Научная статья на тему 'Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности'

Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГИМНАЗИЧЕСКОГО УРОКА / PROJECT-DIALOGIC SPACE OF THE GYMNASIUM LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобок Александр Михайлович, Никонова Лариса Михайловна, Ярославцева Елена Николаевна

В работе описаны возможности проектного выхода за границы классно-урочной системы, когда содержанием урока все больше и больше становится не учебная предметность, которую учитель осваивает вместе с детьми, а развитие самой проектной активности и личностного потенциала и педагога и детей в рамках той или иной учебной предметности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобок Александр Михайлович, Никонова Лариса Михайловна, Ярославцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building design and dialogical space gymnasium lesson as the basis for the formation of an integrated children's and adult educational collectivity

This paper describes the project capabilities to go beyond the boundaries of class-lesson system, when the content of the lesson becomes not academic objectivity which the teacher develops with the children, but the development of the project activity in itself and personal potential, and the teacher and children in the framework of the or other academic objectivity.

Текст научной работы на тему «Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности»

ФГОС второго поколения

УДК 37.01

А.М. Лобок, Л.М. Никонова, Е.А. Ярославцева

J Ч

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА ГИМНАЗИЧЕСКОГО УРОКА КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ

образовательной коллективности

л_________________________________________________г

Аннотация. В работе описаны возможности проектного выхода за границы классно-урочной системы, когда содержанием урока все больше и больше становится не учебная предметность, которую учитель осваивает вместе с детьми, а развитие самой проектной активности и личностного потенциала и педагога и детей - в рамках той или иной учебной предметности

Ключевые слова: проектно-диалогическое пространство гимназического урока.

Abstract. This paper describes the project capabilities to go beyond the boundaries of class-lesson system, when the content of the lesson becomes not academic objectivity which the teacher develops with the children, but the development of the project activity in itself and personal potential, and the teacher and children - in the framework of the or other academic objectivity.

Keywords: project-dialogic space of the gymnasium lesson.

На протяжении ряда лет в МБОУ гимназии № 94 г.

Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [1, 4, 5, 6] совместно с образовательными учреждениями городов Екатеринбурга, Новоуральска, Первоуральска, Каменск-Уральска, Оренбурга, Тюмени и других территорий Большого Урала, ведется системная работа по формированию системы профессионального взаимодействия открытого проектно-сетевого типа [2, 3, 10, 11, 12, 13]. Создаваемая открытая сетевая образовательная система включает совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов. В подобных системах «... сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурснозатратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [3, стр. 41].

В рамках этой деятельности в гимназии была смоделирована и практически реализована сумма условий для содержательного самораскрытия каждого педагога, принимающего участие в работе проек-

тно-сетевой группы: было осуществлено определение ведущих проблемных зон и основных педагогических векторов гимназического развития [2, 3, 7, 8, 9]. В ходе работы, в частности, была обнаружена, предъявлена и описана ключевая проблематика гимназического развития как проблематика формирования гимназической воспитательной среды - целостного образовательного пространства, выстраиваемого в виде проектного пространства инициатив различных субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и родителей). В основу проекта был положен значительный опыт совместного детско-взрослого проектирования на базе гимназического инфоцентра, определенный опыт использования метода проектов в учебной деятельности педагогов гимназии, высокий уровень потенциальной инновационной креативности детско-взрослого гимназического сообщества и становящаяся система проектно-сетевого взаимодействия педагогов гимназии в рамках педагогического клуба. При этом был выявлен ряд продуктивных противоречий, на разрешение которых и был направлен моделируемый проект: противоречие между сознательными педагогическими установками на ученическую субъектность (и субъект-субъектное воспитательное взаимодействие педагога с учеником) и бессознательными педагогическими привычками к одностороннему

