Научная статья на тему 'Последипломное повышение квалификации медицинских сестер в офтальмологии'

Последипломное повышение квалификации медицинских сестер в офтальмологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / OPHTHALMOLOGY / MODERNIZATION / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канюков Владимир Николаевич, Трубина Ольга Михайловна, Подопригора Раиса Николаевна

Оренбургский филиал совместно с областным медицинским колледжем проводит последипломные сертификационные циклы усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов. Специализация для медсестер 216 ч., усовершенствование 144 ч., переподготовка сестер-оптометристов 540 ч. Обучение проводится не реже 1 раза в 5 лет. За последние 5 лет обучение прошли 290 медицинских сестер. Преподаватели кандидаты медицинских наук. Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционном оборудованием. В кабинетах диагностики медсестры знакомятся с новейшим оборудованием, в процедурных и смотровых кабинетах обучаются новым технологиям лечения глазных болезней. В обучении медсестер используются телекоммуникационные технологии. Контроль знаний проводится компьютерным тестированием и экзаменом. Новые информационные технологии обеспечивают непрерывный процесс повышения квалификации медсестер в офтальмологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канюков Владимир Николаевич, Трубина Ольга Михайловна, Подопригора Раиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION FOR NURSES IN OPHTHALMOLOGY

Orenburg branch in cooperation with the regional medical college holds postgraduate certification courses of improvement and specialization for nurses and nurses optometrists. It includes specialization for nurses 216 h., improvement 144 h., retraining of nurses optometrists 540 h. Training is carried out at least 1 time in 5 years. 290 nurses have been trained over the past 5 years. The teachers are candidates of medical sciences. All lectures and seminars are held in the conference hall with modern projection equipment. Nurses get acquainted with modern equipment in diagnostic rooms and study new technologies of treatment of eye diseases in procedure and examination room. We use telecommunications technologies in the training of nurses. The control of knowledge is carried out by computer-based testing and examination. New informational technologies provide a continuous process of training for nurses in ophthalmology.

Текст научной работы на тему «Последипломное повышение квалификации медицинских сестер в офтальмологии»

УДК 617.7-051:378.046.4

Канюков В.Н., Трубина О.М., Подопригора Р.Н.

Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова

E-mail: nauka@ofmntk.ru

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Оренбургский филиал совместно с областным медицинским колледжем проводит последипломные сертификационные циклы усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов.

Специализация для медсестер - 216 ч., усовершенствование - 144 ч., переподготовка сестер-оптометристов - 540 ч. Обучение проводится не реже 1 раза в 5 лет. За последние 5 лет обучение прошли 290 медицинских сестер. Преподаватели - кандидаты медицинских наук.

Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционном оборудованием. В кабинетах диагностики медсестры знакомятся с новейшим оборудованием, в процедурных и смотровых кабинетах обучаются новым технологиям лечения глазных болезней.

В обучении медсестер используются телекоммуникационные технологии.

Контроль знаний проводится компьютерным тестированием и экзаменом.

Новые информационные технологии обеспечивают непрерывный процесс повышения квалификации медсестер в офтальмологии.

Ключевые слова: офтальмология, модернизация, инновации.

Актуальность

На этапе реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации значимым и актуальным является проведение модернизации системы медицинского образования [1].

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки специалистов [2], [3].

В целях совершенствования качества среднего медицинского образования проводятся реформы, инновации, внедрение новых технологий и т. д. [4], [5].

Цель

Представить современные возможности последипломного повышения квалификации медицинских сестер в офтальмологии.

Материал и методы

С 2004 года Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» совместно с областным медицинским колледжем проводит сертификационные циклы усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов г. Оренбурга, области и других городов [6].

Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование - 144 ч., переподготовка - 540 ч.

Согласно существующим требованиям каждый специалист должен проходить обязательное

обучение не реже 1 раза в 5 лет [7]. В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач должна быть определена динамика обновления теоретических и практических знаний специалистов [8]. Исходя из этого, постоянно проводится коррекция и оптимизация программ обучения в соответствии с последними достижениями офтальмологической науки и практики [9], [10].

Рабочие программы составляются таким образом, что после каждой пройденной темы определяется эталонный уровень компетентности обучающихся (зачет, экзамен и т. д.). С внедрением компетентностного подхода к подготовке специалистов изменены не только содержание, но и организационные формы обучения и методы управления подготовки специалистов [11].

В Оренбургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» разработаны и внедрены различные формы обучения. Ведущей формой обучения является лекционно-семинарская система (лекции, семинары, практические занятия). Особой формой семинара является семинар-диспут, цель которого формировать оценочные суждения, утверждать мировоззренческие позиции [12].

Лекции и практические занятия для медицинских сестер проводят кандидаты медицинских наук, что обеспечивает качественный уровень подготовки специалистов.

