Научная статья на тему 'Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков'

Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1437
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ПОДРОСТКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ART THERAPY / TEENAGERS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Т. В.

В статье раскрывается потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков. Выделяется потенциал в развитии творческого начала подростка, и способности выражать свои эмоции и чувства в процессе творчества; при работе со страхами и снятии нервно-психического напряжения; в создании ситуации успеха; в качестве эффективного средства установления отношений и новых форм коммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY POTENTIAL IN AESTHETIC DEVELOPMENT OF TEENAGERS

This article deals with the art therapy potential in aesthetic development of teenagers. The potential in development of the creative beginning of the teenager, and ability to express the emotions and feelings in the course of creativity is allocated; at work with fears and removals of psychological pressure; in creation of a situation of success; as an effective remedy of an establishment of relations and new forms of communications.

Текст научной работы на тему «Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков»

УДК 373.1:371.8

Т.В.Леонтьева

ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

В статье раскрывается потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков. Выделяется потенциал в развитии творческого начала подростка, и способности выражать свои эмоции и чувства в процессе творчества; при работе со страхами и снятии нервно-психического напряжения; в создании ситуации успеха; в качестве эффективного средства установления отношений и новых форм коммуникаций.

Ключевые слова: арт-терапия, подростки, эмоциональное развитие, эмоции, художественно-творческая деятельность.

T.V.Leontieva ART THERAPY POTENTIAL IN AESTHETIC DEVELOPMENT OF TEENAGERS

This article deals with the art therapy potential in aesthetic development of teenagers. The potential in development of the creative beginning of the teenager, and ability to express the emotions and feelings in the course of creativity is allocated; at work with fears and removals of psychological pressure; in creation of a situation of success; as an effective remedy of an establishment of relations and new forms of communications.

Key words: art therapy, teenagers, emotional development, emotions, creative activity.

Эмоциональное развитие подростка может протекать по-разному, в зависимости от множества субъективных факторов. Спектр эмоциональных проблем в подростковом возрасте чрезвычайно велик. В последние годы эмоциональному развитию посвящали свои работы Хлевная Е.А., Штроо ВА., Киселева Т.С. (возможности развития эмоционального интеллекта) [8], Степанов И.С. (Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности) [6], Гоулман Д. (Эмоциональное лидерство) [2], Леонова О.И. (Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах) [4]. Все авторы утверждают, что эмоциональному развитию надо уделять особое внимание. Поэтому поиск оптимальных средств развития эмоциональной сферы подростков является актуальным. Арт-терапия, на наш взгляд, может стать одним из наиболее естественных путей эмоционального развития подростков, поможет им научиться выражать свои эмоции и контролировать их, а также снять психическое напряжение.

Проблему использования арт-терапии в школе изучали такие педагоги, как В.ПАнисимов, Т.И.Бакланова, А.Воронова, Т.А.Добровольская, Т.С.Комарова, Ю.Красный, И.Ю.Левченко, Л.Д.Лебедева, Е.А. Медведева, Н.М.Сокольникова, Вальдес Одриосола М.С. и др. Механизмы воздействия искусства исследовали психологи: К.Юнг, Э.Сеген, В.Вундт, О.Декроли, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, В.И.Петрушин А.И. Граборов, В.П.Кащенко, Э.Сурно, Зинкевич-Евстигнеева и др. Однако до сих пор потенциал арт-терапии в эмоциональном развитии подростков используется недостаточно. Поэтому необходимо не только теоретически изучить данную проблему, но и на практике реализовать программу эмоционального развития подростков средствами арт-терапии.

Итак, на современном этапе термин арт-терапия означает «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» [5]. Арт-терапия предполагает широкий выбор техник: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, драмотерапия, музыкотерапия, изотерапия и т.д. При этом выбор арт-терапевтических средств также велик. Например, в изотерапии можно использовать не только краски и карандаши, но и восковые мелки и пастель. Всё зависит от возраста участников, предпочтений их в области искусства, готовности к эмоциональному самовыражению.

Для использования арт-терапии при работе с подростками не обязательно обучать их рисовать профессионально или заставлять учить музыкальную грамоту. Можно просто, взяв ручку, карандаш или музыкальный инструмент, с их помощью попытаться выразить то, что чувствуешь. Искусству терапии принадлежит роль естественного проводника переживаний. С помощью произведений искусств подросток может научиться не только выражать свои эмоции, но и управлять ими, а для подросткового возраста это особенно важно. Таким образом, арт-терапия может применяться как средство гармонизации развития подростка.

Современный подросток нуждается в бережном отношении и целостном подходе к развитию его личности, особенно к развитию эмоциональной сферы. Психологические и психосоматические проблемы присущи многим современным подросткам, решить их в мягкой форме может арт-терапия, так как она даёт возможность увидеть человека в целом. Достоинство арт-терапии в том, что она ориентируется,прежде всего на внутренний потенциал, присущий каждому подростку, помогает ему выразить свои мысли и чувства, настроиться на творческий лад. При этом принимает подростка таким, каков он есть, вместе со свойственными ему противоречиями и терзаниями, помогает привести всё в гармонию. Проведение занятий с подростками способствует его обеспечению социально приемлемым способом выхода агрессии и других негативных состояний, развитию чувства внутреннего контроля и воображения и повышению самооценки.

