Научная статья на тему 'Портрет посетителя Биологического Музея. Итоги социологического исследования'

Портрет посетителя Биологического Музея. Итоги социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
628
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL RESEARCH / ПОСЕТИТЕЛЬ / VISITOR / АНКЕТА / ОПРОС / БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / BIOLOGICAL MUSEUM / РЕЭКСПОЗИЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / FEEDBACK FORM / POLLING / REDISPLAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликова М.В., Петрунина Л.Я.

В статье обобщён опыт первого в России комплексного масштабного прогностического социологического исследования музейной публики, проведённого в течение 2014 г. в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева и охватившего 1200 взрослых посетителей Музея. Опрос включал изучение классических демографических характеристик аудитории Музея, выяснял круг интересов, ожиданий и замечаний публики. Анализ данных подтвердил, что посетители не могут самостоятельно сформулировать тематику будущей экспозиции. Музей, обладая специфической суммой знаний по профильному вопросу, вправе предлагать своё видение, раскрывать свои темы, искать собственные подходы с учётом предпочтений музейной публики при разработке комплексных выставочных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIOLOGY MUSEUM VISITOR PROFILING PROJECT. SOCIOLOGICAL RESEARCH TOTALS

The article summarizes the key takeaways of the fi major predictive comprehensive study of museum visitors in Russia, which was carried out in 2014 by Th State Biology Museum named aft K.A. Timiryazev. Th poll covered the response of 1200 adult visitors. Th authors go on to say that the survey aimed at clarifying not only the demographic characteristics of the museum audience but also their range of interests, expectations and critical comments. Further the authors report that the survey results served as the basis for the creation of a new permanent exhibition project, which was unfortunately postponed due to lack of funding. According to the article the sociological data analysis confi that the public isn’t able to conceive the subject of a new permanent exhibition. Th topics of high interest for one part of the audience are oft at odds with opinions of another one. From what the author says it becomes clear that the museum, with the benefi of the unique knowledge in the fi is entitled to off its specifi vision, explore its own themes and search for its individual approaches to the audience. In conclusion the authors write that, however, the data collected made it possible to take the museum visitors’ preferences into account while developing comprehensive exhibiting projects that are currently being worked out. Th exhibitions are based on the topics that the audience considers the most interesting.

Текст научной работы на тему «Портрет посетителя Биологического Музея. Итоги социологического исследования»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК [069.01+308:069+069-152+069.7+57:069] (470-25)

ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

М.В. Куликова, Л.Я. Петрунина1

В статье обобщён опыт первого в России комплексного масштабного прогностического социологического исследования музейной публики, проведённого в течение 2014 г. в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева и охватившего 1200 взрослых посетителей Музея. Опрос включал изучение классических демографических характеристик аудитории Музея, выяснял круг интересов, ожиданий и замечаний публики. Анализ данных подтвердил, что посетители не могут самостоятельно сформулировать тематику будущей экспозиции. Музей, обладая специфической суммой знаний по профильному вопросу, вправе предлагать своё видение, раскрывать свои темы, искать собственные подходы - с учётом предпочтений музейной публики при разработке комплексных выставочных проектов.

Ключевые слова: социологическое исследование, посетитель, анкета, опрос, Биологический музей, реэкспозиция, мотивация, аудитория.

THE BIOLOGY MUSEUM VISITOR PROFILING PROJECT. SOCIOLOGICAL RESEARCH TOTALS

M.V. Kulikova1, PhD; L.Y. Petrunina2, PhD 1 The State Biology Museum named after KA. Timiryazev 2 ICOM Russia

The article summarizes the key takeaways of the first major predictive comprehensive study of museum visitors in Russia, which was carried out in 2014 by The State Biology Museum named after K.A. Timiryazev. The poll covered the response of 1200 adult visitors. The authors go on to say that the survey aimed at clarifying not only the demographic characteristics of the museum audience but also their range of interests, expectations and critical comments. Further the authors report that the survey results served as the basis for

1 Куликова Марина Владимировна - к.б.н., учёный секретарь Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, marina@gbmt.ru; Петрунина Любовь Яковлевна - к.ф.н., куратор проекта ИКОМ «Узнай своего посетителя», liubovgtg @yandex.ru.

