Научная статья на тему 'Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитании детей, подростков и молодёжи'

Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитании детей, подростков и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепиков Валерий Николаевич

В статье выявлены ведущие тенденции социокультурной модернизации образования, которые в ходе комплексной интеграции могут обеспечить эффективное нравственно-этическое воспитание детей, подростков и молодёжи в соответствии с современными вызовами времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитании детей, подростков и молодёжи»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Дизайн - одна из форм деятельности, которая профессионально занимается формированием идей и концепций. Вместе с тем, создавая материальные ценности, дизайн создает и ценности духовные, так как обращен к сфере общественного сознания. Воплощение же в дизайне системы идей является одним из средств утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Таким образом, дизайн можно определить как проектную деятельность, объединяющую в своей структуре профессиональные и научные знания на основе осмысления проблем человека. Деятельность, имеющую культурно-коммуникативную функцию. Спектр областей, подвластных дизайну, простирается от вещественно-натурального через социально-культурный до знаково-символического. Диапазон функций дизайна охватывает как исполнение, так и управление - с бесконечностью вариантов. «Объектный» дизайн сегодня ничуть не противоречит «организационному», и творческое мышление

способно решать проблемы в самых разных сферах проникновения дизайн-технологий. Теперь процессы в дизайне идут не только по схеме «человек-вещь-че-ловек», они включаются в схему «человек-ситуаци-я-действие». Чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии.

Литература

1. Иттен Й. Искусство формы. М.: Изд. Д. Аронов, 2001.

2. Ломов С. П. Дидактика художественного образования. М.: Педагогическая академия, 2010.

3. Ковешникова Н.А. История и теория дизайна. М.: Академ. проект, 2006.

4. Кожуховская С. М. Организация дизайнобразования в колледже // Профессиональное образование.- 1997.-№ 6.

5. The art of creation.- N.Y.: Macmillon, 1976.

Клепиков Валерий Николаевич

к.п.н.,

вед.н.с. Института социальной педагогики РАО, зам. директора по инновационной работе, учитель этики и математики МБОУ СОШ № 6 г. Обнинск Калужской области E-mail: [email protected]

J ^

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ В РАКУРСЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ

Л____________________________________________г

Аннотация. В статье выявлены ведущие тенденции социокультурной модернизации образования, которые в ходе комплексной интеграции могут обеспечить эффективное нравственно-этическое воспитание детей, подростков и молодёжи в соответствии с современными вызовами времени.

Ключевые слова: социокультурная модернизация, нравственно-этическое воспитание, общечеловеческие ценности, общенациональные ценности, общегражданские ценности, опережающее развитие, социокультурная идентичность, ведущие тенденции.

Чтобы достичь лидирующего положения в мире, Россия должна занять в сфере политики, экономики и высоких технологий лидирующие позиции, а для этого необходима глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация1 различных сторон её жизни. Модернизация способствует сохранению

1 Модернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, условиями, показателями качества.

и повышению статусного места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Как отметил в одном из выступлений Д. А. Медведев: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Как видится, процесс модернизации, охватывающий многие сферы жизнедеятельности, будет опираться на среднесрочную и долговременную научную прогностику, актуализировать особое внимание к нравственно-этическим основаниям социальных и культурных отношений между людьми, нациями, народами, становлению их социально-культурной консолидации. И, в конечном счёте, этот процесс будет серьёзно влиять на личность юного россиянина.

В данных условиях развивающейся ситуации на смену доминировавшим технократическим ценностям1 приходят ценности социокультурные. Как отмечает научный руководитель Института философии РАН академик В. С. Стёпин, для утверждения современной парадигмы постнеклассической рациональности, связанной с освоением сложных саморазвивающихся систем, характерен учёт ценностных факторов человеческого мироотношения, творческой составляющей деятельности людей, обеспечивающей саморазвитие, «самостроительство» субъектов этой деятельности, актуализирующей роль и значимость гуманитарных наук, так как именно данный процесс может и должен создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы так необходимые человечеству, отдельно взятому народу и каждому человеку.

