Научная статья на тему 'Пособия гражданам, имеющим детей, по законодательству субъектов российской Федерации (на примере Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)'

Пособия гражданам, имеющим детей, по законодательству субъектов российской Федерации (на примере Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1196
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ / ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / GRANTS FOR THE CITIZENS HAVING CHILDREN / FAMILY / SOCIAL DEFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Наталья Александровна, Верейкина Юлия Владимировна, Згонник Наталья Сергеевна

Статья посвящена анализу нормативных правовых актов Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обеспечения граждан, имеющих детей. Были выделены наиболее важные отличия в уровнях социального обеспечения семей в данных субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколова Наталья Александровна, Верейкина Юлия Владимировна, Згонник Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grants by Legislation of the RF Subjects for Citizens having Children (Omsk region and Khanty-Mansi autonomous district - Yugra)

The article is devoted to the analysis of Khanty-Mansi autonomous region Yugra and the Omsk Region normative-legal acts in the social security sphere of citizens having children. The most important differences were distinguished in the social security levels of the families of these subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пособия гражданам, имеющим детей, по законодательству субъектов российской Федерации (на примере Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)»

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

трудового права и права социального ОБЕСПЕЧЕНИЯ» (ОМСК, 12-15 МАРТА 2012 Г.)

УДК 349.3 ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ,

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ) Grants by Legislation of the RF Subjects for Citizens having Children _____________(Omsk region and Khanty-Mansi autonomous district - Yugra)

Н. А. Соколова - заведующий кафедрой трудового права Омского юридического института, кандидат юридических наук;

Ю. В. Верейкина - студент 4 курса Омского юридического института;

Н. С. Згонник - студент 4 курса Омского юридического института

N. A. Sokolova - chief of labor law chair of the Omsk Law Institute, candidate of law sciences;

J. V. Vereykina - a four year student of the Omsk Law Institute;

N. S. Zgonnik - a four year student of the Omsk Law Institute

Аннотация. Статья посвящена анализу нормативных правовых актов Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обеспечения граждан, имеющих детей. Были выделены наиболее важные отличия в уровнях социального обеспечения семей в данных субъектах Российской Федерации.

The article is devoted to the analysis of Khanty-Mansi autonomous region - Yugra and the Omsk Region normative-legal acts in the social security sphere of citizens having children. The most important differences were distinguished in the social security levels of the families of these subjects of the Russian Federation.

80

Ключевые слова: пособия гражданам, имеющим детей, семья, социальная защита. Grants for the citizens having children, family, social defence.

Материалы конференции

В соответствии с Конституцией Российской Федерации оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения российской Федерации и ее субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющим детей, регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. таким образом, виды и объем социальных предоставлений зависят от того, в каком субъекте российской Федерации проживает гражданин, при этом уровень социального обеспечения может различаться весьма существенно.

данный тезис можно продемонстрировать, проанализировав законодательство двух субъектов Российской Федерации - Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО - Югра). При анализе нормативных правовых актов указанных регионов в сфере социального обеспечения граждан, имеющих детей, мы можем выделить три группы получателей мер социальной поддержки в виде денежных выплат, социальных услуг и льгот. В Омской области в зависимости от числа детей и возраста родителей семьи можно классифицировать на следующие группы: 1) семьи, в которых один или два ребенка; 2) многодетные семьи (более 3 детей); 3) студенческие семьи; 4) молодые семьи. В законодательстве ХМАО - Югра выделяют еще одну категорию - семьи - представители коренного населения.

Наиболее ярко разница в уровнях социального обеспечения семей, имеющих детей, проявляется при сравнении социальных предоставлений, на которые могут рассчитывать родители, имеющие одного или двух детей (наиболее распространенный вариант российской семьи).

В соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан на территории Омской области1 устанавливаются следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим одного или двух детей:

1) единовременное пособие в размере 10 000 рублей при рождении двоих детей в случае многоплодной беременности, право на которое имеет один из родителей;

2) ежемесячное пособие на ребенка1 2, которое может получать один из родителей на каждого совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательном учреждении - до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет), в семьях со средним доходом на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения. данный вид пособия по общему правилу выплачивается в размере 161 рубль с учетом районного коэффициента к заработной плате, применяемого на территории Омской области.