Жизнь Земли 40(1) 2018 59-70 59

SetMUii-

2018, том 40, № 1

the creation of a new permanent exhibition project, which was unfortunately postponed due to lack of funding. According to the article the sociological data analysis confirmed that the public isn't able to conceive the subject of a new permanent exhibition. The topics of high interest for one part of the audience are often at odds with opinions of another one. From what the author says it becomes clear that the museum, with the benefit of the unique knowledge in the field is entitled to offer its specific vision, explore its own themes and search for its individual approaches to the audience. In conclusion the authors write that, however, the data collected made it possible to take the museum visitors' preferences into account while developing comprehensive exhibiting projects that are currently being worked out. The exhibitions are based on the topics that the audience considers the most interesting.

Keywords: social research, visitor, feedback form, polling, Biological Museum, redisplay, motivation, audience.

Введение. В 2012-13 гг. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева готовился к реконструкции с последующей реэкспозицией. Его коллектив занимался разработкой научной и художественной концепций будущей постоянной экспозиции. Современная экспозиция Музея строится на проблемно-тематической основе, т. е. демонстрирует основные обобщающие проблемы ведущих направлений биологии, а методологической установкой для интерпретации материала является эволюционная теория. Научная концепция новой экспозиции подразумевает принципиально иной подход к выбору и распределению тем по залам. В данной ситуации социологический опрос мог помочь не только установить демографические данные посетителей, но и прояснить круг их интересов, ожиданий и замечаний. Таким образом, посетитель автоматически становится соучастником процесса выбора тем и форм их демонстрации в Музее.

Последнее социологическое исследование проводилось в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева в 1988-89 гг. на волне интереса к таким исследованиям в постсоветское время. Опросы проводились силами сотрудников методического отдела среди преподавателей, абитуриентов и одиночных посетителей. Анкеты, адресованные первым двум социальным группам, включали содержательные вопросы и позволили выявить узкие места в лекционной и экскурсионной работе. Что касается одиночных посетителей Музея, то удалось составить лишь демографический портрет. По данным анкетирования, в опросе приняли участие 77 % взрослых и 23 % школьников. Большинство составляли взрослые до 50 лет, 30-40-летние составляли 40 %. Три четверти взрослых пришли в музей вместе с детьми. За пределами анализа остались содержательные вопросы тематических предпочтений.

Социологическое исследование музейной публики. Вначале сотрудники Музея предложили посетителям через простую форму отзывов выразить отношение к современной экспозиции и поразмышлять над её содержанием в будущем. Летом 2013 г. в Музее был создан стенд «Записки на стене», на котором в свободном режиме предлагалось продолжить следующие фразы (рис. 1):

- Мы шли в Биологический музей, чтобы увидеть...;

- Я хочу, чтобы в новой экспозиции было.;

- Какой ужас! Здесь.;

- В Музее надо обязательно сохранить.;

- Мне кажется, что в Музее не хватает.;

- Подумать только, а здесь, оказывается.;

- Меня поразило, восхитило.

Рис. 1. Стенд для опроса посетителей.

В течение года в опросе приняли участие более 2000 посетителей, среди которых 2/3 - дети. Около 60 % подошли к опросу формально, выразив восторженные впечатления от экспозиции, образовательных программ, экскурсий и выставок или, наоборот, неудовлетворённость чем-либо. Остальные весьма конкретно отвечали на поставленные вопросы. Результаты этого опроса были проанализированы и учтены в дальнейшей работе Музея.

