Научная статья на тему 'Порядок учета и формирования доходных поступлений по грузовым перевозкам'

Порядок учета и формирования доходных поступлений по грузовым перевозкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ДОХОДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожцова Дарья Валерьевна

В данной статье рассматриваются особенности учета и формирования доходных поступления от перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Рассмотрены тарифы, приведена их основная классификация тарифов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок учета и формирования доходных поступлений по грузовым перевозкам»

Порядок учета и формирования доходных поступлений по грузовым перевозкам The accounting treatment and the formation of revenue receipts for freight

Дарья Валерьевна Ворожцова, аспирант кафедры «Экономика транспорта» Уральского государственного университета путей сообщения

D_Logunova@mail.ru

Daria Valerievna Vorozhtsova, graduate student of subdepartment “The economics of transport”

Ural state university of railway transport D_Logunova@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности учета и формирования доходных поступления от перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Рассмотрены тарифы, приведена их основная классификация тарифов.

Abstract. This article discusses the features of the account and the formation of profitable revenues from freight rail transport. Examined the rates given their basic classification of tariffs.

Ключевые слова: Транспорт, грузовые перевозки, доходные поступления, тарифы на перевозку грузов

Key words: Transportation, freight transportation, revenue receipts, freight

rates

Транспорт - одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы.

Транспорт, кроме того, это средство, освобождающее искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающие их в места, где их польза может быть реализована в большей степени. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект, который до этого быть реализован. Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности, делает их непосредственно доступными [1].

Значение транспорта для экономики России, занимающей первое место по транспортировке в мире, трудно переоценить, так как он связывает все отрасли экономики воедино, обеспечивает условия для нормального развития производства, содействует развитию межотраслевых и межрегиональных связей.

Среди всех видов транспорта железнодорожный во многих промышленно-развитых странах занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью - возможность обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды практически во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому он остается основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения.

Железные дороги являются основным звеном в транспортной системе национальной экономики. Надёжная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, проведения экономических реформ, расширения международных экономических связей [2].

Динамика изменения грузовых перевозок железнодорожным транспортом отражает общую экономическую ситуацию в стране и коррелирует с динамикой ВВП, соответственно, снижение объёмов перевозок, имевшее место на протяжении 1990-1998 гг., сменилось ростом в 1999-2003 гг. [3].

В транспортной системе России железные дороги занимают ведущее положение, тогда как в большинстве других государств удельный вес желез-

нодорожных перевозок ниже. Соизмеримы с российскими показателями по доле железных дорог в грузообороте всех видов транспорта, лишь Канада (73%) и США (50%), по доле в пассажирообороте - Япония (31%).

Уровень конкуренции между различными видами транспорта в России намного ниже, чем в остальных странах мира, что обусловлено большими расстояниями между пунктами зарождения и погашения грузопотоков. Это очень важный фактор, который необходимо учитывать при выборе модели организации железнодорожной отрасли [1].

Ценообразование на транспорте более сложно, чем в других отраслях промышленности. Это связано с многообразием транспортной продукции, ведь перевозки подразделяются на транспорте не только на пассажирские и грузовые, но и по виду сообщений, видам отправок, скорости перевозки, типам вагонов, расстояниям перевозки и т.д.

Основная масса выручки за перевозку грузов на железнодорожном транспорте образуется за счёт получения тарифной платы, которая составляет более 92% всей выручки от грузовых перевозок. Точный расчёт тарифных расстояний, правильное применение прейскуранта № 10-01 (тарифное руководство №1 ОАО «РЖД» [4]) обеспечивает полноту платы за перевозку грузов.

Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» состоит из двух частей:

- часть 1 «Правила применения тарифов»;

- часть 2 «Расчётные таблицы плат за перевозку грузов».

Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, применяются на всех линиях железных дорог федерального железно-

дорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта [4].

Доходные поступления - сумма денежных средств, поступивших на доходные счета через технологические центры отделений дорог по обработке перевозочных документов и кассы железнодорожных станций за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, прочие операции, связанные с перевозками, и от дополнительных сборов.

