомков от смешанных браков) проживает в Папуа - Новой Гвинее. Новогвинейские китайцы занимаются, в основном, экспортом леса и банковскими операциями. Еще в 1968 году китайцы создали вторую по значению партию в ПНГ и провели к власти в стране ее лидера - полукитайца-полупапуаса Джулиуса Чана, который за последующие два десятка лет с переменным успехом побывал в должности премьер-министра три раза.

Китайцы осваивали и другие острова Меланезии, богатые лесом и полезными ископаемыми - Соломоновы Острова, Новую Каледонию, Вануату и Фиджи. Усердным китайцам удалось наладить бизнес даже на атолловых островах Полинезии и Микронезии, где отсутствуют полезные ископаемые, а главными источниками дохода являются туризм и иностранные дотации. Но даже там китайцы смогли обеспечить себе безбедное существование, занявшись финансовой деятельностью (в частности, банковским делом) и торговлей ввозимыми товарами (китайские магазины и рестораны - обычное дело в Океании).

Китайцев нет лишь на трех самых бедных и малонаселенных южнотихоокеанских островах -принадлежащих Новой Зеландии Токелау и Ниуэ, а также в независимом государстве Тувалу.

Точное число китайских иммигрантов в Океании (за исключением Австралии и Новой Зеландии) подсчитать до сих пор не удавалось, но, по приблизительным оценкам, их совокупное число может достигать полумиллиона человек. Для

столь гигантского региона, где, тем не менее, проживает всего примерно 8 миллионов жителей, это немалая цифра.

Постепенно капитал китайских общин, десятилетиями проживавших на островах, увеличивался. Этот факт привел к тому, что китайцы (или их смешанные потомки) с большим или меньшим успехом приходили к власти во Французской Полинезии (2006 г.), Кирибати (2003 г., 2007 г.) и на Соломоновых Островах (2006 г.). В Папуа - Новой Гвинее представитель китайского капитала Дж. Чан вновь выставил свою кандидатуру на выборах в 2007 году, но проиграл, и у власти остался бессменный папуас с английскими корнями Майкл Сомаре.

В середине 2000-х годов китайское влияние усилилось не только в бедных странах Океании, но и в таких развитых государствах ЮТР как Австралия и Новая Зеландия. Из-за китайских эмигрантов цены на недвижимость в Новой Зеландии выросли на порядок, к неудовольствию коренных новозеландцев. А бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд, который занимал пост главы страны с 2007 по 2010 годы, прекрасно говорит на пекинском диалекте - мандарине. К слову, дочь К. Радда стала женой австралийца китайского происхождения. Но личные симпатии К. Радда к китайцам не помешали ему активно отстаивать Океанию как традиционную сферу влияния Австралии.

Роль Китая в ЮТР на пороге XXI века

Начиная с «тучных» 2000-х годов роль Китая в Южнотихоокеанском регионе заметно возросла, несмотря на усилия австралийцев в обратном направлении. Не менее весомым Китай оставался и в кризисные 2007-2009 годы, учитывая, что на фоне падения ВВП ведущих мировых держав Китай по-прежнему оставался «на плаву», выдавая миру показатели экономического роста, а не спада. В частности, ВВП Китая в 2009 году вырос на 7,5% . Австралия не могла похвастать тем же: в 2009 году ее ВВП был все еще в «минусе», пусть и небольшом4. Несмотря на то, что многие аналитики с опаской оценивали дальнейшие перспективы Китая, Пекин обращал мало внимания на негативные прогнозы и, как показала сегодняшняя действительность, в этом он был прав.

В годы кризиса китайская щедрость в пользу стран Океании пришлась как нельзя кстати, принимая во внимание сворачивание ряда австралийских программ. Нехватка финансов - это непреходящая головная боль южнотихоокеанских МОРГ. Отсутствие каких-либо полезных ископаемых на большей части ЮТР, «тирания расстояний» и удаленность островов от мировых центров цивилизации привели к тому, что с момента обретения независимости в середине 1970-х годов и до наших дней океанийские МОРГ находятся в постоянном поиске средств к существованию. Спасением стало членство в ООН: помимо колоссальной международной помощи, «игра» голосами превратилась для стран Океании в один из немаловажных источников дохода.

Именно возможность привлечь на свою сторону голоса малых островных членов ООН и стала основной причиной повышенного внимания Китая к ЮТР в 2000-е годы.

