Научная статья на тему 'Потенциал государств-членов Европейского региона воз в области предотвращения негативных эффектов химических веществ на здоровье населения и меры по его укреплению'

Потенциал государств-членов Европейского региона воз в области предотвращения негативных эффектов химических веществ на здоровье населения и меры по его укреплению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
230
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ / ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / CHEMICALS / HEALTH EFFECTS / CHEMICAL SAFETY / ENVIRONMENT AND HEALTH / HEALTH POLICY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Zastenskaya Irina, Braubach M., Héroux M. E., Korol N., Paunovic E.

Вопрос обеспечения химической безопасности населения и, особенно, наиболее уязвимых групп остается актуальным в связи со значительным вкладом, который вносит влияние опасных химических веществ в формирование заболеваемости, ростом производства и оборота химической продукции, быстрым развитием и внедрением новых технологий. Международным сообществом принят ряд обязательных и добровольных инициатив в области химической безопасности. Стратегическим документом для Европейского региона ВОЗ, определяющим приоритеты в этой области, является Пармская декларация. Реализация широкого спектра договоренностей, изложенных в Декларации, требует наличия достаточного потенциала сектора здравоохранения и других заинтересованных сторон, сфера деятельности которых адресована аспектам охраны здоровья от воздействия опасных химических веществ. Проведенная Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья (ЕЦОЗ) на основе анкетирования оценка существующего потенциала в этой области позволила выявить существенные пробелы в законодательном регулировании, стратегиях и планировании, обеспеченности кадровыми и техническими ресурсами, сборе и обмене информацией, обучении и подготовке. С участием национальных экспертов ЕЦОЗ разработал комплекс рекомендуемых мер, направленных на создание и укрепление потенциала. Разработка и реализация эффективных национальных стратегий/планов/ действий с учетом региональных приоритетов и рекомендуемых мер позволит повысить уровень химической безопасности населения региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Zastenskaya Irina, Braubach M., Héroux M. E., Korol N., Paunovic E.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the Member States of the European Region of WHO in the field of prevention of adverse effects of chemicals on human health and measures for its strengthening

The issue of providing chemical safety for the population, and especially for the most vulnerable groups remains to be actual in relation to the significant contribution of the impact of hazardous chemicals in the forming of morbidity rate, industrial growth and return of chemical products, rapid development and introduction of new technologies. The international community has adopted a series of mandatory and voluntary initiatives in the field of chemical safety. Strategic document for the WHO European Region, determining priorities in this area, is the Parma Declaration. Implementation of a wide range of arrangements set out in the Declaration requires sufficient capacity of the health sector and other concerned parties, the scope of which is addressed to aspects of healthcare from exposure to hazardous chemicals. Performed by the WHO European Centre for Environment and Health (ECEH) the assessment of existing in this area capacity based on the survey permitted to identify significant gaps in the legislative regulation, policies and planning, human and technical resources, the collection and exchange of information, education and training. With the participation of national experts ECEH developed a set of recommended measures aimed to the creation and strengthening the potential. Development and implementation of effective national strategies/plans/actions with regard to regional priorities and recommended actions will allow to increase the level of chemical safety for the population of the region as a whole.

Текст научной работы на тему «Потенциал государств-членов Европейского региона воз в области предотвращения негативных эффектов химических веществ на здоровье населения и меры по его укреплению»

©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.72:616-084

I. Zastenskaya1, М. Braubach1, M.EHeroux1, N. Korol2, Е. Paunovic1

ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНА ВОЗ В ОБЛАСТИ

предотвращения негативных эффектов химических веществ на здоровье населения и меры по его укреплению

Европейское региональное бюро ВОЗ, Европейский центр по окружающей среде и охране здоровья, 53113, Бонн, Германия; 2Бюро ВОЗ в Украине, 04070, Киев, Украина

