Научная статья на тему 'Портфолио как средство обучения студентов на занятиях физической культурой'

Портфолио как средство обучения студентов на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОРТФОЛИО / СРЕДСТВО / PHYSICAL CULTURE / INFORMATIONAL PORTFOLIO / MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмырева Наталья Александровна, Панчук Наталья Сергеевна

Использование портфолио на занятиях физической культурой способствует организации полноценного процесса формирования знаний и умений студентов. Принимая различные формы в зависимости от множества факторов и используемых педагогических технологий, портфолио позволяет проследить динамику воспитательно-образовательного процесса, изменение его качественного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO AS A MEANS OF TEACHING STUDENTS AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING

The use of portfolio at lessons of physical training allows organizing a full knowledge and skills forming process of students. Portfolio, taking different forms in dependence on variety of factors and pedagogical strategies, let follow the dynamics of educational process and its qualitative changes.

Текст научной работы на тему «Портфолио как средство обучения студентов на занятиях физической культурой»

2011/1

ности, связанные с необходимостью разработки собственных моделей и ограниченностью использования типовой. Кроме того затруднена возможность применения процессного подхода при внедрении систем менеджмента качества, вследствие чего осложняется процедура сертификации.

Литература

1. Внедрение системы менеджмента качества в медицинском вузе: материалы интернет-конференции [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.mma.ru/conference/id31396 (3 нояб. 2010)

2. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.s-konsalt.ru/ (3 нояб. 2010).

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [Электронный ресурс]. // URL: http:// quality.eup.ru/GOST/gostr-iso (10 нояб. 2010).

4. ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2009. - 30 с.

5. Концепция развития образования Российской Федерации на период до 2010 года [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.html (5 нояб. 2010).

6. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов [Электронный ресурс]. // URL: http:// www.aualitv.edu.ru/aualitv/skou/recom/446/ (10 нояб. 2010).

7. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю.М. Похолкова, А.И. Чучалина. - М. : Логос, 2005. - 208 с.

8. Ольдерогге Н.Г. Менеджмент четвертого поколения: современная концепция менеджмента качества [Электронный ресурс]/ Н.Г. Ольдерогге. // URL: http://www.iteam.ru/publications/quality/section 84/article 3844 (11 нояб. 2010)

9. Критерии качества медицинского образования: метод. рекоменд. Минздравсоцразвиия России / под рук. Академии РАН А.И. Денисова. 2005 [Электронный ресурс] // URL: http:// www.agmu.ru>Университет>quality/quality-standarts (11 нояб. 2010)

10. Официальный сайт Терской государственной медицинской академии // URL: http://www.tvergma.ru/ (5 нояб. 2010).

11. Пальцев М.А. Основные направления развития высшей медицинской школы в России: фрагмент докл. на рос. мед. форуме 2007 [Электронный ресурс] // URL: http://www.mma.ru/download.php?id=37042 (3 нояб. 2010).

12. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / рук. проекта С.А. Степанов. - СПб., 2005. - 63 с.

Чупрова Диана Владимировна, преподаватель кафедры гуманитарных наук Читинской государственной медицинской академии. E-mail: chdina@mail.ru;

Сhuprovа Diana Vladimirovna, teacher of department of humanities, Chita State Medical Academy.

УДК 378.147

НА Шмырева, Н С Панчук ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Использование портфолио на занятиях физической культурой способствует организации полноценного процесса формирования знаний и умений студентов. Принимая различные формы в зависимости от множества факторов и используемых педагогических технологий, портфолио позволяет проследить динамику воспитательно-образовательного процесса, изменение его качественного уровня.

Ключевые слова: физическая культура, информационное портфолио, средство.

NA. Shmy rev a, NS Panchuk

PORTFOLIO AS A MEANS OF TEACHING STUDENTS AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING

The use of portfolio at lessons of physical training allows organizing a full knowledge and skills forming process of students. Portfolio, taking different forms in dependence on variety of factors and pedagogical strategies, let follow the dynamics of educational process and its qualitative changes.

Keywords: physical culture, informational portfolio, means.

Ситуация в современной системе высшей школы показывает, что информатизация образования является одним из ключевых направлений совершенствования процесса обучения студенческой молодежи. Целью информатизации образования является радикальное повышение результативности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, способных самостоятельно решать задачи любой сложности. Достичь поставленной цели можно при условии широкого внедрения новых информационных технологий, для этого необходимы:

188

• повышение интенсивности обучения, создание условий и использование в воспитательнообразовательном процессе дидактических средств для получения продуктов деятельности;

• информационная интеграция различных дисциплин;

• приобретение знаний в области новых информационных технологий и навыков их применения.

Согласно стратегическому направлению качественного изменения системы образования именно

интеграция современных информационно-коммуникативных технологий, основанных на реализации личностно-ориентированного подхода, вызывает новый импульс развития высшей школы XXI в. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики одним из эффективных способов реализации взаимосвязи технологий является учебное портфолио (папка сведений, достижений). Поскольку информация рассматривается в научной литературе как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, то в аспекте поставленной проблемы информационное портфолио предполагает сбор и систематизацию разнообразных сведений об окружающей действительности.