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

25

ФГОС второго поколения

процессу воспитательной деятельности в субъект-объектной парадигме; противоречие между открытым характером деятельности живого проектного взаимодействия - и закрытым характером воспитательного идеала; противоречие между количеством порождаемых в детско-взрослой проектной деятельности инициатив - и неготовностью педагогов и детей к их ответственной реализации; противоречие между количеством выдвигаемых инициатив - и ресурсными возможностями их реализации. Анализ описанных противоречий позволил выдвинуть концепцию целостного воспитательного пространства гимназии как пространства непрерывного проектирования и непрерывной реализации детских, учительских и родительских инициатив. Стратегический тезис данной концепции заключается в том, что непрерывное проектирование воспитательного пространства, в котором принимают активное деятельное участие все субъекты образовательного процесса - и учителя, и ученики, и родители - это и есть наиболее эффективная модель воспитания в современном смысле этого слова. Создается система, в которой принципиально нет и не может быть какой-то воспитательной законченности. В рамках проекта в 2008-2009 годах были разработаны и отобраны для реализации четыре основные группы проектных инициатив:

• подпроект мультимедийного школьного музея, ориентированный на архивацию школьной повседневности и призванный стать энергетическим центром развития гимназической проектно-деятельностной воспитательной среды;

• подпроект детско-взрослых пространств личностного самовыражения, направленный на создание условий для реализации идей школьной радиостудии, телестудии, звукозаписывающей студии, киностудии, театральной студии и школьного издательского центра;

• подпроект системы эстетических пространств и эстетических студий в рамках которого была разработана система сопровождения творческой деятельности учащихся в модельных культурных средах;

• подпроект системы открытых сред физического развития и релаксации, ориентированный на деятельность по созданию открытых сред физического развития и релаксации за границами узконаправленных физкультурно-спортивных секций;

Процесс реализации заявленных выше проектных инициатив достаточно быстро выявил новые группы проблем и противоречий:

• противоречие между обилием рождающихся идей и выраженным дефицитом времени, дефицитом возможностей по реализации этих проектных идей на относительно короткой дистанции одного учебного года. Чем более активные формы приобретало проектное взамимодействие педагогов и учащихся, чем большее количество новых идей вбрасывалось в процесс создания воспитательной среды на проектно-деятельностной основе, тем в большей степени становилось очевидно, что реализация этих проектов - это процесс, который должен быть рассчитан на долгие годы вперед, что речь должна идти не столько о программе одного года, сколько о стратегической линии развития

гимназии на достаточно долгую перспективу. Можно говорить лишь о первоначальном импульсе развития воспитательной среды гимназии на проектно-деятельностной основе;

• противоречие между обнаруживаемой у педагогов глубинной потребностью в открытом и инициативном проектном взаимодействии - и суммой различного рода учительских страхов и профессиональных привычек, которые загоняют в позицию пассивности определенную часть школьного коллектива.

Привычное поле учительской деятельности - это поле урока, построенного на стратегиях урочного планирования с заранее определенным учебным содержанием, а не открытое деятельностное взаимодействие, не открытое проектирование, когда результат проектирования не известен заранее. Открытое деятельностное проектирование предполагает, что результат этого проектирования открыт, не известен заранее, и это вызывает у части педагогов неуверенность в себе, желание спрятаться за привычные формы классно-урочного взаимодействия. Содержание классно-урочного взаимодействия в известной степени предопределено содержанием учебной программы и суммой освоенных педагогом методических приемов. Поэтому выход в ситуацию открытого деятельностного проектирования нередко вызывает у педагога обострение неуверенности в себе. Можно говорить о психологической неготовности у значительной части педагогов к проявлению проектной инициативности во внеучебном процессе. Налицо страх перед проектной публичностью. Идея деятельностного проектирования принимается как важная - но находится огромное количество психологических защит и поводов отказаться от активного участия в процессе реализации тех или иных проектов.

