Научная статья на тему 'Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования'

Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФГОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / OPEN INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF ELEMENTARY EDUCATION / EDUCATION RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Анализируется потенциал взаимодействия вуза и начальной школы в разработке и реализации инновационных образовательных программ и нового стандарта начального общего образования. Рассматриваются факторы, усиливающие это взаимодействие, а также открытость и инновационность современного образования, которые делают это взаимодействие необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential interaction of school and university in implementation of the new Federal State Educational Standard of elementary general education

The openness of modern education enhances the interaction between school and university. The following factors influence on it: the changing nature of educational (pedagogical) research, which is practice-oriented; the changing balance of teaching and research in the faculty of the university; coming of Masters to school; active involvement of schools and universities in training teachers; school transitions from local innovation to the innovation of educational activities, their updated interaction with universities. A higher schoolteacher is an organizer and a participant in the innovation process at school, the head of innovative educational programs that involve teachers in its development and implementation. The accumulated experience of an innovative elementary school helps to implement the new Federal State Educational Standard that defines a new content, activity and effectiveness. The interaction between school and university helps to summarize innovation of teachers and turn them into technologies and mechanisms of implementing the new standard. If a higher schoolteacher is also the leader of innovative educational program at school, it increases the innovative potential of the school in implementing the standard and the professional research resource of the teacher, who acquires the scientific-pedagogical model of professional activities. The implementation of the new educational standard has intensified the interaction of school and university. The educational standard helps school to analyse the innovative achievements and place them into compliance with the new requirements. For example, in the School of joint activity there are three informative lines: joint training activities to achieve substantive results, co-educational and cognitive performance in achieving the results, and metaand joint educational activities aimed at personal results. In addition, the introduction of standard exacerbated the problem of the use of educational technology at university and school. It can be argued that school and university issued a common technological space: school of technology needs to achieve new educational results, and university form general and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования»

С. И. Поздеева

ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА В РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируется потенциал взаимодействия вуза и начальной школы в разработке и реализации инновационных образовательных программ и нового стандарта начального общего образования. Рассматриваются факторы, усиливающие это взаимодействие, а также открытость и инновационность современного образования, которые делают это взаимодействие необходимым.

Ключевые слова: открытое образование; инновационное образование; инновационная образовательная программа; ФГОС; образовательные результаты.

Одной из характеристик современного образования на всех его уровнях является открытость. По отношению к общеобразовательной школе это означает, что она активно взаимодействует с социальными партнерами, учреждениями дополнительного образования, усиливает кадровый состав за счет привлечения вузовских преподавателей. Вузы тоже становятся достаточно открытыми, активно взаимодействуя между собой, со школами, структурами, занимающимися повышением квалификации, и другими учреждениями. На наш взгляд, можно выделить несколько факторов, усиливающих взаимодействие между школой и вузом в современных условиях.

1. Изменение характера педагогических исследований. Современные диссертационные исследования по педагогике носят преимущественно практикоориентированный и прикладной характер: они делаются практиками (учителями, директорами школ, специалистами органов управления образования, службы занятости, сферы дополнительного образования) и направлены на решение задач, возникающих в образовательной практике. Происходит разрушение корпоративности научной среды: если раньше диссертации писали люди из научной сферы, преподаватели вузов, то сейчас это активно делают практикующие педагоги и управленцы. Это означает, что наука «прорывается» в школу, предлагая обоснованные пути решения многих задач (проблем). Другими словами, педагогическая наука начинает обслуживать образовательную практику.

2. Меняется соотношение преподавания и исследования в работе вузовских преподавателей. До недавнего времени ведущими моделями профессиональной деятельности в вузе были: а) учебно-методическая, при которой преподаватель находился в позиции транслятора чужих знаний и изучал только учебную и научнопопулярную литературу; б) научно-описательная, при которой преподаватель не ведет собственных исследований, но хорошо ориентируется в современном состоянии своей науки, обладает широкой эрудицией. Сейчас в вузе больше становится преподавателей, реализующих научно-педагогическую модель профессиональной деятельности: они проводят собственные исследования (в том числе на базе школ) и используют их результаты в учебном процессе, приобщают студентов к этим исследованиям, активно разрабатывают новые формы обучения. Другими словами, исследования становятся необходимой составляющей профессиональной компетентности преподавателя: проводя ОЭР в школах (или других ОУ), вузовский преподаватель растет как профессионал, а школы получают хорошую

научную поддержку и могут использовать эти наработки как инновационный ресурс.

