Научная статья на тему 'Потенциал праздников в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи'

Потенциал праздников в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL-MORAL CULTURE / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENT YOUTH / ПРАЗДНИК / HOLIDAY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барабанова Н.В., Бочкарева М.И., Костина Т.С.

Исходя из положения о значимости праздника как одной из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта, авторы рассматривают его роль в формировании духовно-нравственной культуры личности. В статье подчёркивается, что на современном этапе общество переживает период кризиса духовности, что ведет к потере смысложизненных ориентиров молодёжи. Особая роль в решении этой проблемы отводится системе высшего образования, в рамках которой происходит формирование сознания новых граждан нашей страны путем передачи ценностей, культуры, памяти поколений. Использование праздника как естественной канвы для образовательно-воспитательного процесса расширит зону духовно-нравственного развития студенческой молодёжи, будет способствовать всестороннему развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF HOLIDAYS IN FORMING SPIRITUALLY-MORAL CULTURE AMONG STUDENTS

A holiday is one of the most widespread forms, in which socially significant experience is stored and transferred to other generations. The authors of this paper consider the role of a holiday in the formation of the spiritual and moral culture of an individual. The article emphasizes that at the present stage the society is experiencing a period of spiritual crisis, which leads to the loss of the meaningful orientations of the youth. A special role in the solution of this problem is given to the system of higher education, within the framework of which the consciousness of young Russian citizens is formed through the transfer of the values, culture, and memory of generations. The use of a holiday as a natural canvas for the educational process will expand the zone of spiritual and moral development of student youth, will promote the all-round development of young people.

Текст научной работы на тему «Потенциал праздников в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи»

фессиональная изощренность и личная искренность идут в его творчестве рука об руку, не ревнуя друг к другу, но поддерживая и помогая. И то и другое - самой высокой пробы, в этом смысле Гинкас в театральном мире - фигура уникальная, не знающая себе равных» [6].

Ученик школы Товстоногова, но, одновременно, и ученик Анатолия Эфроса, Всеволода Мейерхольда и Константина Сергеевича Станиславского - усвоил важную заповедь русского театра - пристальное внимание к человеку в мире.

Театр Камы Гинкаса авангардный, но необходимый современному зрителю - «ведь Гинкас своим беспокойным театром хочет поднять серьезные вопросы, указать на больные темы. И в этом смысле он, так же как и его собратья по поколению,

Библиографический список

строит театр, который заставляет думать и чувствовать, испытывать боль, а не веселиться и развлекаться» [3, с. 61].

В развитии современного режиссёрского театра можно выделить два направления. Первое, эпатажное, с преобладанием формы над содержанием. Второе - более сложное, где в любой авангардной форме, по классическим сценическим театральным законам создается на сцене подлинная жизнь, где между людьми выстроены живые взаимоотношения, которые понятны зрителю. Это и есть подлинный русский психологический театр, ориентированный на формирование высоких культурных и духовных ценностей, развитие и воспитание зрителя. Ярким примером, сочетающим в себе традиции авангардного и классического театра, является режиссёрский театр Камы Гинкаса.

1. Пресс-выпуск № 3298. Культурный фронт: запросы и возможности. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116048

2. Анна Банасюкевич. Кама Гинкас: русский театр обращен к сердцу, а не к голове. Available at: https://ria.ru/interview/20120327/ 607667101.html

3. Белинский В.Г. Избранные статьи. Москва: Издательство детской литературы, 1961.

4. Гинкас К.М. Что это было? Разговоры с Натальей Казьминой и без неё. К.М. Гинкас, Г.Н. Яновская. Москва: Артист. Режиссёр. Театр, 2014.

5. Скороход Н. Авангардное настроение. Петербургский театральный журнал. 2008; 4: 55 - 58.

6. Должанский Р. К.И. из «Преступления». Available at: http://moscowtyz.ru/k-i-iz-prestupleniya

References

1. Press-vypusk № 3298. Kul'turnyj front: zaprosy i vozmozhnosti. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116048

2. Anna Banasyukevich. Kama Ginkas: russkij teatr obraschen k serdcu, a ne k golove. Available at: https://ria.ru/interview/20120327/ 607667101.html

3. Belinskij V.G. Izbrannye stat'i. Moskva: Izdatel'stvo detskoj literatury, 1961.

4. Ginkas K.M. Chto 'eto bylo? Razgovory s Natal'ej Kaz'minoj i bez nee. K.M. Ginkas, G.N. Yanovskaya. Moskva: Artist. Rezhisser. Teatr, 2014.