Вопрос обеспечения химической безопасности населения и, особенно, наиболее уязвимых групп остается актуальным в связи со значительным вкладом, который вносит влияние опасных химических веществ в формирование заболеваемости, ростом производства и оборота химической продукции, быстрым развитием и внедрением новых технологий. Международным сообществом принят ряд обязательных и добровольных инициатив в области химической безопасности. Стратегическим документом для Европейского региона ВОЗ, определяющим приоритеты в этой области, является Пармская декларация. Реализация широкого спектра договоренностей, изложенных в Декларации, требует наличия достаточного потенциала сектора здравоохранения и других заинтересованных сторон, сфера деятельности которых адресована аспектам охраны здоровья от воздействия опасных химических веществ. Проведенная Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья (ЕЦОЗ) на основе анкетирования оценка существующего потенциала в этой области позволила выявить существенные пробелы в законодательном регулировании, стратегиях и планировании, обеспеченности кадровыми и техническими ресурсами, сборе и обмене информацией, обучении и подготовке. С участием национальных экспертов ЕЦОЗ разработал комплекс рекомендуемых мер, направленных на создание и укрепление потенциала. Разработка и реализация эффективных национальных стратегий/планов/ действий с учетом региональных приоритетов и рекомендуемых мер позволит повысить уровень химической безопасности населения региона в целом.

Ключевые слова: химические вещества, воздействие на здоровье, химическая безопасность, окружающая среда и здоровье, политика в области здравоохранения

I. Zastenskaya1, М. Braubach1, M.E Heroux1, N. Korol2, Е. Paunovic1 — THE POTENTIAL OF THE MEMBER STATES OF THE EUROPEAN REGION OF WHO IN THE FIELD OF PREVENTION OF ADVERSE EFFECTS OF CHEMICALS ON HuMAN Health And MEASuRES FOR ITS Strengthening

WHO Regional Office for Europe, WHO European Centre for Environment and Health, D-3113 Bonn, Germany ; 2World Health Organization (WHO) Country Office in Ukraine, 04070, Kiev, Ukraine

The issue ofproviding chemical safety for the population, and especially for the most vulnerable groups remains to be actual in relation to the significant contribution of the impact of hazardous chemicals in the forming of morbidity rate, industrial growth and return of chemical products, rapid development and introduction of new technologies. The international community has adopted a series of mandatory and voluntary initiatives in the field of chemical safety. Strategic document for the WHO European Region, determining priorities in this area, is the Parma Declaration. Implementation of a wide range of arrangements set out in the Declaration requires sufficient capacity of the health sector and other concerned parties, the scope of which is addressed to aspects of healthcare from exposure to hazardous chemicals. Performed by the WHO European Centre for Environment and Health (ECEH) the assessment of existing in this area capacity based on the survey permitted to identify significant gaps in the legislative regulation, policies and planning, human and technical resources, the collection and exchange of information, education and training. With the participation of national experts ECEH developed a set of recommended measures aimed to the creation and strengthening the potential. Development and implementation of effective national strategies/plans/actions with regard to regional priorities and recommended actions will allow to increase the level of chemical safety for the population of the region as a whole.

Key words: chemicals, health effects, chemical safety, environment and health, health policy

Введение

Создание эффективной системы обеспечения химической безопасности населения становится все более актуальным, принимая во внимание рост производства и использования химической продукции, перемещение производств в страны с развивающейся экономикой [1], накопление новых научых данных об опасных свойствах химических веществ (в часности, воздействие малых доз и кумулятивные эффекты) [2], внедрение новых технологий [3], рост озабоченности населения негативных влиянием химических веществ и продукции.

Для корреспонденции: Zastenskaya Irina, zastenskayai@eceh-bonn . euro . who . int

Существующие оценки ВОЗ свидетельствуют о том, что химические вещества являются причиной 4,9 млн случаев преждевременной смерти (8,3% от общего числа) и 86 млн потерянных лет «здоровой» жизни [4]. Реальный вклад может быть значительно выше, так как приведенные данные включают оценку влияния ограниченного числа химических веществ и процессов (табачный дым, выбросы в результате сжигания твердых видов топлива, химическое загрязнение среды внутри помещений и производственной среды, острые отравления и др.). Общее бремя заболеваний, вызываемых химическими веществами и их смесями в глобальном контексте, остается предметом дальнейших исследований.