Устойчивость процесса изменения системных качеств российского общества, характера деятельности, образа жизни людей во многом зависит от способности широких слоев населения воспринимать идеи реформ как свои личные, воспроизводить их, делать содержанием личной культуры. И в этой связи модернизация российского общества происходит в условиях скрытого конфликта, в котором противоборствуют два социокультурных потока, один из которых ориентирован на индивидуалистические ценности западной либеральной цивилизации, а другой, противоположный - на коллективистские ценности восточной цивилизации. В современной России эти два социокультурных потока взаимопроникают и одновременно отторгают друг друга, что в ходе модернизации страны обуславливает застой, скачкообразность изменений и возвратные тенденции.

Сложные процессы обнаруживаются и при формировании молодёжной социокультурной (личностной, гражданской, этнической, национальной, российской и т.д.) идентичности. С одной стороны, происходит этнизация, концентрация национальной энергии, локализация ценностей и смыслов, замыкание сознания молодёжи на свою территорию, сужение социального пространства до «своего» региона, микрорайона. С другой стороны, происходит «космополитизация», «размывание» ценностей и смыслов, расширение сознания, утрата чувства родины, ощущение себя «человеком мира», «сверхчеловеком», «божественным избранником». Эти крайности нередко смыкаются

1 Технократические ценности нацелены на достижения в области естественных наук, производства, экономики, на потребление природных богатств и т.д.

и на личностном уровне чреваты угрозами манипулирования сознанием детей, подростков и молодёжи в интересах тех групп, которые могут предложить привлекательные лозунги «радикального» и «быстрого» преобразования мира.

В этой связи, опыт первых лет модернизации в современной России выявил наиболее сложную проблему переходного периода, а именно проблему сохранения системы в состоянии динамического равновесия, баланса интересов различных социальных, национальных и этнических групп в условиях существующей поляризации сил. Поиск наиболее оптимальной модели последовательного перехода от постсоветского к современному демократическому обществу заметно затянулся. это в значительной мере объясняется тем, что в условиях кризиса прежней модели общество оказалось чрезвычайно единодушным в её отрицании, но, опасаясь новых социальных катаклизмов, чрезмерно избирательно подходит к определению желаемого будущего.

Одной из самых существенных составляющих общей модернизации является модернизация образования. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. На сегодняшний момент модернизация образования становится всё более и более мощной движущей силой, обеспечивающей национальную безопасность, благосостояние страны и её граждан. Поэтому модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Основные положения образовательной политики России раскрыты в:

• Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором отмечается, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности;

• Национальной доктрине образования, определяющей цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года;

• президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой делается акцент на том, что «от ценностных установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны»;

• концепции «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где обозначены национальный воспитательный идеал и базовые общенациональные ценности;

• текстах ФГОС второго поколения, где общечеловеческие, национальные и гражданские ценности занимают значимое место, а ценностные ориентации должны

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

быть прописаны для каждого вида образовательной деятельности;

• «Послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию», где отмечается, что «воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования».

Как уже отмечалось, системообразующими в современном мире (постнеклассической рациональности) являются социальные и культурные ценности. Отсюда логично появляется новый термин - социокультурная модернизация. И это более точная и креативная формулировка, так как, например, любой субъект развития находится не только в процессе социализации, но и инкультурации. Как показали последние десятилетия, понятия «социальное» и «культурное» изоморфны друг другу, поэтому их необходимо рассматривать в единой связке, как дополняющие и резонирующие сферы.

Подлинная социокультурная модернизация образования происходит в пространстве равноправного диалога социального и культурного, отечественного и мирового, федерального и регионального, новационного и традиционного, общего и локального и представляет собой достижение качественно нового уровня в общецивилизационном развитии человечества.

В этой связи важно отметить, что в непростой период своего становления российское государство должно научиться разрешать назревшие социальные и культурные проблемы не с позиции «догоняющего», а на основе опережающего развития, рассматриваемого как своевременные интеллектуальные (научные) и финансовые вложения в будущее страны и в первую очередь - человеческий капитал, в котором участвуют все заинтересованные в качественном образовании люди и общественные институты. Опережающее развитие образования призвано придать России обновлённый мировой статус, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России. А для этого должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования.