Однако стало понятно, что собранные мнения трудно структурировать, они не отвечают на содержательные вопросы, вставшие перед разработчиками новой экспозиции. Поэтому решено было провести полноценный социологический опрос посетителей Музея. В первую очередь, необходимо было узнать следующее: спектр тем, интересующих современного посетителя; понятность и доступность этикетажа; «лишнее» и «непонятное» в музейной экспозиции. Вместе с тем, нужно было уточнить состав социальных групп одиночных посетителей (их доля в потоке посетителей 65 %), их предпочтения. Современная публика довольно разнообразна, и выбор формы проведения досуга зависит как от профессиональных, так и от демографических характеристик, уровня доходов, степени занятости, наличия детей. Ответы на эти вопросы наряду с выяснением тематических предпочтений были задачами полномасштабного социологического исследования.

Сроки проведения исследования: 2014 год.

Объект исследования: совокупность всех социальных групп посетителей Музея, научный коллектив Музея, привлечённый к разработке новой экспозиции и связанный с проведением экскурсий и научно-популярных занятий.

Предмет исследования: соотношение между необходимостью корректной подачи естественнонаучных знаний в экспозиционном пространстве и процессом их восприятия различными социальными группами посетителей Музея.

Цель исследования: поиск оптимального соответствия между новой формой подачи естественнонаучных данных в основной экспозиции Музея и ожиданиями разных социальных групп посетителей.

Задачи исследования:

- выделить специфические социальные группы посетителей Музея и уточнить их социально-демографические характеристики;

- выявить спектр мотивации визита в Музей различных групп посетителей и формы его организации;

- определить параметры их ожиданий относительно существующей постоянной экспозиции Биологического музея;

- проанализировать особенности восприятия существующей экспозиции Музея разными группами посетителей;

- выявить доминантные параметры положительного восприятия экспозиции Биологического музея;

- разработать типологию зрителей и создать их социальные портреты как потребителей услуг, предоставляемых Музеем;

- выяснить степень удовлетворённости визитом в Музей в целом;

- выявить пути распространения информации о деятельности Музея;

- определить степень вовлечённости посетителей в пространство культурно-до-суговой жизни;

- выяснить покупательную способность различных групп зрителей и их готовность приобретать продукцию в Музее.

Методика проведения опроса: предварительный этап исследования включал серию интервью с дирекцией Музея, где обсуждался характер проблемной ситуации, связанной с предстоящей реконструкцией музея и разработкой новой постоянной экспозиции; уточнялись цели и задачи социологического исследования, определялись его сроки и масштабы, формы сбора информации и перечень социальных групп, попадающих в поле исследования.

На следующем этапе была проведена серия экспертных интервью с сотрудниками Музея, которые связаны с обслуживанием посетителей и проведением экскурсионной работы. Помимо этого, была проведена серия наблюдений за поведением посетителей, включавшая небольшие диалоги. Все эти материалы использовались для разработки пунктов анкеты. Анкета из 22 пунктов включала 5 открытых вопросов, требующих от посетителей анализа, размышления. После проведения пилотной серии опросов некоторые пункты были изменены (рис. 2).

Для снятия сезонных колебаний было проведено 4 замера: зимний, весенний, летний и осенний. Количество опрошенных составило 1200 человек: 4 группы по 300 анкет в каждой. Вся собранная информация обрабатывалась с соблюдением единой системы процедур. Результаты проведённых исследований, таким образом, могут быть подвергнуты обоснованному сравнительному анализу и позволяют выявить определённые тенденции.

Полный портрет посетителей Биологического музея был составлен на основе возрастной выборки, сделанной на материале сезонных серий опросов. Рассматривали посетителей со следующими возрастными параметрами: школьники (пришедшие самостоятельно) до 17 лет, молодёжь 18-25 лет, взрослые 26-40 лет, взрослые 41-55/60 лет и пенсионеры старше 55/60 лет. Выделение таких возрастных групп связано с организацией визита и особенностями поведения в пространстве Музея. 62

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

Биологический музей проводит социологический опрос, чтобы разрабатывать новые программы работы с посетителями. Мы будем признательны, если вы ответите на наши вопросы.

