Научная статья на тему 'Построение бизнес-модели и архитектурное проектирование интернет-магазина электронной техники'

Построение бизнес-модели и архитектурное проектирование интернет-магазина электронной техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2373
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ДЕРЕВО ФУНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Прокопова Н.С., Васильев Д.А.

В статье рассматривается проект интернет-магазина, который разработан с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, с учетом основных принципов автоматизации бизнес-процессов, что позволяет осуществлять планомерную и долговременную работу с сайтом без глобальных коррективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение бизнес-модели и архитектурное проектирование интернет-магазина электронной техники»

УДК 004.94

ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ И АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

© 2017 Н. С. Прокопова1, Д. А. Васильев2

1канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: Chernomordova@yandex. ru 2канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: vasilievd@list.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается проект интернет-магазина, который разработан с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, с учетом основных принципов автоматизации бизнес-процессов, что позволяет осуществлять планомерную и долговременную работу с сайтом без глобальных коррективов.

Ключевые слова: информационная система, архитектура предприятия, бизнес-модель, дерево функций.

Перед началом проектирования бизнес-модели интернет-магазина подробно рассмотрим характеристики выбранной предметной области.

Интернет-магазин будет проектироваться на базе действующего предприятия по продаже электроники, которое имеет иерархический уклад, используемый для коммерческих предприятий с большой организационной структурой управления (рис. 1)

Генеральный директор

Директор по лотстике

Начальник отдела закупок

Коммерческий директор

Фтанансоеый директор

Директор по персоналу

Начальник отдела продаж Директор магазина

т

Отдел продаж Начальник склада магазина

Продавец магазина

Директор по развитие

Заместитель генерального директора Начальник службы безопасности

t t

ИТ-отдел Служба безопасности

Отдел по работе с

Рис. 1. Структурная организация предприятия

Во главе предприятия стоит руководитель, которому подконтрольны следующие подразделения:

- финансовый отдел;

- логистический отдел;

- бухгалтерия;

- отдел кадров;

- юридический отдел;

- отдел стратегий развития;

- отдел службы безопасности.

Рассмотрим основные функции некоторых отделов и сотрудников.

Финансовый отдел контролирует поступление и расходование денежных средств предприятия в области технического обеспечения, реализацию товаров и работу поставщиков, транспортные и организационные расходы, обеспечивает эффективное и целевое использование технических и денежных средств, не допускает банкротства, расширяет границы партнерского сотрудничества.

Логистический отдел создан для успешной координации работы, планирует расходы и высчитывает бюджет, необходимый для планомерного и рационального использования сотрудниками в своей конкретной деятельности логистических информационных систем.

Отдел кадров рационально выстраивает систему трудового распорядка, которая направлена на формирование персонального использования потенциалов сотрудников на основе применения систем поощрения каждого человека на предприятии.

Юридический отдел отвечает за соблюдение законных прав и интересов сотрудников компании, а также контролирует законность всех сделок и взаимоотношений с партнерами [Пирогов 2003].

Отдел стратегического развития создан для формирования общего направления развития предприятия и формулировки целей и задач развития предприятия.

Цель отдела службы - соблюдение безопасных условий работы всех подразделений предприятия, предоставление необходимого уровня защиты сотрудникам всех уровней.

Менеджер по продажам осуществляет работу с клиентами в соответствии со стандартами обслуживания корпоративных клиентов компании.

Благодаря централизованной системе авторизации на рабочих станциях для обмена информацией в режиме реального времени, а также взаимодействиям сотрудников, эффективно работающих на удаленных рабочих местах, удается совмещать работу в различных операционных системах.

С помощью локальной сети, которая используется для совместной работы, значительно возросло количество информации, которая может обрабатываться одним сотрудником.

Используемые технологии позволяют работникам направлять, применять информацию и обмениваться ею в режиме реального времени для улучшения процесса принятия решений, сократить время отклика, большей согласованности и более продуктивного расхода времени и ресурсов [Молчанов 2010].