Рассмотрим потенциал арт-терапии в эмоциональном развитии подростков. Во-первых, арт-те-рапия не только способствуют развитию творческого начала подростка, но и помогает с помощью творческого процесса выражать свои эмоции и чувства. Творчество является неотъемлемой частью подросткового периода. Многие

подростки, часто неосознанно, пытаются выразить свои чувства и эмоции с помощью творчества. С одной стороны, с его помощью подростки самовыражаются, с другой, снимая эмоциональное напряжение, осознают радость жизни. С точки зрения представителей гуманистического на-правления, «коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я» [7, с.236]. Арт-терапия помогает подростку разобраться в своих чувствах.

Применяя в арт-терапии художественную деятельность, необходимо учитывать тот факт, что она может быть спонтанной. Не надо требовать от подростка соблюдений каких-то норм и правил, которые характерны при занятии профессиональной деятельностью. Подростку предоставляется полная свобода творчества. Важен сам процесс и те продукты творчества, которые помогают обнаружить проблемные зоны в развитии подростка. Необходимо поощрять подростка к выражению внутренних переживаний, не обращая внимания на способ их выражения. Обучение подростка регулированию своих эмоциональных состояний, умению свободно выражать свои эмоции и чувства является важной частью эмоционального развития его личности.

Во-вторых, арт-терапия может оказать помощь при работе со страхами. Многие подростки испытывают различные страхи: страх публичного выступления, страх одиночества, страх быть «белой вороной» и многие другие. Арт-терапия способствует преодолению многих страхов, где один из способов работы - это изображение своего страха на бумаге [3]. Творчество здесь выступает трансформирующей силой, помогая подростку преодолевать состояния страха. Переложив свой страх на бумагу, подросток может делать с этим рисунком все, что угодно: сжечь, разорвать на куски или избавиться от него любым другим способом. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутренних зажимов, выявление неожиданных творческих способностей.

Подросток часто не может точно сформулировать то, что его тревожит, поэтому использует простые предложения, например: «меня никто не любит» или «меня никто не понимает». При этом подросток не говорит открыто о своих переживаниях, но в его творческих работах можно увидеть истинную глубину его переживаний. Арт-терапия в данном случае выступает как наиболее мягкий метод работы с различными проблемами.

Арт-терапия помогает снять нервно-психическое напряжение, регулировать психосоматические процессы и моделировать положительное психоэмоциональное состояние, что может быть использовано в качестве воспитывающего элемента для эмоционального развития подростка. Характерной особенностью подростков бывает свойство «уходить в себя», поскольку они считают, что невозможно найти выход из какой-нибудь затруднительной для них ситуации. Арт-терапия же позволяет подростку легче преодолеть подобные трудности, когда подросток занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. Творчество помогает подростку сконцентрироваться на своих переживаниях и осознавать их. В творчестве возможно переосмысление событий, формирование своеобразной независимости.

Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой форме реконструировать все страхи и тревоги подростка и найти выход из ситуации, благодаря чему подросток учится управлять и контролировать свои эмоции. Поэтому арт-терапия с успехом может использоваться при работе с подростком, решая проблемы, связанные с функционированием эмоциональной сферы.

В-третьих, арт-терапия помогает создать ситуацию успеха. В занятии искусством очень важно, чтобы подросток чувствовал свой успех в этом деле. Многие подростки теряют веру в себя, в учебной деятельности. Вернуть эту веру помогает арт-терапия. Нельзя забывать о том, что цель любой деятельности - это достижение успеха в самореализации. Арт-терапия учит подростка ставить перед собой цели и добиваться желаемого результата. Если подросток научится свободно выражать и отображать свои эмоций, создавая уникальные рисунки или любые другие произведения искусства, к нему приходит уверенность в себе, поэтому и взаимодействие с миром может стать более конструктивным. Успех в творческой деятельности бессознательно переносится и на все остальные виды деятельности. Доброжелательное отношение к подростку, интерес к его творчеству, с одной стороны, снимает психологическую зажатость подростка, с другой - придаёт ему решимость для активных действий. Создавая что-то новое и необычное, подросток начинает верить в свою уникальность, ведь то, что он создаёт, может быть ни на что не похоже, и это лишний раз даёт подростку ощущение успеха. Подросток в состоянии провести простые аналогии: если можно решить творческие задачи, используя разные материалы и техники, посмотрев на проблему с разных точек зрения, то и любую сложную житейскую проблему можно решить, если подойти к её решению творчески, т.е. проявить гибкость. Таким образом, решая творческие проблемы, подростки не только находятся в творческом поиске, учатся гибкости, получают радость, они адаптируются к тем обстоятельствам, которые перед ними ставит жизнь. Немаловажным является и то, что интерес к результатам творчества со стороны окружающих повышает самооценку подростка, а значит он находится в ситуации успеха, что очень важно именно в этом возрасте. С точки зрения развития эмоциональной сферы важно научить проявлять гибкость,

уметь переключаться со своих отрицательных эмоций на положительные.

