Научная статья на тему 'Построение систем менеджмента качества в проектных организациях строительного комплекса'

Построение систем менеджмента качества в проектных организациях строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таратута М. Г., Алексеев А. В.

Проблема управления качеством была актуальна на всех этапах развития российской экономики, но особую значимость она приобрела в период реализации концепции перехода России к устойчивому развитию. В условиях глобальной конкуренции оптимальным способом существования организаций является устойчивое развитие, учитывающее ответственность организаций перед обществом в части бизнеса, социальной политики, безопасности и охраны труда, природоохранной деятельности на системной основе, соответствующей мировым тенденциям опережающего развития международной стандартизации в области менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение систем менеджмента качества в проектных организациях строительного комплекса»

Таким образом, рациональное построение предприятия предполагает системный подход к его организации и соблюдение следующих основных принципов: реальность и соответствие целей создания и деятельности предприятия условиям хозяйствования; выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы; оптимальное сочетание видов (отраслей) деятельности и рациональный размер предприятия; организация рациональной структуры предприятия (общей и производственной), предусматривающей наиболее целесообразное территориальное размещение (расположение) производственно-хозяйственных факторов; рациональное сочетание в зависимости от условий крупноколлективных, мелкогрупповых, семейных и индивидуальных форм организации производства и труда, а также различных систем оплаты и стимулирования работников; наличие гибкой и динамичной структуры управления предприятием, обеспечивающей компетентное руководство хозяйственной деятельностью.

Эффективность функционирования предприятия в значительной мере зависит также от правильного сочетания экономических, административных, правовых и социально-пси-^ хологических методов при организации производственно-хозяйственной деятельности. В ь условиях рыночной экономики использование этих методов должно быть направлено на (□ обеспечение режима экономии материально-денежных затрат и повышение прибыльности предприятия.

^

z литература

Lß 1. Аврин С.А. Оценка баланса как инструмент оценки реального финансового состояния пред;> приятия // Экономический журнал. 2006. № 22.

2. Бабанов В.В. Новый подход к управлению ликвидностью // Банковское дело. 2006. № 3.

3. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия// Финансы. 2005. ¡^ № 7.

□ 4. Семёнов В.Г. Повышенная эффективность агропромышленного производства АПК // Эко-^ номика и управление. 2006. № 9.

О

ö I—

ф

I—

S

о а

ф-

I

>

ТАРАТУТА М.Г., АЛЕКСЕЕВ A.B.

£ построение систем менеджмента качества в проектных * организациях строительного комплекса

о а

< Проблема управления качеством была актуальна на всех этапах развития российской о экономики, но особую значимость она приобрела в период реализации концепции перехода ^ России к устойчивому развитию. В условиях глобальной конкуренции оптимальным спосо-о бом существования организаций является устойчивое развитие, учитывающее ответствен-о ность организаций перед обществом в части бизнеса, социальной политики, безопасности и

0 охраны труда, природоохранной деятельности на системной основе, соответствующей ми-$ ровым тенденциям опережающего развития международной стандартизации в области ме-^ неджмента качества. Мировым сообществом постоянно отслеживаются и разрабатываются

1 новые стандарты, например, ИСО 9004 с учетом устойчивого развития. Организации, имеюсь щие сертификаты на системы менеджмента качества (СМК), соответствующие требованиям ™ МС ИСО 9001 имеют потенциал для дальнейшей реализации концепции устойчивого развития | и стратегического совершенствования менеджмента организаций.

ф Современная версия МС ИСО 9001 базируется на восьми принципах TQM, в числе которых наряду с принципом системного подхода применяется процессный подход к управлению в о сочетании с совершенствованием качества продукции. Процессный подход к управлению ка-о чеством устанавливает ориентированную на производство процессную модель управления 0) качеством, главная цель которой - перестроить иерархическую структуру, являющуюся тор-

п

ш

мозом нововведений и присущую многим российским организациям. По данным Международной организации на декабрь 2006 в мире сертифицировано более 780 тыс. систем менеджмента качества (СМК) в различных секторах экономики 160 стран. Наибольшее количество сертификатов выдано в компаниях, производящих металлоизделия (12,8%), электрическое и оптическое оборудование (12%), в строительных организациях (10,2%). Потребность во внедрении СМК сегодня мотивируется государством, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» сертификация СМК входит составной частью в схему подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Авторами исследовано наличие систем управления качеством в четырех проектно-изыс-кательских организациях Краснодарского края. Данные проведенного анализа позволили сделать вывод, что внедрение систем на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, рекомендованное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 г. № 113 и Письмом Госстроя России от 01.06.99г. № 1836/6, не осуществляется, если какие-то процедуры и выполняются, то документально не оформлены.