Общепризнано, что сектор здравоохранения играет одну из ключевых ролей в предотвращении воздействия химических веществ на здоровье, в частности,

11

[гиена и санитария 5/2013

посредством участия в сборе клинических и научноисследовательских данных в отношении риска, связанного с химическими веществами, предоставлении информации директивным органам для обоснования решений, предотвращении чрезвычайных ситуаций, повышении осведомленности о безопасном использовании химических веществ с особым вниманием к уязвимым группам населения, оценке эффективности стратегий регулирования химических веществ [3].

Приоритетные группы химических веществ в Европейском регионе ВОЗ и наиболее уязвимые группы населения, которым должно быть уделено особое внимание, определены на 5-й конференции министров здравоохранения и окружающей среды в Парме, Италия в 2010 г. [5]. Представители стран решили «всемерно использовать принципы и положения соответствующих международных соглашений и содействовать внедрению Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), а также содействовать разработке глобального правового документа по ртути»; принимать меры, чтобы «защитить каждого ребенка от рисков, связанных с воздействием вредных веществ и препаратов, уделяя особое внимание беременным и кормящим женщинам, и местам, где дети живут, учатся и играют»; «выявлять эти риски и обеспечить их устранение в максимально возможной степени к 2015 г.»; «принимать меры по минимизации выявленных рисков воздействия канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов, включая ...эндокринные разрушители»; содействовать «углубленному изучению вредных раздельных и сочетанных воздействий устойчивых и биоаккумулируемых химических веществ и эндокринных разрушителей...» [5].

Выполнение согласованных масштабных задач требует наличия соответствующего потенциала и ресурсов сектора здравоохранения и других заинтересованных ведомств, необходимых для повышения безопасности производства и применения химических веществ и продукции и защиты населения от их негативного влияния.

В настоящей статье представлены результаты оценки потенциала в государствах-членах Европейского региона ВОЗ, проведенной Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья (ЕцОЗ), и приоритетные меры на национальном и региональном уровне, необходимые для его создания и укрепления и предот-вращения/минимизации влияния опасных веществ на человека и окружающую среду.

Материалы и методы

Оценка потенциала проводилась с использованием on-line анкетирования целевой группы респондентов, которая включала национальных экспертов в области химической безопасности, работающих в секторе здравоохранения и окружающей среды. Исследование было проведено в период июль-сентябрь 2012 г.

Основной целью исследования был сбор информации о национальном потенциале для охраны здоровья в контексте химической безопасности в государствах-членах Европейского региона ВОЗ и выявления пробелов в регулировании обращения химикатов. Анкета была разработана ЕцОЗ и обсуждена с национальными экспертами из Албании, Беларуси, Германии, Грузии, Казахстана, Польши, Российской Федерации, Сербии, Словении и экспертами сотрудничающих центров ВОЗ в Нидерландах и Соединенном Королевстве.

Вопросы анкеты были агрегированы в соответствии

с приоритетами Пармской декларации, соответствующими резолюциями Всемирной ассамблеи ВОЗ, Международными медико-санитарными правилами (ММСП) и другими международными соглашениями в области химической безопасности.

Анкета включала 37 вопросов, сгруппированных в 10 категорий и посвященных принятым мерам, регулированию химических веществ, вызывающих особую озабоченность, и интересам особо уязвимых групп населения.

