ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ^ACTEPOB В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ
Прохорова Виктория Владимировна, к.э.н., доцент. Место работы: КубГТУ.
Контакты автора: 8-918-355-08-80
Аннотация. Потенциал производственных кластеров детерминирует ускорение развития территории.
Ключевые слова: регион, инструмент, развитие, кластер.
THE POTENTIAL OF INDUSTRIAL CLASTERS IN THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY
Prohorova Viktoria Vladimirovna, The candidate of economy, docent.
Place of employment: CubGTU.
Contacts of the author: 8-918-355-08-80
Annotation. The potential of industrial clasters determinate the high speed of development of territory.
Keywords: region, instrument, development, cluster.
В настоящее время в теории и практике стратегического менеджмента большое значение приобретает концепция производственных кластеров. Эта концепция базируется на теории конкурентного ромба М. Портера и влиянии местоположения на размещение экономических центров. Применение теории кластеров, изначально выдвинутой в работе Портера «Конкурентные преимущества стран», вызвало все возрастающее количество инициатив в направлении создания формальных кластеров на уровне города, региона, страны [1] .
Мировой опыт показывает, что для успешного развития системы промышленных кластеров необходимо тщательно изучить систему производственных предприятий, уже сложившуюся на территории, оценить сильные и слабые стороны такой системы с применением методов SWOT -анализа, рассмотреть систему связей в существующих сетях предприятий и организаций, затем, оценить структуру этих связей и определить примерные границы производственных кластеров. Проведение такого достаточно сложного экономического анализа требует привлечения сил и опыта ученых, специалистов и может осуществляться только при безусловной поддержке региональных и местных властей, как основных держателей информации о системе связей и составе производственных предприятий на конкретной территории.
Процесс выявления и развития уже сложившихся сетей предприятий, которые могли бы в перспективе стать зародышами производственных кластеров, можно проиллюстрировать, рассмотрев процесс формирования и развития системы производственных кластеров в Испании, стране традиционно склонной к корпоративной форме развития экономики. Так, например, в Каталонии основным организатором такого процесса стал министр промышленности, труда и торговли Антонио Сабира. В 1992 году он создал группу ученых,
привлек крупные консалтинговые фирмы, исследования которых, позволили осуществить эту работу.
Через несколько лет функционирования производственных кластеров, перестроенных по рекомендации исследователей и постоянной поддержке министерства, промышленность Испании стала одной из перспективных с точки зрения вложения внешних и внутренних инвестиций.
Рассматривая теоретические и практические подхода авторов производственных кластеров к анализу и развитию экономики с точки зрения их применимости к российским условиям, нетрудно заметить, что эта теория перекликается с основами теории и практики корпоративного управления муниципальными образованиями [2]. Действительно, региональные кластеры Портера напоминают «финансово-промышленные группы».
Интегрируя подходы кластерного метода и методы предлагаемые авторами корпоративного подхода к развитию муниципальной экономики предлагается ввести в теорию и практику промышленного менеджмента понятие «муниципальный производственный кластер» - как сеть муниципальных предприятий и предприятий иных форм собственности, объединенных в многосвязную структуру, работающую в конкретной сфере социально-экономической системы муниципального образования, для осуществления единых целей, планов и задач, направленных на удовлетворение потребностей населения.
Специфика муниципальных кластеров заключается в том, что они представляют собой не только объединение производственных предприятий (производственный кластер), работающих в определенной сфере экономики территории, но и являются социальными структурами, через которые население может эффективно влиять на социально-экономическое развитие своей территории. То есть, специфика муниципальных производственных кластеров должна заключаться не только в осуществлении экономических процессов, происходящих в муниципальном образовании, но и включать в себя ответственность за социальные процессы жизни общества данной территории.
Рассмотрим обобщенную структуру муниципального производственного кластера, которая во многом определяет его специфику. Известно, что для возникновения значимых крупных промышленных кластеров необходимым элементом является целенаправленное сотрудничество правительства и бизнеса.
В случае муниципального кластера для его возникновения необходима поддержка муниципальных властей. Муниципальные кластеры «обречены» на поддержку местной власти, вне зависимости от того, каким образом произошло их зарождение - сверху - вниз, то есть, по воле и желанию муниципалитетов, или снизу - вверх, то есть, спонтанно возникшие муниципальные кластеры, которые также должны быть обязательно поддержаны муниципальными властями.
В российском случае более предпочтителен вариант изначальной поддержки при зарождении ядра муниципального кластера и дальнейшем содействию его развития в области координации и информационносетевого обеспечения деятельности, Это обусловлено тем, что именно муниципалитет реально представляет все потребности местного населения, конъюнктуру муниципального рынка, возможности промышленности, находящейся в ведении муниципального образования, и другое.
Прохорова В.В.
ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
Следовательно, российский муниципальный кластер практически всегда основывается на тесном взаимодействии с элементами муниципальной власти или же включать в себя те элементы, которые будут осуществлять функции планирования и координации деятельности кластера, особенно на начальном этапе его развития.
В дальнейшем муниципальные кластеры должны получить более полную рыночную свободу, их развитие должно происходить по законам, свойственным рыночным производственным кластерам.
Обобщая приведенные выше положения, можно представить упрощенную структуру муниципального кластера в виде блок-схемы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Блок-схема организационной структуры
муниципального производственного кластера.
