Научная статья на тему 'Потенциал фамилистической культуры религии: социально-андрологический аспект'

Потенциал фамилистической культуры религии: социально-андрологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТЕИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович

Рассматривается возможность использования потенциала традиционных российских религий в процессе семейно-репродуктивной социализации молодежи. Отмечается огромное значение, которое придают православие и ислам ценностям семьи, родительства и детности. Актуализирована роль мужчин в создании семьи и воспроизводства населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Potential of Family Culture of the Religion: Social and Andrology Aspect

There is a possibility of traditional Russian religions potential considered in the process of family and reproductive socialization of the youth. Great significance, which Orthodoxy and Islam attach to the family, parenthood and childhood values is highlighted. The role of men in the process of family creation and population reproduction is actualized.

Текст научной работы на тему «Потенциал фамилистической культуры религии: социально-андрологический аспект»

УДК 316.74

Потенциал фамилистической культуры религии: социально-андрологический аспект

Маеляутдиное И.С.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии

Камской государственной инженерно-экономической академии

Рассматривается возможность использования потенциала традиционных российских религий в процессе семейно-репродуктивной социализации молодежи. Отмечается огромное значение, которое придают православие и ислам ценностям семьи, родительства и детности. Актуализирована роль мужчин в создании семьи и воспроизводства населения.

Ключевые слова: религия, теизм, социальная ответственность, демография, фамилистическая куль-

Перемены современной России нередко разворачиваются в контексте диссоциации различных сторон социально-экономической и духовно-культурной жизни. «Неутешительные результаты проведенных реформ, приведших к резкому имущественному расслоению, потере многих нравственных ориентиров и общественно-полезных критериев, к социальной обездоленности миллионов, распространению алкоголизма, наркомании, физически нездоровых людей, угрозе депопуляции, особенно опасных для России с ее огромными территориями» [1, с. 10]. «В 90-е годы особенно резко обнаружился комплекс негативных явлений в сфере семьи и воспроизводства населения: снижение численности населения страны, резкое падение рождаемости, рост смертности и снижение средней продолжительности предстоящей жизни, рост разводимости и падение брачности и т.п., острота которых дает основание исследователям говорить о вступлении России в эпоху демографического кризиса». По предварительным данным переписи в 2010 г., население РФ с 2002 по 2010 гг. сократилось на 2 млн. человек, несмотря на положительный прирост за счет мигрантов около 10 млн. «Страну охватил процесс депопуляции, который в настоящее время рассматривается как вырождение российской нации. Такая ситуация является логическим итогом долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института» [2]. Прошедшая в Казани Третья Всероссийская научная конференция, посвя-

щенная демографическому кризису, его причинам, факторам и путям преодоления, является ярким подтверждением, указывающим на актуальность данной проблемы [3; 4].

Фактически большая часть социальных патологий общества так или иначе связаны с семейными отношениями ее членов, социально-демографической безответственностью супругов: насилие и криминал, наркотики и алкоголь, нежелательные беременности и психические расстройства. Неблагоприятные условия воспитания в неполных семьях в решающей степени возникают с утратой одного из супругов, как правило, потерей отца, а в полных - с самоустранением родителей от семейных забот и воспитания детей. В контексте сложившейся острой демографической ситуации особый интерес представляют многодетные родители. Можно предположить, что они обладают наиболее ярко выраженными интересующими нас характеристиками: ориентация на семью, потребность в детях, социально ответственное родительство. Достаточно отметить, что для элементарного замещения поколений необходимо наличие у половины российских семей троих и более детей [5]. Представляет научно-практический интерес исследование процессов эволюционной социализации членов многодетных семей: мальчик-юноша-отец, девочка-девушка-мать, практики отцовства и материнства в многодетных семьях и механизмы воспроизводства репродуктивного поведения молодежи [6].

В создавшихся условиях основной целью современной демографической политики Российского государства является возрождение семьи как социального института, перестройка всей общественной структуры ради интересов семьи, ее воспроизводственных функций. Правительством ведется «предметная конкретная работа» по улучшению демографической ситуации в нашей стране. С 1 января 2007 г. вступили в силу несколько «концептуально важных» законов в этой сфере, результатом которых явилось введение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, увеличение пособий семьям с детьми, разрабатывается система поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и др., 2008 г. был объявлен Годом семьи. Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Жилище» дают свои первые позитивные результаты. Достигнутый в 2010 г. уровень регистрации рождаемости на 5 % выше уровня 2009 г. Однако только экономические методы не способны изменить социально-демографическую направленность развития общества, необходима также эффективная молодежная политика, учитывающая устойчивое формирование ценностей семьи, родительства и детей в сознании подрастающего поколения, т.к. именно молодежь, бесспорно, играет определяющую роль в решении животрепещущих демографических проблем.

