Научная статья на тему 'Последний романтик русской школы пианизма'

Последний романтик русской школы пианизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последний романтик русской школы пианизма»

Памяти Владимира Витальевича Селивохина

ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК РУССКОЙ ШКОЛЫ ПИАНИЗМА

8 февраля 2015 г. ушёл из жизни Владимир Витальевич Селивохин — народный артист России, лауреат премии Ферруччо Бузони в Больцано, кавалер ордена Дружбы народов, профессор, декан факультета и заведующий кафедрой музыкально-исполнительского искусства ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры».

Выдающийся русский пианист Владимир Селивохин, известный в мире как один из лучших интерпретаторов музыки Сергея Рахманинова, его любимого композитора, пронёс через всю свою жизнь верность традициям романтической русской школы пианизма, развивая их в своём творчестве и передавая их своим ученикам.

Он остался в истории как последний представитель этого направления, встав в один ряд с В. Софроницким, Г. Нейгаузом, А. Слободяником.

Его творчество — продолжение лучших традиций отечественного пианизма и одновременно открытие своего направления в искусстве — представляет собой уникальное явление в мире музыки.

Блестящая победа на международном конкурсе им. Ферруччо Бузони в 1968 г. в Италии (1 премия) положила начало стремительного восхождения пианиста на Олимп музыкального искусства.

Владимир Селивохин выступал в крупнейших концертных залах мира. Он гастролировал во многих городах России, Германии, Швеции, Голландии, Италии, Японии, Мексики, Румынии, Словении, Мальты, Кипра и других стран. На протяжении 30 лет ему рукоплескали завсегдатаи Большого зала Московской консерватории, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Концертного зала «Россия» и др.

Владимиру Селивохину аккомпанировали такие всемирно известные оркестры, как «Санта Чечилия» в Риме, оркестр театра «Ла Скала» в Милане, театра «Ла Фениче» в Венеции, оркестр Берлинской филармонии, Госоркестр СССР, Большой симфонический оркестр радио и ТВ и другие.

Среди дирижёров, с которыми маэстро приходилось сотрудничать, прославленные музыканты с мировыми именами — Д. Китаенко, С. Сондецкис, Ю. Домаркас, Ю. Симонов, В. Федосеев, Арвид Янсонс, МарисЯнсонс, В. Дударова, Ф. Остеррайхер, Ф. Регер, Эррейра де ла Фуэнта, Н. Рахлин, Б. Хайкин, Ф. Мансуров, Ю. Темирканов, П. Мааг, Д. Вестерфильд, П. Франк и др.

В 1996 г. Российский Фонд Культуры наградил Владимира Селивохина международным призом «Бронзовый медведь» за выдающиеся заслуги в развитии русской фортепианной школы. В 2007 г. пианист был награждён Орденом «Единение» Организации Объединённых Наций — «Деяния во благо народов». Ранее Селивохин был награждён Орденом Дружбы народов и Медалью Артуро Тосканини, которую получил из рук дочери гениального музыканта Валли Тосканини.

Пианистический блеск и масштабность исполнения Владимира Селивохина никогда не выходят на первый план, в ущерб внутреннему содержанию произведения, а всегда подчинены главной задаче — наиболее полному и глубокому раскрытию образного замысла произведения.

Музыканту свойственен одновременно тонкий лиризм и богатырский размах, сосредоточенность, углублённость чувств и яркий артистический темперамент, истовость исполнения.

Сольные программы Селивохина поражают своей широтой и многообразием. С особой любовью Селивохин исполнял произведения Сергея Рахманинова на фестивалях рахманиновсюой музыки, организованных и проведённых пианистом в городах России и за рубежом. В Москве, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, музыкант исполнил подряд в два вечера все фортепианные концерты и Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром великого русского композитора, трактуя их как единый драматургический цикл. Аналогов подобного в мировой музыкальной исполнительской практике нет. «В концертах Рахманинова заключена вся трагическая история России XX века», — слова Владимира Селивохина.

По мнению мировой критики, «Владимир Селивохин принадлежит к когорте лучших пианистов мира. Голос его инструмента — это голос, идущий от души к душе» (Union Sarda, Italy).

«Пианистическое искусство Владимира Селивохина без всякого преувеличения можно назвать поэзией — ясной и чистой без неоправданных эффектов» (Aalto Adige, Italy).

«Этот независимо мыслящий пианист с феноменальной техникой исполнен глубокого чувства, которое проявляется во всех аспектах его виртуозных интерпретаций. Вместе с тем он остаётся исполненным простоты и естественности» (Chusi Suomi, Finland).

Придя 17 лет назад в Государственную академию славянской культуры, Владимир Витальевич Селивохин создал факультет и кафедру музыкально-исполнительского искусства. За эти годы ученики Владимира Витальевича стали лауреатами и дипломантами многих международных и российских конкурсов фортепианного искусства. С полным основанием мы говорим о фортепианной школе Владимира Селивохина.

Особым событием в жизни ГАСК стали декабрьские музыкальные вечера, которые сам Владимир Витальевич назвал «Рождественским приношением». Он продумывал не только программу концерта, но и каждую деталь убранства зала: ёлка, игрушки, гирлянды, кукла Деда Мороза (из числа семейных реликвий) и, конечно, свечи, огромное количество свечей. Создавалась удивительная атмосфера, и необыкновенные звуки музыки Моцарта, Шопена, Шумана, Рахманинова погружали в волшебный мир рождественской сказки. Обстановка всегда была очень камерной, что позволяло наблюдать завораживающую картину: восхитительные пальцы Маэстро то взлетали над клавишами и, застыв на короткое мгновение, погружались в них мягко, но стремительно, то с фантастической скоростью про-

бегали по клавиатуре, извлекая откуда-то из глубины заполняющую пространство мелодию. «Рождественское приношение» объединяло разных людей, среди которых были не только профессиональные музыканты или знатоки классической музыки: благодаря особому настроению, создаваемому Мастером, его виртуозному исполнению, даже у неискушённых слушателей сонаты Шумана или фантазии Листа вызывали чувство радости и нежной грусти, чувство сопричастности чему-то великому.

Летом 2014 г. во время последних гастролей пианиста в Италии, где он одновременно принял участие в работе Жюри юбилейного конкурса Ферруччо Бузони, газеты писали: «Мы никогда не слышали такого Рахманинова. Московский маэстро показал себя пианистом мирового класса, выдающимся представителем русской фортепианной школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.