Перечень приоритетных групп химикатов, оценка регулирования которых проводилась в исследовании, был составлен с учетом Стокгольмской, Роттердамской, Базельской конвенций, ММСП, СПМРХВ, Пармской декларации. Оцениваемые меры включали формирование законодательства, внедрение программ снижения риска, готовность и реагирование на чрезвычайные ситуации, действия на загрязненных территориях, мониторинг и оценку риска, обмен информацией, образование и подготовку, а также регулирование обращения особо опасных химических веществ - стойких и биоаккумулируемых, наночастиц и наноматериалов, а также веществ, обладающих свойствами эндокринных разрушителей, канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов. Поскольку Всемирной ассамблеей ВОЗ были приняты решения по участию сектора здравоохранения в контроле за обращением опасных отходов и устаревших химических веществ (WHA.63.26 об улучшении здоровья путем рационального регулирования устаревших пестицидов и других устаревших химических веществ, WHA.63.25 об улучшении здоровья посредством обеспечения безопасного и экологически обоснованного удаления отходов [6]), в анкету были включены соотвествующие вопросы.

Учитывая тот факт, что дети в силу физиологических, биохимических, поведенческих и других особенностей наиболее чувствительны к негативному влиянию химических веществ, особое внимание было уделено оценке действий, направленных на защиту этой категории населения, равно как на предотвращение потенциального пренатального и раннего постнатального воздействия посредством охраны здоровья беременных и кормящих женщин.

Полученные ответы были статистически проанализированы с применением программного обеспечения Microsoft Excel и MonkeySurvey.

Результаты и обсуждение

Две трети стран Европейского региона ВОЗ или 67% приняли участие в анкетировании. Представительство субрегионов (Европейский Союз и другие страны Западной Европы, Юго-Восточная Европа, Восточная Европа, Кавказ и центральная Азия (ВЕКцА)) было практически равнозначным по проценту принявших участие в исследовании стран от общего числа стран в регионе.

Законодательство в области химической безопасности. Анкета включала пять основных вопросов, ответы на которые отражали, насколько в законодательство включены базовые требования, следование которым создает условия для предотвращения влияния химических веществ, в частности, принцип предосторожности, предоставление полной информации об опасных свойствах химикатов и смесей, запрет производства и применения отдельных видов химической продукции, особые требования к обороту продукции, предназначенной для детей, беременных и кормящих женщин.

Полученные данные свидетельствуют о том, что все

12

страны, участвующие в исследовании, имеют достаточно развитое законодательство в этой области - отдельный(е) законодательный(е) акт(ы), регулирующий(е) обращение химической продукции, или различные законы (например, в сфере охраны здоровья, окружающей среды, транспортировки, торговли и т. д.), в которые включены элементы регулирования химических веществ и продукции. Следует отметить, что законодательные требования к различным видам химических веществ (промышленные и сельскохозяйственные химикаты, биоциды, устаревшие пестициды и токсичные отходы) и к требуемым мерам незначительно варьируют в странах региона. Исключение составляют наноматериалы и наночастицы, законодательные или регулятивные требования к которым введены только в трех государствах1. Принцип регулирования «на протяжении всего жизненного цикла химического вещества» и «принцип предосторожности» включены в законодательство только в половине стран, хотя известно, что только используя принцип предосторожности представляется возможным обеспечить защиту от опасных химических веществ в условиях ограниченного объема научной информации. Положительным является тот факт, что в большинстве стран обязательна регистрация химических веществ и продукции, предоставление информации об их опасных свойствах и оценка воздействия на стадии допуска продукции на рынок. Тем не менее, суть перечисленных процедур отличается значительно в различных странах, как по полноте предоставляемой информации, так и оценке риска и воздействия, а также ответственности государственных контролирующих структур и производителей.

В отношении регулирования защиты наиболее уязвимых групп населения данные анкетирования свидетельствуют, что две трети стран имеют более строгие требования, направленные на охрану здоровья беременных женщин и детей от химических угроз. В 63% стран это законодательство в области медицины труда (работающие женщины) для всех типов химических веществ и 33% - для токсичных отходов. И только половина респондентов указала на наличие запретов использования отдельных химикатов в продукции, предназначенной для данной категории потребителей. Аналогичная ситуация выявлена и в отношении защиты детей в местах, где они живут, учатся и играют, и в отношении химикатов в продукции для детей.

