Научная статья на тему 'Послевузовское образование: возможные пути сотрудничества'

Послевузовское образование: возможные пути сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
унификация образования / Болонский процесс / конвергенция / Европейская система взаимного признания зачётных единиц (ECTS) / американская система зачетных единиц (сredits) / PhD / кредитно-модульное обучение / концепция «аспирантуры полного дня» / учебные кредиты. / education unification / Bologna Process / convergence / European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) / US Credit System (сredits) / PhD / credit and modular training / concept of «postgraduate study of full day» / educa- tional credits.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобохужаев Ш. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Послевузовское образование: возможные пути сотрудничества»

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Бобохужаев Ш.И.

доцент, преподаватель филиала Российского государственного университета нефти и газа в г. Ташкенте

bobshuh@mail.ru, bobshuh@rambler.ru

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: унификация образования, Болонский процесс, конвергенция, Европейская система взаимного признания зачётных единиц (ECTS), американская система зачетных единиц (сredits), PhD, кредитно-модульное обучение, концепция «аспирантуры полного дня», учебные кредиты.

Keywords: education unification, Bologna Process, convergence, European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS), US Credit System Credits), PhD, credit and modular training,, concept of «postgraduate study of full day», educational credits.

Сегодня для быстрого вхождения в мировую экономику, а также для прогрессивного развития стран с переходной и развивающей экономикой особое значение имеют система образования, наука и использование инновационных технологий. Тенденции современной глобализации ставят перед всеми странами задачу унификации образования, позволяющей конвертировать и признавать дипломы высшего профессионального образования. В постсоветских странах и странах с переходной экономикой для лиц, которые получили ученые степени в других государствах, возникают трудности при трудоустройстве в научные организации и вузы на должности, требующие наличия ученой степени. В противоположность этому в ведущих развитых странах устройство на работу при наличии ученой степени, присужденной в других странах, не создает особых проблем и требует лишь представления документа о наличии такой степени и его перевода. Данные расхождения диктуют для этих стран необходимость перехода к международным стандартам, оптимизации программ, создания единого рынка труда. В Европе подобным механизмом консолидации национальных систем образования стал Болонский процесс, который направлен на повышение привлекательности и унификации европейского высшего образования, мобильности преподавателей и студентов, облегчения трудоустройства. На сегодняшний день Болонское соглашение подписали 48 стран и Европейская комиссия1. Из стран СНГ к данному процессу присоединилась Россия (2003 г.), Украина, Азербайджан, Армения, Молдавия, Грузия (2005 г.), Казахстан (2010 г.) и Белоруссия (2015 г.). Присоединение к Болонскому процессу означает признание вступившими странами шести ключевых положений Болонской декларации2. Страны, добровольно подписавшие эту декларацию, присоединившись к Болонскому процессу, возлагают на себя обязательства, указанные в декларации. Страны, вступившие в Болонский процесс, добиваются укрепления своих позиций на мировом рынке образовательных услуг, равноправного положения своих вузов и специалистов в мировом сообществе, а также решения проблем признания дипломов. США не только выступают в Болонском процессе в качестве наблюдателя за процессом европейской образовательной консолидации, но и активно в ней участвуют. В 1992 году была предпринята попытка разработки нормативной базы по взаимному признанию образовательных документов стран Европы и Америки. При ЮНЕСКО была создана рабочая группа, которой за два года не удалось найти взаимоприемлемого решения. Неразрешимой проблемой конвергенции образовательных систем Европы и Америки стало признание зачётных единиц. Эксперты сопоставили Европейскую систему взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (CTedits) и выявили, что в США используется более гибкая и разнообразная система учёта учебной нагрузки.

Не все обязательные положения Болонского процесса выполнены вступившими в него странами СНГ. К примеру, в России на двухуровневую систему (бакалавриат+магистратура) обучения сегодня перешла лишь часть российских вузов. Кроме того, в России послевузовское образование в форме докторантуры PhD фактически отсутствует, его заменяет традиционная аспирантура и докторантура. В настоящее время в России рассматривается возможность как сохранения текущей двухступенчатой системы (кандидат/доктор), так и переход на одноступенчатую, американскую модель. В Казахстане, например, академическая мобильность студентов и преподавателей пока слабо представлена, кроме того остается неэффективной государственная экспертиза PhD диссертаций3. Тем не менее, эти страны пред-

1 Bologna Process-European Higher Education Area. Members. - http://www.ehea.info/pid34250/members.html

2 Основные положения Болонской декларации. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81

3 Бобохужаев Ш.И. Международный опыт и возможные пути осуществления реформ послевузовского образования в постсоветских странах // Сборник докладов международной научной конференции «Обновление механизмов и моделей сотрудничества в науке, технологиях и инновациях между Вьетнамом и странами СНГ: возможности, вызовы и перспективы». - Ханой, 2015. -С. 541.