Дата огшоса:

Отметьте галочкой нужный вариант ответа:

С кем вы пришли сегодня в музей? (можно несколько вариантов) Подин П с ребенком Пс друзьями Пс семьей

Посещали ли вы музей прежде сами?

П нет П да

если да, то сколько раз? _ А ваш ребенок?

□ нет □ 1 раз

□ 2 раза □ 3 и более раз Участвовали ли вы в программе «Семейное путешествие»? И нет П да

если да, то в каком году?_

Откуда вы узнали о музее?

П сайт музея

С] соц. сети / Яндекс, Афиша и др. П друзья / знакомые [И рядом живу

П педагоги /воспитатели П электронные СМИ П печатная пресса П когда-то сам(а) посещал(а)

5. Чем вы пользовались при осмотре музея?

П аудиогидом П рекомендациями экскурсовода

О путеводителем П осматривал самостоятельно

6. Что входило в ваши планы при посещении музея? (не более трех вариантов) П провести свободное время П показать музей детям

□ увидеть временную выставку П пополнить знания об окружающем мире

П поучаствовать с детьми в программе П получить эмоциональный заряд П никогда прежде не был здесь П находился рядом с музеем

7. Занимались ли вы в жизни чем-либо, связанным с биологией?

II црт I I пд

" если да, то отметьте ниже, либо допишите другое_

П это моя профессия П самостоятельно интересовался

П занимался в школьном кружке П занимался экофотографией

8. Какие залы музейной экспозиции вы посмотрели?_

9. Какой раздел вас больше всего заинтересовал?_

10.

Во время посещения музея, читали ли вы сопроводительные материалы?

П нет П читал некоторые П читал почти все

Если да, то оцените по 5-балльной шкале, насколько они вам были интересны и полезны? 1 2 3 4 5 I-1-1-1-1

Что бы вы поменяли в нашем музее?_

Рис. 2. Анкета для опроса посетителей. Начало.

12. Кто и как выбирал маршрут осмотра музея?

□ взрослый □ произвольно

□ ребенок сам □ по указателям

□ все вместе □ что интересовало

13. Что бы вы хотели еще увидеть в нашем музее?_

14.

15.

Как бы вы оценили сегодняшнее посещение Биологического музея? (один вариант)

ПИ мне все понравилось .—■ □ напрасно потратил время

1_1 затрудняюсь г—,

ответить ' то' что я Увидел, не соответствует

моим ожиданиям

СИ в целом было интересно Что вам не понравилось в нашем музее?

16.

17.

В каких еще музеях вы бывали? (любое количество)

□ в исторических музеях СИ в других естественнонаучных музеях

□ в политехнических музеях СИ в художественных музеях (ГТГ, ГМИИ)

Какие центры досуга вы чаще посещаете? (любое количество) СИ парки □ драматические театры

□ спортивные клубы СП музыкальные театры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП цирки □ концерты (классические, джазовые, рок)

□ кино СП что-то еще_

18.

19.

20.

21.

Сколько времени вы провели в музее?

□ менее часа СП 1 час СП 1,5 часа СП 2 1

□ 2,5 ^

Предполагаете ли вы потратить какую-либо сумму на покупки во время сегодняшнего посещения?

СП нет СП да

Если вас не затруднит, отметьте, пожалуйста, какую именно:

□ до 100 руб. □ 100—500 руб. □ 500—1 000 руб. □ свыше 1000 руб.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе:

ваш пол: □ жен. □ муж.

занятость: □ полн. р/д. □ неполн. р/д. образование_ ваша профессия_

ваш возраст:

□ не работаю □ учусь _ место жит-ва (район)_

22. Если можно, отметьте, каков ваш доход на одного человека в семье:

□ менее 5000 □ до 10000 □ до 20 000 □ до 30000 □ свыше 30000

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! Рис. 2. Анкета для опроса посетителей. Продолжение.

Взрослые 26-40 лет являются самой большой по численности группой (45 % опрошенных). На ней и была дана портретная характеристика посетителя.

