Научная статья на тему 'Постмодернизм'

Постмодернизм Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1307
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм»

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор ЯГУ.

Постмодернизм - особое направление в философии конца XX столетия. В определенном смысле он, действительно, - «пост-»: во-первых, в чисто временном смысле; во-вторых, по качественным особенностям, выделяемым некоторыми авторами. Прежде всего, постмодернизм характеризует некий менталитет, специфический способ мировосприятия, мироощущения, оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. Так, Ж. Деррида воспринимает весь мир как бесконечный безграничный текст, В. Лейч - как «космическую библиотеку», У. Эко - как «словарь» и «энциклопедии». «Ничего не существует вне текста» [1, стр. 158]. Постмодернизм хаосом цитат стремится выразить свое ощущение «космического хаоса», где царит «... процесс распада мира вещей» [2, стр. 39].

Как специфическое явление в философии, эстетике, литературной критике постмодернизм был теоретически отрефлексирован в начале 80-х годов XX столетия, но в латентной форме, в течение нескольких десятилетий до этого времени, он развивался в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Так, известный специалист по постмодернизму И. Хасан связывает начало постмодернизма с «Поминками по Финнегану» Дж. Джойса (1939). Близок к этой дате и К. Бат-лер. Большинство исследователей определяют зарождение постмодернизма серединой 50-х годов прошлого века, однако постмодернистское сознание появилось гораздо раньше, характеризуя собой кризис, вызванный изменением научных представлений на рубеже XIX-XX вв. В результате был подорван авторитет позитивистского научного знания, разрушены рационалистически обоснованные ценности европейской культуры, являющиеся продолжением ценностей эпохи Просвещения.

В своем развитии постмодернизм опирается на такие важнейшие разделы науки и философии, какструктура-лизм и постструктурализм. Первый

Н. Н. Кожевников

представляет собой метод анализа, сложившийся в XX столетии в гуманитарных науках и прежде всего в этнографии, лингвистике, семиотике, философии. Метод основан на исследовании структуры конкретного объекта, на выявлении составляющих его элементов и подсистем, а также всевозможных взаимодействий между ними, включая систему в целом. Структурализм тесно связан с общей теорией систем и нацелен на представление исследуемого объекта в виде специфического языка или текста, «написанного» этим языком.

Постструктурализм зародился на основе структурализма в период его максимального расцвета (1970-е гг.). Он ориентирован на «инфраструктуру» структур, обеспечивающую их становление. В такую инфраструктуру может входить все, выходящее за пределы структур, поэтому сфера исследований в постмодернизме начинает включать в себя случайность, фрагментарность, личные знания, переживания, эмоции. Основное внимание в постструктуралистских исследованиях сосредоточивается на областях хаотичной и неустойчивой фрагментарности, предшествующих конкретной структуре или формирующихся в результате ее влияния.

Постмодернизм и культура

Постмодернизм настойчиво призывает изучать культуру, прежде всего современную, а также «культурные практики» и институты, обеспечивающие их функционирование в обществе. Культурные исследования сосредоточиваются на дискурсивных практиках, которые обеспечиваются и проявляются посредством специфическим образом откорректированного знания. К дискурсивным формам могут быть отнесены шедевры классической литературы, популярные литературные произведения, фильмы, телешоу, научные тексты. Задача культурологических исследований заключается в изучении всей сети культурных дискурсов. При этом сле-

20 октября 1973 г. королева Великобритании Елизавета II открыла здание Сиднейской оперы (проект Йорна Утцона), признанное самым красивым из всех, что были построены после второй мировой войны [http://mobius.kpv.ru/view/text.shtml75746].

дует иметь в виду, что «... литературный дискурс не отражает социальной реальности; скорее дискурс всех видов конституирует реальность как сеть репрезентаций и повествований, которые в свою очередь порождают ощутимые эмоциональные и дидактические эффекты как в эпистемологическом, так и в социополитическом регистрах» [3, стр. 404].

В современных условиях критерии для выбора истинных культурных практик остаются в значительной степени размытыми. Господствующим признаком эпохи культуры становится эклектизм, являющийся «... нулевой степенью общей культуры. ... Становясь китчем, искусство способствует неразборчивости вкуса» [4, стр. 334].