принимают меры и шаги к вхождению в единое мировое образовательное пространство и уже достигли определённых успехов в этом направлении.

В Узбекистане после обретения независимости была принята собственная модель системы образования, предложенная первым Президентом РУз И. А. Каримовым и удостоенная золотой медали ЮНЕСКО1. Нынешний Президент РУз Ш.М. Мирзиёев уделяет не меньше внимания, времени и средств дальнейшему реформированию и совершенствованию системы образования. За год президентства Ш.М. Мирзиёева произведен ряд кардинальных перемен -открыто в ряде школ 11-классное образование, сокращено количество колледжей и лицеев, проведены существенные изменения в системе высшего и средне-специального образования. В настоящее время к основным приоритетным задачам системы высшего образования республики относятся достижение международных стандартов и признание документов образования на международном рынке труда, реформирование университетского управления, преобразование и признание ученых степеней на мировом рынке образовательных услуг, разработка новых учебных программ и укрепление связей между университетами и предприятиями. В этом направлении за годы независимости в республике проведена большая работа - сформирована трёхступенчатая система обучения (бакалавриат + магистратура-докторантура), создан национальный офис TEMPUS, ежегодно реализуется целый ряд международных образовательных проектов, в том числе по принципам Болонского процесса, создана команда национальных экспертов по реформированию высшего образования и т.д. В то же время, как было отмечено выше, страны, вступающие в Болонский процесс, должны признать как минимум шесть основных ключевых положений декларации. В этом плане образовательная система республики соответствует некоторым установленным положениям. Одно из них - это переход на трехступенчатую систему высшего образования. В республике действует, соответствующая международным стандартам, двухуровневая система высшего образования (бакалавриат+магистратура).

В отношении реформирования третьей ступени системы высшего образования в последние годы был принят ряд важных документов2. Напомним, что учёные степени появились в СССР в 1934 году на основании решения ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года. Были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и определен порядок защиты соответствующих диссертаций. Созданная в те годы система аттестации и в настоящее время, по существу, без особых изменений и серьезных сбоев работает в России и некоторых странах СНГ. Во главе общесоюзной системы аттестации находилась Высшая аттестационная комиссия (ВАК), которая была создана для обеспечения единства требований к соискателям ученых степеней и ученых званий.

Анализ представленных в Указе Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы послевузовского образования» мер показывает, что на сегодняшний день они не позволяют перейти к общепринятым международным требованиям и стандартам подготовки докторов философии PhD3, т.к. продолжают сохранять-

4

ся некоторые важные элементы прежней системы подготовки, а именно :

1) руководство за процессом подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации остаётся централизованным;

2) подготовка осуществляется через соответствующие институты новой системы послевузовского образования;

3) ученая степень доктора наук присуждается создаваемыми научными советами;

4) в документах отражен порядок проведения научно-исследовательской работы, а об учебно-образовательном процессе нет ни слова;

5) в документе указано, что подготовку можно осуществлять и в статусе самостоятельного соискателя и др.

В принятом документе продолжает прослеживаться жёсткий контроль со стороны государственных органов и отсутствие какой-либо самостоятельности вузов, в отличие от практики развитых стран. Тем не менее, отказ от подготовки кандидатов наук, а также выравнивание возможностей молодых ученых и учёных с большим опытом при подготовке и защите учёной степени доктора наук приведёт к существенным изменениям и омолаживанию научных кадров. Вместе с тем детали этого механизма и содержание дальнейших реформ остаются под вопросом. В связи с этим рассмотрим особенности послевузовского профессионального образования в некоторых регионах и странах. В международной практике здесь условно выделяются германская, французская и англосаксонская модель5. В развитых странах в системе подготовки PhD докторанты проходят 3-4-летнюю специальную программу, в которой около 80% кредитных часов уделено учебно-образовательному процессу и только 20% научно-исследовательской деятельности. После защиты диссертации докторант получает ученую степень доктора философии, а также право на проведение самостоятельной научно-образовательной деятельности в вузах. Докторанту, после успешной защиты диссертации, диплом PhD выдает высшее учебное заведение, где он обучался. Защита докторской сродни защите магистерской дис-

1 Бобохужаев Ш.И. Особенности и возможные пути осуществления реформ послевузовского образования // Наука и современность. Science and Modernity. - Тамбов, 2016. - № 1 (7). - С. 108.