Высшее образование имеет 83 % этой возрастной группы. Более трети посетителей - безработные (либо временно, либо длительное время). Профессиональный состав показывает преобладание экономистов, лишь на третьем месте появляются меди-

ки и психологи, наиболее близкие профессионально к тематике Биологического музея. Суммарно управленцы, экономисты и финансисты составляют 26 %. Естественники и медики занимают второе место с 21 %. Гуманитарии также многочисленны и набирают 20 %. Инженерно-технические сотрудники и 1Т-персонал вместе с представителями военных профессий набирают 13 %, заняв четвёртое место.

Гендерная пропорция составляет приблизительно 2:1 (женщины/мужчины).

Если говорить о месте проживания наших посетителей, то более 60 % составляют москвичи; жителей Московской области - 14 %; иногородних из дальних регионов всего 6 %. По большей части это жители Поволжья и Центральных областей России. Однако есть и гости из Сибири, но профессионально связанные с биологией. Повторных посещений более 35 %. Это говорит о хороших возможностях формирования постоянной аудитории.

В каком составе приходят посетители этой возрастной группы - важный момент для понимания их особенностей поведения в Музее. По результатам опроса 70 % приходят в Музей с детьми; в компании друзей - 16 % (однако члены дружеских компаний в 10 % случаев приходят с детьми). Без детей (один и семейная пара) - всего 14 %. Становится понятно, что основные побудительные причины посещения Музея связаны с межпоколенными отношениями: 80 % взрослых приходят вместе с детьми. Преобладают дети дошкольного и младшего школьного возраста (36 %), что необходимо учитывать при разработке образовательных программ и экскурсий (рис. 3).

По данным опроса видно, что 29 % детей пришли в Музей повторно. Но самое интересное, что 12 % детей уже бывали в Музее, в отличие от сопровождавших их взрослых, которые пришли впервые. То есть возобновляемость аудитории проходит не только по линии взрослых, но и детей, которые приводят «новых» взрослых, побывав однажды на занятии с учителями.

Какие каналы информации наиболее результативны для работы с этой возрастной группой? Сайт Музея набирает наибольшее число голосов. Этот интернет-канал поддерживают социальные сети и электронные СМИ, все они суммарно дают 51 % голосов. 34 % посетителей узнали о Музее от знакомых или когда-то сами посещали. Интернет, опыт прежних посещений и близость расположения Музея дают 94 % посещений.

С какими задачами приходят взрослые 26-40 лет в Музей, чего они ждут от посещения? 37 % посетителей отметили, что дети - основной побудительный мотив. Вторым по значимости стал ответ «пополнить знания», что подразумевает и собственные интересы взрослых, не от-

Рис. 3. Посетители с детьми — участники опроса.

метая, вместе с тем, интересы детей. Типичных «гедонистов» среди посетителей нашего Музея оказалось 25 %. То есть многие посетители, выбирая музей, имеют в виду, прежде всего, комфортное проведение досуга, совмещённое с образовательным наполнением, адресованное детям, но интересное и взрослым. Поэтому слишком длинные и наукообразные образовательные программы получают нарекания со стороны посетителей.

Почти 10 % «любопытствующих» посетителей имеют поверхностную мотивацию при выборе музея, это случайная публика. Целенаправленно пришли на выставки всего 8 % посетителей. Данные не стыкуются с теми высказываниями, которые оставляются в ответах на открытые вопросы, где пожелание «побольше новых выставок» занимает далеко не последние строки. Скорее всего, дело в непонимании терминов. Зачастую посетители считают, что всё, что они видят в залах музея - это выставки, не делая различия между постоянной экспозицией и временными выставками.

Сколько нужно времени, чтобы осмотреть весь Музей? Более четверти публики проводит в музее один час. Еще около 3 % - менее часа. То есть треть публики весьма поверхностно знакомится с экспозицией. Почти 20 % посетителей проводят в Музее 1,5 часа, половина посетителей - более 2 часов.