Блок-схема технической архитектуры предприятия представлена на рисунке 2.

Для построения ЛВС используются маршрутизатор ZyXEL GS-4024F, физически расположенный в серверной комнате, а также неуправляемые коммутаторы D-Link DES-1016A, расположенные в соответствии со схемой расположения сетевого оборудования, из расчета 1 коммутатор на 16 рабочих мест.

В сети выделено 2 сегмента:

- серверный сегмент;

- пользовательский сегмент.

Магазины

POS-компьютер Меда POS 3275

D-Link DI-80

Фискальный регистратор FPrint-02K

Internet

Билайн

KñK сотрудника? Nokia E7i

D-Link DCM-202

] Патч панель Маршрутизатор ZyXEL GS-4024F IBM x3550 Express Сервер БД IBM X3550 Express Файл-сервер IBM System Storage DS3200 IBM x3550 Express Почтовый сервер JAPC Smart-UPS 2200VA

Рис. 2. Структурная схема технической архитектуры предприятия

Доступ в Интернет организован по выделенной линии по технологии ADSL со скоростью до 10 мбит/сек.

В качестве ADSL-модема используется D-Link DCM-202. В состав серверной фермы входят следующие серверы:

- файловый;

- сервер баз данных;

- почтовый сервер;

- сервер управления.

Рассмотрим основные бизнес-процессы, которые происходят на предприятии в настоящее время (рис. 3).

А1

Учет продаж

Рис. 3. Характеристика процесса учета продаж

Таким образом, анализ данных о продажах, поступающих с торговых точек, необходимо классифицировать и обобщать для составления информации в окончательные отчеты с указанием экономических показателей продаж. Основным показателем выступает сумма прибыли от продажи продукции и количество продукции, продаваемой за определенный период времени [Кузнецов 2007].

Основные документы, содержащие важнейшие экономические показатели, полученные в процессе бухгалтерской обработки документов продаж, перечислены ниже:

- активность покупателей;

- продажи;

- долги;

- сводные отчеты;

- налоговая документация.

Рассмотрим недостатки, выявленные в процессе анализа существующей технологии планирования продаж:

- сложность процесса планирования;

- сложность формирования отчетов;

- недостаточная безопасность ПО;

- отсутствие автоматизированных рабочих мест;

- человеческий фактор;

- перегруженность баз данных лишней информацией;

- невозможность нормального учета оборудования;

- отсутствие средних звеньев контроля за сотрудниками;

- неудобные способы оплаты товаров.

Интернет-магазин должен быть интерактивным, то есть соответствовать следующим основным требованиям.

1. Разработанные динамические страницы генерируются серверными программами, а статические страницы должны представлять собой очень небольшой процент и содержать данные, которые не изменяются с течением времени, например информацию о деятельности или контактах.

2. Разработка динамических страниц происходит на основе информации, взятой из базы данных, которые практически всегда работают под управлением сервера и располагаются на серверном компьютере. Большая часть информации представлена в виде текстовых документов, что удобно для наполнения страниц сайта.

3. Контроль доступа позволяет разным пользователям иметь разные права при доступе к определенной информации, опубликованной на сайте, например, только обычные гости могут просматривать данные и только зарегистрированные пользователи могут вносить некоторые изменения, а системный администратор вправе осуществлять полный контроль за работой системы.

4. Реализация функции контроля доступа определяется набором вводимых данных ввода, для чего пользователю предлагается специальная страница, содержащая форму для заполнения персональных данных. Если имя и пароль присутствуют в базе посетителей сайта, серверная программа позволяет посетителю войти на сайт. В противном случае посетителю предлагается зарегистрироваться на сайте.