В проектных организациях г. Краснодара сертифицировано две системы управления качеством по МС ИСО 9000. Системы менеджмента качества в данных организациях имеют ь потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо ввиду применения в щ организациях функционального менеджмента.

В рамках проведенного исследования авторами были выявлены причины, которые чаще ^ всего мешают организациям внедрять систему менеджмента качества. Для проектных орга- И низаций строительного комплекса основными причинами являются следующие: 1) недоста ток профессионального управления; 2) плохая информационная проницаемость вертикаль ных и горизонтальных каналов ввиду функциональной системы управления; 3) условность о баланса полномочий и ответственности; 4) нехватка финансовых средств; 5) устаревшее оборудование; 6) устаревшая НТД. На всех этапах разработки и внедрения СМК организа- ^ циям приходится нести существенные затраты, которые необходимо выводить из оборота. □ Это и финансирование специальных подразделений (рост фонда оплаты труда), и расходы на ^ консультирование, обучение, разработку и внедрение СМК. О

Между тем, при всех трудностях и проблемах внедрения СМК, соответствующие МС ИСО 0 9001, для российских организаций они являются эволюционной основой для реализации про- Ей цессного управления и дальнейшего совершенствования организационной структуры. В лю- § бых организациях существует иерархия бизнес-процессов. ^

Ключевыми бизнес-процессами в проектной организации являются производственные § процессы [3, 1]. Под производственным процессом в исследовании понимается совокупность > разноуровневых процессов (операций, действий, процедур) и взаимодействие между ними, 2 результатом (выходом) которых является продукция и/или услуги, поставляемые потреби- ^ телям, а входами - материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые вне- $ шними поставщиками. о

Таким образом, производственный процесс будет охватывать процессы жизненного цикла, о а также связанные с ними вспомогательные процессы и процессы менеджмента, входящие в состав деятельности организации. Это полностью согласуется с требованиями ИСО 9001. Ос- £5 новные бизнес-процессы жизненного цикла продукции в проектных организациях входят в £5 производственный процесс, состоящий из нескольких уровней процессов. Эти процессы диф- ^ ференцируются по виду переделов и связаны с проведением НИОКР, маркетинга; выполнением § инженерных изысканий; проведением технико-экономи-ческого обоснования; выполнением о архитектурно-конструктивной части проектирования; разработкой сметной документации; сдачей проекта заказчику; вспомогательными процессами, включающими менеджмент информации, подготовку работников и др.; управленческими процессами. Для организаций, участвующих в производственном бизнес-процессе, частными процессами являются составные элементы производственного бизнес-процесса, т.е. те подпроцессы, которые они выполняют.

В рамках выделенных бизнес-процессов определяются задачи, решение которых направ- о лено на достижение сформированных целей в стратегии организации и их взаимоувязку для ^ достижения оптимальной эффективности в процессном режиме [5]. ^

Формирование СМК в проектных организациях строительного комплекса в данном ис- § следовании базируется на процессном и функциональном подходах, согласование которых ^

о.

о ш

было проведено в рамках схемы (цепочки) процессов, определяющей их взаимодействие для реализации функций системы [2].

Следует отметить, что на практике СМК могут принимать разные формы, так как в каждом конкретном случае выход и, соответственно, тип преобразований и входящих процессов могут быть различны. Так, в проектной организации результатом, т.е. выходом, являются проекты на объекты; проектные работы - процессор; контракты, персонал, информация, требования, ресурсы - вход данной системы.

В соответствии с терминологией, приведенной в ИСО 9000:2001, под системой менеджмента качества понимается часть системы управления организацией, согласованной с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001. СМК должна быть органично встроена в существующую систему управления, базироваться на сложившейся структуре производственного и других разноуровневых процессов, учитывать существующие технологические, производственные и управленческие связи между различными разноуровневыми процессами. Для высшего руководства организации при формировании СМК принципиальное значение имеют следу-^ ющие вопросы: оценка объективной необходимости и целесообразности внедрения систем ь менеджмента качества и формирование модели менеджмента качества на основе выбранных (□ стандартов.

При разработке СМК следует учитывать и то обстоятельство, что модель СМК, соответс-^ твующая ГОСТ Р ИСО 9001:2001иллюстрируех концептуальные положения требований к системам менеджмента качества без привязки к отраслевым особенностям и отражает вза-^ имодействие четырех основных требований: ответственность руководства; менеджмент ре;> сурсов; процессы жизненного цикла продукци; измерение, анализ и улучшение; постоянное совершенствование СМК, содержащих другие разноуровневые процессы.

Взаимодействие различных уровней процессов и объединение в единую систему менеджмента позволяет вырабатывать единые для всей организации стандарты, методики, приемы □ и методы управления. В этом случае становится возможным создание единых документов и ^ проведение общих мероприятий по улучшению всех процессов.