Более 70 % посетителей осматривают Музей самостоятельно. При этом они, как выяснилось, не очень понимают логику развёртывания экспозиции. Аудиогидом пользуются лишь 1,4 % посетителей. При этом в качестве пожеланий многие отмечают разработку аудиогида. По-видимому, информация о нём размещена в неудобном месте и потому не ориентирует посетителей на эту услугу.

В ситуации, когда большинство посетителей ориентируется самостоятельно, большую роль играют аннотации. Выяснилось, что «почти все» материалы читали 27 %, 56 % прочли некоторые, и лишь 15 % не прибегают к помощи аннотаций. То есть текстовое сопровождение используется активно.

Как посетители оценивают качество этих материалов? Около 25 % недовольны предлагаемым уровнем, и это серьёзный сигнал для пересмотра системы аннотирования и ориентирования в Музее.

Как видно по базе данных, более 90 % посетителей осмотрели весь Музей. 9 % досадуют, что им не удалось увидеть интерактивную экспозицию или заглянуть в некоторые залы, закрытые на лекционное занятие (хотя на сайте Музея есть предупреждение о возможности такой ситуации).

Методом контент-анализа ответы на вопрос «Какой раздел вас больше всего заинтересовал?» выстроены в виде рейтинга из 45 позиций. Лидерами стали разделы экспозиции «Палеонтология», «Динозавры» и «Развитие жизни на Земле», суммарно набравшие 14 %, темы «Эволюция», «Генетика» и «Происхождение человека» (рис. 4).

Вопрос «Что ещё вы хотели бы увидеть?» 50 % посетителей либо оставили без ответа, либо отметили, что всего достаточно. Среди содержательных ответов доминирует мотив интерактивности в отношении экспонатов и Музея в целом. Потребность в общении со специалистами проявляется в пожелании увеличения образовательных проектов, лекций, встреч с интересными людьми.

Большой интерес вызывают объекты доисторических времён, и не только динозавры, но и палеоботаника. Посетители готовы уделить много внимания живым экспонатам (четвёртая строчка рейтинга), а также предлагают шире развернуть информацию, связанную с человеком.

В ответах на вопрос «Что понравилось вам в Музее?» присутствуют доброжелательные высказывания о Музее, понравившихся разделах экспозиции и отдельных 66

Рис. 4. Участники опроса на экспозиции «Развитие жизни на Земле».

формах просветительской работы. Люди отмечают прекрасное исполнение служебных обязанностей сотрудниками, встречающими посетителей в стенах Музея - они создают атмосферу Музея, обеспечивая комфортное пребывание на экспозиции. Вместе с высоким профессионализмом и открытостью в общении с посетителями научного коллектива это создаёт хорошую репутацию Музея у публики.

Каждый десятый участник опроса отмечал разнообразие экспозиций, уникальность, подлинность отдельных экспонатов. Среди форм работы лидируют детские программы, а в них приёмы интерактивной подачи материала, например в экспозициях «Лаборатория „Прозрачная наука"», «Смотри в оба!». Не остаются без внимания и живые коллекции.

На вопрос «Что не понравилось вам в Музее?» 70 % посетителей не заметили ничего подобного. Остальные вполне ожидаемо высказали замечания о старых экспонатах, духоте в залах, «страшных экспонатах в банках». Также стоит прислушаться к пожеланиям привнести в экспозицию тематику новых научных открытий, что по силам сплочённому творческому коллективу.

Как посетители в целом оценивают своё пребывание в Музее? 95 % - положительно, но 2 % оставили этот пункт анкеты без ответа, 1 % отозвались негативно, что стимулируют коллектив музея к поиску новых форм работы и устранению указанных недостатков.

При оценке покупательной способности посетителей было выявлено, что 58 % не располагают возможностью потратить дополнительную сумму кроме покупки билета. И только треть из них в состоянии позволить себе траты на сувениры и другие услуги (100-1000 руб.). При этом половина посетителей имеет доход в семье на человека 30 000 руб. и выше.