Таким образом, в законодательном регулировании обращения химических веществ в странах-респондентах есть значимые пробелы, которые должны быть приняты во внимание при разработке новых законодательных актов и актуализации действующих с учетом наилучшей международной практики.

Политика, программы и планы по снижению риска. В 9 из 10 стран-респондентов (88%) есть национальные программы по снижению риска, которые включают меры по выполнению положений международных природоохранных соглашений, гигиене окружающей среды, охране здоровья детей и подростков и другие. Как правило, сектор здравоохранения принимал участие в их разработке. Следует также отметить, что практически во всех странах создан механизм (комитет или совет) для межведомственного обсуждения проблем химической безопасности. Тем не менее, только в половине стран-

1Представленная здесь и далее информация касается только государств, принявших участие в исследовании Европейского

бюро Воз.

респондентов специфические вопросы охраны здоровья детей в связи с воздействием химических веществ включены в стратегии и планы. Выше отмечалось, что приоритетной группой населения в Пармской декларации обозначены дети и защита их здоровья, в том числе от воздействия веществ, разрушающих эндокринную систему. Достаточно низкий процент адресованности этим вопросам в стратегических национальных документах вызывает определенную озабоченность.

Другим вопросом, которому должно быть уделено более значительное внимание, является снижение риска применения биоцидов. Согласно полученным результатам, национальные стратегические документы в основном направлены на снижение риска сельскохозяйственных и промышленных химикатов (2/3 респондентов) и в гораздо меньшей степени (менее половины) - биоцидов. При этом вероятность контакта детей с биоцидами достаточно велика, поскольку они широко используются в быту.

Обмен информацией. В каждой стране региона согласно результатам опросного исследования существует, по крайней мере, один источник официальной информации, касающейся оборота химических веществ. Приоритетом во всех странах является предоставление информации об опасных свойствах химических веществ и законодательство (наибольшее количество стран отметило наличие и доступность этой информации). Объем предоставляемых данных об известных опасных свойствах химических веществ и продукции, результатах оценки риска, нормах и стандартах, количестве чрезвычайных ситуаций и их характеристике, регистрах канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов, других химических веществ, вызывающих озабоченность, законодательстве, методологических документах, научных публикациях, информации для общественности, а также их доступность различаются в разных странах и субрегионах в значительной степени. Например, предоставляемая в доступном формате (on-line) информация в государствах-членах Европейского союза включает практически полный объем информации, перечисленной выше. В отдельных странах информация предоставляется только на бумажном носителе и ее перечень значительно более ограничен (например, только законодательство, нормы и стандарты).

Сбор и обмен информацией между заинтересованными, наряду с законодательством, является базовым принципом рационального регулирования химических веществ. То есть создание потенциала для обеспечения полноты и доступности информации является критическим для обеспечения химической безопасности и должно быть составной частью национальных стратегий и планов.

Оценка риска. В большинстве стран оценка риска используется в качестве инструмента для обоснования принимаемых решений полностью (57,6%) или частично (36,4%). При этом основным лимитирующим фактором для проведения оценки риска является дефицит квалифицированных специалистов (только в 32,3% стран удовлетворены потребности в кадрах); еще ниже процент обеспеченности лабораторыми ресурсами (26,7%). наименьшее число положительных ответов получено в отношении финансов - менее 20% стран имеют дотаточ-ное финансирование для этого вида деятельности.

Образование и подготовка. Принимая во внимание обозначенный выше выраженный дефицит кадровых ресурсов для оценки воздействия и риска химических

13

[гиена и санитария 5/2013

веществ и продукции, вопрос образования и подготовки представляет особый интерес. Согласно исследованию в 85,3% случаев базовый курс токсикологии и эпидемиологии включен в курс соответствующих высших учебных заведений. Более 90% студентов медицинских и биологических факультетов и 100% аспирантов получают специальное образование в этой области. Профессионалы в других областях знаний (химия, фармакология, общественное здоровье, инженерное дело, экология), как правило, получают определенную подготовку на стадии последипломного образования: 2/3 стран имеют циклы обучения по аспектам охраны здоровья в контексте химической безопасности на постоянной или периодической основе. Учитывая изложенное, можно предположить, что основная проблема формирования кадрового потенциала заключена в том, что программы обучения должны быть более профессионально ориентированы и включать достаточный объем знаний для ключевых специалистов, осуществляющих, в том числе, оценку риска, моделирование воздействия и т. д.