Одной из главных задач Китая было не допустить отделения Тайваня, который, благодаря внутреннему подъему экономики, смог позволить себе добиваться от стран Океании дипломатического признания в обмен на предоставление им значительной финансовой помощи.

Пекин, в свою очередь, не желал уступать эти голоса Тайбею, настаивая на незыблемости политики «единого Китая». Два конкурента устроили настоящий аукцион, немало обогатив островные государства, которые выгодно сыграли на разногласиях между китайской и тайваньской сторонами.

Первый в истории Китайско-Южнотихоокеанский саммит, состоявшийся в апреле 2006 года, продемонстрировал очевидную заинтересованность Китая в расширении своего влияния в Океании. Саммит был проведен по инициативе премьера Китая Вэнь Цзябао в самом независимом из всех государств Океании - Фиджи. Главной (но неофициальной) целью саммита стало «переманивание» у Тайваня голосов тринадцати южнотихоокеанских членов ООН в пользу Пекина.

Тайвань незамедлительно воспользовался тактикой своего «большого брата» и с не меньшим успехом провел первый Тайваньско-Южнотихоокеанский саммит спустя шесть месяцев, в сентябре 2006 года, в Палау (государстве чуть менее

независимом, чем Фиджи) с главами шести океанийских государств - Палау, Маршалловых Островов, Кирибати, Науру, Тувалу и Соломоновых Островов. Неудивительно, что все они согласились поддержать инициативы Тайваня при голосовании в ООН, хотя и дружно отрицали факт воздействия на их мнение тайваньской «дипломатии чековой книжки», заключавшейся в переводе огромных (по океанийским меркам) наличных средств на счета островных государств. До этого времени помощь странам Океании от благодарных участников ООН была, в основном, гуманитарной.

Впрочем, в годы мирового финансового кризиса победителем, конечно же, вышел Китай, амбиции которого оказалась гораздо сильнее, а чековая книжка значительно более толстой. Спад мировой экономики существенно подорвал потенциал Тайваня, ВВП которого в 2009 году упал до отметки -3,5%5. Как следствие, в океанийских СМИ все чаще начали появляться упоминания о росте китайского влияния в ЮТР.

Еще одним фактором, заставляющим Китай искать дружбы со странами Океании, это противостояние планам Японии, которая, как и Тайвань, стремится получить голоса малых островных развивающихся стран для вхождения в состав постоянных членов Совета безопасности ООН.

В разгар глобального финансового кризиса в 2009 году ОЭСР призвала стран-участниц увеличить помощь странам Океании как минимум на 30%6. Япония с готовностью поддержала это предложение, так как официальное увеличение дотаций странам Океании позволило бы ей неофициально требовать от них больше уступок по многим вопросам, в том числе, и при голосовании в ООН.

Промахи австралийской региональной политики в отношениях с Китаем

Китайские дипломаты ловко использовали в своих интересах малейшие упущения австралийских политиков по вопросам региональной тактики в ЮТР.

К примеру, в 2008 г., после временного приостановления членства Фиджи на Форуме тихоокеанских островов (крупнейшей региональной организации) по инициативе Австралии и Новой Зеландии, Китай предложил этой

раздираемой этнополитическими конфликтами стране не только материальную помощь, но и содействие в области военной охраны ее морских границ. Дело в том, что у бедных океанийских стран нет собственных армий, и они пользуются услугами Австралии, Новой Зеландии, Франции или США за определенную плату. За меньшую плату Китай также предложил свои услуги по охране морских границ Соломоновым Островам, Тонга, Самоа, Вануату, Папуа -Новой Гвинее и Островам Кука. (Впрочем, за всю историю присутствия Китая в регионе Пекин ни разу не предлагал странам Океании разместить у себя китайские военные базы, как это регулярно требуют США от своих микронезийских «свободно ассоциированных» территорий).

Другой пример: стоило только премьер-министру

Австралии К. Радду, в разгар кризиса с официальным визитом прибывшим в Китай, обратиться к аудитории на мандарине, как Пекин не преминул обратиться к странам Океании на чистом английском с предложением прикрепить их валюты к юаню. Это был «удар ниже пояса» для Австралии, которая вынашивает планы по введению единой валюты в ЮТР, прикрепленной к австралийскому доллару, вот уже более десятка лет. Австралийцы приложили максимум усилий для лоббирования своих интересов в этом направлении на Форуме тихоокеанских островов, который в 2005 году принял программу под названием «Тихоокеанский план» (Pacific Plan). Тихоокеанский план подразумевает (пусть и в довольно скрытой форме) окончательный переход стран Океании на общую валюту к 2015 году . Сегодня эта грандиозная задача видится вряд ли исполнимой с учетом роста влияния хуацяо на океанийских просторах.

