ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
© Белецкая Т.Г.*
Ульяновский педагогический колледж № 4, г. Ульяновск
В данной статье рассматривается проблема социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедших из детских домов в 15-16 летнем возрасте и поступивших на учебу в образовательные учреждения. Для решения данных проблем в нашем колледже созданы все условия для установления выпускниками детских домов новых положительных контактов, путем привлечения в активную учебную и внеучебную деятельность, повышение их общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения.
Ключевые слова: социальное сиротство, социальная адаптация, профессиональное становление, новообразования личности.
«Наши дети - самые лучшие, других у нас не будет».
Соловейчик С.Л., российский публицист, философ, педагог
В системе работы по защите прав детей сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей одним из наиболее значимых является такое направление деятельности, как постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов.
В настоящее время проблема сиротства является одной из самых актуальных. Наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, её материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни [2, с. 43].
Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедших из детских домов в 15-16 летнем возрасте и поступивших на учебу в образовательные учреждения, остается острой проблемой.
Подросткам данной категории необходима помощь и поддержка при переходе из довольно упрощенного и специфического мира сиротских учреж-
* Педагог-психолог.
100
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
дений в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни [4, с. 5]. И роль «сопровождающих» ложиться в целом на плечи педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором выпускники детских домов продолжают учёбу.
В настоящее время в нашем колледже учатся 42 человека, которые нуждаются в социально-педагогическом сопровождении даже при относительно благоприятном прогнозе. Из них 25 человек обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где 7 человек несовершеннолетних и 15 человек имеют статус опекаемых.
С первого дня учебы все обучающиеся из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей были поставлены на полное гос. обеспечение, которое выплачивается в два этапа.
Поступив в наше учебное заведение после детских домов, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают на вторую ступень постинтернатного сопровождения, на этом этапе имеются реальные возможности для осуществления защиты, поддержки личного и профессионального становления обучающихся сирот, их дальнейшей интеграции в общество и профессиональную деятельность.
Оказание помощи детям сиротам в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни в нашем колледже осуществляются социалистами службы постинтернатного сопровождения.
Деятельность службы сопровождения социальной адаптации с обучающимися из числа детей сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей включают в себя три направления:
- информационно-аналитическое;
- социально-психологическое;
- организационно-методическое.
1. Информационно-аналитическое включает в себя:
- создание банка данных выпускников детских домов, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;
- анализ профессионально-личностного становления;
- ведение карт сопровождения, обследование ЖБУ;
- отслеживание результатов сопровождения.
2. Социально-психологическое включают в себя:
- защиту личных жилищных, имущественных прав и интересов обучающихся;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получение проф. образования и трудоустройства;
- оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых вопросов;
Социальная и юридическая психология
101
- организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Организационно-методическое включают:
- организацию деятельности (преподавателей, администрации колледжа) направленную на поддержку выпускников;
- выпуск методических материалов, брошюр, буклетов по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускников в процессе их социализации.
Какие же возникают проблемы в постинтернатный период на втором этапе сопровождения?
Нужно отметить, что ещё на первом этапе сопровождения организация жизнеспособности детей в детдоме устроена таким образом, что у выпускника формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает детей сирот в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей [1, с. 17]. Воспитанники детдома, выходя за его порог, умеют быть сиротой, т.е. надеются на покровительство, обладают «выученной помощью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде. Без этих новообразований подросток не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность [3, с. 79]. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности подростка и формировании невротического механизма.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Для решения данных проблем в нашем колледже созданы все условия для установления выпускниками детских домов новых положительных контактов, путем привлечения в активную учебную и внеучебную деятельность, повышение их общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения.
Проведение комплекса воспитательных мероприятий по вовлечению обучающихся данной категории позитивную среду общения, разнообразный
102
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
совместный досуг, спортивно-массовые мероприятия, участие в общественно-полезном труде создают иную атмосферу среди выпускников детских домов. Это даёт возможность им накапливать эмоционально положительные связи в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта.
Список литературы:
1. Инновации в российском образовании. - М.: Изд. МГУП, 2000. - 78 с.
2. Поддержка и психологическое сопровождение выпускников детских домов: практическое пособие / Под ред. Д.А. Винокурова. - Нижний Тагил, 2003. - 105 с.
3. Кусаинов А.К., Ахметов К.А. Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - А.: Изд-во ЕАГИ, 2009. - 106 с.
4. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) // Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
ПРОБЛЕМА РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
© Цолцаева Р.С-М.*
Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Чеченской Республике, г. Грозный
В данной статье рассматривается проблема ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника органов внутренних дел, представлен обзор психолого-педагогической и психолого-юридической литературы по данной проблеме.
Ключевые слова: ролевая позиция, ролевые ожидания, самоопределение, социальная ситуация, ролевой конфликт, роль, позиция.
Актуальность проблемы исследования ролевых позиций в структуре профессионально-личностной деятельности, вызвана возросшими в настоящее время требованиями к сотрудникам правоохранительных органов, как к всесторонне развитым профессионалам. За последние годы в психолого-педагогической, а также психолого-юридической литературе, посвященной вопросам профессиональной деятельности сотрудников органов внутрен-
* Психолог.