Если говорить об образовании человека, то термин «социальное воспитание» в первую очередь связывают с его органичным врастанием в пространство современного социума, общемировую цивилизацию. Соответственно термин «культурное развитие» -с освоением человеком многовекового культурного богатства этноса, нации, человечества. Таким образом, в педагогической науке появляется настоятельная необходимость в сопряжении социального и культурного аспектов образования, выражающегося в дополнении структуры «человек -социальная среда - воспитание» моделью «личность - культурная среда - развитие»1.

1 В истории педагогики с определёнными оговорками можно наблюдать следующую триадную эволюцию: «человек - природа - наследственность» ^ «человек - социальная среда - воспитание» ^ «личность - культурная среда - развитие».

Главной целью социокультурной модернизации образования является создание механизма устойчивого и возобновляющегося развития системы образования в соответствии с высочайшими мировыми стандартами. При этом активными субъектами социокультурной модернизации образования должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Это предполагает открытость образования при существенной акцентуации именно социальной и культурной составляющих процесса. Очевидно, что модернизация образования должна стать воистину всенародным делом.

Социокультурная модернизация образования подразумевает:

• качественное улучшение российского образования, способного конкурировать с другими образовательными системами ведущих стран мира;

• деятельность по консолидации российского общества, сохранению единого социокультурного и образовательного пространства страны;

• плодотворное сотрудничество и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств;

• тесное взаимодействие с соотечественниками за рубежом и их социокультурную и образовательную поддержку;

• преодоление этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства;

• опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования;

• обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья;

• обеспечение формирования у детей, подростков и молодёжи самоидентичности, российского и гражданского самосознания, патриотизма;

• становление профессиональной элиты, выявление и поддержку наиболее одарённых, талантливых детей, возможность развития способностей уже с раннего возраста, вне зависимости от уровня доходов семьи;

• формирование целостной системы универсальных учебных действий, компетенций, ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;

• выдвижение на приоритетные позиции общекультурного и нравственно-этического воспитания;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• использование в процессе образования самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов;

• формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;

• разработку стратегии дополнительного образования детей и подростков, обеспечивающего мотивацию к познанию и творчеству, а также способствующему их самовыражению и самореализации;

• использование всех возможностей для социальной защиты детей, в ней нуждающихся.

К основным препятствующим факторам социокультурной модернизации образования можно отнести:

• отсутствие объединяющей российской идеи и жизнеспособных общенациональных ценностей, способных консолидировать различные нации, этносы, сообщества людей населяющих Российскую Федерацию;

• преобладание экономического детерминизма при проектировании государственной образовательной политики, сведение образования к сфере услуг (и в этой связи недооценка в целом роли образования как наиболее достоверного показателя успешной социокультурной модернизации образования);

• противоречивая оценка истории развития российского государства в угоду различным идеологемам, отвечающим сиюминутным конъектурным соображениям;

• отсутствие интеграции социальных, гуманитарных и поведенческих наук, направленных на комплексное изучение развития человека и человечества (отсюда слабое прогнозирование и планирование результатов);

• настороженное отношение населения страны к нововведениям и инновациям, подогреваемое очередными экономическими кризисами и СМИ (получающих большую прибыль на эсхатологических «предчувствиях» всякого рода экстрасенсов, астрологов, провидцев и гадалок);

• слабая подготовленность людей к ситуациям идеологической, социальной, психологической и экономической неопределённости, нестабильности, кризисным явлениям (особенно людей старшего поколения, проживших большую часть своей жизни в СССР; резкое расслоение общества по степени доходов);

• криминализация окружающей социальной среды; снижение воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений, их отстранённость от реальных жизненных проблем;

• и, как следствие,- заметное снижение общего уровня нравственно-этической воспитанности детей, подростков и молодёжи, проявляющейся в цинизме, сквернословии, предельном прагматизме мышления, утере нравственных ориентиров, распространении асоциальных моделей поведения, подростковой дезадаптации, детских правонарушениях.

Как уже говорилось, одной из важнейших составляющих социокультурной модернизации образования является нравственно-этическое воспитание детей, подростков и молодёжи. При этом, как показал опыт последних десятилетий, это два взаимообусловленных и резонирующих процесса, непосредственно

и опосредованно влияющих друг на друга. Очевидно, что уровень нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи является важнейшим показателем успешности реализации социокультурной модернизации образования в Российской Федерации.