• Противоречие между традициями школьного учебного процесса, ориентированного на «закрытые», классно-урочные принципы трансляции учебного содержания - и объективно происходящим кризисом «закрытых» образовательных систем, ориентированных на трансляцию готового учебного содержания (в частности, системным кризисом классно-урочной системы, не выдерживающей столкновения с современными, открытыми информационно-игровыми пространствами как пространствами образовательной самореализации современного ребенка и подростка). Буквально на наших глазах происходит резкое увеличение разрыва между ресурсными возможностями традиционного урока, имеющего дело с априорно заданным учебным содержанием, с суммой заранее определенных целей - и открытыми культурноинформационными пространствами Интернета, в которых все больше и больше происходит реальное образовательное становление современного подростка, что вызывает острую необходимость изменения базовой философии школьного урока и создания прецедентов построения урочного взаимодействия и урочных траекторий на принципиально новых основаниях.

26

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

ФГОС второго поколения

• Противоречие между огромными культурно-информационными и образовательными ресурсами, которые становятся доступными благодаря современному техническом оснащению школ - и невозможностью освоения этих ресурсов в методическом формате традиционного, «закрытого» урока. Эффект «прокрустова ложа» традиционного урока, когда искусственно отсекается огромное количество современных образовательных возможностей.

• Противоречие между быстро развивающимся техническим оснащением гимназии, появлением значительного количества принципиально новых технических ресурсных возможностей - и психологическими напряжениями педагогов по поводу их собственных, человеческих психологических и временных ресурсов в плане освоения этих новых технических возможностей

Чтобы разрешить описанную группу противоречий, потребовалось осуществить принципиально новый проектный ход, связанный с стратегическим акцентом на трансформации того, что составляет базис педагогического мировоззрения учителя - трансформации Его Величества Урока. Началась работа по созданию условий для того, чтобы территория самого урочного пространства стала для педагога территорией проектно-деятельностного моделирования, территорией освоения открытых, деятельностных проектов, когда содержание не предопределено заранее, а рождается в процессе деятельного взаимодействия педагога с учеником. По сути дела идет речь о возможности разрушения традиционного урока в его классно-урочном статусе и об освоении пространства урока как пространства открытого проектно-деятельностного путешествия. Таким образом, в качестве программной стратегии дальнейшего развития гимназии была положена идея стратегического преобразования самого «тела» урока - отказ от традиционных методических схем и, в конечном счете, проектный выход за границы классно-урочной системы, когда содержанием урока все больше и больше становится не учебная предметность, которую учитель осваивает вместе с детьми, а развитие самой проектной активности и личностного потенциала и педагога и детей - в рамках той или иной учебной предметности.

Проектная задача заключалась в том, чтобы создать у педагога установку на переход от образовательной программы «закрытого» типа, когда учебное содержание известно заранее и урок разворачивается как учебная деятельность по освоению заранее известного содержания, к образовательным программам «открытого» типа, когда само содержание учебного процесса создается в процессе проектно-деятельностного взаимодействия педагога с детьми. Центральная проектная задача нового этапа - выход на идею урока как проекта. На идею урока как открытого проектно-диалогического взаимодействия учителя и учеников. Только преобразовав урок, найдя ресурс освобождения учительской энергии и перевода ее из «закрытых» схем урочно-тематического преподавания в открытые формы информационно-проектного диалога с культурой и детьми будут созданы условия

для построения полноценной образовательной перспективы, соответствующей современному пониманию образовательного процесса и способной в полной мере актуализировать гимназический педагогический потенциал.

Таким образом, решение проектной задачи трансформации урока из закрытого в открытое образовательное пространство, развитие проектно-диалогической составляющей урока, когда урок превращается все больше и больше в отурытое, креативное пространство - это стратегическая задача развития современного образовательного процесса и стратегическая программная задача разворачивания образовательного потенциала гимназии [4, 7].

