УДК. 159.922.6
Л. А. Беляева
ПОСТРОЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье представлены актуальные вопросы, имеющие отношение к профессиональному самоопределению старшеклассников в школе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения в зависимости от личных особенностей субъекта. При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности старшеклассников представлено ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.
Ключевые слова: формирование «Я-концепции», профессиональное самоопределение старшеклассников, темперамент.
В психологической литературе выбор профессии рассматривается как достаточно длительный процесс, начинающийся задолго до окончательного профессионального определения и проходящий несколько этапов. Нет единой точки зрения о начале профессионального самоопределения, что связано с личностными особенностями субъекта самоопределения [1]. Тем не менее большинство авторов едины во мнении, что кульминация начального этапа профессионального определения приходится на старший школьный возраст, который является стержневым в построении самосознания.
Имеются различные трактовки понятия «самосознание». В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», но и здесь нет однозначности в его понимании [2]. Исследования «Я-концепции» осложняются отсутствием терминологического единства, неоднозначностью понимания ее структурных компонентов и, как следствие, недостаточной разработанностью методов ее изучения. В качестве традиционных методик изучения «Я-кон-цепции» можно выделить: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники. Наиболее известными методиками являются шкала «Я-конценции» Теннесси, шкала детской «Я-концепции», шкала самоуважения Розенберга, контрольные списки Г. Гоха, нестандартизи-рованные самоотчеты. Среди проективных техник для анализа «Я-конпепции» широко используются пятна Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление социального «Я». Как идеографический метод применяется техника репертуарных решеток Келли.
При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности старшеклассников целесообразно ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной. В качестве испытуемых выступили
20 человек, учащихся 10-го класса общеобразовательной школы № 28 г. Томска. Возраст испытуемых - 15-16 лет. 12 респондентов мужского и 8 -женского пола. В исследовании не ставится целью выявление гендерных различий в профессиональной направленности, в связи с чем проблема сбалансированности группы не возникает. Были использованы следующие методики: методика «Определение типа будущей профессии», автор Е. А. Климов [3]; методика Голланда; методика оценки сформированности «Я-концепции».
В результате диагностики [4] типа темперамента по методике Стреляу были получены следующие результаты: 30 % обучающихся - сангвиники, 25 % - холерики, 30 % - флегматики, 15 % - меланхолики.
Диагностика типа темперамента является важной частью профориентационной работы, так как позволяет определить соответствие избранной подростком профессиональной области особенностям функционирования его нервной системы. Темперамент, являясь отражением свойств нервной системы, практически не поддается изменению, и если в процессе профессиональной подготовки и самой деятельности можно скорректировать мотивационные компоненты профессионализма, развить необходимые способности и т. д., то несоответствие избранной деятельности типу темперамента, скорее всего, влечет за собой принципиальную неспособность к этой деятельности [5]. Рассмотрим далее, какие профессиональные ориентации имеют подростки с различными типами темперамента.
Исходя из полученных данных, всех испытуемых можно разделить на три подгруппы. В первую подгруппу отнесем тех, чьи профессиональные интересы четко сосредоточены в какой-то одной области. Во вторую подгруппу - респондентов, которые выделяют две или более профессиональных областей. В третью подгруппу - тех подростков, анализ результатов которых не позволяет выделить ни одной предпочитаемой области деятельности.
Численность этих подгрупп следующая: подгруппа -1 - 4 человека, подгруппа - 2 - 9 человек, подгруппа - 3 - 7 человек.
Таким образом, только 20 % испытуемых четко определили свои профессиональные интересы. Большая часть группы, а именно 45 %, интересуется двумя или более областями профессиональной деятельности, можно сказать, что данная часть респондентов пока определили только те виды деятельности, которые им не подходят. И наконец, большое число старшеклассников (35 %) не имеют ярко выраженных интересов ни в одной области. В этой подгруппе у испытуемых наблюдаются невысокие положительные и отрицательные оценки каждого вида профессий с преобладанием либо положительного, либо отрицательного отношения. Мы видим, что все испытуемые, характеризующиеся холерическим темпераментом, вошли в подгруппу лиц, имеющих несколько профессиональных направленностей. В то же время все меланхолики попали в подгруппу № 3. Число сангвиников и флегматиков в каждой из подгрупп примерно одинаковое. Эти данные позволяют сделать вывод о зависимости стихийного формирования профессиональной ориентации от типа темперамента.