Обозначения, использованные в рис. 1:
1 - совет по управлению кластером;
2 - орган местной власти, координирующий деятельность кластера;
3 - инновационные, научные и технологические организации, входящие в кластер;
4 - производственная сфера кластера;
5 - консультационный орган, представляющий население муниципального образования;
6 - муниципальные финансовые институты.
Анализируя производственные предприятия Краснодарского края можно достаточно четко выявить сети промышленных предприятий, которые могли бы стать зародышами мощных производственных кластеров в самых различных сегментах рынка. Существуют предпосылки для создания кластеров в сфере производства и переработке товаров АПК, производственного винодельческого кластера, туристического, портового и др.
В городе Краснодаре также существуют сети производственных предприятий, на основе которых возможно создание эффективных муниципальных производственных кластеров. Отметим, что наиболее целесообразно создание муниципальных производственных кластеров в таких отраслях, как производство и внедрение современных систем для реформирования ЖКХ, производство и переработка товаров аПк, производство и внедрение устройств альтернативной энергетики и др. Рассмотрим более подробно проекта создания муниципального производственного кластера в сфере обеспечения населения Краснодара продуктами питания.
Ядром кластера может выступить комплекс муниципальных предприятий или предприятий иных форм собственности АПК. В состав муниципального производственного кластера также войдут предприятия отрасли, в которых муниципалитет имеет долю в акционерном капитале. Такие предприятия, расположенные
на территории города могут участвовать в работе на всех этапах отраслевого цикла. Особенно мощно они представлены в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Помимо этих предприятий в следующую координационную сферу муниципального кластера, могут войти предприятия из других экономических микро- регионов Краснодарского края, а так же других регионов.
Важнейшую роль при организации кластера, координации его деятельности, а также контроле за ней должны осуществлять муниципальные менеджеры. В функции органа координирования деятельности муниципального производственного кластера должно входить планирование и координация. Для этого необходимо провести анализ рынка продовольственных товаров, спроса и предложения. Кроме сбора непосредственно административной информации о рынке, необходимо провести анализ потребностей населения, ориентируясь в основном на слабообеспеченные слои населения. После определения, на основе полученных таким образом аналитических и статистических материалов, основных направлений развития муниципального кластера по производству, переработке и реализации продуктов питания, управляющему муниципальному органу необходимо разработать политику стимулирования развития такого кластера.
Данная политика должна строиться на сбалансированной системе муниципальных заказов на производство, переработку и поставку для города необходимых продуктов питания. На начальном этапе развития необходимо предусмотреть со стороны местной власти определенную систему льгот для предприятий, входящих в кластер т.к. такие меры сделают участие в работе муниципального кластера экономически привлекательным. К тому же управленческая часть кластера в лице органа местной власти сможет лоббировать интересы кластера и учесть при этом интересы населения местного самообразования. Такое благожелательное отношение на этапе развития кластера позволит производителям, состоящим в кластере, получить выделенную определенным образом торговую сеть, места на рынке, обладающие определенными преимуществами, и т.д. В перспективе самостоятельное развитие муниципального кластера, подчиняющееся рыночным экономическим законам, сделает ненужными многие из этих льгот.
Необходимо отметить, что эффективная работа муниципального кластера в сфере снабжения населения позволит ему в перспективе, во-первых, за счет собственных средств выпускать товары, необходимые определенным группам населения, страдающим теми или иными заболеваниями (например, диабетом), во-вторых, обеспечить продуктами питания другие группы слабозащищенных граждан через пункты реализации, которые могут быть созданы в рамках инфраструктуры кластера. В этом и состоит специфика именно муниципального производственного кластера - все рыночное преимущество, полученное кластером, должно реализоваться именно в муниципальном социальноэкономическом пространстве.
Как видно из представленного проекта муниципального кластера, в г. Краснодаре существуют все реальные предпосылки для создания и развития муниципальных производственных кластеров, как центров роста экономики города. Создание кластеров подобного типа в конкретном муниципальном образовании может существенно улучшить ею инвестиционную при-
влекательность. Это обусловливается тем, что уже само существование производственного кластера свидетельствует о наличии определенных рыночных отношений, т.к. кластер сам по себе представляет локальный рынок.
Список литературы:
1. Портер М.Э, Международная конкуренция М.: Международные отношения, 1993.
2. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. М.: Издательская группа «АРиНА», 1996.
3. Иванов В.В. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни каждого» М: «Славянский диалог», 1997.
4. Хансон Д. Роль производственных кластеров (сетей предприятий) в развитии регионов // Общество и экономика. 1994. №2.
5. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная статья написана на актуальную тему. В ней оригинально поставлена проблема исследования, то есть, формирование производственных кластеров связано с расширением возможностей развития территории. Это обстоятельство обеспечило успех проведенного локального исследования. В статье раскрыты важные аспекты формирования и развития производственных кластеров в территориальных экономических системах современной России. При этом к исследованию привлечены новые теоретические ресурсы и представительная выборка фактических материалов, что позволило автору получить перспективные результаты анализа кластеров.
Среди полученных в статье научных результатов необходимо выделить встроенные ограничения производственных кластеров. Все основные научные результаты статьи представляются обоснованными. Представленные в статье научные результаты обладают необходимой новизной.
Статья написана логически последовательно, хорошим литературным языком, содержит необходимую аргументацию, ссылки на источники. Считаю, что она может быть опубликована в научном журнале, рекомендованном ВАК для публикации материалов диссертационных исследований.
Проректор по научной работе Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, д.э.н., профессор Берлин С.И.