Научная статья на тему 'Потенциал телевидения в духовном развитии детской аудитории (на примере детско-юношеского канала «Бахористон» (Таджикистан))'

Потенциал телевидения в духовном развитии детской аудитории (на примере детско-юношеского канала «Бахористон» (Таджикистан)) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
444
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛИСТ / ПСИХОЛОГИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДИДАКТИКА / ПРОГРАММА / АУДИТОРИЯ / ДЕТИ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКИ / JOURNALISM / JOURNALIST / PSYCHOLOGY / TELEVISION / INFLUENCE / EDUCATION / DIDACTICS / PROGRAM / AUDIENCE / CHILDREN / SPIRITUAL DEVELOPMENT / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сафарова Мохира Амиралиевна

В данной статье рассмотрено влияние программ таджикского телевидения на психологию детей. Анализируются различные точки зрения ученых по данной тематике, и в качестве примера проанализированы отдельные передачи телевизионных программ. А также дается несколько советов для улучшения качества данных программ, привлечения большего количества зрителей и завоевания доверия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEVISION CAPACITY IN SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE CHILDRENS’ AUDIENCE (IN THE CASE OF “BAKHORISTON” CHANNEL FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE (TAJIKISTAN)

This paper explores influence of programs of the Tajik television on psychology of children. Various points of view of scientists on this subject are analyzed. Separate television programs are analyzed as an example. Also, a few pieces of advice are given for improving the quality of these programs, attracting a larger audience and gaining the trust of the population.

Текст научной работы на тему «Потенциал телевидения в духовном развитии детской аудитории (на примере детско-юношеского канала «Бахористон» (Таджикистан))»

УДК 159.9:654.197 ББК 88.840 С 21

М.А. Сафарова

Аспирантка заочного отделения кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Таджикского национального университета; E-mail: anusha-16@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО КАНАЛА «БАХОРИСТОН» (ТАДЖИКИСТАН))

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние программ таджикского телевидения на психологию детей. Анализируются различные точки зрения ученых по данной тематике, и в качестве примера проанализированы отдельные передачи телевизионных программ. А также дается несколько советов для улучшения качества данных программ, привлечения большего количества зрителей и завоевания доверия населения.

Ключевые слова: журналистика, журналист, психология, телевидение, влияние, воспитание, дидактика, программа, аудитория, дети, духовное развитие, подростки.

M.A. Safarova

Postgraduate student of correspondence department at the Department of Television and Broadcasting at Faculty of Journalism, the Tajik National University; E-mail: anusha-16@mail.ru

TELEVISION CAPACITY IN SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE CHILDRENS' AUDIENCE (IN THE CASE OF "BAKHORISTON" CHANNEL FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE (TAJIKISTAN)

Abstract. This paper explores influence of programs of the Tajik television on psychology of children. Various points of view of scientists on this subject are analyzed. Separate television programs are analyzed as an example. Also, a few pieces of advice are given for improving the quality of these programs, attracting a larger audience and gaining the trust of the population.

Keywords: journalism, journalist, psychology, television, influence, education, didactics, program, audience, children, spiritual development, teenagers.

Психологическое воздействие на воспитание ребенка - тема, которая сегодня привлекает внимание исследователей в сфере журналистики, педагогики, психологии, социологии и политики. Исследователи Х. Рахимов и Г. Мухторова с мнением А. Мира-лиева и М. Давлатова солидарны: «В

развитии личности ребенка средства массовой информации играют важную роль» [8: 43]. Мы также поддерживаем это мнение, но в Республике Таджикистан исследователями еще должным образом не изучена тема непосредственного влияния телевидения на психологию детей.

Кандидатские диссертации по журналистике, безусловно, есть, однако, данная тема мало изучена и освещена. Только Гавхар Умаро-ва [12] в одном разделе своей работы рассматривает данную тему. Полное исследование этой темы можно найти в работах русских исследователей А.В. Шарикова, В.П. Чудинова, О.И. Маховского, Я. Засурского [7: 14]. Также есть близкие по теме диссертации, защищенные за пределами Таджикистана. В частности, Г.Л. Капустина в работе «Современная детская газета как тип издания» пишет о запросах детской аудитории СМИ и на примере прессы отмечает следующее: «Эффект «уродливой» социализации подростков проявляется и в том, что явно не учитываются особенности детского и подросткового восприятия медийной информации, которая может нанести существенный ущерб даже физическому здоровью» [5: 24].