Несомненным техническим условием для такого рода преобразования урока в современных условиях является активное использование в пространстве урока современной компьютерной техники и мультимедийных образовательных программ. Именно современная компьютерная техника, современные мультимедийные программы, современные ресурсы Интернета создают ту необходимую информационную избыточность, которая делает неизбежным выход педагога за границы традиционных, «закрытых» урочных схем. Задача постепенного преобразования урочного пространства в проектно-деятельностную форму, ориентированную на открытые типы образовательных программ, на интенсивное использование образовательных ресурсов современного типа (прежде всего обширных мультимедийных ресурсов), на приоритет деятельностного взаимодействия педагога с учеником «здесь и теперь» - это задача чрезвычайно высокого типа сложности, учитывая общую инертность общеобразовательной системы, укорененность традиционных форм урока и урочных методик, психологическую рискованность перехода от «закрытых» к «открытым» моделям преподавания. Вместе с тем, это тот переход, без реализации которого невозможно говорить о действительной модернизации образовательного процесса - и в масштабах страны в целом, и в масштабах отдельного образовательного учреждения. Переход к открытым, базирующемся на возможностях Интернета и мультимедийного сопровождения формам образования, преодолевающим традиционные конструкты урока - это приоритетная задача современного образования, и решаться эта задача будет не один год силами разных учебных учреждений. И чрезвычайно важно в этой связи определить степень зрелости гимназического организма для работы над этой задачей.

Можно говорить о целом ряде предпосылок и ресурсов, позволяющих говорить о том, что работа над решением этой задачи для коллектива МБОУ гимназии № 94 не только актуальна, но и реальна, то есть в достаточной мере ресурсно обеспечена. Среди ключевых ресурсов можно выделить следующие.

1. Сформированность в течение ряда лет особой гимназической атмосферы, особого гимназического духа, определяемого так называемыми «естественными доминантами гимназической жизни» - того, что естественным образом проявляется в нашей школьной повседневности, «прорастает» в деятельности

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

27

ФГОС второго поколения

учителей и их взаимодействии с детьми: доминанта человечности, доминанта понимания и доминанта развития.

2. Сформированность в гимназии системы особых инновационных педагогических подпространств, каждое из которых обладает своей философией, своей топологией, своим образовательным ресурсом:

• Многосубъектное классно-урочное пространство как пространство индивидуальных педагогических траекторий, прокладываемых учителями совместно с детьми и огромный педагогический опыт, накопленный педагогами гимназии в границах классно-урочной системы - опыт, который все более и более настойчиво требует выхода за эти границы

• Пространство проектного информационно-образовательного центра «Чтение и новые технологии», активно возделывающего идею проектного взаимодействия детей и взрослых по поводу культуры и осваивающий новейшие мультимедийные технологии за границами урочного процесса

• Пространство основанной на идее межкультурного диалога «Школы завтрашнего дня»

• Пространство Лаборатории вероятностного образования, на протяжении долгих лет осуществляющей уникальный образовательный проект, основанный на отказе от планово-урочной модели обучения и ориентированный на открытые путешествия по различным культурным мирам

• Пространство сетевого педагогического клуба, представляющего собой инновационную модель взаимодействия и сотрудничества педагогов разных учебно-предметных областей с целью выработки инновационной философии гимназии.

• «Пространства о будущем» - пространства совместного детско-взрослого проектирования гимназического развития, включая мощный проект школьного виртуального музея

3. Общая переориентация российского образования со знаниевого на компетентностный подход, что делает востребованным качественное преобразование урочного процесса в проектно-деятельностные формы.

Все это делает высоко реальным курс на стратегическое преобразование идеи гимназического урока, перевод его на проектно-диалогическую основу с интенсивным использованием современного мультимедийного потенциала.