Документы, установленные для учета доходных поступлений по грузовым перевозкам [4]:

- корешка дорожных ведомостей установленных форм на принятые к отправлению грузы;

- корешки дорожных ведомостей на принятые в российских портах перевалки импортные грузы;

- дополнительные экземпляры дорожных ведомостей прямого международного сообщения, предназначенные для железных дорог отправления, при приеме к перевозке экспортных грузов;

- копии дорожных, ведомостей прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения при сдаче груза в портах для выдачи на водном транспорте;

- дополнительные экземпляры порожных ведомостей прямого международного сообщения на экспортные и транзитные грузы, переданные через пограничные переходы;

- дорожные ведомости установленных форм на выданные грузы, и том числе и в российских портах перевалки;

- накопительные карточки формы ФДУ-92, ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46, квитанции разных сборов формы РС-97 и другие документы, предназначенные для начисления и взыскания сборов и платежей, причитающихся железным дорогам.

Доходные поступления, учитываемые для формирования доходов от

перевозок грузов, подразделяются по видам сообщений на:

- доходные поступления от перевозок грузов в местном сообщении (в пределах одной железной дороги)

- доходные поступления от перевозок грузов в прямом сообщении (в пределах двух и более железных дорог).

В составе доходных поступлений от перевозок грузов в прямом сообщении учитываются доходные поступления от международных (экспорт, импорт, транзит) и внутригосударственных перевозок грузов.

Доходные поступления от перевозок экспортных грузов через российские порты перевалки и импортных грузов из российских портов перевалки в пределах одной железной дороги учитываются в составе доходных поступлений от перевозок грузов в прямом сообщении.

Доходные поступления от международных перевозок грузов, принятых через пограничные станции перехода или в российских портах перевалки, следующих по территории России и передаваемых через пограничные станции переходя или российские порты для дальнейшего следования за границу, учитываются как доходные поступления от перевозок грузов транзитом.

Доходные поступления от перевозок грузов учитываются по следующим статьям:

- провозные платежи;

- дополнительные сборы;

- штрафы;

- разнородные поступления.

При перевозках экспортных грузов на железной дороге отправления в Технологическом центре по обработке перевозочных документов производится контрольная таксировка провозных платежей с определением недобо-ров и переборов тарифа при отправлении грузов.

Учету для формирования доходных поступлений от дополнительных сборов за грузовые перевозки подлежат сборы, включенные в перевозочные документы, которые взыскиваются и учитываются одновременно с взыска-

нием провозных платежей.

При перевозках экспортных грузов сборы, внесенные в перевозочные документы в пути следования и на пограничных железнодорожных станциях, учитываются при передаче грузов за границу и передаются для взыскания на железной дороге отправления.

По накопительным карточкам, квитанциям разного сбора и другим документам для начисления и взыскания разнородных платежей, перечень которых определяет Минтранс России, доходные поступления учитываются согласно «Свода разных сборов и прочих поступлении» формы ФДУ-4. Отдельному учету в составе доходных поступлений подлежат плата за пользование грузовыми вагонами и плата за пользование контейнерами.

Аналогичный учет доходных поступлений ведется по суммам штрафов.

Учет сумм доходных поступлений от сборов за сопровождение и охрану грузов производится по корешкам дорожных ведомостей на отправленные грузы или по дорожным ведомостям на выданные на станциях железных дорог грузы, а также по дополнительным экземплярам дорожных ведомостей на грузы, переданные на пограничных переходах. Суммы доходных поступлений от сборов за сопровождение п охрану грузов на Сахалинской железной дороге учитываются отдельно, с включением в общую сумму по этой статье доходных поступлений.

Суммы доходных поступлений по всем статьям доходов для формирования доходов от грузовых перевозок учитываются в рублях.

При применении ставок, выраженных в иностранной валюте, суммы переводятся в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации к доллару США на дату приема грузов к перевозке.

Доходные поступления очень тесно связаны с тарифами, поскольку сумма доходных поступлений определяется суммой соответствующих тарифов.

Тарифы на железных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие ус-

луги транспорта. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта [2].

В основе построения тарифов, как и других оптовых и розничных цен, лежит стоимость перевозок. Это относится как к перевозкам грузов, так и пассажиров. Однако оптовые и розничные цены росли в ходе экономических реформ более быстрыми темпами, чем грузовые и пассажирские тарифы. Для преодоления отставания динамики тарифов от роста цен и заработной платы была разработана методика ежемесячной одновременной индексации цен, заработной платы и тарифов.

