Молчанова Татьяна Владимировна
Ассистент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.580
ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются актуальность и способы интеграции дисциплины «Английский язык» и «Медиаобразование». Дается обоснование эффективности их комплексного применения для формирования медиакомпетентности студентов технического вуза.
Ключевые слова: медиаобразование; английский язык; медиакомпетентность; интеграция; потенциал; студенты технического вуза; компетенции.
THE POTENTIAL OF ENGLISH LANGUAGE CLASSES IN THE FORMATION OF MEDIACOMPETENCE FOR TECHNICAL
UNIVERSITY STUDENTS
The article describes the relevance and integration ways of the English language and Mediaeducation classes. The substantiation of efficiency of their complex application for the formation of media competence of technical college students is also given.
Key words: mediaeducation; English language; mediacompetence; integration; potential; integration; Technical University students; competences.
Последние десятилетия ХХ века изменили приоритеты и построение реальности обществом. Этому способствуют два фактора: интенсификация
взаимопроникновения культур (благодаря влиянию средств массовой коммуникации (СМК)) и технический прогресс. На первый план ставится информационная компетентность и знание иностранных языков, без которых невозможен обмен опытом для взаимодействия на любом уровне: от культурного до научно-технического. Одним из значимых показателей уровня интеграции России в мировое сообщество является подписание совместного российско-канадского заявления о сотрудничестве в области науки, техники и инноваций [Министерство Образования и Науки Российской Федерации, 2011].
В сегодняшнем мире коммуникация является связующим звеном между различными культурными ценностями и поведением. У каждой нации свои способы восприятия картины мира и, как следствие, свои лингвистические особенности. Диалог двух культур будет намного успешнее, если отслеживать актуальные изменения в области новых информационных технологий (с помощью которых можно оптимизировать техническую составляющую обучения), а также быть в курсе международной политической, экономической и
культурной жизни, за счет применения СМК в образовательном процессе. В свою очередь, именно медиаобразования личности способствует умению компетентно оценивать влияние СМК на общество. Соответственно, интеграция СМК в организованный процесс обучения является залогом качества обучения и формирования медиакомпетентной личности. Общеизвестно, что английский язык является международным, поэтому особую актуальность приобретает изучение его в рамках университетской программы как универсального средства общения. На наш взгляд, оба эти требования должны стоять в списке основных компетенций сразу же после профилирующих для выпускника любой специальности. Таким образом, если мы действительно хотим создать глобальное информационное общество, необходимо уделять больше внимания особенностям культур и способам плодотворных союзов наций. Сделать это можно только вторичная языковая личность: личность, готовая понимать и уважительно относиться к иноязычным собеседникам, их особенностям мировидения, учитывая при этом родной язык и культурное наследие. Это коррелирует с задачей формирования медиакомпетентной личности, так как и обучение иностранному языку и медиаобразование подразумевают, прежде всего, умение создавать собственный продукт деятельности, компилируя творческий подход со знанием теории, анализом и синтезом. Кроме того, медиаобразование не возможно без изучения медиакультуры, так же как и овладение языком без знания страноведческой составляющей. А «культура нововременного мышления - это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» [Библер, 1991, с.7]. Исходя из вышесказанного, интеграция медиаобразования в обучение иностранным языкам, особенно английскому, является очень актуальной.
Изучение работ по проблеме выявило большое число исследований, посвященных проблемам медиаобразования, где оно выступает на стыке предметов (интегрирует с другими дисциплинами): математика (А.П. Громов), химия (Л.В. Иорданова, А.А. Журин), информатика (Д.В. Залагаев, К.Р. Овчинникова), география (М.И. Колпакова), история (К.В. Чиркова), экономика (А.Ю. Оршанский), физика (Н.Ю. Соколова, А.В. Худякова), русский язык и литература (Л.П. Прессман, Ю.М. Рабинович, И.Ю. Кудина), иностранные языки (М.Ю. Бухаркина, Н.В. Чичерина, Л.Н. Пустосмехова, А.В. Гребенщикова, Л.А. Иванова, Н.А. Иванова, Е.И. Федотовская,
Н.Ю. Хлызова). Однако нет работ, посвященных формированию медиакомпетентности посредством изучения английского языка у студентов технических специальностей.
В современном обществе интеллектуальную элиту общества составляют представители не только гуманитарных, но и технических профилей. Однако подготовка специалиста любого направления предполагает формирование как профессиональной, так и социальной составляющей, что является залогом успешности личности. Возникает закономерный вопрос: когда, где и каким образом выпускник узко-профильной ориентации, скажем, инженер, мо-
жет ими овладеть? Нельзя не отметить, что, к сожалению, наблюдается сокращение часов на изучение гуманитарных дисциплин в целом в технических вузах. Тем не менее, профессиональная направленность достигается не только на занятиях по специальности. Ярким примером является содержание материала дисциплины «Иностранный язык», которое обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от организации образовательной среды, поэтому преподаватель должен выявить и воплотить его в жизнь. Основной задачей дисциплины является не только формирование коммуникативной компетенции, ведь не у всех будет потребность в устном общении с иностранцами. Дисциплина «Иностранный язык» также обладает огромным потенциалом для формирования, развития и обогащения духовно-нравственного воспитания студентов.