Что касается рисков, то они связаны, прежде всего с общей инертностью образовательной системы, педагогической и психологической инертностью педагогов и родителей, недостаточным уровнем владения педагогами мультимедийной техникой, ограниченными временными ресурсами

Минимизация этих рисков связана с последовательным осуществлением следующих проектных шагов:

- описание существующего опыта урочной открытости в рамках надпредметных проектно-сетевых групп, включающих описание всех тех форм проектно-диалогического взаимодействия в процессе уроков, которые выводят урочный процесс за границы заданного напе-

ред содержания. (Открытое дискуссионное обсуждение возможностей и ресурсов деятельностного преобразования гимназического урока в рамках серии общешкольных педагогических советов и сетевых проблемных групп на базе инфоцентра гимназии. Описание и интерпретация разных урочных практик, реализуемых педагогами гимназии. Построение диалога различных урочных практик через надпредметно-сетевое взаимодействие педагогов. Выявление индивидуальных педагогических стилей, реализуемых учителями гимназии и их ресурсных возможностей в развитии проектно-деятельностной составляющей урока. Обсуждение проблем и достижений в педагогической практике в рамках методических советов и проектно-сетевых учеб стало традицией и послужило основой для создания цифровой методической копилки «Педагогическая инноватика».

- формирование у педагогов гимназии установки перехода от образовательной программы «закрытого» типа, когда учебное содержание известно заранее и урок разворачивается как учебная деятельность по освоению заранее известного содержания, к образовательным программам «открытого» типа, когда само содержание учебного процесса создается в процессе проектно-деятельностного взаимодействия педагога с детьми. В рамках сетевого медиаклуба реализуется программа психологических тренингов и арт-терапевтических занятий, которая способствует гармонизации внутреннего мира педагогов и создает позитивный психологический настрой в коллективе.

- исследование инновационных возможностей новых технических средств, способных повлиять на инновационное преобразование пространства урока. Освоение педагогами гимназии новых мультимедийных возможностей урока. В течение 2008-2009 гг сформированы учебные группы, в которых обучение происходит в процессе реального проектирования и апробации инновационных моделей урока. Создана группа поддержки гимназического сайта из числа гимназистов - продвинутых пользователей Интернета. Разрабатывается авторский блог инфоцентра гимназии в «Живом Журнале». Сформированы мобильные разновозрастные самообучающееся команды мультимедиа операторов - помощников учителей из числа гимназистов 9-11 кл для проведения Интернет-уроков.

- разработана система учебно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и педагогов, включающая доступ и обучение специализированным программам. В связи с этим актуальной задачей стало насыщение информационной среды гимназии новейшими образовательными CD-практикумами, виртуальными путеводителями и т. д., стимулирующими творческую деятельность. В интерактивном ресурсном центре установлено новое оборудование: SMART Board, система видео конференц связи. Были успешно проведены первые онлайновые уроки с лицеем № 130 г. Екатеринбурга, гимназией № 47 г. Новоуральска и т. д. Апробирован программный пакет Smart Ideas для творческого обучения.)

28

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

ФГОС второго поколения

- построение системы детско-взрослых проектносетевых учеб, ориентированных на использование открытых возможностей Интернета и мультимедийных ресурсов и формирование учебных микрогрупп, в которых обучение происходит в процессе реального проектирования и апробации инновационных моделей урока. Активно развивается сетевой политический клуб «Лидер» как орган самоуправления старшеклассников и нарождающейся институт гражданского общества. Гимназисты совместно с депутатами Областной и Городской Думы обсуждали самые острые вопросы и темы.

- Нужна ли школе религия?

- Патриотизм без экстремизма.

- Алкоголь и поколение next.

- Дедовщина в армии и др.

Открыт сетевой киноклуб «Х купе». Старшеклассники сами выбирают фильмы для просмотра, обсуждают их и по итогам обсуждения устраивают хеппенинги и перфомансы. Под руководством выпускников гимназии они осваивают программы видеомонтажа, технологии видеосъемки, снимают свое кино. Совместными усилиями выпускников и гимназистов гуманитарно-креативного профильного направления готовится к запуску телекоммуникационный проект «Studio-TV», включающий.