Возвращаясь к проблемам особых требований охраны здоровья уязвимых групп населения, хотелось бы отметить, что их образованность в этой сфере существенно влияет на эффективность принимаемых на государственном уровне мер. Тем не менее, только 51,5% и 54,5% респондентов имеют образовательные программы по мерам, которые могут быть приняты для снижения риска воздействия химических веществ на индивидуальном уровне, для беременных женщин и детей соответственно.

Участие сектора здравоохранения во внедрении международных соглашений в области химической безопасности. В последние годы принят целый ряд обязательных международных инструментов, основной целью которых является охрана здоровья человека и окружающей среды в связи с негативным влиянием химических веществ, продукции и отходов - Стокгольмская, Роттердамская, Базельская конвенции, ММСП, и добровольных инициатив - СПМРХВ, Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС). Необходимость обеспечения межведомственного взаимодействия подчеркнута в каждом из них, как один из основополагающих принципов их внедрения. При оценке вовлеченности сектора здравоохранения мы уделяли особое внимание учету вопросов охраны здоровья в планы выполнения международных соглашений. К сожалению, полученные результаты показывают, что сектор здравоохранения не вовлекался во внедрение международных соглашений более чем в половине стран-респондентов. наиболее низким является этот процент для СПМРХВ, при том, что Международная конференция по регулированию химических веществ на 3-й сессии в сентябре 2012 г. в найроби одобрила Стратегию, направленную на усиление вовлеченности сектора здравоохранения в осуществление СПМРХВ. Аналогичной является ситуация с введением СГС, где роль сектора здравоохранения в оценке эффектов на здоровье не может быть переоценена. Критическим по мнению стран является вопрос финансирования: только 20% респондентов информировали о том, что этот вид деятельности финансируется в определенном объеме, и в основном для внедрения ММСП.

Регулирование оборота канцерогенов, мутагенов, репродуктивных токсикантов, эндокринных разрушителей и биоаккумулируемых веществ. Перечисленные химические вещества являются приоритетными для планирования и внедрения превентивных мер в Европейском регионе ВОЗ [5]. Предполагается, что соответствующие меры бу-

дут приняты странами в рамках осуществления Пармской декларации. Однако полученные при анкетировании данные пока не оправдывают предположения. Отдельные законодательные и регулятивные меры применяются к этим группам химикатов в 77,4% стран-респондентов; 66,7% имеют ограничения по их доступу на рынок; 67,7% считают планирование действий, адресованных этим веществам, приоритетом; в 58,1% стран-респондентов внедрение менее опасных или безопасных альтернатив является обязательным, и только в 38,7% случаев сектор здравоохранения участвует в оценке альтернатив; оценка риска этих групп веществ проведена в 40% стран-респондентов, и отдельные меры для охраны наиболее уязвимых групп населения принимаются в 34,5% случаев; мониторинг контаминации отдельных сред отдельными представителями (т. е. не в полном объеме) проводится в 66,6% случаев, в том числе воды - 81,8%, воздуха и продуктов питания -77,8%, почвы - 60,9%, потребительских товаров - 66,5%. Биологический мониторинг, отражающий реальный уровень экспозиции человека к этим веществам, проводится только в 16,7% стран.

Таким образом, есть настоятельная необходимость принятия мер, направленных на предотвращение риска опасных химических веществ на здоровье с учетом потребностей уязвимых групп населения в большинстве стран региона.