Несмотря на то что телевидение, по сравнению с другими СМИ (пресса, радио), намного позже появилось и оно моложе, однако очень быстро смогло занять свою позицию. Его большое влияние на аудиторию стало причиной того, что возникает необходимость рассматривать его разные стороны с научной точки зрения. У телевидения есть не только возможность воспитания, но и в то же время содержится опасность для детей.

К сожалению, негативные, непристойные кадры, агрессивные кадры с убийствами не редки в детских выпусках, в частности, мультфильмах и художественных фильмах, которые адресованы детям. Их анализ говорит о том, что вред телевидения равнозначен его интересу к нему. Медиапсихологи отмечают: «Сегодня телевидение и детские книги нуждаются в особом внимании и помощи. Большие возможности телевидения не используются. Необходимо наладить его правильное функционирование, так

как его роль велика в просвещении, социализации подрастающего поколения, их сближении с национальными, культурными ценностями, в частности, с книгой» [14: 47]. Это мнение исследователей сложилось в результате проведения исследований телевизионных каналов России. Но это может относиться и к другим телевизионным каналам, в особенности к телевидению «Бахо-ристон» Республики Таджикистан. Одной из причин отсутствия развития и нерационального использования детских телевизионных каналов, по нашему мнению, является то, что на факультетах и отделениях журналистики не обучают детской журналистике или журналистике для детей, чтобы студенты понимали, с кем или с чем будут иметь дело. В большинстве вузов Республики Таджикистан готовят специалистов в сфере журналистики, в частности, в Национальном университете Таджикистана, Российско-таджикском славянском университете, в университете имени Н. Хусрав Г. Кургантюбе, государственном университете г. Худ-жанд имени Б. гафурова, но нет дисциплин по детской журналистике. Детская журналистика, как независимая ветвь журналистики, упоминается в книгах, монографиях русских исследователей. В частности, в учебном пособии под редакцией Я.Н. Засурского отмечено следующее: «Детская, подростковая журналистика считается независимой сферой всех средств информации. Она способствует формированию интеллектуальных знаний молодежи и нравственных ценностей, является хорошим способом передачи информации от старшего поколения подрастающему. Посредством этого средства подрастающее поколение познает мир» [11: 64].

В действительности телевидение занимает позицию наряду с семьей, и можно сказать, что сегодня телевидение является членом каждой семьи. Не телевидение, а журналисты

со своими программами посредством телевидения могут влиять на аудиторию. Об этом говорит таджикский исследователь журналистики А. Азимов: «... журналист посредством своего творчества оказывает влияние на социальное мышление общества. Это влияние может быть как отрицательным, так и положительным, что связано с позицией журналиста, его взглядом, мировоззрением и активностью. То есть журналист является ведущим особого мнения» [1: 83]. Поэтому журналист детского телевидения играет большую роль в формировании психологии детей, он одновременно воспитатель, учитель, наставник, друг, в некоторых случаях его роль равносильна роли и ответственности родителей. С точки зрения психологии и педагогики, «воспитание

- это целенаправленная деятельность, результатом которой является воспитание определенных, личных качеств, взглядов и убеждений в человеке» [8: 16].

Телевидение, в свою очередь, имеет эту возможность и может заложить в характер аудитории положительные качества. Телевидение может использовать все методы воспитания: убеждение, обучение, поощрение и наказание. В Республике Таджикистан детское информационное пространство заполняет телевидение «Бахористон». Государственное телевидение «Бахористон» было учреждено по инициативе президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон 4 сентября 2006 года.

Охват телевидения в республике составляет больше 80% как внутри страны, так и за пределами, страны

- члены СНГ имеют возможность смотреть данный детский канал Таджикистана посредством спутника. Телевидение «Бахористон» ежедневно вещает с 7 часов до 22:00. Программы транслируются с учетом возрастных периодов. Программы «Се духтаракон...» («Нас было трое девчат»), «Калидчаи заррин»

(«Золотой ключик»), «Офарин» («Молодцы»), «Гумон набаред» (Не думайте, что.), «Гунча» («Бутон»), «Чарогуяк» («Почемучка»), «Алихо-ну Валихон» («Алихон и Валихон»), «Ба пеш» («Вперед»), «Иштибох» («Ошибки»), распространенными на данном телевидении являются караоке (детские песни, которые сопровождаются изображением), социальная реклама (посредством движущихся картинок). Все эти программы рассчитаны на детей от 3 лет и выше, которые уже могут говорить и самостоятельно играть. Нужно отметить, что на телевидении «Бахористон» для малышей до 2-3 лет не готавят программы. По мнению многих, дети до 2-3 лет не должны смотреть телевизор, так как их сознание не готово.