Для уточнения терминов, важно отличать «нравственное» и «этическое». Понятие «нравственное» связывают со способностью человека руководствоваться в своём поведении и поступках с моральными ценностями, которые не противоречат общечеловеческим ценностям, гражданским нормам, религиозным заповедям. «Этическое» дополняет «нравственное» тем, что подразумевает особую рефлексивную позицию субъекта, или выработанную нравственно-этическую компетенцию, т.е. философическое осознание ценностных основ бытия человека, оценку поступков с точки зрения высших ценностей и идеалов, осмысление добра и зла в контексте той или иной культурной традиции1, того или иного мировоззрения и т.д.

Поэтому в современном мире мало быть просто нравственным, нужно ещё задаваться вопросами, почему моё нравственное поведение отличается (не отличается) от нравственного поведения другого человека (иной культуры, иной религии, иного мировоззрения), может ли мой нравственный поступок, помешать жизнедеятельности других людей и как найти пути для консолидации различных взглядов, линий поведения. Другими словами, нравственное поведение должно не только соответствовать внутренним убеждениям человека, его ценностной иерархии, но и вписываться в поликультурный контекст социума, в котором он живёт, в многогранную палитру общечеловеческих ценностей.

Многие годы образовательные учреждения сохраняли потенциал нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи. Они были, наверное, единственными, кто в смутные и сложные времена по инерции поддерживали позитивные традиции предшествующих педагогических наработок и достижений. Однако этот потенциал постепенно стал истощаться, и возникла ситуация, когда образовательные учреждения стали остро нуждаться во «внешней» поддержке, т.е. в стратегической образовательной политике государства. И эта политика в последние годы была сформулирована. Есть обоснованная надежда, что она придаст нравственно-этическому воспитанию детей, подростков и молодёжи принципиально новый импульс качественного обновления.

В последние десятилетия было разработано множество различных аспектов воспитания детей, подростков и молодёжи: нравственно-этическое воспитание в процессе учебной и внеучебной деятельности учащихся; воспитание нравственных чувств, качеств, отношений, идеалов, потребностей школьников; нравственно-этическое воспитание школьников средствами отдельных учебных предметов; разработка

1 Д. С. Лихачёв справедливо отмечал, что Культура - это то, что объединяет людей [2, с.73].

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

локальных и интегративных курсов по нравственном-э-тическому воспитанию учащихся в общем и дополнительном образовании; нравственно-этическое воспитание учащихся на занятиях, отдельных предметах и уроках, внеурочных мероприятиях; нравственно-этическое воспитание в отдельные возрастные периоды и т.д.

Однако все перечисленные наработки отличаются очевидной фрагментарностью, игнорирующими тот факт, что нравственно-этическое воспитание не может осуществляться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности (а также «неведения» по поводу тех изменений, которые происходят в современном сверхдинамичном обществе). Нравственно-этическим воспитанием явно недостаточно заниматься только в отдельных образовательных учреждениях, на отдельных предметах, уроках, занятиях, учебных курсах и т.д.

Актуальной становится идея, заключающаяся в том, что нравственно-этическое воспитание детей, подростков и молодёжи необходимо рассматривать не как нечто частное, локализованное в отдельном образовательном сегменте, не как некий ведомственный проект, а в широком социокультурном контексте, в ходе сбалансированного взаимодействия всех общественных институтов, занимающихся нравственно-этическим воспитанием (семья, школа, учреждения дополнительного образования и т.д.). Как совершенно точно отметил Д. И. Фельдштейн: «Если ещё 3-4 десятилетия назад ребёнок развивался, в основном, в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской организации и всегда при чёткой привязанности к конкретному взрослому субъекту, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развёрнутом социальном пространстве...» [3, с.60].

Широкий социокультурный контекст предполагает, что одной из главных целей нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи является деятельность по консолидации российского общества, сохранению единого социокультурного и образовательного пространства страны. Это возможно осуществить только на базе признания единства общечеловеческих, общенациональных и гражданских ценностей. На этом фоне нравственно-этическое воспитание приобретает всё большую значимость.