2 Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы послевузовского образования» от 16 февраля 2017 г., № УП-4958; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования» от 22 мая 2017 г., № 304; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» от 22 ноября 2017 г., № 937. и др.

Бобохужаев Ш.И. Насколько принятые меры в послевузовском образовании республики позволят соответствовать требованиям и стандартам PhD. - http://bobshuh.blogspot.com/2012/07/phd_30.htm

4 Бобохужаев Ш.И. Кого будем готовить, если отказались от кандидатов наук, но и до PhD не дотягиваем? - http://bobshuh. blogspot.com/2012/07/phd.html

5 Карлов Н.В., Мамаев В. Л. Еще раз об ученых степенях и аттестации научных и научно-педагогических кадров. - http:// www. informika. su/text/magaz/bullvak/3-97/3-3.html

сертации. Учитывая, что в развитых странах нет единой государственной аттестации ученого звания, вузы самостоятельно устанавливают правила подготовки и защиты диссертаций. В комиссию по защите диссертаций обычно входят 3-5 преподавателей университета, а также приглашённые профессора из других вузов. Уровень престижности диплома зависит от признанного статуса учебного заведения.

Поскольку доктор наук в развитых странах занимает довольно высокое положение в ранге престижных профессий, получить докторскую степень очень сложно. В зависимости от университета сроки обучения в докторантуре разнятся. Обычно первые два года докторанты обучаются на 20-30 различных курсах обучения. Необходимо подчеркнуть, что данные курсы являются усложнёнными и рассчитанными на слушателей, которые хорошо знакомы с основными материалами по дисциплине. Эти курсы направлены в первую очередь на обеспечение углубленного понимания существующих в данной дисциплине теорий, и их большая часть направлена на изучение исследовательских методов. После прохождения курсов обучения докторанты сдают квалификационный экзамен, после успешной сдачи которого выбирается тема диссертации, которая затем пишется и защищается. Статистика показывает, что лишь 20-50% докторантов получают степень доктора. В США обучение в докторантуре имеет свои особенности. Вначале докторант проходит курс подготовки написания диссертационной работы. Обычно в американской системе докторант, дошедший до защиты, успешно защищается, гораздо сложнее получить разрешение на данную защиту. В Германии докторанту, который провалил экзамены, через год предоставляется возможность их пересдать. Здесь также как и в США докторанту сложно получить разрешение на защиту, но он имеет максимальные шансы защиты в случае допуска. В противоположность практике в США и Германии, во Франции особую сложность представляет защита докторской диссертации. Готовую диссертацию рецензируют два-три независимых эксперта, а присуждает докторскую степень комиссия. В получаемом документе после защиты выставляются такие оценки как «очень хорошо», «хорошо» и «посредственно».

В российском послевузовском образовании серьезные изменения произошли после распада СССР1. За эти годы в России наблюдалось падение престижа научно-исследовательской и преподавательской деятельности, и в то же время повысился спрос на ученые степени и звания у лиц, занимающиеся другими видами деятельности. В вузах резко возросло количество диссертационных советов разного уровня. Количество кандидатских диссертаций, утвержденных ВАКом за период с 1993 по 2005 годы, возросло почти вдвое с 15 679 до 30 116, а по гуманитарным и общественным наукам почти вчетверо с 4362 до 15 9812. Как известно рост количества не приводит к росту качества, а указанные процессы привели к нивелированию степени доктора наук, повышению уровня коррупции3. В российском научном обществе развернулась оживленная дискуссия по вопросу сохранения старой системы или перехода к западной системе. Многие специалисты выступают за сохранение традиционной системы аспирантуры и докторантуры. На сегодняшний день вырисовываются три основные модели4: реформирование традиционных аспирантских программ; переход на докторские программы PhD-типа; переход к единой степени доктора философии (PhD).