В ХМАО - Югре базовым нормативным правовым актом является Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 июля 2004 г. № 45-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»3, устанавливающий следующие виды пособий:

1) единовременное пособие при рождении второго ребенка в размере 10 000 рублей4;

2) единовременное пособие при одновременном рождении двух детей в размере 15 000 рублей на каждого ребенка;

3) ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет в размере 5 000 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком от трех до четырех лет в размере 2 500 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход5.

5) ежемесячное пособие на ребенка устанавливается гражданам, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в размере 300 рублей;

1 См.: Омский вестник. 2008. 8 июля.

2 Данный вид пособия установлен федеральным законодательством, субъекты Российской Федерации определяют его размер и порядок выплаты.

3 См.: Собр. законодательства Ханты-Мансийского авт. округа - Югры. 2004. № 6, ст. 821.

4 Особо подчеркнем, что размеры пособий, установленных в ХМАО - Югре, подлежат индексации, в отличие от социальных предоставлений, установленных законодательством Омской области.

5 Пособия, обозначенные номерами 3 и 4, выплачиваются в случае необеспеченности детей местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении либо в случае невозможности посещения ребенком данного учреждения по медицинским показаниям.

81

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

6) ежемесячное социальное пособие на детей, потерявших кормильца, устанавливается родителю либо получателю пенсии по случаю потери кормильца в размере 1 000 рублей на каждого ребенка;

7) единовременное пособие при рождении первого ребенка в течение двух лет со дня регистрации его родителями брака в размере 5 000 рублей;

8) единовременное пособие при поступлении ребенка в первый класс общеобразовательного учреждения в размере 6 000 рублей на каждого ребенка6;

9) единовременное пособие при рождении ребенка лицами из числа коренных малочисленных народов Севера в размере 20 000 рублей.

таким образом, можно констатировать существенные отличия видов и размеров пособий гражданам, имеющих одного или двух детей. В связи с этим возникает вопрос о наличии объективных критериев для такой значительной дифференциации правового регулирования. С одной стороны, можно утверждать, что климатические условия проживания в рассматриваемых регионах далеко не одинаковые, но с другой - нельзя однозначно сказать, что все перечисленные пособия направлены на компенсацию именно этого вида социального риска (например, выплаты родителям, чьи дети не обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях). В данном случае решается проблема всероссийского масштаба, а именно дефицит детских садов.

Очевидно, что в ХМАО - Югре имеет место комплексный подход к созданию имиджа реги-

она как благоприятного для проживания. Часть мер социальной поддержки направлена на улучшение демографической ситуации в автономном округе, поскольку условием их получения является осуществление жизнедеятельности (регистрация места жительства, регистрация брака, поступление в образовательные учреждения) именно на территории данного субъекта Российской Федерации. Другие пособия стимулируют рождаемость, например, пособие при рождении второго ребенка, третьи имеют своей целью поддержку коренных малочисленных народов Севера.

Нельзя забывать и о различиях в финансовых возможностях разных субъектов российской Федерации. Представляется, что наличие или отсутствие денежных средств на установление пособий гражданам, имеющим детей, не является объективным критерием для дифференциации правового регулирования сферы социального обеспечения. Социальные выплаты должны производиться для компенсации определенных социальных рисков, при реализации которых наличие или отсутствие денежных средств не может играть определяющую роль.

Существенная разница в уровнях социального обеспечения, устанавливаемых субъектами российской Федерации, ставит вопрос о равенстве прав граждан. Видится неправильным установление различных видов и размеров социального обеспечения в зависимости от места проживания гражданина, если это не обусловлено объективными обстоятельства (например, холодным климатом или необходимостью поддержки малочисленных народов).

6 Право на единовременное пособие при поступлении ребенка в первый класс общеобразовательного учреждения имеют граждане при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину 1,5 прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством автономного округа.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.