Постмодернизм как культурный код проявляется на двух уровнях. На первом представлены произведения постмодернизма, которые выглядят как предметы массового потребления и соответствующим образом разрекламированы. Это привлекает широкие массы не слишком художественно просвещенных людей, находящих в постмодернизме знаки реализующихся в современном мире тенденций. На втором уровне развиваются ирония, сатира, широкое использование цитат из текстов эпохи модерна, что способно удовлетворить вкусы самой искушенной аудитории.

Р. Барт в любом художественном произведении выделял пять кодов (культурный, герменевтический, символический, семический и проайретический, или нарративный). «Мы называем кодами просто ассоциативные поля, сверхтекстовую организацию значений, которые навязывают представление об определенной структуре; код, как мы его понимаем, принадлежит главным образом к сфере культуры; коды - это определенные типы уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть

конкретная форма этого «уже», конституирующего всякое письмо» [5, стр. 455-456].

Терминами метарассказ, метаповествование, метаисто-рия, метадискурс Ж. Лиотар объясняет все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством оправдания религии, истории, науки, психологии, искусства (иначе говоря, любого «знания»). «Великими историями», т.е. главными идеями человечества он называет основные организующие принципы философской мысли Нового времени: гегелевскую диалектику духа, эмансипацию личности, идею прогресса, просветительское представление о знании как о средстве установления всеобщего счастья и т.д. Лиотар считает, что сегодня «великие истории» распадаются на множество маленьких островков в общем мире нестабильности, в котором существуют только единичные факты, локальные процессы и несоизмеримые величины. Если все упростить до предела, то под «постмодернизмом» понимается недоверие к метарассказам [6].

Постмодернизм разоблачает процесс мистификации, выполняемый современными средствами массовой информации, их влияние на общественное сознание, проблемы социальной антропологии, которая во второй половине XX столетия перешла от изучения обществ, условно называемых первобытными, к современному обществу, оказавшемуся при ближайшем рассмотрении столь же непонятным, если только не более диким, чем какое-нибудь племя мирных людоедов амазонских джунглей [7].

Литературные и искусствоведческие аспекты постмодернизма

В литературе постмодернизм выделяется наиболее просто - это определенный стиль письма. Согласно постмодернизму, выражение современной мысли возможно только посредством поэтических языка и мышления. Кроме того, современная литература не порывает связи с методом, основанным на идеях постструктурализма .

В самом литературном тексте акценты переносятся с описания событий и изображения участвующих в «постмодернистском романе» лиц на пространные рассуждения о самом процессе написания этого текста. Роман в значительной степени становится философским эссе, а поэтическое мышление выдвигает на первый план интуицию, ассоциативность, образность, метафоричность, мгновенные откровения.

«Искусство отказывается утешаться прекрасными формами, консенсусом вкуса. Оно ищет новые способы

Маятник Фуко

Обложка книги Умберто Эко. 1988 г.

В постмодернизме контакт между автором и читателем становится более тесным за счет специальных приемов: автор выступает одним из действующих лиц текста, его комментатором, интерпретатором и т.п. Все это имеет ярко выраженный иронический характер. Автор высмеивает условности массовой, а часто и классической литературы с их шаблонами, наивностью, стереотипами литературного и практически-жизненного мышления, рациональностью бытия. Автор «... явно забавляется своей авторской маской и ставит под вопрос самые понятия вымысла, авторства, текстуальности и ответственности читателя» [8, стр. 164]. «Возможно, для литературы даже смешно вообще пытаться воспроизводить действительность, особенно если учесть изменчивость современной реальности. Металитературная техника в посмодернистской литературе основана на иной эпистемологии, не убежденной в познаваемости мира» [там же, стр. 165].

Процесс чтения делает взаимоотношения между автором, текстом и читателем настолько сложными, настолько переплетающимися, что они превращаются в единое бесконечное поле для текстовых игр. «Автор постмодернистского романа часто выступает в роли «трикстера» (комического двойника культурного героя), высмеивающего условности классической, чаще массовой культуры с ее шаблонами. Он издевается над наивностью читателя, его ожиданиями, стереотипами его литературного и бытового мышления, его верой в рациональность бытия» [7, стр. 7].