Готовность и реагирование на чрезвычайные ситуации. Согласно статье 13 ММСП каждое государство “... создает, укрепляет и поддерживает возможности для быстрого и эффективного реагирования на риски для здоровья населения и чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение...” [7]. По результатам анкетирования 90% респондентов имеют национальные планы обеспечения готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации, 85% из них включают требования по реализации ММСП. Во всех случаях сектор здравоохранения принимал участие в разработке и выполнении планов. но только 44,8% респондентов планируют ответ на чрезвычайные ситуации на основе моделирования воздействия на человека с учетом наихудшего сценария событий. Более половины (51,7%) не имеют информационные токсикологические центры, полностью отвечающие рекомендациям ВОЗ [8]. Оценка долгосрочных эффектов аварий и инцидентов, сопровождающихся выделением в окружающую среду химических веществ, проводится только в четверти стран, принявших участие в исследовании. Определенные пробелы есть и в лабораторном обеспечении идентификации химических веществ при авариях: 60% респондентов имеют соответствующие возможности и только 48,1% реагируют в течение первого часа после аварии. Оснащенность мобильным оборудованием составляет около 50%.

Загрязненные территории. Полученные в проведенном исследовании данные свидетельствуют о том, что загрязненные территории выявлены полностью в 53,1% стран и частично в 46,9%, т. е. практически повсеместно. В регионе превалируют контаминированные территории, сформированные в результате промышленной деятельности, места захоронений и хранения устаревших пестицидов и химикатов, свалки токсичных отходов. Регистры загрязненных территорий созданы в 40% стран-респондентов, такое же число стран информировало о включении национальной информации в международные регистры. При этом оценка риска служила основой для принятия решений по деконтаминации только в 45,2%, а биологический мониторинг использовался в 13% случаев.

14

Планируемые на национальном и региональном уровне меры. Принимая во внимание значительный ущерб, который наносит здоровью нерациональное обращение химических веществ, принятые обязательства Пармской декларации и других международных соглашений, с учетом оценки существующей ситуации и с участием экспертов стран Европейского региона ВОЗ были определены основные направления действий на национальном и региональном уровнях, которые включают: создание возможностей для обеспечения адекватного реагирования на чрезвычайные ситуации и внедрение ММСП, улучшение обмена информацией и наилучшей практикой в области управления химическими рисками, активизацию участия сектора здравоохранения на международном и национальном уровне в управлении обращением химических веществ, внедрение технологий и инструментов для оценки воздействия и риска, планирование и выполнение действий для защиты уязвимых групп населения и действий, направленных на регулирование особо опасных химических веществ. Согласованные на экспертном уровне меры являются составной частью отчета о семинаре «Аспекты здравоохранения в области химической безопасности: стратегические направления действий (Бонн, Германия, 17-19 октября 2012 г.)» [9].

Заключение

В соответствии с данными, полученными при анкетировании, различные меры по снижению химических рисков, основанные на принципе многостороннего подхода, были разработаны и приняты, более чем в половине государств-членов Европейского региона ВОЗ. Проводимые в настоящее время научные исследования обеспечивают более объективную информацию об опасных свойствах химических веществ, таких как способность разрушать эндокринную систему и вызывать канцерогенез, наноматериалах. Большое внимание уделялось созданию и совершенствованию методологий оценки рисков и воздействия, лабораторного потенциала и разработке научных основ действий в чрезвычайных ситуациях.

Тем не менее, при проведении опросного исследования с целью оценки имеющихся возможностей были выявлены определенные пробелы в регулировании обращения химических веществ и продукции. Основные недостатки касаются законодательных требований, направленных на защиту наиболее уязвимых групп населения и регулирование химических веществ, вызывающих особую озабоченность, обучения и подготовки, оценки риска и политики по его снижению, реагирования на чрезвычайные ситуации, оценки их долгосрочных последствий для здоровья, включая трансграничные аспекты, охраны здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях. Кроме того правительства и региональные организации Европейского региона ВОЗ сталкиваются с новыми проблемами, такими как оценка воздействия химических смесей, химикатов в потребительских товарах, химических веществ, воздействующих в чрезвычайно низких концентрациях, кумулятивных эффектов.