Сочетание лингвокультурной составляющей с профессиональной направленностью стимулирует его изучение. Наряду с возможностью знакомства с культурой, историей и образом жизни народа-носителя языка предоставляется доступ к современным аутентичным материалам узко-профильной специализации. Происходит подготовка к иноязычному общению в сфере профессиональной деятельности учащихся за счет освоения новой лексики по специальности, формируется профессиональная культура в родном языке; осознается мировидение носителей языка и, возможно, изменяется собственное.
Однако общеизвестно, что не представляется возможным изучить данную дисциплину в предлагаемом объеме часов согласно учебному плану. Поэтому, вслед за Л.А. Ивановой, мы считаем необходимым «рассматривать медиа- и образовательное пространства как взаимодополнительные, органично создающееся медиаобразовательное пространство на основе коадаптации образования и информационной карты мира» [Иванова, 2011, с. 147]. На наш взгляд, СМК, оптимальным представителем которых является интернет, могут кардинально изменить ситуацию. Именно там можно найти видеофильмы, новости, рекламу, радио, возможность общаться он-лайн с носителями, создавать проекты в рамках рабочей программы. Обучаемые воспринимают, интерпретируют и усваивают информацию по-разному из-за индивидуальных особенностей восприятия. Соответственно, в идеале нужно учитывать специфику каждого в отдельности. Однако в силу ограничения временных рамок это невозможно. Именно поэтому использование всемирной сети помогает получить оптимальный результат, так как влияет сразу на все органы восприятия.
Именно Интернет помогает развивать навыки тайм-менеджмента, быстрого поиска информации, ее систематизирования и синтезирования, создавать собственную систему работы с лексическими единицами, выбирать оптимальные варианты воспроизводства любых навыков речевой деятельности. Обобщая вышесказанное, у обучаемых формируется собственный стиль мышления.
Использование интерактивных форм обучения, где приоритет отдается двустороннему общению, а не сводится к информационной функции препо-
давателя, когда обучаемый лишь пассивно воспринимает материал, формирует умение работать в команде/паре, слушать собеседника/оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения, критически относиться к получаемой информации. Согласимся, что успешность процесса передачи и приобретения знаний зависит не только от преподавателя. Во-первых, необходима обратная связь (отношение к самому преподавателю). Во-вторых, важно, как передаются знания и созданы ли все условия для обучения. Бесспорно, при личной заинтересованности результат будет во много раз продуктивнее. В-третьих, образовательная траектория должна быть у каждого своя. Ведь «находясь в эпицентре информационного взрыва, мы фактически стоим перед дихотомией максимального использования медиатехнологий и неустанной фильтрации информационного спама» [Харченко, 2011, с. 7]. Именно тандем дисциплин «Медиаобразование» и «Иностранные языки» воплощает в полной мере все эти возможности. Студенты учатся не только исследовать, сопоставлять, анализировать, получать результат, но и находить творческие нестандартные решения.
Также важным преимуществом, на наш взгляд, является возможность для студента переносить приобретенные на занятии компетенции при работе с аутентичным материалом на другие дисциплины.
Таким образом, для создания оптимальных условий интеграции вышеупомянутых дисциплин необходима организация определенной последовательности действий. На первом этапе следует изучение и выявление потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования медиакомпетентности студентов технического вуза. Следующий шаг - определение совокупности условий реализации данного потенциала (ряда параметров) из категории абстракции в реальность. Завершающей стадией будет являться проектирование и апробация выявленной научно-педагогической системы из стадии «возможность» в стадию «реальность». Реализация всех этапов поможет повысить в разы благоприятную образовательную среду, обеспечить более эффективный процесс обучения, повысить профессиональный уровень готовности будущего выпускника технического вуза.
Библиографический список
1. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1991. - С. 7.
2. Иванова, Л. А. Медиа- и образовательное пространства высшего профессионального образования: прецеденты и феномены взаимодействия [Текст] / Л. А. Иванова // Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества : материалы четвертой научно-технической конференции. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. - С. 147.
3. Министерство Образования и Науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2011. - URL : http://mon.gov.ru/press/reliz/8568.html (дата обращения: 20.10.2011 ).
4. Харченко, Л. Н. Методологические аспекты внедрения медиатехнологий в образовательный процесс современного вуза [Текст] / Л. Н. Харченко // Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества : материалы четвертой научно-технической конференции. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. - С.7.
История педагогики и образования Щеблякова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 378.01 ББК 74.200.25
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В данной статье автор рассматривает проблему качества подготовки профессионально-педагогических кадров в Восточной Сибири во второй половине XIX - начала XX вв. и определяет пути творческого переосмысления педагогического опыта в условиях современного образовательного пространства региона. В работе представлены уникальные факты, которые позволяют определить особенности формирования системы педагогического образования в дореволюционной России в сравнении с организацией педагогического процесса в Восточной Сибири в 1872-1919 гг.
Ключевые слова: проблема качества подготовки; качество образования; профессионально-педагогические кадры; Восточная Сибирь.
PREPARATION QUALITY PROBLEM of PROFESSIONAL -
PEDAGOGICAL PERSONNEL IN EASTERN SIBERIA: HISTORICAL
ASPECT
The article deals with the preparation quality of professional-pedagogical personnel in Eastern Siberia in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries. The author defines the ways of creative reconsideration of pedagogical experience in the modern educational space of the region. The unique facts reflecting the features of pedagogical education system in pre-revolutionary Russia in comparison with the pedagogical process organization in Eastern Siberia in 18721919 are given.
Key words: preparation quality problem; education quality; professional-pedagogical personnel; Eastern Siberia.