3. В школу пришли магистранты (это, как правило, выпускники специалитета, уже имеющие диплом учителя и поступившие в магистратуру). В этом смысле магистрант - это одновременно учитель, студент, будущий аспирант, активно овладевающий методикой научной работы, профессионал, получающий либо углубленную подготовку по уже имеющейся педагогической специальности, либо подготовку в смежных областях, педагог, готовящийся к преподавательской деятельности в вузе. Магистрант «поневоле» становится педагогом-исследователем, т.к. за два года обучения должен написать магистерскую диссертацию, продемонстрировав достаточно высокий уровень исследовательской компетентности. С другой стороны, будучи субъектом профессиональной деятельности и находясь все время «внутри» практики, он по-новому, в частности более рефлексивно, воспринимает вузовскую науку и преподаваемые учебные дисциплины.

4. Активное включение вузов и школ в рынок, который предоставляет образовательные услуги, связанные с повышением квалификации (ПК) педагогов. К счастью, монополия «институтов учителя» в деле ПК закончилась: педагог может выбирать из нескольких образовательных площадок, дающих возможность повысить свой профессиональный статус, а не только получить «корочки». Вузовские кафедры начинают разрабатывать и реализовывать образовательные программы ПК для школьных педагогов, используя, во-первых, собственный кадровый ресурс (заметим, что в таких программах участвуют преподаватели, реализующие научно-педагогическую модель профессиональной деятельности); во-вторых, ресурс инновационных школ, с которыми кафедра (факультет) тесно сотрудничает. Например, кафедра педагогики и методики начального образования (ПиМНО) педагогического факультета ТГПУ (зав. кафедрой С.И. Поздеева) начала активно заниматься повышением квалификации с 2006 г., реализуя образовательные программы для педагогов начальной школы. Поэтому, когда начальная школа стала переходить на новый ФГОС НОО, опыт реализации предыдущих программ («Изменение содержания начального образования и его управленческое сопровождение», «Современные технологии начального образования и их пси-холого-педагогическое сопровождение») подготовил почву для разработки новой образовательной программы «Реализация нового ФГОС в начальной школе».

Открытость современного образования на всех его уровнях тесно связана с инновационностью, что означает переход от отдельных (локальных) инноваций в образовательной практике к инновационной деятельно-

сти. Если раньше инновации в образовании заключались в отдельных пробах конкретных нововведений (т.е. чего-то необычного, не такого, как у всех), не все из которых «приживались» и проходили проверку временем, то сейчас говорят об инновационном процессе, инновационной образовательной деятельности, образовательных инновациях, инновационном образовании.

Инновационный процесс в образовании - это разработка и внедрение нового в содержание образования, формы и технологии его организации при активном участии всех субъектов, в результате чего меняется вся образовательная практика, а не отдельные ее элементы. Эффективность инновационного процесса определяется тем, насколько продуктивно взаимодействуют его основные действующие лица (субъекты), от их инициативы, а также от того, насколько современны используемые ими технологии, поскольку инновация - это не только новая идея, но и ее внедрение.

Инновационная деятельность состоит в количественном и качественном расширении образовательного потенциала инновации с целью максимального его использования, что возможно только при условии принятия всеми субъектами смысла инновации и участии в ее развертывании и реализации.

Если в реализации отдельных инноваций поддержка вуза школе была не нужна, то в организации инновационной образовательной деятельности становится очень востребованной. Преподаватель вуза, погруженный в образовательную практику конкретной школы и постоянно работающий с педагогами (руководителем инновационной программы, проекта, научным консультантом и т. п.), становится одновременно организатором, координатором и участником инновационного процесса. Как организатор он удерживает пространство инновационной образовательной деятельности (подготовка и корректировка образовательных программ, отдельных ее модулей), как координатор - направляет деятельность отдельных педагогов с учетом их позиции в программе (разработчик, участник, пользователь, стажер), как участник - разрабатывает содержательное, технологическое и диагностическое обеспечение программы.