Педагогические науки

Чтение лекций и семинарские занятия проводятся в технически оснащенном конференц-зале, где имеется современное проекционное оборудование - ТВ-экраны, проекторы, компьютеры, что обеспечивает наглядность занятий.

Широко используется такая форма обучения, как телекоммуникационные технологии. В качестве технологической основы дистанционного обучения используются интернет-технологии с мультимедийным обеспечением. Такая форма обучения для медицинских сестер области обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их фактического местонахождения, обучающиеся могут активно включаться в учебный процесс. К формам обучения относится алгоритмизация процесса обучения, которая выявляет алгоритмы деятельности преподавателя и умственной деятельности обучающихся.

Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности операций для решения задач, ответов на поставленные вопросы. Примером могут служить экзаменационные вопросы для медсестер: алгоритм оказания неотложной помощи при остром приступе глаукомы, алгоритм оказания неотложной помощи при ожогах глаз, алгоритм оказания неотложной помощи при ранениях глазного яблока и т. д.

При специализации медсестер, которые приходят в офтальмологию из разных специальностей, применяется метод догматического обучения, отличительной особенностью которого является слушание и механическое заучивание.

Кроме лекционных и семинарских занятий медицинские сестры знакомятся с работой диагностического, консервативного отделений и операционного блока, а также с современными методами лечения больных с офтальмопатологи-ей. Кроме того, в процессе обучения медицинские сестры получают знания и умения оказания первой доврачебной медицинской помощи при всех острых состояниях: сердечной, легочной недостаточности, при остром животе, при наружных и внутренних кровотечениях, при травмах, отравлениях, несчастных случаях и др.

Таким образом, в системе обучения медсестер главное - обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Одной из составляющих образовательного процесса является контроль знаний - это один из основных элементов оценки качества обучения. Из современных инновационных средств для этих целей используются различные виды тестирования [13]. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Объективно оценить уровень подготовки медсестер позволяет экзамен [14]-[16].

За последние 5 лет обучено 290 медицинских сестер.

В системе непрерывного обучения медицинских сестер в офтальмологии неотъемлемой частью является участие в ежеквартальных конференциях «Школа медицинской сестры в офтальмологии» и Всероссийских научно-практических конференциях «Современные аспекты деятельности медицинских сестер в офтальмологии» (один раз в 2 года), организуемых и проводимых Оренбургским филиалом.

Формат «Школы медицинской сестры в офтальмологии» является своеобразным базисом по выработке практических рекомендаций, которые могут быть использованы в ежедневной реализации навыков медицинскими сестрами в регионе. Создана и эффективно функционирует система комплексного взаимодействия с врачами-окулистами и медицинскими сестрами офтальмологических кабинетов г. Оренбурга и области.

Научная и практическая составляющая Всероссийских научно-практических конференций для медсестер - это обмен опытом и горизонт для поиска новых решений в целях улучшения качества и доступности офтальмологической помощи пациентам. География данного мероприятия охватывает от Хабаровска до Санкт-Петербурга, стали активными участниками конференций и представители Якутии, Башкирии, Казахстана.

Заключение

Таким образом, применение современных информационных и дистанционных технологий в последипломном образовании медсестер способствует повышению качества их обучения.

10.12.2015

Канюков В.Н. и др.

Последипломное повышение квалификации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143с.

3. Концепция профессионального непрерывного образования и перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. В.С.Гершунского. - М.: Педагогика, 1990. - 211 с.

4. Выжигина М.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Концепция создания и развития дистанционного образования в медикобиологической и фармацевтической отрасли // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.103-105.

5. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня // Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. - М., 2012.

6. Каспрук Л.И. Об оптимальном образовании // Специалист. - Москва, 2007. - №10. - С.21.

7. Косарев И.И. Непрерывное медицинское образование // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. -С. 247-249.

8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975

9. Бозиев Р.С., Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект: научное издание / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

11. Куршев В.В. Новое образовательное медицинское пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 280-282.

12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.

13. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. г. Борисова. - М.: Педагогика, 1991. -272 с.

14. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 77-79

15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт-М, 2001.- 607с.

16. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека / А.Ф. Никитин; НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа». - М.: Б.и., 1993. - 120 с.

Сведения об авторах:

Канюков Владимир Николаевич, профессор, директор Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова» Минздрава России, доктор медициских наук e-mail: nauka@mail.ofmntk.ru

Трубина Ольга Михайловна, доцент, заместитель директора по научной работе Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России,

кандидат медицинских наук e-mail: nauka@mail.ofmntk.ru

Подопригора Раиса Николаевна, доцент, заведующая научно-образовательным отделом Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России,

кандидат медицинских наук e-mail: nauka@mail.ofmntk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.