В настоящее время в России действует 2039 специализированных учёных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, наблюдается уменьшение их числа (например, на 5 мая 2015 года существовало 2382 советов)5. Переход на третью ступень Болонского процесса в России осуществляется не очень активно. Можно привести некоторые примеры перехода к PhD. В аспирантуре Российского университета дружбы народов (РУДН), который с 2010 года приступил к апробации кредитно-модульного обучения в аспирантуре, Ученый совет университета принял решение о выдаче выпускникам аспирантуры не позже чем через год после окончания обучения и защиты диссертации диплом PhD РУДН6. Другим примером является одобрение в Высшей школе экономики «концепции аспирантуры полного дня», в которой предлагается серьезная обучающая программа для аспирантов7. Данная концепция предусматривает для докторантов в первый год обучения продвинутые курсы базовых профессиональных знаний и совершенствование академических знаний и навыков. Во второй год обучения проводятся специализированные курсы, связанные с тематикой исследований, которые могут быть также прослушаны и в других университетах (в том числе в зарубежных). У аспиранта кроме руководителя из ВШЭ есть и соруководители - зарубежные учёные, защитившие степень PhD и хорошо понимающие академические стандарты подготовки.

Из стран СНГ наиболее продвинутой в отношении третьей ступени Болонской системы является Республика Казахстан, где с 2011 года полностью осуществлен переход на подготовку PhD8. До полного перехода в течение 5 лет

1 Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А., Аржаных Е.В. Российское послевузовское образование: проблемы и пути их решения // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. - М., 2008. - № 2. - //http://www.csrs.ru/inform/IAB/bulleten_ 2008_2.pdf

2 Отчеты о работе советов за 2011 год. - http://vak.ed.gov.ru/ru/dissovet/2011/

3 В Москве расследуют скандал с диссертациями в МГПУ. 05.02.2013. - http://mir24.tv/news/society/6383014; Осипян А.Л. Коррупция в послевузовском образовании // TERRA ECONOMICUS. 2010. - Т. 8, № 3. - http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/27/ 1214821716/journal8.3-6.pdf

4 Бобохужаев Ш.И. Реформа финансового послевузовского образования на постсоветском пространстве и международный опыт // Финансы. - М., 2013. - № 6. - С. 66.

5 Перечень действующих советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по состоянию на 7 января 2018 г. - http://vak.ed.gov.ru/ru/89;jsessionid=sSYUX80koJkMdluaYQiimuiA

6 «Концепция развития послевузовского профессионального образования в РУДН на 2011-2013 годы». Решение Ректората от 30.06.2008 г. протокол №12; приказ ректора от 15.09.2008 г. № 592.

7 Рощин С. Программа позволит сделать прорыв в российской аспирантуре. 2 июня 2010. - http://www.hse.ru/news/avant/ 19005882.html

8 Бобохужаев Ш.И. Проблемы и противоречия реформ послевузовского образования Узбекистана: монография. Анализ становления, развития и направлений преобразования послевузовского образования в Узбекистане. - Saarbrucken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 38 с.

в нескольких ведущих университетах республики функционировала экспериментальная образовательная программа по подготовке докторов PhD. В республике была принята программа поэтапного отказа от аспирантуры, традиционной докторантуры, на базе ведущих вузов были открыты программы подготовки докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию. В 2008 году состоялись первые защиты, а до этого специалисты с дипломом доктора PhD защищались за рубежом. В соответствии с принятой международной практикой претенденты, поступающие в докторантуру казахского вуза, должны свободно владеть иностранным языком. Вступительный экзамен по иностранному языку сдается по технологии стандартизированного тестирования на основе международных тестов TOEFL, IELTS, GMAT (английский язык), DELF, DALF (французский язык) и ZMP/ZOP (немецкий язык) в международных образовательных организациях (ACCELS, Британский совет, Гете Институт, Французский альянс и другие). Продолжительность образовательной программы докторантуры в зависимости от профиля и предшествующей подготовки составляет не менее 3-х лет, а для лиц имеющих учёную степень кандидата наук 1,5 года. Основным критерием завершенности образовательного процесса в докторантуре является получение докторантом не менее 60 кредитов. Для лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, необходимо освоить не менее 30 кредитов и опубликовать основные научные результаты в 7 научных изданиях и подготовить резюме по ранее написанной диссертации в виде научного доклада объемом не менее 10 страниц. Резюме представляется на казахском, русском и английском языках и размещается на сайте вуза для обсуждения. Научное руководство докторантами осуществляет консультационная комиссия в количестве не менее 2-х человек, один из которых является ведущим научным сотрудником зарубежного вуза. Роль зарубежного руководителя заключается в дистанционном консультировании докторантов, в непосредственном руководстве подготовкой его диссертации и чтения учебных курсов во время командировок в Казахстан и зарубежных стажировок докторанта. В качестве зарубежных партнеров не могут выступать ученые из России, так как они не имеют опыта подготовки докторов PhD. Это дорого обходится для бюджета Казахстана, составляя 30-40 тысяч долларов США, основная часть этой суммы предназначена для оплаты зарубежного научного руководителя1.