От двух-трех лет и выше - это дошкольный возраст, который охватывает детей до 7 лет, этот период ребенок знакомится с реальным миром, это время, когда у ребенка складывается умение говорить, формируется память, наблюдательность, любопытство. Физически ребенок становится активным, наряду с этим он хочет знать обо всем. Поэтому задает много вопросов. Самым важным в этот период является то, что ребенок находит своих первых друзей. В ряду друзей ребенка стоит и телевидение. Именно в этот период увеличивается влияние на психологическое развитие ребенка. Действия, которые совершает ребенок в этом периоде, нецеленаправленны. Сознательные и целенаправленные действия могут осуществляться только с чьей-то помощью. Именно телевидение может оказывать свое влияние посредством матери на ребенка. По мнению Е.В. Володина: «Не менее значима роль детской журналистики в процессе «воспитания» взрослых, приобщения их к миру ребёнка, его ценностям и эстетической школе» [2: 8].

В период от трех до шести лет ребенок все больше стремится к

просмотру телевидения. Для этого возрастного периода очень хорошо наличие развивающих программ. На телевидении «Бахористон» много таких программ: «Биё ба бози» («Идемте играть»), «Калидчаи зар-рин» («Золотой ключик»), «Офа-рин» («Молодцы»), «Се духтаракон дудем...» («Нас было трое девчат...»), «Гунча» («Бутон»), «Кулохи сех-рнок» («Волшебная шляпа»).

Ребенок посредством игр учится анализировать, сравнивать. Постоянно стремится идти вперед и побеждать. В ходе игры ребенок развивается как физически, так и мысленно. По мнению психологов, «игры считаются самым плодотворным средством развития личности, нравственных качеств, в ходе игры удовлетворяется требование противоборства по отношению к окружающему миру» [3: 14].

Игры бывают разные в соответствии с возрастными категориями. Программы «Биё ба бози» («Идемте играть» и «Калидчаи зарин» («Золотой ключик») - хорошие образцы детских программ для детей дошкольного возраста. В особенности программа «Калидчаи заррин» («Золотой ключик»), в которой команды детей соревнуются между собой. Песня программы исполнена детьми и быстро привлекает их внимание. В программе предлагаются интересные конкурсы в соответствии с возрастом даже самых маленьких детей. С одной стороны, участников программы, с другой - зрителей. Поощрение победителей в играх также необходимо для привлечения внимания, что предусмотрено в данной программе, команда-победитель получает символический приз программы - золотой ключик. Чтобы другие команды не расстраивались, всем участникам раздаются подарки.

Психолог М. Давлатов в работе «Сборник игр и психологических занятий» отмечает: «.если мы в формировании личности подрастающего поколения будем использовать

национальные игры, то мы внесем прочную основу в развитие их национального самосознания» [3: 10]. Мы согласны с мнением психолога, так как национальные игры каждой страны заключают в себе особенности жизни и национальные народные традиции.

Для ребенка важно не только воспитание и образование, но и физическое развитие. Программа «Офарин», которая напоминает программу «Калидчаи заррин», играет важную роль в физическом воспитании детей школьного возраста. «Офарин» отличается от «Калидчаи заррин» тем, что акцент в ней сделан в основном на активные игры. Ведущий программы Кароматул-лои Аслон, начиная программу, представляет жюри и команды и до конца программы комментирует ее ход за кадром. Ведущий говорит с чувством радости, огорчения в зависимости от ситуации, что также привлекает внимание. Например, «...обратите внимание, вот-вот победит одна из команд. Молодцы, команда «Шахло», аплодисменты команде «Наргис». К сожалению, очередной участник потянул команду назад, но они не огорчаются..», эмоции ведущего передаются зрителю, который не остается в стороне от происходящего на экране.