Подростки, обладающие холерическим темпераментом, не могут однозначно выбрать одну из областей профессиональной деятельности, поскольку им интересно и то, и другое, и третье. Они не способны самостоятельно осуществить выбор и остановить свое внимание на какой-либо одной области. Их плохо поддающаяся контролю активность распространяется сразу на несколько областей. С другой стороны, эти подростки могут также быстро «остыть», их интерес к определенной области угасает так же быстро, как и формируется.
В качестве противоположного типа темперамента меланхолики вследствие инертности нервной системы и недостаточной силе процессов возбуждения также с трудом формируют профессиональную направленность, но по иной причине, чем холерики. Для меланхоликов трудность выбора связана не с многочисленностью интересующих их областей, а напротив, с недостатком интереса к любой области. Сангвиники и флегматики, обладающие более сбалансированной нервной системой, в этом отношении находятся в более выгодной позиции, однако и среди них существует большой процент подростков, так и не определивших для себя профессиональную ориентацию.
Далее рассмотрим, каким образом полученные выше данные согласуются с результатами тестирования по методике Голланда. Проведем разделение испытуемых на подгруппы по принципу, использо-
вавшемуся в методике Климова: подгруппа 1 -подростки, имеющие четкую профессиональную направленность; подгруппа 2 - относящиеся к двум и более типам; подгруппа 3 - испытуемые, которых сложно отнести к какому-либо типу.
В первую подгруппу вошли 7 испытуемых, во вторую - 8 и в третью - 5 человек. Сравнивая полученные результаты с результатами предыдущего теста, можно заключить, что создающаяся в ходе тестирования ситуация вынужденного и однозначного выбора заставляет учащихся более четко определять свою профессиональную направленность. Так, 35 % испытуемых можно с большой долей уверенности отнести к тому или иному типу, тогда как по результатам методики Климова только 20 % старшеклассников смогли четко определить свою профессиональную направленность. Самой многочисленной, как и в предыдущем случае, оказалась подгруппа 2, в которую вошло 40 % от общего числа респондентов. Подгруппа 3 сократилась по сравнению с предыдущей методикой на 10 % и в нее вошли только 25 % обследованных старшеклассников. В целом, несмотря на более оптимистичные, по сравнению с методикой Климова, результаты, полученные по методике Голланда, также продемонстрировали недостаточную сфор-мированность и осознанность профессиональных ориентаций испытуемых.
В случае полностью сформированной и четко осознаваемой профессиональной направленности между группами профессий по Климову и типами личности по Голланду должно существовать соответствие. Теоретически это соответствие выглядит примерно следующим образом: «человек-природа» - реалистичный тип, «человек-техника» - реалистичный тип, «человек-знаковая система» - интеллектуальный тип, «человек-художественный
образ» - артистический тип, «человек-человек» -социальный тип [3]. Естественно, что прямое отождествление этих классификаций невозможно, так как они составлены по различным основаниям, что проявляется в сопоставлении реалистичного типа по Голланду сразу двум сферам профессиональной деятельности по Климову [3], а также в принадлежности двух типов к одной профессиональной сфере (человек-знаковая система). Разница в социально-культурной ситуации создания этих методик обуславливает присутствие у Голланда предпринимательского типа, которому в методике Климова нет прямого аналога, так как профессий, связанных с этим типом, просто не существовало. Поэтому мы не будем рассматривать соответствие каждого типа по Голланду сферам профессиональной деятельности по Климову, а ограничимся сравнением состава подгрупп, выделенных по обеим методикам.
Из полученных результатов мы можем заключить, что степень согласованности достаточно неоднозначна. В подгруппу 1 по обеим методикам попали 3 человека, что составляет 75 % от численности этой подгруппы по Климову и только 43 % от численности по Голланду. Число испытуемых, попавших во вторую подгруппу по обеим методикам, - 6 человек, что составляет 67 % от численности этой подгруппы по Климову и 75 % от численности по Голланду. И наконец, подростков с наименее сформированной профессиональной ориентацией (подгруппа 3) по обеим методикам - 3 человека, что составляет только 43 % от численности этой подгруппы по Климову и 60 % от численности по Голланду. Таким образом, большая степень согласованности результатов обеих методик наблюдается только по второй подгруппе.