Почему руководителем инновационной образовательной программы в школе должен быть вузовский преподаватель? Такой преподаватель не только ведет учебные дисциплины, ориентированные на школьную практику (педагогику, психологию, частные методики), но и лучше ориентируется в пространстве современных инноваций в образовании, так как в силу своих функциональных обязанностей пишет учебные программы, статьи, учебнометодические пособия, изучает инновационный опыт (например, в сфере начального общего образования), с которым он должен знакомить студентов, разрабатывает новые учебные курсы, содержание которых отражает инновационные тенденции. С другой стороны, руководство инновационными образовательными программами способствует тому, что преподаватель «вынужден» постоянно заниматься исследованием, которое не заканчивается с защитой кандидатской или докторской диссертации; кроме того, он получает постоянную содержательную подпитку (посещая уроки, общаясь с педагогами) для совершенствования базовых учебных курсов, которые преподает в вузе.

Инновационная деятельность всегда пронизана исследованием: становясь активным участником изменений в образовании, человек должен видеть то, что им делается, понимать, зачем он осуществляет эти изменения и чем они могут быть интересны другим членам педагогического сообщества. Именно исследование помогает педагогу определить собственную позицию в профессиональной деятельности (чего я хочу, что для меня важно), аналитически отнестись к накопленному опыту (культурному, других коллег, собственному), выбирать, конструировать эффективные методы и приемы педагогической деятельности, создавать продукты инновационной деятельности (разработки, проекты, программы, конкурсные материалы) [1] . Усиление исследовательской составляющей в инновационном образовании и профессиональной педагогической деятельности связано с тем, что от современного учителя требуется оперативность, гибкость, мобильность, рефлексивность, проблематизированность, технологичность, а это, по сути, качества исследователя. Такие качества можно приобрести только одним путем: через участие в инновационной деятельности, т. е. в деятельности по разработке и реализации инновационных образовательных программ и проектов. Заметим, что преподаватель вуза становится тем, кто сопровождает педагога в таком участии и помогает сделать исследование способом решения профессиональных задач педагога, в том числе связанных с реализацией инноваций. Можно сказать, что один исследователь, уже официально состоявшийся, помогает другому, начинающему, исследователю. Заметим, что преподаватель и школьный учитель заинтересованы друг в друге: для учителя вузовский преподаватель является ресурсом (информационным, методическим, управленческим), для преподавателя вуза учитель - это тот человек, с которым можно попробовать что-то новое, что будет интересно в работе не только с детьми, но и со студентами.

В советской системе отсутствовали горизонтальные механизмы распространения лучших педагогических идей (сети, ассоциации, собственные журналы, Интернет). Передовой педагогический опыт сразу становился официальным (огосударствлялся). Кроме того, он распространялся натурально: через копирование, а не анализ (т.е. не исследовался), поэтому не доходил до уровня осмысления его педагогами, а тем более до уровня техноло-гизации. Сейчас ситуация другая: новое возникает не столько в академических лабораториях, сколько в поисковой практике самих педагогов, объединенных в образовательные сети и сообщества, в том числе сообщества школьных и вузовских педагогов. Главное - вовремя обнаружить, «поймать», назвать это новое, понять, какие профессиональные проблемы и дефициты оно поможет решить, что даст преподавателю, учителю, учащемуся, студенту.

Инновации - это то, что отличает одно образовательное учреждение от другого, потенциал для реформирования образования, то, что позитивно влияет на образовательную практику. Интерес к инновационной деятельности одновременно актуализируется и про-блематизируется в связи с принятием новых образовательных стандартов. Рассмотрим это на примере начальной школы.

В 2011 г. начальная школа приступила к работе по новому ФГОС начального общего образования [2]. Означает ли это, что вся российская начальная школа «автоматически» из массовой превратилась в инновационную? Конечно, нет. ФГОС задает общую содержательную, деятельностную и результативную рамку, которая будет постепенно реализовывать новое направление в развитии начального образования, а инновации, инновационный опыт помогут сделать это движение не только заданным и возможным, но и реальным.