Какие досуговые учреждения посещает публика, приходящая в Биологический музей? Заметно превалирует интерес к историческим музеям - 32 %. Возможно, это связано с тенденцией усиления политического воспитания. Практически в равных

пропорциях публику интересуют естественнонаучные и художественные экспозиции и выставки: 25 % и 23 % соответственно.

Какие ещё центры досуга посещает наша публика этой возрастной группы? На первом месте парки - 27 %, на втором драмтеатры - 14 %, на третьем цирки - 12,1 %. Видимо, это эффект возрастной групповой выборки (26-40 лет), связанной с детьми, ведь дети - большие любители цирка.

Заключение. Практически все отечественные исследования по музейной социологии [1, 2] традиционно касаются выяснения того, как посетители, пришедшие в музей, реагируют на уже сделанные изменения. То есть сначала музей что-то менял, а потом уже, постфактум, выяснял отношение к нововведениям, хотя международный опыт музейного проектирования говорит обратное. Достоинство социологического исследования посетителей Биологического музея имени К.А. Тимирязева именно в том, что оно имело прогностический характер. Пожалуй, это делается впервые в отечественной музейной практике, когда реконструкции основной экспозиции предшествует масштабное социологическое исследование, направленное на выяснение мнения посетителей и экспертов. И это позволило коллективу научных сотрудников сформировать консолидированное мнение и с уверенностью работать над новой комплексной экспозицией, которая с большой вероятностью не только будет отвечать последним достижениям науки, но окажется понятной и востребованной посетителями.

К сожалению, работа над будущей экспозицией отложена из-за финансовых затруднений, однако полученные результаты уже внедряются в работу Музея.

Результаты во многом получились неожиданными. Приятно, что самой многочисленной социальной группой одиночных посетителей оказались взрослые 26-40 лет, чаще всего с детьми (80 %). Это наиболее социально значимая категория населения, и этот результат показывает, что Музей в высокой степени отвечает её запросам. При визуальном наблюдении на подготовительном этапе фиксировалось, что в залах преобладают младшие школьники в сопровождении взрослых преклонных лет.

Ещё одним открытием стало то, что у Музея очень высокие показатели возоб-новляемости аудитории: до 40 % взрослых бывали здесь прежде. При этом не только взрослые приводят детей в знакомый музей, но (что удивительно!) дети, побывавшие на экскурсии с классом, приходят снова и приводят с собой взрослых родственников.

В связи с этим встаёт вопрос, чем занять таких взрослых? Среди них есть обширная и очень сложная с точки зрения музейной педагогики категория (около 30 %), чьи интересы находятся в области не естествознания, а лишь «получения эмоционального заряда» и праздного любопытства при проведении досуга (мы назвали их «гедонистами»). Для работы с такой публикой нужны особые формы, которые, не обременяя излишними подробностями, позволяли бы не только удовлетворить непосредственный интерес, но и увлечь биологической информацией. Специально для таких посетителей Музей расширяет экскурсионный ассортимент: уже разрабатываются 12 совершенно новых интерактивных занятий и экскурсий.

Исследование высветило и особенности того, как именно посетители смотрят экспозицию. Приученные к обзорному осмотру, посетители не до конца понимают логику развёртывания материала, обусловленную широтой освещения биологической темы. Привычной к стереотипу «прогулки по залам» публике экспозиция кажется эклектичной. Следовательно, нужно уделить особое внимание тематическому аннотированию залов экспозиции. 68

В ходе исследования выяснилось, что основой адекватного восприятия для 80 % посетителей стало прочтение этикеток. Они оценивают значимость этикетажа высоко, однако устаревшее оформление и стилистическую перегруженность - низко и даже отрицательно. Молодая аудитория привычна к лаконизму языка интернета, и предстоит найти оптимальное решение.

Ранее было трудно понять, сколько публики приходит специально на выставки, так как отдельные билеты на них не продаются. Оказалось, что сменные выставки посещают не более 10 % публики, и это достаточно низкий результат для Музея, где проходит до полусотни выставок в год. Информация принята во внимание при разработке рекламных компаний.