Далее проведем оценку сформированности «Я-концепции» старшеклассников как важнейшего фактора личностного самоопределения, частью которого являются и профессиональное самоопределение, и профессиональная ориентация.
Результаты диагностики степени сформированности «Я-концепции» показали, что высокая широта саморефлексии наблюдается у 5 испытуемых (что составляет 25 % от объема выборки), средняя - у 11 испытуемых (55 % от общего количества), низкая - у 4 респондентов (20 %). Высокая активность установки на будущее наблюдается только у 3 испытуемых (что составляет 15 % от объема выборки), средняя - у 9 испытуемых (45 % от общего количества), низкая - у 8 респондентов (40 %). Это свидетельствует о слабом представлении подростков о своей будущей жизни, недостаточной конкретизации жизненных планов, в таких условиях отсутствие четкой и осознанной профессиональной направленности является логичным следствием недостаточного личностного самоопределения. Высокая профессиональная направленность наблюдается у 5 испытуемых (что составляет 25 % от объема выборки), средняя - у 9 испытуемых (45 % от общего количества), низкая - у 6 респондентов (30 %).
Из исследования мы делаем вывод, что и по степени широты саморефлексии, и по уровню активности установки на будущее, и по степени сформированности профессиональной направленности самой многочисленной является группа испытуемых
со средним уровнем развития данных качеств. В то же время настораживают два обнаруженных факта. Во-первых, малочисленность подростков, отличающихся высокими показателями по данному тесту. Во-вторых, относительно большое количество лиц, характеризующихся низкими показателями. Так, по признакам активности установки на будущее и степени сформированности профессиональной направленности респондентов с низким уровнем развития данных качеств оказалось больше, чем с высоким. Между тем уже через полтора года после выпуска из школы этим подросткам предстоит сделать профессиональный выбор. Можно смело утверждать, что среднего уровня развития профессиональной направленности недостаточно для осознанного принятия правильного решения, а времени для самоопределения уже не будет.
Как показывают результаты исследования, методика Голланда, в которой испытуемые поставлены в ситуацию вынужденного выбора, располагает к более четкому выделению ими профессиональной направленности, что проявилось в составе подгрупп, выделенных по результатам этой методики. Однако и в этом случае обнаружено большое количество испытуемых, которые так и не смогли выбрать для себя определенного рода деятельности (в методике это проявляется через невозможность их отнесения ни к одному из профессиоти-пов).
В результате диагностики степени развития «Я-концепции» испытуемых было обнаружено, что большинство из них характеризуется средним уровнем ее развития [6]. Высоким уровнем развития характеризуется небольшое количество подростков, участвующих в эксперименте. В особенности это верно по отношению к степени активности установки на будущее. Как показывает сравнительный анализ, результаты диагностики профессиональной направленности по признаку числа социальных ролей, соответствующих исполнению профессиональных обязанностей, плохо согласуются с результатами методик Климова и Голланда. Это говорит о недостаточности не только профессионального, но и личностного самоопределения испытуемых. Результаты данного экспериментального исследования могут быть использованы в практике профориентационной работы с учащимися старших классов.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород: АО
«Новгород», 1993. С. 21.
2. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание II Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. С. 30-66.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
4. Психологическая диагностика в школьной профориентации: учебное пособие I Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во
УРАО, 2000. 304 с.
5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.
6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 19-26.
Беляева Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 11.12.2009.
L. A. Belyaeva
THE CONSTRUCTION OF «SELF-CONCEPTION» AS AN ESSENTIAL CONDITION OF VOCATIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS
The article presents the issues related to the vocational self-determination of school senior pupils. It considers the problems of vocational self-determination as consistent with the subject’s personal qualities. The case study of senior pupils vocational orientation is presented in terms of «self-conception», which is considered the determining factor of personal self-actualization including the vocational one.
Key words: construction of «self-conception», senior pupils vocational self-determination, temperament.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.