В постмодернизме разработаны концепции «импли-

изображения, но не для того, чтобы получить от них эстетическое наслаждение, а для того, чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, чего нельзя представить. Постмодернистский писатель или художник находятся в положении философа: текст, который он пишет, произведение, которое он создает, в принципе не подчиняется заранее установленным правилам, ему нельзя выносить приговор, не подлежащий обжалованию, применяя к нему общеизвестные критерии оценки. Эти правила и категории и есть как раз то, что ищет само произведение искусства» [4, стр. 340-341].

В произведениях постмодернизма мир предстает в разорванном виде, отчужденным от человека, лишенным смысла, упорядоченности и закономерности. Для достижения этой цели используются специальные приемы, создающие преднамеренный повествовательный хаос. Автор, текст, читатель превращаются в единую сферу, в рамках которой разыгрываются игры письма. Можно отметить, что любой текст является «реакцией» на предшествующие тексты и что еще М.М. Бахтин разрабатывал проблему взаимодействие «своего» и «чужого» слова.

Интертекстуальность наделяет текст практически автономным существованием и способностью прочитывать историю. В рамках этой концепции происходит «смерть автора», «смерть индивидуального текста», растворенного в явных и неявных цитатах. Например, французский писатель Жак Ривэ выпустил в 1979 г. «роман-цитату» «Барышни из А», написанный исключительно цитатами-750 цитат, заимствованныху408 авторов.

Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет. 1941 г.

СальвадорДали. Великий мастурбатор. 1929 г.

цитного автора» и «имплицитного читателя». Имплицитный автор является фокусом всех повествовательных приемов и особенностей текста. Это и позиция, и интонация текста, которые могут меняться по мере его развития; это «принцип», организующий все средства повествования, включая повествователя. Главное в «имплицитном авторе» - это дистанция между ним и повествователем. «Имплицитный читатель» должен в идеале понимать все интонации автора, различные стратегии его текста. Это могут быть стилевые приемы иронии, особая проницательность, готовность к пониманию. Таким образом, возникает система, состоящая из автора и читателя, причем и тому, и другому могут быть присущи различные элементы, уровни, механизмы «подачи» и «восприятия».

Ключевые понятия постмодернистской литературы: нарратор и наррататор. Нарратор - это повествователь, рассказчик, роль, придуманная и принятая автором. Если дискурс нарратора предполагает только одно-способность рассказать историю, - то он соотвествует «нулевой степени индивидуальности». Нулевая степень представлена, прежде всего, «всезнающим повествованием от третьего лица» классического романа XIX в. и «анонимным повествовательным голосом» некоторых романов XX в., например, Г.Джеймса и Э.Хемингуэя.

Наррататор - разновидность внутреннего адресата, явного или подразумеваемого собеседника, восприни-мателя информации. Если он безымянный, то это практически эксплицитный читатель. Наррататор-этохалиф в «Тысяче и одной ночи», слушающий Шахерезаду; A.C. Пушкин в «Евгении Онегине»; безымянный читатель, к которому обращается Т. Манн в «Докторе Фаустусе». Здесь функция наррататора практически трансформируется в функцию «эксплицитного читателя» [7].

Соответственно можно выделить два способа чтения. Первый напрямик ведет «... через кульминационные моменты интриги; этот способ учитывает лишь протяженность текста и не обращает никакого внимания на функционирование самого языка» [5, стр. 469]. Второй способ чтения «... побуждает смаковать каждое слово, как бы льнуть, приникать к тексту; оно и вправду требует прилежания, увлеченности... при таком чтении мы пленяемся уже не объемом (в логическом смысле слова)

текста, расслаивающегося на множество истин, а слоистостью самого акта означивания» [там же, стр. 469-470].

Постмодернизм как философское течение

В постмодернизме ведущую роль играет свобода от чего бы то ни было, в первую очередь от любого давления, ответственности, диктата. Особое внимание постмодернизм уделяет борьбе с «диктатом» разума, традицией рациональности, присущей философии Нового времени. Постмодернистский индивидуализм озабочен в основном качеством жизни, желанием не столько преуспеть в финансовом, социальном плане, сколько отстоять ценности частной жизни, индивидуальные права «на автономность, желание, счастье». Отсюда нетерпимость по отношению ко всем формам презрения индивида и его социального унижения. Этическим идеалом в постмодернизме становится равенство прав личности, индивид и индивидуальное произведение начинают рассматриваться каксвоего рода узелки в культурной сети, культурной ткани.