5. Skorohod N. Avangardnoe nastroenie. Peterburgskij teatral'nyjzhurnal. 2008; 4: 55 - 58.

6. Dolzhanskij R. K.I. iz «Prestupleniya». Available at: http://moscowtyz.ru/k-i-iz-prestupleniya

Статья поступила в редакцию 25.11.17

УДК 379.8

Barabanova N.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kosttina.t@mail.ru

Bochkareva M.I., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kosttina.t@mail.ru

Kostina T.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kosttina.t@mail.ru

THE POTENTIAL OF HOLIDAYS IN FORMING SPIRITUALLY-MORAL CULTURE AMONG STUDENTS. A holiday is one of the

most widespread forms, in which socially significant experience is stored and transferred to other generations. The authors of this paper consider the role of a holiday in the formation of the spiritual and moral culture of an individual. The article emphasizes that at the present stage the society is experiencing a period of spiritual crisis, which leads to the loss of the meaningful orientations of the youth. A special role in the solution of this problem is given to the system of higher education, within the framework of which the consciousness of young Russian citizens is formed through the transfer of the values, culture, and memory of generations. The use of a holiday as a natural canvas for the educational process will expand the zone of spiritual and moral development of student youth, will promote the all-round development of young people.

Key words: spiritual-moral culture, student youth, holiday.

Н.В. Барабанова, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: kosttina.t@mail.ru

М.И. Бочкарева, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: kosttina.t@mail.ru

Т.С. Костина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: kosttina.t@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Исходя из положения о значимости праздника как одной из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта, авторы рассматривают его роль в формировании духовно-нравственной культуры личности. В статье подчёркивается, что на современном этапе общество переживает период кризиса духовности, что ведет к потере смысложизненных ориентиров молодёжи. Особая роль в решении этой проблемы отводится системе высшего образования, в рамках которой происходит формирование сознания новых граждан нашей страны путем передачи ценностей, культуры, памяти поколений. Использование праздника как естественной канвы для образовательно-воспитательного процесса расширит зону духовно-нравственного развития студенческой молодёжи, будет способствовать всестороннему развитию личности.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, студенческая молодёжь, праздник.

Духовно-нравственная культура имеет важное значение в формировании, развитии и становлении не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Без укрепления духовно-нравственных начал общественной жизни невозможно поступательное развитие общества. Но на сегодняшний день российское общество испытывает явный дефицит духовных

скреп. Молодёжь, которая является интеллектуальным, профессиональным и культурным резервом страны живет в переходном периоде становления политики государства. В обществе происходит множество процессов, влияющих на сознание молодого поколения: экономический кризис, рост безработицы, межнациональные потрясения, разрушение прежних духовных и нрав-

ственных ценностей и смена ценностных ориентиров. Всё это порождает стремление к индивидуализму, эгоцентризму, желание приобретения лишь материальных благ и общую потерю смысложизненных ориентиров. Такие ценности, как семья, вера, Родина, труд, творчество подвергнуты девальвации. Всё это проявляется в отсутствии милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, равнодушии к общественным делам, фактам экстремизма. Можно сказать, что современное общество переживает период кризиса духовности. Все это создает угрозы целостности России.

На сегодняшний день понятие «духовно-нравственная культура» теряет свою значимость. Не случайно в Послании Федеральному Собранию 2016 г. В.В. Путин отметил необходимость укреплять духовно-нравственную основу общества: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [1]. И именно образованию отводится основополагающая роль в формировании у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры. Особенное значение отводится системе высшего образования, в рамках которой происходит формирование сознания новых граждан нашей страны путем передачи ценностей, культуры, памяти поколений. В.В. Путин настаивает на возвращении безусловной ценности качеству образования, призывая убрать всё то, что искажает мотивацию к учёбе, подрывает веру в ценность знаний, в талант, в справедливость, считая это важнейшим приоритетом современных усилий государства и общества.