В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

Фиксированные тарифы централизованно устанавливает ОАО «РЖД» по согласованию с государственными органами. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используется при осуществлении перевозок монопольными видами транспорта. Фиксированные тарифы могут устанавливаться едиными для территории России и едиными для территории, республики, края, области, города.

Регулируемые тарифы предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

Договорные тарифы устанавливают предприятия транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).

Свободные тарифы предприятиями транспорта устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Железнодорожные тарифы устанавливают на основе стоимости, т.е. суммы общественного труда, затраченного на продукцию транспорта. Подавляющую часть этих затрат отражает себестоимость перевозок, которая и является базой для их построения. Это дает возможность при планировании тарифов устанавливать отклонения от стоимости перевозок, главным образом, в пределах между себестоимостью и стоимостью.

Железнодорожные тарифы устанавливают для всей сети дорог России с учетом среднесетевой себестоимости.

Это объясняется тем, что подавляющая часть перевозок осуществляется в прямом сообщении с участием нескольких дорог. Грузоотправители рассчитываются не с каждой дорогой, а с железнодорожным транспортом в целом. Поэтому возникает задача распределения полученных доходов между дорогами, участвующими в создании продукции и имеющими различную рентабельность.

Действующие железнодорожные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности и принципам построения они имеют некоторое различие[4].

Тарифы на грузовые перевозки являются частью системы оптовых цен, а на пассажирские перевозки - частью системы розничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходов населения.

Грузовые тарифы базируются на среднем уровне себестоимости перевозки грузов и учитывают тип подвижного состава, степень использования грузоподъемности и вместимости вагонов, вид отправок (повагонные, малотоннажные, контейнерные, мелкие), скорость перевозки, расстояние, массу груза, принадлежность подвижного состава и др. В соответствии с этим произведена дифференциация грузовых тарифов железных дорог России.

Система тарифов железнодорожного транспорта и вопросы экономических взаимоотношений с грузополучателями и грузоотправителями опубликованы в специальных тарифных руководствах, в приложениях к ним (в настоящее время тарифные руководства не изменились).

В тарифных руководствах указаны готовые платы и ставки по поясам дальности: за вагон различной грузоподъемности, 1 т наливных грузов, 100 кг и целое число тонн мелких отправок, 1 контейнер, 1 ось подвижного состава.

Расчет плат за перевозку грузов осуществляется по тарифам, действующим в день проставления календарного штемпеля:

- станции отправления - для грузов, перевозка которых оформлена железнодорожной накладной прямого международного железнодорожного сообщения на весь путь следования;

- станции переоформления накладной - для грузов, перевозка которых была осуществлена с переоформлением железнодорожной накладной одного международного транспортного права на другое;

- станции перевалки груза - при оформлении железнодорожной накладной на станции перевалки груза с водного или автомобильного транспорта на железнодорожный транспорт.

Процесс определения провозных плат и сборов с грузоотправителя и получателя называется таксировкой. Правильность начисления платы контролируют на станции отправления, где начисляют и взыскивают платежи и сборы, и на станции назначения, где проверяют правильность начисления и взыскания платежей станцией отправления. Дополнительно взыскивается плата за операции, выполненные в пути следования или на станции назначения.

Библиографический список:

1. Логунова Д.В. Особенности системы финансового планирования на железнодорожном транспорте //Управление экономическими системами: электронный научный журнал - Кисловодск, Изд. ООО «Д-Медиа», 12.12.2012.

2 Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в России / Под ред. Б.М. Лапидуса. - М.: МЦРФ, 2008.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.03 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

4. Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), редакция от 05.06.2013.

Bibliographical list:

1. Logunov D.V. Features of financial planning in railway transport / / Management of economic systems : electronic scientific journal - Kislovodsk, Ed. OOO "D -Media" , 12.12.2012 .

2 Strategic development of rail transport in Russia / Ed . BM Lapidus . - M.: MTSRF 2008.

3 . Federal Law of 10.01.03 , № 18-FZ "Charter of Railway Transport of the Russian Federation ."

4 . Pricelist № 10-01 " Tariffs for transportation of goods and services infrastructure operated by Russian Railways " ( Tariff Guide number 1, Parts 1 and 2) , as amended on 05.06.2013 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.