В едином образовательном пространстве СНГ государственные органы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Туркмении, Узбекистана и Украины учредили Международную ассоциацию Государственных органов аттестации научных и научно-педагогических высших кадров (МАГАТ) и подтвердили свое намерение сотрудничать. По итогам XI конференции МАГАТ было принято решение о едином диссертационном пространстве стран СНГ, где кандидатские и докторские степени с 2012 года, полученные в одной республике СНГ, будут признаны и в других2.

На основе проведенного рассмотрения систем подготовки послевузовского образования можно утверждать, что Болонский процесс откроет очень широкие возможности как для вузов, так и для академического сообщества. С перестройкой системы образования выпускники вузов получат право работать во многих странах Европы. Обмен опытом, возможность трудоустройства где угодно без процедуры подтверждения диплома - это очень важные моменты Бо-лонской декларации. Участие в Болонской конвенции позволит странам СНГ интегрироваться в единое мировое образовательное пространство. В то же время необходимо отметить, что страны СНГ имеют богатый собственный опыт подготовки учёных. Необходимо сохранить фундаментальные ценности, особенности и конкурентные преимущества, которые позволят системам образования России и других стран СНГ влиться в единое мировое образовательное пространство. Имеющийся опыт показывает, что не следует слепо копировать западно-европейские или американские аналоги подготовки PhD, необходимо учесть и перенять их рациональные и приемлемые элементы3. Ведь даже американская и европейская система подготовки не смогли прийти к единому консенсусу! Имеющиеся на сегодняшний день различные проблемы развития послевузовского образования странам СНГ необходимо решать сообща. Думается, что России, как ведущей стране, необходимо инициативу по созданию реального единого послевузовского образовательного пространства стран СНГ взять на себя4. Как известно из практического опыта Казахстана, на подготовку одного доктора PhD требуются значительные бюджетные валютные средства, а это не всем странам «по карману». Учитывая эти и другие особенности, страны СНГ должны сообща обсудить приемлемые стороны перехода на третью ступень Болонского процесса, а также выйти с инициативой об учёте в нём важных элементов прежней системы подготовки учёных. Таким образом, страны СНГ могут сообща войти в единое мировое образовательное пространство, сохранив фундаментальные ценности, особенности и конкурентные преимущества, а также достичь определённых успехов в проведении реформ в этом направлении.

1 Желая принять чужое, важно не потерять свое - доктор юридических наук, профессор Саркытбек Молдабаев. 27 августа 2009. - http://www.inform.kz/rus/article/2193983

2 В СНГ будет создано единое диссертационное пространство. 05.07.2010. - http://stepeni.ru/2010/07/05/v-sng-budet-sozdano-edinoe-dissertacionnoe-prostranstvo/

3 Бобохужаев Ш.И. Особенности и возможные пути осуществления реформ послевузовского образования в странах СНГ // Сборник республиканской научно-практической конференции «Узбекистонда инсон тараккиётининг долзарб масалалари» Ташкент, ТашГЭУ, 19 декабрь 2013 года. - С. 191.

4 Бобохужаев Ш.И. Особенности и возможные пути реформ 1Т в поствузовском образовании // Теория активных систем (ТАС-2014): Материалы международной научно-практической конференции, 17-19 нояб. 2014 г, Москва / Под общ. ред. В.Н. Буркова, Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова. - М.: ИПУ РАН, 2014. - С. 226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.