Обучение в вузе культуры дает возможность не только включения обучающихся в процесс восприятия духовно-нравственных ценностей, но и запустить процесс созидательной творческой активности по их ретрансляции и созданию. В связи с этим, формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи представляется нам необходимым, так как она является основной движущей силой развития общества.

Детерминирующей профессиональной характеристикой специалиста является духовно-нравственная культура и рассматривается как степень освоения личностью социального опыта, ценностей культуры своего народа.

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи в вузе культуры осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является участие в праздниках. Именно праздник должен тематически и организованно входит естественной канвой в образовательно-воспитательный процесс, при этом сохраняя игровой и развлекательный элемент празднества.

Праздники выступают психологическим посредником в обеспечении процесса взаимодействия и выражают зону духовно-нравственного развития студенческой молодёжи, их мироощущение, именно поэтому их можно рассматривать как мощное средство гуманизации воспитания, как форму, всестороннего развития личности.

В своих исследованиях К.А. Наумова отмечает: «... в ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия сценарного материала участники праздника воспринимают идеи в виде образов и понятий, осуществляют мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различ-

Библиографический список

ными группами участников массового праздника является необходимым первичным условием воспитания и развития личности [12, с. 11].

Праздник имеет различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, духовно-нравственных ориентиров, эстетических предпочтений.

О.Л. Орлов в своих исследованиях отмечает воспитательные и рекреативные функции праздника, функции физической и психической реабилитации и релаксации человека; исследует нормативную функцию праздника; касается функций мировоззренческих, воспитательных, регулятивных; особо подчеркивает художественную, зрелищную функцию (по мнению автора, именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности, может быть признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи) [3, с. 47].

Как отмечает Э.В. Соколов, праздник, как особый тип человеческого бытия отмечается тремя особенностями: «Во-первых, освобождение от бытовых забот, будничных мыслей. В праздник человек ощущает приподнятость духа, это освобождение от всего, что ограничивает и сковывает человека в обычные дни, возможность глубокого искреннего самовыражения. Во-вторых, наличие общей идеи гражданской, политической, культурной, которая определяет основную тематику праздника, создает ощущение братства и солидарности у всех, кто в нем участвует. В-третьих, это ритуалы, церемонии» [4, с. 85].

Праздник - одна из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта. Праздник, являясь «формой эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реальности» [5, с. 269] отражает картину мира и модель социума, в котором он существует. Социальная концепция праздника, где праздник является социально-художественным явлением, призванным отражать, сохранять и тиражировать коллективные ценности, нормы и установки социальной группы. Праздник объединяет, интегрирует сообщество, подтверждает единство, сплоченность, даёт возможность слабому «я» почувствовать силу и мощь «мы».

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая духовно-нравственного составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Молодёжь имеет подвижные границы своего возраста и напрямую зависит от социально-экономического развития общества, уровня культуры и условий жизни. В соединении со знаниями, получаемыми в учебном процессе и в ходе реализации социально-культурной активности, праздники составляют объективную основу духовно-нравственного культуры студенческой молодёжи.

Таким образом, праздник имеет воспитательное воздействие на студенческую молодёжь. Он требует соучастия, общего переживания и является совместным действием, это целый механизм позволяющий удовлетворять запросы студенческой молодёжи с различными уровнями социализации, поднимая на более высокий уровень культурного восприятия действительности.

1. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

2. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура. Знание - сила. Москва, 2001.

3. Орлов О.Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2001.

4. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Ленинград, 1977.

5. Эстетика: Словарь. Под общей редакцией А.А. Беляева и др. Москва: Политиздат, 1989.

References

1. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

2. Naumova K.A. Hudozhestvennoe tvorchestvo i hudozhestvennaya kul'tura. Znanie - sila. Moskva, 2001.

3. Orlov O.L. Prazdnichnaya kul'tura Rossii. Sankt-Peterburg: Kul'tlnformPress, 2001.

4. Sokolov 'E.V. Svobodnoe vremya ikul'tura dosuga. Leningrad, 1977.

5. 'Estetika: Slovar'. Pod obschej redakciej A.A. Belyaeva i dr. Moskva: Politizdat, 1989.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.