О При построении системы менеджмента качества, по мнению авторов, прежде всего, необ-0 ходимо уделить внимание таким вопросам, как:

ф - определение стратегии и целей в области проектирования и разработки продукции на

о основе анализа миссии и видения организации; а ф

§ тей и ожиданий всех заинтересованных сторон, реализацию конкурентных преиму-

> ществ, используя СМК как средство повышения конкуренте способности и устойчивос-

5 ти развития организации;

а - разработка политики в области качества, направленной на удовлетворение потребнос-

I I

ф

разработка собственной структуры процессов с выделением основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, определение их последовательности при выполне-

££ нии и взаимодействии;

^ - идентификация запросов потребителей и заинтересованных сторон (на пример, со-о трудников, поставщиков, владельцев, общества) и их удовлетворение более эффектив-2 ным, чем у конкурентов, образом;

2 - маркетинговый подход к роли организации и освоению ею соответствующего сектора ^ в условиях конкуренции.

о Учитывая специфические особенности производства продукции, развития и функциони-о рования проектных организаций, авторы разработали модель системы менеджмента качест-^ ва на основе процессной структуры.

| Разработанная авторами модель СМК, так же, как и система управления организацией, о для которой она создается, имеет двухуровневую структуру и включает объект и субъект & управления. На нижнем уровне, на уровне объекта управления, в модели отражены все биз-5 нес-процессы, обеспечивающие по горизонтали выпуск проектной продукции; на верхнем о уровне - системные процессы управления СМК [4].

Организационно-методическими документами для формирования СМК, по мнению ав-§ торов, должны быть национальные стандарты ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ГОСТ Р ИСО 9004:2001. о Это обусловлено, прежде всего, жизненным циклом проектной продукции, состоящим из сле-00 дующих фаз: инженерно-экологические изыскания; технико-экономическое обоснование

проектных решений; проектирование; сдача проекта, а также тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере отражают требования общего менеджмента и указанных стандартов. При этом особую значимость представляет процессный подход в области менеджмента качества, который отражает процедуры, осуществляемые в реальном бизнесе и реализует горизонтальное управление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таратута М.Г. Построение интегрированных систем менеджмента качества с учётом экологических аспектов в организациях строительного комплекса. Ростов н/Д.: Изд-во СКН-ЦВШ, 2004.

2. Таратута М.Г. Системно-комплексный подход к проектированию интегрированной системы менеджмента качества. Ростов н/Д.: СКНЦВШ, 2004.

3. Таратута М.Г., Лункевич Н.М. Методические основы построения процессной структуры управления в организациях строительного комплекса с учётом экологических аспектов. Информационные ресурсы России. Краснодар: КЦНТИ, 2004.

П

4. Таратута М.Г., Лункевич Н.М. Построение организационной структуры интегрированной ь системы менеджмента качества. Информационные ресурсы России. Краснодар: КЦНТИ, щ 2003. Т

5. Файоль А. Управление - это наука или искусство. М.: Республика, 1992. ^

г ш

_ о

Тихонов К.С. ^

государственные гарантии инвестиций в системе мер □ расширенного воспроизводства электроэнергетики ш

¡2

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между бизнесом ю

и государством, предметом которого является предоставление частной компании прав поль- о

зования государственным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составля- ф

ющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При ^

этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти ^

выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого ^

соглашения. х

Благодаря соглашению о партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйс- & твующих субъектов - государства, которое обладает огромным потенциалом собственности,

и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффек- ^

тивные методы хозяйствования, которое имеет следующие преимущества [8]: о

- развитие конкурентных отношений в сфере производства общественных благ; 2

- применение современных подходов в управлении социальными институтами; ^

- повышение качества социальных услуг. ^ Одной из основных областей применения механизмов частно-государственного парт- о

нерства является сфера деятельности естественных монополий и, в частности, электроэнер- о

гетика. С 2000 г. электроэнергетика России находится в состоянии реформирования, в ходе ^

которого осуществляется формирование компаний, разделенных по видам деятельности, из- |

менение системы государственного регулирования отрасли, а также формирование конку- о

рентного рынка электроэнергии. т

«Энергетической стратегией России на период до 2020 года» прогнозировался прирост §

потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. в размере 46-50 млрд. кВтч, однако реальный ^

прирост оказался выше более чем в 1,5 раза и составил 73 млрд. кВтч. В некоторых регио- 1

нах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии оказался §

более существенным: в Ленинградской области - в 3 раза, в Калининградской области - в о

3,4 раза, в Москве и Московской области - в 3,8 раза, в Тюменской области - в 4,8 раза [2]. В О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.