Программа «Биё ба бози.» («Идемте играть») развивает в детях самостоятельность, точность, остроумие и другие качества. В данной программе дети могут принять участие по своему желанию. Журналист предлагает условия конкурса и приглашает желающих. Индивидуальные игры направлены на умственное развитие, а командные имеют воспитательный характер, учат детей действовать в команде. Также программа влияет на развитие речи ребенка, обогащает его словарный запас. Знакомит с содержанием многих художественных книг, сказками и загадками.

В программе используются дидактические игры, которые

способствуют всестороннему развитию ребенка. В каждую программу включаются новые игры, то есть аудитория не устает от однообразия и ожидает чего-то нового от программы. Например, в одном из выпусков программы «Биё, ба бози» дети играли с цифрами, угадывали голоса животных, собирали пазлы. Ведущий программы хорошо объясняет детям условия конкурсов, несмотря на то, что он сам подросток, не забывает, что ведет беседу с детьми, спокойно и четко все разъясняет.

Другая программа, которая рассчитана на детей дошкольного возраста, - это программа «Се дух-таракон будем.» («Нас было трое девчат»), в которой маленьким зрителям рассказывают новые сказки, которые имеют, прежде всего, воспитательный характер. В психологии существует специальная сфера лечения болезней посредством слов, основу которой составляет пересказ сказок. Три красивые девочки каждый вечер рассказывают детям интересные сказки.

Данная программа может пробудить в детях любовь к книгам, желание читать. В программе чаще рассказывают сказки с элементами воспитания. Но положительные и отрицательные действия героев сказок не комментируются и не оцениваются. Сказка заканчивается, но итоги не подводятся. Если ведущие двумя-тремя предложениями отметят плохие и хорошие действия героев сказок, то больше будет воспитательного влияния. В конце сказок обычно есть поучение, наставление, но нет полного комментария.

Декорация сцены программы «Се духтаракон...» полностью соответствует детской тематике, а также песня программы исполняется детьми и тем самым привлекает внимание зрителей. Кроме этих песен, в форме караоке на телевидении звучат другие детские песни, которые положительно влияют на память детей. Искусство караоке

уже много лет популярно среди детей и взрослых. Данный вид искусства появился в Японии, имеет также воспитательный характер. Караоке - вид искусства, в котором содержание песни дополняется кадрами. Кадры, в основном движущиеся изображения (мультипликации). Поскольку такие песни привлекают внимание, то дети стараются запомнить их, что развивает их память. Также в детях развивается любовь к прекрасному, искусству. Наряду с пропагандой искусства и воспитания в детях любви к прекрасному, на телевидении «Бахористон», помимо разных конкурсов по рисованию, песнопению, имеется цикл программ. Одной из таких программ является «Гунча» («Бутон»), которая способствует эстетическому воспитанию детей. В каждой программе ведущий из цветной бумаги и картона делает различные поделки. Благодаря данной программе дети могут научиться самостоятельно рисовать, вырезать разные фигурки из цветной бумаги и картона.

Самое главное - передача пробуждает в детях чувство творчества. «Творчество является сложным психологическим процессом, который охватывает все способности человека - ум, чувства и выбор» [9: 8]. Активизация способностей личности может стать залогом ее правильного развития. В программе «Гун-ча» каждый раз представляют что-нибудь новое, и у детей появляется желание совместно с программой что-то делать. Наряду с этим дети знакомятся с различными предметами, цветами, миром животных и растений. Ведущая программы Умеда Кутфиддинова спокойно ведет беседу с детьми и комментирует каждое свое действие.

Так как ребенок дошкольного возраста очень любопытен и хочет знать все, то необходимо отвечать на все его вопросы. Программы «Чарогуяк» («Почемучка»), «Про-фессори кунчкоб» («Любопытный

профессор»), «Алихону Валихон» («Алихон и Валихон») из числа тех программ, в которых даются ответы на простые вопросы, интересные детям. «Чарогуяк» («Почемучка») знакомит маленьких зрителей с методами создания предметов жизнедеятельности, в частности, железных лестниц, спичек, машин, космических кораблей и других.

В программе «Алихон и Вали-хон» посредством беседы двух друзей Алихона и Валихона идут вопросы и ответы. Преимуществом этой программы является то, что это отечественное производство, и тематика задается с учетом внутреннего положения страны. Данный выпуск длится от 3 до 5 минут и представляет детям какую-либо информацию. Например, в одном из выпусков оба героя идут покупать овощи, и таким образом один другому объясняет отличие овощей от фруктов, вследствие чего многие могут узнать разницу между овощами и фруктами.