В-четвёртых, арт-терапия может быть использована в качестве эффективного средства установления отношений, т.е. одним из средств коммуникации. Средствами искусства подросток не только самовыражается, но и может больше узнать о себе и о других людях. Создание творческих произведений облегчает процесс коммуникации, помогая установить отношения со значимыми другими. Именно это есть то, к чему так стремится подросток и что часто подростку очень сложно сделать. Искусство выступает в роли особого языка, особой связи не только между людьми, но и между поколениями. Изучая, или просто используя знаковую систему искусства, подростки учатся общаться с помощью звуков, красок, движений, мимики, т.е. с помощью невербального общения. Такой новый опыт общения помогает наладить общение с другими людьми уже с помощью вербальных средств.

Подросток часто воспринимает мир как несовершенный, часто чужой его взглядам и мыслям. Он не может найти свое место в жизни, и это не даёт ему возможности нормально адаптироваться. В результате подросток не принимает общества, а общество не хочет воспринимать подростка таким, какой он есть. Поэтому характер взаимодействия со средой у подростка становится деструктивным. Изменить ситуацию можно. Наиболее продуктивный способ - это создание условий для полноценного развития подростка, включение в его жизнь гармонизирующих видов деятельности. Таким видом деятельности и является занятие искусством или любым творчеством. Так как в творческих работах отражена природа и способы взаимодействия с ней, подросток не только может увидеть естественные способы взаимодействия со средой, но и понять, в чём их гармония или противоречия. В контексте данной проблемы арт-терапия предлагает подростку выразить свои переживания, и рассказать о них не с помощью вербальных средств, а опосредованно - через произведения искусства. В этом случаи диалог будет строиться более открыто и, что очень важно, без принуждения. Очень важно, чтобы в процессе взаимодействия подросток научился не только сам выражать свои эмоции, но в процессе коммуникации обращал внимание на эмоции и чувства другого человека, научился понимать чужие эмоции и эмоциональные состояния, без чего невозможна ни одна коммуникация.

Таким образом, эмоциональное развитие с помощью арт-терапии проявляется в выведении переживаний во внешнюю форму через продукты художественной деятельности, а также через создание новых позитивных переживаний, через рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения. Творческая направленность занятий помогает научиться передавать свои эмоции, вовремя скорректировав выход агрессии и другие возможные отклонения. Творческий процесс способствует вытеснению, отрицательных эмоций, что особенно важно для подростков, не умеющих правильно выражать свои переживания и чувства. Также необходимо отметить, что при проведении арт-терапев-тических занятий в школе очень важно, чтобы подростки научились не только передавать свои эмоции, но и воспринимать чужие эмоции, откликаться на переживания других людей.

В качестве развивающего воздействия на эмоциональное развитие подростка нами была выбрана арт-терапия как наиболее доступный и эффективный метод в условиях школьного обучения, а также соответствующий возрастным особенностям подростков и не требующий значительных материальных затрат.

Литература

1. Анисимов В.П. Теоретические основы арт-педагики: монография. - Гамбург (Германия): LAP - Lambert Academic Publishing, 2012. - 327 с.

2. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева. - М.: Педагогика, 2000. - 213 с.

3. Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] / / Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2068.phtml (дата обращения: 05.04.2014)

4. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт /под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2012. - 285 с.

5. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.

6. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А.Л. Тертель. - М.: Проспект, 2006. - 248 с.

7. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] //

1. Anisimov V.P. Teoreticheskie osnovy art-pedagiki: monografija. - Gamburg (Germanija): LAP - Lambert Academic Publishing, 2012. - 327 s.

2. Lebedeva, L.D. Art-terapija v pedagogike / L.D. Lebedeva. - M.: Pedagogika, 2000. - 213 s.

3. Leonova O.I. Znachimye parametry jemocional'no-lichnostnoj sfery podrostkov v shkolah s raznoj stepen'ju psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy [Jelektronnyj resurs] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2011. №1. URL:

http://psyedu.ru/journal/2011/1/2068.phtml (data obrashhenija: 05.04.2014)

4. Metody art-terapevticheskoj pomoshhi detjam i podrostkam: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt /pod red. A.I. Kopytina. - M.: Kogito-Centr, 2012. - 285 s.

5. Stepanov I.S. Psihologicheskie uslovija formirovanija jemocional'nogo intellekta lichnosti: Dis. ... kand. psihol. nauk. Novosibirsk, 2010.

6. Tertel', A.L. Psihologija. Kurs lekcij: uchebnoe posobie / A.L. Tertel'. - M.: Prospekt, 2006. - 248 s.

7. Hlevnaja E.A., Shtroo V.A., Kiseleva T.S. Jeksperimental'noe issledovanie vozmozhnosti razvitija

Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №3. URL: http: / / psyedu. ru/ j ournal /2012/3/3018.phtml (дата обращения: 05.04.2014)

jemocional'nogo intellekta [Jelektronnyj resurs] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2012. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3018.phtml (data obrashhenija: 05.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.