- создание вариативных моделей мультимедийного урока, реализуемого в сотрудническом взаимодействии педагогов и детей.

- сетевое знакомство с ресурсными возможностями создаваемых различными педагогами (в сотрудничестве с детьми) инновационных моделей мультимедийного урока

Налаживание сетевого механизма деятельностного взаимодействия с педагогами и старшеклассниками ОУ города по освоению и экспериментальной апробации новых моделей образовательной деятельности (ОУ № 130, 110, 76, 64) и др. Созданы условия для проектирования и предъявления широкой педагогической общественности промежуточных результатов инновационной деятельности по созданию вариативных моделей уроков, реализующихся в сотрудничестве педагогов и учащихся. В течение 2008-2011 гг. в рамках педагогических мастерских, мастер-классов, открытых творческих лабораторий для педагогов города и области были представлены первые модели уроков нового типа. Например:

Партнерский урок МХК «Создание авторского мультимедийного текста»

Учитель МХК И. А. Тихонова совместно с учащимся 11 А кл. А. Удиловым в качестве мультимедиа оператора.

В модели данного партнерского урока учащиеся осваивают технологии создания видеоклипа и игрового видеоролика. Учитель организует проектирование содержания творческих продуктов, а мультимедиа оператор консультирует учащихся в выборе изобразительно-выразительных средств, и, по сути, является равноправным партнером учителя. Обычно в роли мультимедиа оператора выступают выпускники гимназии и медиа специалисты. По модели партнерского урока строится преподавание элективных курсов «Основы

экранной культуры», «Формула творчества», «Виртуальный музей».

Студийный интегрированный урок МХК и литературы «Обломов нового времени», «Одиночество - это...», «Рок и Рэп: лирика протеста» и др.

Учитель литературы Б. М. Гэинбера, учитель МХК И. А. Тихонова.

Урок литературно-художественная студия формируют две составляющие: дискуссия и презентация творческих продуктов учащихся, уточняющих концептуальные основы этой дискуссии. Одно из самых важных достоинств такой технологии - она позволяет устанавливать нелинейную коммуникацию. Дискуссия проводится в разновозрастных группах, которые представляют свое видение проблемы и презентуют общий творческий продукт другим участникам дискуссии, а также гостям студии.

Плодотворность студийной формы определяется во многом поиском интересной, волнующей темы, которая обязательно продуцирует парадоксальные нравственно-философские и экзистенциальные проблемы, не имеющие однозначных решений. Результатом оказывается не столько решение проблемы, а сам процесс ее осмысления, проекция проблемы на явление искусства (литература, кинематограф, живопись, музыка, театр и т. д.) позволяет создать некий духовный универсус, благодаря которому возникает многоверсионная полифоничность понимания мира. Принципиально важным нам видится безграничный потенциал креативной самореализации каждого учащегося. В рамках студийных уроков учащиеся представили авторские мультимедийные тексты и арт-объекты. Проморолик к новой экранизации фильма «Обломов нового времени». Театр-экспромт по мотивам японских миниатюр. Лирический путеводитель по пейзажной лирики Лермонтова «И звезда с звездой говорит...» Креативный видеомонтаж «Форест Гамп. Печаль и радость одиночества». «Одинокий доктор Франкенштейн» хэппенинг по мотивам романа Мери Шелли.

Урок - видеоконференция

В гимназии освоена технология урока - видеоконференции, представляющая собой живой диалог нескольких аудиторий в режиме реального времени. В форме видеоконференции в 2008 г был проведен открытый урок чтения «Люди и герои». Телемост позволил легко и быстро обменяться данными, высказать свою точку зрения о природе героизма учащимся г. Новоуральска и двух екатеринбургских школ. Отсутствие «старения информации» и эффект присутствия «здесь и сейчас» позволили раздвинуть границы пространства и времени.