При этом важно отметить, что основными ценностными приоритетами образования являются всё же не успешность человека, не его конкурентоспособность, не его предприимчивость, а его нравственно-этический облик, добротный образ жизни. Это связано, в первую очередь, с неоспоримо важной ролью, которую играет духовное1 и нравственно-этическое воспи-

1 Духовное воспитание мы преимущественно связываем с религиозным восхождением. При этом сложность применения понятия «духовное» в нравственно-этическом воспитании связана с его слишком широкой и противоречивой трактовкой (научной, конфессиональной, мировоззренческой и т.д.).

тание в российской культуре: всеми без исключения культурологами отмечается её насыщенность и даже избыточность духовно-нравственными ценностями и смыслами. Поэтому в культурном наследии россияне явно не обделены и им есть что возрождать, осваивать, передавать и чем гордиться.

И, конечно же, образование и тем более воспитание - это не сфера услуг, а социокультурное служение, один из главных элементов общественного воспроизводства - созидание самого человека. А он есть высшая цель и ценность. Поэтому образование и воспитание должны иметь не только прагматическую, но и, в первую очередь, гуманистическую направленность.

В последние годы получили распространение пять направлений по нравственно-этическому воспитанию школьников:

1. социоцентрическое, ориентированное на развитие социума, и, таким образом, зависящее от господствующей идеологии; в системе ценностей приоритетное место занимает общество и его интересы; в рамках данного направления педагог преимущественно транслирует нормы общественной морали;

2. историко-культурологическое, главной задачей которого является воспитание ценностного отношения подрастающего поколения к мировому и отечественному духовному наследию через посредство диалога культур;

3. этнопедагогическое - человек рассматривается как самобытная часть природы, смысл жизни понимается как достижение гармонии с природой и мирозданием; главную роль в воспитании играют национальные и этнические ценности;

4. религиозное, с позиций которого развитие личности невозможно без приобщения к Богу, к Абсолюту, без освоения сакральных ценностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. гуманистическое, для которого высшей ценностью является человек, в частности, его свобода, самореализация, самосознание; в качестве главных ориентиров, используемых в процессе самоопределения личности, выступают общечеловеческие ценности.

Признавая наличие и необходимость различных направлений в нравственном-этическом воспитании школьников, важно выделить направление гуманистическое. Сделать акцент на данном направлении значимо потому, что, во-первых, оно сложилось в многовековом опыте развития человечества и разделяется большинством учёных и педагогов, имеющих непосредственное отношение к обучению и воспитанию школьников, во-вторых, россияне живут в многонациональном государстве, где различные нации образуют единый народ, объединённый общей историей, поэтому в условиях школы неэффективно строить процесс образования с опорой только на национальную, этническую, конфессиональную или какую-либо другую систему ценностей, так как в ней преподают учителя и учатся дети разных национальностей, вероисповеданий, мировоззрений, в-третьих, гуманистические ценности присутствуют во всех жизнеутверждающих

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

43

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

мировоззрениях и выявляют их общечеловеческую значимость, не умаляя самобытной специфики1.

Следует добавить, что при всех многочисленных этнических, религиозных, социальных, экономических и других различиях российский народ объединяют общечеловеческие, общенациональные и общегражданские ценности. Как у единого народа, у россиян общие язык, история, судьба, есть понимание общей национальной жизни, способность в трудные годы сообща противостоять природным, военным, экономическим, террористическим и геополитическим вызовам.

Актуализировать перечисленные ценности в образовании, сделать их значимыми для новых поколений россиян и призвано современное нравственно-этическое воспитание, важнейшими задачами которого является: формирование у детей, подростков и молодёжи российской идентичности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Наиболее актуальными разработками последних лет, отвечающих основным тенденциям социокультурной модернизации образования, являются научно-практические исследования ведущих учёных России: Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского, А. И. Шемшуриной и Н. Е. Щурковой. Особенность этих разработок в том, что они создавались многие годы, прошли опытно-экспериментальную проверку во многих школах России и получили компетентную поддержку многих профессионалов. Как представляется, их сегодняшняя актуальность обеспечена тем, что в них заложены такие креативные идеи, которые опережали своё время.