Но самым существенным промахом австралийцев в период правления К. Радда, который пришелся как раз на годы всемирного кризиса, стало пренебрежение к собственным прошлым политическим достижениям в ЮТР.

Главными задачами региональной политики Австралии в конце 1990-х - начале 2000-х годов ставилось укрепление зоны безопасности путем расширения военного присутствия в ЮТР и подчинения политической воли независимых океанийских

стран собственным региональным интересам. «Чековая

книжка» Австралии не скудела до тех пор, пока вопросами региональной политики занимались два выдающихся дипломата - глава австралийского МИДа А. Даунер и председатель Форума тихоокеанских островов австралиец Грег Урвин. Но с приходом к власти К. Радда Австралия словно «отвернулась» от ЮТР: несмотря на сохранение прежнего объема дотаций развивающимся островам, у океанийцев пропало ощущение прежней собственной значимости для Канберры. И они обратились к иным источникам внимания, одним из которых стал Китай... или Тайвань.

Австралия пытается вернуть былое значение в ЮТР

После ухода К. Радда с поста премьер-министра в августе 2010 года он был назначен министром иностранных дел. Видимо, в этой должности К. Радд решил восполнить собственные промахи в отношениях со странами ЮТР и тут же заполнил пустующую с конца 2009 года должность министра по делам Тихого океана. Цель нового министра по делам Тихого океана Ричарда Марлеса - вернуть странам ЮТР понятие о том, что Австралия по-прежнему является «большим братом» для малых южнотихоокеанских островов.

Своим главным приоритетом Р. Марлес назвал восстановление утерянных отношений с Фиджи - ключевой страной в Меланезии в сфере обеспечения геостратегической безопасности Австралии .

Следующим шагом, по словам нового министра, станет рассмотрение вопроса о выводе миротворческих сил РАМСИ под управлением Австралии с территории Соломоновых Островов, где силы РАМСИ размещены с 2003 года. Тема бессмысленности смертей австралийских солдат, обеспечивающих безопасность на далеких тихоокеанских островах, в австралийском обществе стоит столь же остро, как и в американском в отношении собственных солдат, гибнущих в Ираке. Непосредственно на Соломоновых Островах время от времени случаются вспышки недовольства местных жителей присутствием «чужаков». Неудивительно, что Соломоновы Острова открыли свое посольство на Тайване в 2005 году,

показав этим ценность длительных отношений с Тайбеем, которые были установлены еще в 1983 году.

Впрочем, самые «кровные» интересы Австралии всегда были направлены на разработку ресурсов в Папуа - Новой Гвинее, куда Р. Марлес и планировал нанести свой первый визит в новой должности.

Возможно, действия Австралии помогут ей вернуть былое трепетное отношение островитян к мощи великого «брата». А быть может, Китай, который медленно, но верно

распространяет свое «мягкое» влияние в регионе, научится опережать Австралию в «переманивании» на свою сторону океанийских «друзей». Ведь, как правило, именно «другом» позиционируется себя Китай в отношениях со своими южнотихоокеанскими соседями.

1 Australian Government, official website of Minister for Foreign Affairs, Alexander Downer, Media Releases 1996-2008 -

http://www.foreignminister.gov.au/releases/archive.html

2

AusAID - http://www.ausaid.gov.au/

Ведомости, 16.04.2009 // Рост ВВП Китая в I квартале стал минимальным за 10 лет -

http://www.vedomosti .ru/newsline/news/2009/04/16/759300

4 Trading Economics, 31/8/2010 // Australia GDP Growth Rate -http://www.tradingeconomics.com/Economics/GDP-Growth.aspx?Symbol=AUD

5 IndexMundi - Taiwan GDP 2009 -http://www.indexmundi.com/taiwan/gdp_per_capita_(ppp).html

6 2009 DAC Report on Aid Predictability // Survey on Donors’ Forward Spending Plans 2009-2011 -

http://www.oecd.org/dataoecd/46Z19/43161677.pdf Pacific Plan - http://www.forumsec.org.fj/pages.cfm/about-us/the-pacific-

plan/

8

New Australian Parliamentary Secretary for Pacific, September 15, 2010 // Radio Australia -

http://www.radioaustralia.net.au/pacbeat/stories/201009/s3012885.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.