Урок по технологии «видеосендер»

Большие возможности по расширению масштаба урока заключены в освоенной нами технологии «видеосендер» - беспроводной передаче видеосигнала. Изображение из одного источника передается одновременно на несколько экранов, расположенных в удаленном доступе. Эта технология позволяет соединить несколько аудиторий в рамках здания школы в единое урочное пространство, в одной аудитории - идет дискуссия, в другой - лекция или мастер-класс.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

29

ФГОС второго поколения

С использованием технологии «видеосендер» были успешно проведены интегированные уроки истории и литературы «Гражданский подвиг декабристов», уроки МХК и литературы «Рок и рэп: лирика протеста» и др.

Новые алгоритмы подготовки к урокам

Интересен опыт апробации современных способов получения знаний в деятельности педагога начальной школы Н. С. Куимовой. Педагог разрабатывает новые алгоритмы подготовки к урокам на основе детсковзрослого партнерства. Дети совместно с учителем и мамами планирует будущие уроки, подсказывая учителю неожиданные проектные ходы. Эта содержательная деятельность происходит в неформальной обстановке.

Одним из условий формирования открытого детско-взрослого образовательного партнёрства и в то же время концептуально значимым результатом является возникновение продуктивной среды для многоуровневой коммуникации, креативного роста, личностной самоидентификации, психологического комфорта. Процесс образования перерастает рамки замкнутой системы. Таким образом гимназический урок трансформируется в креативное пространство.

Архивирование цифрового документооборота

6. Описание и архивирование новых форм детсковзрослой коллективности, возникающей в процессе совместной деятельности по разработке уроков открытого мультимедийного типа. Создание и развитие видеоархива уроков нового типа.

В ходе реализации программы развития педагогами и учащимися гимназии разработаны авторские информационные ресурсы, систематизированные в цифровые коллекции:

• «Педагогическая инноватика» (модули авторских уроков, презентации и т. д.)

• Виртуальный музей

• Школьная видеостудия

• Школьная радиостудия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Электронная газета «На острие пера»

• Школьное Интернет-телевидение «Studio-TV»

• Издательство «На острие пера»

• Арт-объекты учащихся гуманитарно-креативного направления

Цифровой архив гимназии «Праздники, будни, события» на mini DV-кассетах включает:

- описание и архивирование новых форм детсковзрослой коллективности, возникающей в процессе совместной деятельности по разработке уроков открытого мультимедийного типа.

- разработку концепции открытых образовательных путешествий на мультимедийной основе как прообраза образовательной практики принципиально нового типа.

1. Разработка новой концепции гимназического урока

Разработка новой концепции и критериев эффективности современного гимназического урока как открытого образовательного путешествия на мультимедийной основе и прообраза образовательной практики принципиально нового типа. В рамках проекта построения проектно-диалогического простран-

ства гимназического урока как основы формирования открытой детско-взрослой образовательной коллективности начата разработка новой философии современного урока, опирающейся на три основных доминанты:

Доминанта человечности: главное - не сколько ты знаешь, главное что ты человек. А это значит, что ты ценен для других и заслуживаешь уважения не за свои «знания умения-навыки», а просто за то, что ты есть -такой, какой ты есть.

Доминанта понимания: ребенок понимает взрослого тогда, когда взрослый понимает ребенка. Каждый на уроке имеет возможность быть услышанным и понятым.

Доминанта развития: сегодня мы не такие, как вчера. Завтра мы не такие, как сегодня. Человек есть по-настоящему человек только тогда, когда он развивается. Когда актуализирует свой личностный потенциал. Потому что мы есть не те, кто мы есть, а те, кем мы можем быть.

Критерии эффективности современного урока разрабатываются в гимназии с учетом индивидуальных результатов освоения и интерпретации знаний учащимися. Мы исходим из убеждения, что содержанием образовательной деятельности должно стать не воспроизводство знаний, а самостоятельное освоение информации под цели индивидуального развития, а затем и экспериментальная разработка учащимися собственных интеллектуально-творческих продуктов.