На основе этого мы можем сделать вывод, что телевидение

«Бахористон» (Республика Таджикистан) в общем успешно в подготовке программ с учетом возраста детей. Но в этом направлении необходимо еще поработать. Телевидение «Бахористон» использует зарубежные мультфильмы. Было бы очень хорошо, если бы на данном телевидении чаще использовались мультфильмы отечественного производства.

В целом таджикское телевидение «Бахористон» может оказывать положительное влияние на нравственное воспитание и умственное развитие детей посредством своих передач «Се духтаракон будем.» («Нас было трое девчат»), «Биё ба бози» («Идемте играть»), «Гунча» («Бутон»), «Офарин» («Молодцы»), «Калидчаи заррин» («Золотой ключик»). Наряду с этим необходимо, чтобы программы, которые транслирует телевидение, вносили свою лепту в социализацию детей. Только таким образом телевидение может добиться максимальной эффективности.

Примечания:

1. Азимов А. Махорати журналисти тахлилгари телевизион [Журналистское мастерство телевизионного аналитика]. Душанбе: Шарки озод, 2013. 84 с.

2. Вологина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 25 с.

3. Давлатов М. Мачмуаи бози ва машкхои психологи [Сборник психологических игр и занятий]. Душанбе, 2013. 127 с.

4. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип здания: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2014. 212 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.

6. Маховская О.И. Телемания: болезнь или страсть. М.: Вилямс, 2007. 260 с.

7. Миралиев А.М. Педагогика и психология [Педагогика и психология]. Душанбе: Ирфон, 2007. 344 с.

8. Муродов М. Асосхои эчодии журналисти [Творческие основы журналистики]. Душанбе: Ирфон, 2014. 255 с.

9. Рахимов Х., Мухторова Г. Мукаддимаи ихтисоси омузгори [Введение в специальность педагогики]. Душанбе, 2012. 171 с.

10. Система средств массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2001. 226 с.

11. Умарова Г. Освещение гендерных проблем в программе «Оила» Телевидения Таджикистана: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Душанбе, 2012. 21 с.

12. Фрейд З. Введение в психоанализ: пер. с. нем. М.: Наука, 1989. 465 с.

13. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога. М.: КомКнига, 2007. 271 с.

14. Аслом К. Офарин [Молодцы] // Телевидение «Бахористон». 2013. 13 мая.

15. Се духтаракон будем. [Нас было трое девчат]. URL: http://psyfactor.org/ lib/manipulation3.htm

References:

1. Azimov A. Journalistic skills of the television analyst. Dushanbe: Sharki ozod, 2013. 84 pp.

2. Vologina E.V. Formation of children's periodicals in Russia: transformation of the publishing model: Diss. abstract for the Cand. of Philology degree. Krasnodar, 2011. 25 pp.

3. Davlatov M. Collection of psychological games and activities. Dushanbe, 2013. 127 pp.

4. Kapustina G.L. Modern children's newspaper as a building type: Diss. for the Cand. of Philology degree. Voronezh, 2014. 212 pp.

5. Kulagina I.Yu. Developmental Psychology: child's development from birth to 17. M.: URAO publishing house, 1999. 175 pp.

6. Makhovskaya O.I. Telemania: disease or passion. M.: Williams, 2007. 260 pp.

7. Miraliev A.M. Pedagogy and Psychology. Dushanbe: Irfon, 2007. 344 pp.

8. Murodov M. Creative basics of journalism. Dushanbe: Irfon, 2014. 255 pp.

9. Rakhimov Kh. Introduction to professional pedagogy. Dushanbe, 2012. 171 pp.

10. The system of the Russian mass media. M.: Aspekt Press, 2001. 226 pp.

11. Umarova G. Coverage of gender issues in the „Oila" programme of Tajikistan Television: Diss. abstract for the Cand. of Philology degree. Dushanbe, 2012. 21 pp.

12. Freud Z. Introduction to Psychoanalysis: transl. from German. M.: Nauka, 1989. 465 pp.

13. Sharikov A.V., Chudinova V.P. Children's TV. The sociologist's viewpoint. M.: KomKniga, 2007. 271 pp.

14. Aslom K. Good fellows // Bakhoriston Television. 2013. May, 13.

15. There were three of us girls. URL: http://psyfactor.org/lib/manipulation3.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.