Активная политика и действия сектора здравоохранения необходимы для обеспечения защиты населения от неблагоприятного воздействия химических веществ. Основой для планирования таких действий могут служить рекомендации, подготовленные Европейским региональным бюро ВОЗ в сотрудничестве с национальными экспертами в области химической безопасности.

Ограничение ответственности. Авторами статьи являются сотрудники Европейского регионального бюро ВОЗ. Только авторы несут ответственность за мнения, высказанные в данной публикации, и эти мнения не обязательно отражают решения или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.

Благодарности. Авторы благодарят национальные контакные центры по вопросам охраны здоровья населения в области химической безопасности государств-членов Европейского региона ВОЗ за вклад в исследование ВОЗ и обоснование приоритетных действий в области химической безопасности.

Л итер ату р а (пп. 1-4, 8, 9 - см. References)

5. Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья. Европейское бюро ВОЗ; 2010. URL: http://www. euro . who . int/m/who-we-are/policy-documents/parma-declaration-on-envi-ronment-and-health (по состоянию на 16 апреля 2013 г.).

6. Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA.63.26 об улучшении здоровья путем рационального регулирования устаревших пестицидов и других устаревших химических веществ, и WHA.63.25 об улучшении здоровья посредством обеспечения безопасного и экологически обоснованного удаления отходов. ВОЗ. URL: http://apps .who . int/ gb/or/e/e_wha63r1.html. (по состоянию на 16 апреля 2013 г.).

7. Международные медико-санитарные правила. ВОЗ; 2005. URL: http://www.who . int/ihr/9789241596664/ru/index.html (по состоянию на 16 апреля 2013 г.).

References

1. GCO - Global Chemicals Outlook. Towards sound managements of chemicals. WHO/UNEP; 2012. URL: www.unep.org/.../ The%20Global%20Chemical%20Outlook_Full%20... (on April 16, 2013).

2. State of the science of endocrine disrupting chemicals - 2012. WHO/UNEP; 2013. URL: http://new.unep.org/hazardoussub-stances/UNEPsWork/EndocrineDisruptingChemicalsEDCs/ tabid/79616/Default.aspx (on April 16, 2013).

3. SAICM. Third Session of the International Conference on Chemicals Management (ICCM3): Meeting report. Nairobi, 17-21 September 2012. WHO/UNEP; 2012. URL: http://www.saicm. org/index.php?option=com_content&view=article&id=96&Item id=485 (on April 16, 2013).

4 . Pruss-Ustun A., Vickers C., Haefliger P., Bertollini R. Knowns and unknowns on burden of disease due to chemicals: a systematic review. Environ. Health. 2011; 10: 9. URL: http://www.eh-journal.net/content/10/1/9 (on April 16, 2013).

5. Parma Declaration on Environment and Health. European Office WHO; 2010. URL: http://www.euro.who.int/ru/who-we-are/pol-icy-documents/parma-declaration-on-environment-and-health (on April 16, 2013).

6. World Health Assembly resolution WHA.63.26 about improving health through sound management of obsolete pesticides and other obsolete chemicals and WHA.63.25 the improvement of health through safe and environmentally sound disposal of waste. WHO. URL: http://apps.who.int/gb/or/e/e_wha63r1.html. (on April 16, 2013).

7. Health Regulations WHO; 2005. URL: http://www.who.int/ ihr/9789241596664/ru/index.html (on April 16, 20130).

8. Guidance for poison control. ВОЗ. URL: http://www.who.int/ ipcs/publications/training_poisons/guidelines_poison_control/ en/ (on April 16, 2013).

9. Health aspects of chemical safety: Strategic directions for action of the WHO Regional Office for Europe: Meeting report. 2012. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ file/0019/184402/e96794.pdf (on April 16, 2013).

Поступила 19.05.13

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.