Современный гимназический урок эффективен тогда, когда освоение новых идей происходит через развитие творческих качеств мышления, поисковой, аналитико-синтетической деятельности. Получение новой информации осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями учащихся.

Разрабатывая свой авторский интеллектуальнотворческий продукт, ребенок опирается на свои склонности и способности, на то, что он хорошо умеет делать и что для него действительно важно. При этом он должен быть уверен, то, чем он занимается (домашнее задание, мини-проект, эвристическая задача или роль в школьном спектакле) имеет значение! Только в этом случае усвоенные знания саморазвиваются и продуцируют инновации.

В результате реализации проекта «Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности»

прогнозируются следующие результаты.

Для учащихся:

- возможность реализации и развития своей проектной инициативности по отношению к классно-урочному процессу

- создание новых, более интересных, насыщенных и современных форм организации учебного процесса

- возможность реализации принципа свободной инициативности как способ развития креативности

30

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

ФГОС второго поколения

- возможность реализация принципа ответственного проектирования как мощный инструмент воспитания и самовоспитания

- создание прецедентов мультимедийного урока и реализация возможностей открытых образовательных путешествий как современного способа получения образования.

- мощный импульс к развитию педагогической инноватики в урочной деятельности гимназии и стимул к развитию гуманистической составляющей всего учебного процесса: развитие коммуникационно-диалогической культуры, исследовательской культуры и культуры мышления, культуры самообразования и самовыражения и информационной культуры - как важнейших составляющих современного образовательного процесса

Для родителей:

- возможность более плотного и продуктивного взаимодействия с гимназией в рамках проектно-сетевых проектов

- более широкие возможности для деятельного диалога и деятельного участия в воспитательной и образовательной деятельности гимназии; возможности для формирования содержательного партнерства с педагогами гимназии

- возможность более глубокого и качественного взаимодействия со своими детьми по поводу образовательного процесса

Для учителей:

- развитие креативного потенциала и новые возможности реализации своей проектной инициативности на деятельной основе

- освоение новых (проектно-деятельностных) форм профессионального диалога с коллегами и учениками

- мощные импульсы и стимулы инновационного педагогического развития в пространстве проектно-сетевого взаимодействия по поводу создания и реализации концепции урока нового типа

- овладение искусством качественной презентации своего индивидуального педагогического стиля и своей индивидуальной педагогической деятельности

- возможность творческой педагогической реализации в новых образовательных условиях мультимедийно оснащенного урочного процесса

Для гимназии в целом:

- создание живого и динамического проектно-сетевого взаимодействия как основы творческого преобразования урочного процесса;

- создание принципиально новых форм учебной деятельности;

- повышение рейтинга и привлекательности гимназии в городе.

Для города и региона

- создание эффективной модели проектно-деятельностного урока, основанного на использовании современных мультимедийных технологий;

- разработка инновационных педагогических технологий освоения новых, компетентностных стандартов -стандартов второго поколения.

Литература

1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н, Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23

2. Борисенков В. П. Бродский Ю. С. Методологические основы гармонического сочетания традиций, опыта и новаций как фактор успешного развития образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5.

3. Гальковская И. В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5.

4. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

5. Давыдова, Н. Н., Суслов, А. А, Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45

6. Зворыгина Л. Ю., Давыдова Н. Н, Штейнберг О. Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 47-53

7. Лобок А. М. Проблематика инновационной деятельности

в экспликации к проблемному полю образовательной программы//Муниципальное образование: инновации

и эксперимент. - 2008. - № 1.

8. Лобок А. М. Проблематика образовательной программы и инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4.

9. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирова-ния//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

10. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 1.

11. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

12. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2012, № 1 (90), с. 56-64

13. Халемский Г. А. Педагогическое творчество в условиях школы-лаборатории как управляемый процесс // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2005 г, № 3 (33), с. 78-84.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.