При некоторых отличиях, концептуальные положения перечисленных учёных во многом сходятся. Нравственно-этическое воспитание должно осуществляться:

1. с опорой на общечеловеческие, общенациональные и гражданские ценности (человек, духовность, нравственность, патриотизм, семья, знания, любовь, свобода, природа, культура, самосовершенствование, труд и т.д.);

2. системно, непрерывно на всех уроках, классных часах и внеурочных мероприятиях; охватывать всех детей с 1 по 11 классы;

3. с применением интерактивных методов (свободный и равноправный диалог, сотрудничество, сотворчество, игровые и жизненные ситуации и т.д.);

4. на базе интегрированного курса (1-2 часа в неделю) культурологической или философской направленности;

5. в ходе управления образовательным процессом, а не личностью учащегося (другими словами: нужно воз-

1 Продуктивно рассматривать следующую замкнутую цепочку «возрастания» ценностей: личностные ^ семейные - этнические ^ национальные ^ общенациональные ^ общечеловеческие ^ личностные.

действовать не на личность учащегося, а выстраивать опосредованный сопровождающий образовательный процесс и формировать соответствующую среду).

На базе ИСП РАО научно-исследовательская группа под руководством А. И. Шемшуриной, включая В. Н. Клепикова и А. А. Шемшурина, продолжает работать в направлении расширения образовательного пространства по нравственно-этическому воспитанию детей, подростков и молодёжи в условиях современной социокультурной среды, охватывающей на сегодняшнем этапе семью, школу2 и учреждения дополнительного образования. При этом нравственно-этическое воспитание рассматривается не само по себе, а в аспекте того позитивного влияния, которое оно оказывает на современную социокультурную среду.

Суть разрабатываемой концепции состоит в том, что нравственно-этическое воспитание детей, подростков и молодёжи осуществляется в условиях целостной социокультурной среды на базе общего, дополнительного и семейного образования, в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в ходе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, позволяющего объединять социокультурные (в частности - аксиологические) ресурсы общественных институтов3, актуализировать обновлённые общечеловеческие этические смыслы и обогащать ими ценностно-смысловую сферу учащихся [1].

Процесс интегративного освоения общечеловеческих ценностей осуществляется с учётом следующих существенных моментов:

1. выделяется относительно завершённый круг базовых общечеловеческих ценностей (человек, свобода, труд, жизнь, патриотизм, любовь, мир, культура, образование, природа и т.д.), отвечающих современным социокультурным вызовам и пожеланиям родителей, педагогов, ребят;

2. выявляются ведущие общечеловеческие ценности, которые наиболее характерны для того или иного общественного института, занимающегося образованием детей, подростков и молодёжи (например, семейные ценности: семья, род, родство, предки, потомки, уважение, память, традиции и т.д.; спортивные ценности: здоровье, сила, воля, успех, выносливость, упорство и т.д.; научные ценности: истина, логика, закономерность, доказательность, обоснованность и т.д.);

3. на каждом занятии, уроке и мероприятии намечаются особенные (специфические, предметные) ценности, к которым будет происходить приобщение детей, подростков и молодёжи (история: память, отечество, народ

2 Школа, как социокультурный институт,- это школа, преодолевающая свою закрытость и ограниченность, постоянно встраивающаяся в современный социум, культуру, жизнь для того, чтобы понять себя, найти социально значимое место.

3 Каждый общественный институт является незаменимым аккумулятором и транслятором характерных для него общечеловеческих ценностей, этико-аксиологический потенциал которых существенно возрастает при их интегративном взаимодействии и усвоении.