Опрос помог модернизировать выставочные музейные проекты в соответствии с ожиданиями публики. Стало ясно, что имеет смысл идти не по экстенсивному пути (наращивание количества выставок), а по интенсивному: выставочные проекты 2015-17 гг. учитывают пожелания публики, приобретают комплексный характер и активно сопровождаются экскурсиями, мероприятиями, аудиогидами, изданием брошюр и путеводителей.

Прогностический характер исследования позволил учитывать его результаты при создании новых проектов. В разработке тем для выставок Музей берётся за проблематику, предложенную посетителями. Новые темы после «обкатки» в выставочном режиме могут занять достойное место в новой экспозиции. Удовлетворяя спрос посетителей, Музей уже провёл 4 палеонтологические выставки; открыта экспозиция «Как пройти в люди», демонстрирующая последние научные открытия в области происхождения человека; работает выставка «ЧП в ДНК», ставшая победителем XIII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн».

Опрос выявил жажду горожан в общении с живыми существами в урбанистической среде. Поэтому Музей, идя навстречу пожеланиям публики (как взрослых, так и детей), увеличил количество тематических музейных праздников с участием живых животных.

Реагируя на замечания об отсутствии буфета и сувенирного киоска, Музей открыл сувенирную лавку и планирует организовать пространство для «лёгкого перекуса».

В последнее время предпочтения публики в области развлечений заметно изменились: люди стремятся к получению острых впечатлений, нуждаются в удовлетворении скорее чувств, нежели ума. Новые средства представления информации (видео, аудио и проч.) привлекают больше интереса, чем традиционные способы (предмет, текст, изображение). Музею при создании новой экспозиции предстоит найти решение, как органически соединить популяризацию строгой биологической науки с удовлетворением релаксационных ожиданий публики. Материалы для размышлений и выводов в исследовании есть.

Данное исследование опубликовано в полном объёме на сайте Биологического музея [3]. Результаты исследования представлены музейной и научной общественности:

— IX Всероссийская научно-практическая конференция Ассоциации естествен-ноисторических музеев России «Музейная экспозиция: храня традиции, быть в авангарде» в Государственном Дарвиновском музее (14-17 октября 2014 г.);

— Заседание учёного совета Биологического музея (16 апреля 2015 г.);

— Межвузовский регулярный семинар «Методология образования для устойчивого развития» в Музее землеведения МГУ (18 мая 2017 г.);

SetMUii-

2018, том 40, № 1

— Всероссийская научно-практическая конференция «Выставки. Выбор музея или ответ на запрос посетителя» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева (24-26 апреля, 2017 г.);

— XIX Международный фестиваль музеев «Интермузей-2017» в ЦВЗ «Манеж» (25-29 мая 2017 г.);

— Круглый стол «Научный музей: вчера, сегодня и завтра» в честь 20-летия Музея археологии Москвы (25 сентября 2017 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. Санкт-Петербург. 2013. С. 197.

2. Петрунина Л.Я. Социальный портрет посетителей Третьяковской галереи. Германия: Lambert Academic Publishing Saarbrucken, 2012. С. 188.

3. Петрунина Л.Я. Книга природы или Социальный портрет посетителя Биологического музея им. К.А. Тимирязева. М.: ГБМТ, 2015 (http://gbmt.ru/ru/museum/edition.php).

REFERENCES

1. Ievleva N.V., Potapova M.V. Museum and public. 197 p. (St.-Petersburg, 2013) (in Russian).

2. Petrunina L.Y. Social portrait of the Tretyakov Gallery visitors. Germany: Lambert Academic Publishing Saarbrucken. 188 p. (2012) (in Russian).

3. Petrunina L.Y. Book of Nature or Social portrait of a visitor to the Biological Museum by K.A. Timiryazev (Moscow, 2015) (http://gbmt.ru/ru/museum/edition.php) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.