Изменение национального менталитета, семейно-репродуктивная социализация молодежи становятся важными факторами возрождения фамилистической культуры общества (В.М. Медков). Традиционные институты социализации, такие как семья и школа, испытывают кризисное состояние, связанное как с влиянием глобализации в общемировом контексте, так и со значительными социальными трансформациями, проходящими в российском обществе. В условиях возрождения роли религии и значительных масштабов конфессиональной социализации молодежи целесообразно использование потенциала религии в процессе семейно-репродуктивной социализации. «Российская молодежь находится в состоянии интенсивного религиозного поиска. Иными словами, российская... молодежь представляет собой поколение, вовлеченное в духовный поиск, поколение, активно ищущее собственную религиозную идентичность» [7]. Во всех традиционных российских религиях, в частности в православии и исламе, придается огромное значение ценностям семьи, ро-дительства и детности, религия способствует созданию и укреплению семейных основ. Между тем, по данным опросов 2003 г., среди молодежи 20-30 лет только 3 % респондентов считают семью жизненной ценностью. Для остальных основными жизненными ценностями являются любовь, карьера и деньги. Более оптимистичную картину представляет собой отношение к разводам в молодежной среде: 224

72 % респондентов не являются их сторонниками и только 7 % респондентов считают, что воспитание в неполной семье никак не отражается на ребенке. Однако при этом молодые люди не торопятся вступать в официальный брак и заводить детей. 60 % исследованных предпочитают строить временные отношения, их устраивает «гражданский» брак, т.к. создание полноценной семьи сопряжено с решением серьезных финансовых проблем [8, с. 31-37].

Можно предположить, что конфессиональная социализация молодежи способна в значительной степени изменить ситуацию. Поддержка института семьи, материнства и детства является важной составной частью Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 г. [9]. Позиция ислама по вопросу института семьи также очень четкая. Создание семьи с целью продолжения рода и воспитания достойного потомства является одной из пяти основных задач мусульман [10]. Татарстан является одним из ведущих регионов России по уровню социально-экономического развития. Для республики характерно устойчиво-гармоничное межэтническое и межконфессиональное взаимодействие. К тому же в июле 2008 г. в Татарстане принята «Комплексная программа демографического развития до 2010 г. и на перспективу до 2030 г.». В рамках программы реализуются семь основных проектов. Это - снижение смертности, повышение числа браков и снижение числа разводов, стимулирование рождаемости, развитие института семьи, программа занятости, миграционная политика и медицинский проект. В итоге к 2020 г. планируется увеличение численности населения на 5,3 %, а рождаемость должна вырасти на 28 % [11].

Определенный интерес представляет гендерный аспект рассматриваемой проблемы. Бытует мнение, что все, связанное с рождаемостью, целиком и полностью зависит от физического и духовно-нравственного здоровья женщины - будущей матери. Однако на самом деле это совершенно не так. Можно считать доказанным, что из ста бездетных пар 40-50 % не имеют детей по причине мужской «несостоятельности», что связано с влиянием различных вредных факторов условий труда стрессовых ситуаций на репродуктивное мужское здоровье, что в решающей степени объясняется безразличным отношением юношества, молодых мужчин к своему физическому здоровью. К примеру, Казанский лечебно-диагностический центр «Фарм-Т» в 2007 г. с 16-31 октября проводил благотворительную акцию «Мужское здоровье». Обратившиеся сюда могли бесплатно пройти ультразвуковое обследование. Из миллионного населения на прием пришли не более 150 мужчин. К этому же можно отнести довольно позднее «мужское» созревание для создания семьи, желание сделать сначала карьеру, решить жилищ-

ную проблему - все это вынуждает мужчину откладывать «на потом» создание семьи или, по крайней мере, рождение детей. В данном контексте отрадно отметить, что в 2009 г. в Республике Татарстан создана общественная организация «Союз отцов». В ряде школ Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска функционируют сообщества отцов семей, одной из задач которых является формирование и воспитание юношей к выполнению роли отцовства, осознанное и целенаправленное становление у молодежи чувства репродуктивной ответственности перед своей семьей, родом, этнической общностью и страной.

Литература:

1. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: ИС РАН, 2008. - 415 с.

2. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. -М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

3. Медков В.М. Демография. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

4. Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы конференции.

- М.: Научный эксперт, 2009. - 839 с.

5. Почему вымирают русские / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. - М., 2004. - 288 с.

6. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие для вузов. - М.: Дашков и К, 2007. - 232 с.

7. Посадский А.В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований истратегические перспективы развития духовного просвещения в России.

- URL: http://pokrov-forum.ru/science/prav_phil_ kult/statia/molodej_rossii-s1 l.php

8. Валиева Г. Семья и ее роль в воспитании человека // Актуальные проблемы социализации студентов в условиях обновляющегося социокультурного пространства / Материалы первой научно-практической конференции студентов / Под. ред. Г.Е. Поповой, Э.С. Баевой. - Казань, 2004. - С. 31-37.

9. Капалин А.М. Социальная деятельность приходов Тобольско-Тюменской епархии // Социс.

- 2007. - № 10. - С. 113-117.

10.Татары и Татарстан в ХХ - начале XXI веков (эт-ностатистика). - Казань: Институт истории АН РТ, 2007. - 124 с.

11.Демография на весах экономики // Республика Татарстан. - 2008. - 24 июля. - URL: http://www. rt-online.ru/articles/147-148/ (дата обращения 25.05.2011).

The Potential of Family Culture of the Religion: Social and Andrology Aspect

I. Mavlyautdinov The Kamsky State Engineering-economic Academy

There is a possibility of traditional Russian religions potential considered in the process of family and reproductive socialization of the youth. Great significance, which Orthodoxy and Islam attach to the family, parenthood and childhood values is highlighted. The role of men in the process offamily creation and population reproduction is actualized.

Key words: religion, theism, social responsibility, demography, family culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.