Не надо забывать, что именно инновационный опыт конкретных педагогов и школ подготовил появление нового ФГОС: учителя уже давно понимали, что младших школьников надо учить не только предметным ЗУНам, а чему-то еще, потому что изменилась жизнь, другими стали дети. Это «другое» педагоги называли по-разному: компетенции, общеучебные, метапредмет-ные умения, способность учиться, учебная самостоятельность, теоретическое мышление и т. д. Стандарт обобщил и «окультурил» эти наработки, выделив предметные, метапредметнные и личностные образовательные результаты. С другой стороны, инновации, инновационный опыт - это то, что помогает школе безболезненно «пережить» переход на новый ФГОС, применив собственные наработки, инвентаризацию которых каждой школе очень важно при этом провести.

На этапе реализации нового ФГОС начального общего образования вновь актуализируется взаимодействие школы и вуза. Для школ с оформленным и осознанным инновационным опытом (например, Школа совместной деятельности г. Томска) это содружество помогает осуществить рефлексию собственных инновационных результатов, чтобы понять, что еще задолго до принятия нового ФГОС мы уже формировали у детей универсальные учебные действия и личностные результаты, только говорили о них на своем языке, например на языке компетенций совместной деятельности и построения открытого совместного действия педагога и ребенка. Стандарт с выделенными в нем тремя группами образовательных результатов помог систематизировать уже накопленное в школе инновационное содержание и выделить три линии (направления) в организации совместной деятельности педагога и учащихся в начальной школе: развитие совместной учебной деятельности по достижению предметных результатов в урочном пространстве как деятельности по приобретению предметных знаний и умений с использованием ресурса взросло-детской и детской совместности; развитие совместной учебно-познавательной деятельности по формированию метапредметных результатов на уроках и занятиях, где совместность выступает ресурсом для общего развития ребенка; развитие совместной образовательной деятельности через уроки, занятия и события по формированию личностных результатов, где дети учатся участию в открытом совместном действии со взрослыми и другими детьми, проектированию, эффективному груп-

повому взаимодействию; постановке своих образовательных целей, их достижению.

Подобная деятельность организуется руководителем инновационной программы «Построение открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе», являющимся преподавателем вуза, который лучше ориентируется в самом тексте ФГОС и текстах, его сопровождающих, так как излагает этот материал в режиме курсов повышения квалификации педагогов и знакомит с ним педагогов школы. Деятельность по новому ФГОС обостряет ситуацию выбора педагогами учебно-методического комплекса (сегодня уже 11 УМК прошли экспертизу на соответствие новому стандарту), и здесь опять нужна поддержка вузовского преподавателя, который в силу своей профессиональной специфики, лучше ориентируется в разных УМК и понимает их ре-сурсность, в том числе в реализации инновационной образовательной программы. Другими словами, преподаватель вуза становится тем, кто «приближает» новый стандарт к педагогам-практикам и убеждает, что многое из этого нового учителям уже знакомо и делалось ими.

Внедрение нового ФГОС обострило проблему использования современных образовательных технологий, которые становятся основным механизмом достижения метапредметных результатов (универсальных учебных действий). Заметим, что школа и вуз, по сути, реализуют одни и те же образовательные технологии: школе они нужны для достижения метапредметных и личностных результатов, а вузу - для формирования общих и профессиональных компетенций. Это такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, проектная и исследовательская деятельность, учебная дискуссия, групповое взаимодействие, ИКТ, портфолио. Другими словами, в школах и вузах оформляется общее технологическое пространство, поэтому их технологические разработки могут быть взаимовыгодны и взаимополезны. В данном случае преподаватель вуза одновременно реализует функцию продвижения новой технологии из школы в вуз или наоборот, а также функцию анализа образовательных результатов и эффектов применения одной технологии в школе и вузе. Современный педагог становится технологом, который должен уметь технологи-зировать инновационную идею: для этого он выбирает уже имеющуюся в педагогической культуре технологию, беря ее целиком или трансформируя, или изобретает собственную авторскую технологию.

Таким образом, инновации - это ресурс, не только помогающий в реализации нового ФГОС, но и определяющий стратегию развития школы, которая учит новому и делает это по-новому, а чтобы этот ресурс был осознаваемым, востребованным и технологизирован-ным, необходимо постоянное и взаимовыгодное взаимодействие школ и вузов. Именно это сделает наше образование развивающим и развивающимся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск : Дельтаплан, 2004. 311 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 31 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 13 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.