5. Обязательно наличие возможности регистрации на сайте с целью разграничения прав различных групп пользователей. Как правило, в большинстве российских развернутых интернет-магазинов посетитель заполняет регистрационную форму на специальной странице входа вверху, а затем предоставленные им сведения

автоматически записываются в базу данных системы [Предметно-ориентированные... системы 2007].

6. Важно, чтобы в разрабатываемом проекте высвобождалась память, выделенная для хранения данных после того, как посетитель пришел на сайт, хотя соответствующая запись в списке посетителей должна сохраняться. После каждого обращения к сайту необходимо освободить системные ресурсы компьютера-сервера для других посетителей. Для выхода из сайта посетитель обычно должен щелкнуть гиперссылку или использовать специальный выход со страницы сайта.

Система использует базы данных MySQL. База данных состоит из 10 основных таблиц. В таблице о товарах хранятся следующие данные:

- имя;

- категория;

- артикул;

- цена;

- размер скидки;

- вид налога;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фото;

- краткое описание;

- полное описание.

При заказе покупатель на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, заносится в таблицу покупателей:

- ФИО;

- адрес электронной почты;

- номер телефона;

- название страны;

- название города;

- название поля;

- значение почтового индекса;

- другие подробности адреса - номер дома, здания, квартиры.

Частота обновления каталога рубрики зависит от обновления ассортимента магазина и проводится в среднем четыре раза в месяц.

Данные клиента вводятся в систему в зависимости от частоты посещений около двадцати раз в день.

Формы, используемые в документации сайта, соответствуют документации национального управления.

Раздел Каталог имеет следующие детали:

- имя;

- артикул;

- стоимость;

- сумма налога;

- размер скидки;

- изображение;

- количество в наличии;

- положение дел;

- габаритные размеры;

- краткое описание;

- полное описание.

Каталог Категории имеет следующие реквизиты:

- основное имя;

- описание;

- ссылка;

- фото товарной единицы.

Раздел Руководство по перевозке включает:

- название способа доставки;

- расчет стоимости;

- описание.

Раздел Список производителей содержит:

- имя;

- описание.

Раздел Руководство по платежам включает:

- название способа оплаты;

- платежные реквизиты.

Раздел Страны имеет только название страны. Раздел Скидки состоит из следующих реквизитов:

- имя;

- размер скидки.

Раздел Каталог продавцов хранит следующие данные:

- название магазина;

- название компании;

- минимальная сумма заказа;

- сумма заказа для бесплатной доставки;

- код валюты.

Оперативная информация предназначена хранить информацию о заказах, которые хранятся в таблице заказов и содержат следующую информацию:

- код покупателя;

- код продукта;

- количество товаров;

- стоимость единицы товара;

- общая стоимость товара;

- дата и время заказа;

- выбранный способ оплаты;

- выбранный способ доставки;

- дата и время оплаты;

- статус заказа;

- виды используемых скидок;

- виды используемых налогов.

Кроме того, когда регистрация клиентов окончена, информация добавляется в таблицу покупателей, которая содержит следующие основные детали:

- полное ФИО покупателя;

- адрес доставки;

- адрес электронной почты;

- логин;

- пароль.

Диалог пользователя в разработанной ИС происходит в следующей последовательности (рис. 4): пользователь заходит на сайт, введя в браузере адрес интернет-магазина; в зависимости от предпочтений, пользователь выбирает ту или иную категорию, затем оформляет товар - при необходимости. В зависимости от того, регистрировался ли ранее данный покупатель, ему предлагается либо форма регистрации, либо форма для входа в личный кабинет.

Рис. 4. Дерево функций системы, доступных покупателю

Дерево функций администратора интернет-магазина представлено на рисунке5. Администратор может управлять работой магазина, в том числе формировать каталог товаров, следить за оформлением заказов, определять дополнительную информацию и параметры авторизации.

Рис. 5. Дерево функций администратора системы

Для того, чтобы отслеживать посетителей, чтобы выбрать товар в процессе перехода между страницами, которые необходимы, пользователю нужно использовать перемену сеанса. Использование перемены сеанса не требует регулярных запросов к базе данных.