Постмодернизм является философией поверхности или повседнева, тогда как почти все предшествующие философы стремились выявить суть бытия, скрывающуюся глубоко под этой поверхностью. «Фрагменты - это единственная форма, которой я доверяю» - утверждает Д. Бартлем [9, стр. 160].

Постмодернизм не признает научных картин мира и объективных законов природы, относя их к догме, вымыслу, орудию власти, языковой игре. Американский философ Р. Рорти считает, что любое знание выражено в языке, а истина характеризует исключительно высказывания, текст, является их свойством. Эти языковые тексты не имеют никакого отношения к реальному миру. Истина же не открывается, а создается в процессе написания или произнесения текстов. Постмодернизм решительно выступает против «общепринятого мнения, представления» - доксы, которую презрительно характеризовал Р. Барт. «Докса - это общественное Мнение, Дух большинства, мелкобуржуазный Консенсус, Голос Естества, Насилие Предрассудка» [10, стр. 51].

Пабло Пикассо. Завтрак на траве.

Важнейшим философским понятием постмодернизма является «Другой», проблема которого была исследована П. Рикером и Ж. Лаканом. Первый неоднократно подчеркивал, что идея «Другого» постоянно присутствует в моем «Я», осознать которое можно только через «Другого». Ж. Лакан был глубоко убежден, что стабильность «Я» невозможна, поскольку философские репрезентации человека не имеют фиксированного ряда характеристик, но через «Другого» они постоянно уточняются. Индивид как бы «размазан» между «Я», «Другим» и системой взаимодействий между ними. Структуру человеческой психики Ж. Лакан рассматривал как взаимодействие трех составляющих: Воображаемого, Символического, Реального.

Постмодернизм ставит под вопрос само существование смысла в современных условиях, считая, что центральным методологическим понятием становится «деконструкция». Оно было введено в 1964 г. Ж. Лаканом под влиянием М. Хай-деггера и теоретически обосновано Ж. Дерридой. Смысл деконструкции заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою очередь, столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи [7].

Ж. Бодрийар ввел в широкий обиход философское понятие «симулякр». Он считал симуляк-ры результатом процесса симуляции, трактуемой им как «порождение гиперреального» «при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности». Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального» [11]. «Формирование законченного «чистого симулякра» проходит ряд последовательных стадий: отражение базовой реальности, маскировка и искажение базовой реальности маскирует отсутствие базовой реальности, не имеетника-кого отношения к какой-либо реальности, является своим собственным чистым симулякром» [там же, стр.17].

В настоящее время постмодернизм в значительной мере себя исчерпал. Он начинает уступать место философии универсализма в его разновидностях. Однако постмодернизм был важнейшим явлением жизни значительной части человечества в недавнем прошлом, продолжая сохранять свое значение по отдельным позициям и сейчас. К постмодернизму можно относиться по-разному, но изучать его необходимо.

Литература

1. DerridaJ. Of grammatology.- Baltimore, 1976.

2. Hassan I. The dismemberment of Orpheus: Toward a postmodernist literature. - Urbana, 1971.

Общественное здание в Портленде, шт. Орегон (США), 1980-1982 гг. Архитектор Майкл Грейве.

На врезке - фасад здания.

3. Leitch V. American literature criticism from the thirties to the eighties. -N.Y., 1988.

4. Lyotard J.-F. Answering question: What is postmodernism //Innovation/Renovation: New perspectives on the humanities. - Madison, 1983.

5. Барт P. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс, 1989.-616 с.

6. Lyotard J.-F. La condition postmodern: Rapport sur le savoir.-Paris, 1979.

7. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. -М.: ИНИОН РАН, INTRADA, 2001. - 384 с.

8. Malmgren C.D. Fictional space in the modernist and postmodernist American novel. - Lewisburg, 1985.

9. Barthleme D. Unspeakable practices, unnatural acts. -N.Y.-1968.

10. Barthes R. Roland Barthes par Roland Barthes. - Paris, 1975.

11. Baudrillard J. Simulacres et simulations. - Paris, 1981.

ЬЕХМВ №УФ&ЫХШ1СЛ<ЕЙ:

Забота о точности и ясности терминологии является одной из главных обязанностей ученого.

Заварицкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.