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

и тд.; русский язык: слово, ясность, грамотность и тд.; математика: число, истинность, рациональность т.д.);

4. определяются в соответствии с возрастом детей, подростков и молодёжи важнейшие виды деятельности (бытовая, учебная, игровая, исследовательская, проектная, творческая, спортивная, оздоровительная, волонтёрская, добровольческая и т.д.), способствующие актуализации и интериоризации общечеловеческих ценностей;

5. внедряются интегративные механизмы (диалогиза-ция, импровизация, интерпретация, идентификация, экстраполяция, полифонизация, индивидуализация, ассимиляция, концептуализация и т.д.), осуществляющие взаимосвязь, взаимодействие и полноту освоения общечеловеческих ценностей, а также выявляющие их этический потенциал;

6. намечаются и программируются коллективные мероприятия (уроки, занятия, конференции, праздники, субботники, экскурсии, совместные вечера, экспедиции, походы, слёты, школьные линейки, юбилеи, дни рождения и т.д.), благодаря которым происходит консолидация различных ценностей, мотивов, интересов, идей, взглядов, социокультурных традиций, творческих усилий, а также происходит личностная самореализация, высвобождение созидательной энергии, получение заряда на будущие свершения.

Процесс интегративного освоения общечеловеческих ценностей позволяет опосредованно и поэтапно обогащать личностные нравственные ценности школьников обновлёнными общечеловеческими этическими смыслами в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности и тем самым органично интегрировать учащихся в современный социум. Процесс состоит из трёх этапов: эмоционально-образного (начальная школа), интеллектуально-критического (основная

школа), философско-мировоззренческого (старшая школа) освоения общечеловеческих ценностей.

Интегративное освоение общечеловеческих ценностей реализуется на трёх уровнях:

1. межличностном (обеспечение межсубъектного взаимопонимания),

2. межпредметном (обеспечение содержательной взаимосвязи и аксиологической целостности образовательного содержания),

3. межведомственном (обеспечение согласованного институционального взаимодействия на основе взаимовыгодного социального партнёрства).

Итак, к наиболее существенным тенденциям социокультурной модернизации образования, необходимым для эффективного нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи следует отнести:

1. непрерывную экономическую и интеллектуальную поддержку со стороны государственных и административных структур (в виде стратегий, инициатив, проектов, концептов, прогнозов и т.д.), работающих на опережение;

2. стремление педагогической общественности опереться на такие базовые ценности, как общечеловеческие, общенациональные и общегражданские,

которые способствуют консолидации людей разных наций, мировоззрений и вероисповеданий (данные ценности интегрируются, генерируя обновлённые смыслы в соответствии с конкретными современными вызовами и жизненными проблемами);

3. учёт в создающихся общероссийских концепциях и программах специфики многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества, этнического многообразия, наличия субкультурных образований;

4. тяготение научных, социальных, общественных институтов осуществить стратегические и тактические задачи комплексно: в рамках всего государства, области, города, микрорайона, целостной социокультурной среды, в единстве образовательного пространства, на базе полномасштабного сетевого взаимодействия, с привлечением ресурса цифровых и информационно-коммуникационных технологий;

5. стремление учёных-педагогов к созданию новых творческих образовательных систем, концепций и технологий, продолжающих лучшие традиции мировой педагогики и отвечающих современным вызовам и рискам; интенсификация работы учёных-педагогов, создающих обновлённые системы с опорой на практику и позитивный педагогический опыт предшествующих поколений;

6. осознание широкой общественностью нравственно-этического воспитания как общенациональной задачи, связанной с широким социокультурным контекстом и системным процессом социализации детей, подростков и молодёжи;

7. понимание учёным сообществом нравственно-этического воспитания как междисциплинарной проблемы, как многопрофильного и комплексного сопровождения детей, подростков и молодёжи в процессе их социокультурного самоопределения;

8. стремление педагогов-практиков к радикальному расширению социально и культурно полезных видов деятельности (бытовая, учебная, внеучебная, внешкольная, межведомственная, волонтёрская, добровольческая, экологическая, творческая, исследовательская, спортивная, оздоровительная и т.д.);

9. активное использование педагогами, психологами, родителями, социальными работниками в ходе нравственно-этического воспитания таких интерактивных методов и технологий, как диалог, сотворчество, сотрудничество, игра, моделирование различных ситуаций, создание коллективных проектов и т.д.

Литература

1. Клепиков В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012. № 3. С.41-45.

2. Мир гуманитарной культуры академика Д. С. Лихачёва: Международные Лихачёвские научные чтения 24-25 мая 2001 г СПб: СПбГУП, 2001.

3. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства // Социальная педагогика в России.- 2009.-№ 4.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.