Кроме того, этот метод позволяет избежать ненужного переполнения данных, полученных от посетителей, которые просто просматривали каталог и часто меняют свое решение.

В связи с этим, необходимо будет разработать временную сессию или набор переменных для хранения выбранных пользователем элементов. Когда пользователь завершает покупку и выполняет оформление, эта информация помещается в базу данных в качестве подтверждения регистрации.

Кроме того, эти данные могут быть использованы для отображения текущей страницы в личном кабинете, и посетитель в любой момент отслеживает сумму предстоящих расходов.

Реализация основана на 8Ьоррт§_саг1;.ркр сценарии, отображающем страницу, которая открывается, когда покупатель входит в виртуальную корзину (рис. 6).

Для того чтобы следить за выбранным товаром и для подсчета количества данного продукта, которое пользователь может изменить, покупателем будет использоваться переменная сессия, в то время как в корзине будут использоваться счетчики переменной сессии.

При добавлении покупателем товаров в корзину присваивается идентификатор продукта в массиве, необходимый для просмотра покупателем тележки и для получения полной информации об этом продукте в базе данных.

Чтобы отобразить полную информацию о продукте и для подсчета общей стоимости заказа используется ряд вспомогательных переменных, передаваемых с помощью механизмов в шаблон, который и обеспечивает их вывод на страницу.

Главная страница

Нет ^--..«Как купить»?^^

Подробная информации для покупателей Правила оф ормления заказов

Рис. 6. Блок-схема алгоритма работы интернет-магазина

Если покупатель не намерен делать дальнейшие покупки, он приступает к оформлению заказа. Данные для заказа передаются в базу данных. Покупатель может вернуться к покупкам, увидеть информацию о продуктах, добавленных в корзину.

Панель администрирования для разрабатываемого web-сайта является автоматизированной системой управления его контентом.

Интерфейс общения работника компании и БД товаров должен быть понятным, дружелюбным и доступным.

Основная задача - это быстрая работа с БД товаров. Все товары в БД объединены в подкатегории, те в свою очередь - в подкатегории более высокого уровня, а те - в категории. Категории находятся в родительской директории.

Для добавления нового товара (группы товаров), подкатегории или категории в БД будут построены специальные формы, содержащие поля для ввода данных (текст, изображение).

При наборе адреса магазина посетитель попадает на его главную страницу, на которой представлены каталог товаров, контактные данные магазина, а также специальные предложения. Появление товаров в данной категории определяется администратором системы. При нажатии на соответствующую категорию в меню появляются подкатегории, а на странице - перечень товаров, входящих в категорию.

При просмотре конкретной товарной позиции необходимо нажать на соответствующую ссылку. На странице с описанием товара доступно само описание, изображение.

При нажатии кнопки «В корзину» товар добавляется к заказу (рис. 7).

Рис. 7. Уведомление о добавлении товара в корзину

После окончания оформления заказа можно либо продолжить выбор покупок, либо оформить заказ (рис. 8).

Рис. 8. Форма регистрации клиента При необходимости дальнейшего оформления заказа нажимается кнопка «Оформить заказ». После заполнения всех форм на экране появляется сообщение об успешном оформлении заказа (рис. 9).

Рис. 9. Список заказов

Администратор может отменить заказ, редактировать его или переназначить на другого покупателя.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузнецов С.Д. Основы баз данных. М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий, 2007. 488 с.

Молчанов А. Ю. Системное программное обеспечение. СПб.: Питер, 2010. 400 с.

Незнанов А.А. Программирование и алгоритмизация, М.: Академия, 2010. 304 с.

Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 528 с.

Предметно-ориентированные экономические информационные системы. М.: Финансы и статистика, 2007. 224 с.

Реляционные базы данных: практические приемы оптимальных решений. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.