Применительно к компьютерной обработке данных под учебным информационным портфолио понимается пакет дидактических материалов, результатов деятельности студентов. Применение учебного информационного портфолио на занятиях физической культурой рассматривается нами в контексте нетрадиционного подхода: портфолио не только представляет накопительную базу достижений каждого студента, но и включает научную информацию по проблемам здоровья для индивидуального пользования.

Реализация данной технологии на практике обусловлена объективными обстоятельствами. Реальные условия жизни выдвигают жесткие требования к студентам высшей школы, будущим выпускникам - им необходимо обладать комплексом знаний, профессиональных умений, навыков, опытом оперативных действий выполнения какой-либо деятельности. Кроме того гармоничность вхождения в современный профессиональный ритм жизни во многом определяется хорошим здоровьем и физической формой.

Статистика за последние пять лет показывает ухудшение здоровья студенческой молодежи на 2325%, что заставляет задуматься о путях решения проблемы укрепления и сохранения здоровья современных студентов.

В этом смысле учебное портфолио рассматривается как инструмент самого процесса обучения в аспекте определения новых подходов к усвоению знаний студентами в области формирования здоровьесберегающей ответственности как системного свойства личности.

Ответственность как качество личности характеризуется сплавом мотивационно-аффективных, интеллектуально-когнитивных, деятельностно-поведенческих аспектов, она обусловливает необходимость осмысления студентами значимости понятия здорового образа жизни, развития соответствующих мотивов, чувств и возможностей, устойчивой активной позиции в здоровьесберегающей деятельности, личного участия в укреплении и сохранении здоровья.

Смысл, сущность и понимание здоровьесберегающей ответственности позволили нам определить содержательный компонент структуры данного процесса - наличие мотивационно-потребностной сферы, которая заставляет задуматься об ответственности за укрепление и сохранение здоровья, об отношении личности к своему здоровью как к ценности.

Рассматривая ответственность как сложную характеристику личности, мы выделяем ее показатели: интерес, желание, отношение, потребность, осознание важности обязательств, планирование способов здоровьесберегающей деятельности, понимание необходимости фиксировать процессуальный аспект, результаты собственных достижений для определения последующих действий.

Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза тесно связано с проявлением сознательного, старательного отношения к овладению багажом знаний о здоровье, приобретению умений его сберегать, формированию навыков самоконтроля.

Основная идея учебного информационного портфолио - привитие навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки, анализа деятельности, развитие самосознания, самоощущения собственных достижений и понимание их динамики.

Состав учебного портфолио зависит от конкретной цели обучения студентов на уроках физического воспитания.

Применение технологии учебного портфолио на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы предусматривает оказание педагогической помощи, поддержки,

2011/1

сопровождения, которые влияют на отношение студента к здоровью как к ценности, способствуют формированию ответственности за свое будущее.

С позиции педагогической целесообразности возможны различные варианты использования портфолио на занятиях физической культурой:

• как накопительной папки с дидактическим материалом по проблеме здоровьесбережения студентов для индивидуальной работы, которая включает доклады, статьи, тезисы, лекции по проблеме здоровьесбережения, словарь «Здоровье», определяющий понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровый стиль жизни» и многие другие с позиций психологической, педагогической, валеоло-гической наук, тесты и вопросники по проблеме. Индивидуальная работа студентов с вышеизложенным материалом способствует формированию системы знаний о здоровье, здоровьесбережении, здоровом образе жизни;

• в качестве документа, в котором отражены промежуточные и заключительные результаты здоровьесберегающей деятельности, включающего таблицы, диаграммы, схемы, которые отражают личные умения, достижения студентов, например, умение правильно составлять комплексы упражнений, способствующие укреплению здоровья, профилактике какого-либо заболевания, либо списки студентов, проявляющих активность в здоровьесберегающей деятельности на протяжении определенного периода (семестра);

• как возможности рефлексии изменений обучающегося, обусловленной оценкой состояния своего здоровья (физического, психического, социального), эмоциональной сферы, воли. Рефлексия собственных изменений студентов вуза способствует индивидуальному, личному, персональному самоутверждению, самоуважению; стремлению к самосовершенствованию; уверенности в себе; заботе о своем здоровье как самой важной ценности; наблюдению изменений и результатов своей деятельности; разработке планов и здоровьесберегающих действий; анализу предыдущих результатов, оценок, опыта;

• в качестве инструмента обсуждения собственных достижений субъектами учебного процесса, который проявляется в следующих видах здоровьесберегающей деятельности - семинарах, дискуссиях, конференциях, интеллектуальных играх, соревнованиях.

Идея учебного информационного портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, предусматривающего совокупность деятельности студента и преподавателя, которая выстраивается с учетом портфолио, позволяющего формировать мотивационный, интеллектуально-когнитивный, поведенческий аспекты структуры здоровьесберегающей деятельности студентов. Порфолио рассматривается и как продукт этого процесса.

Учебное информационное портфолио - это способ работы, выражающий новую культуру учения, предполающую выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия преподавателя и студента, меняются новые способы достижения поставленной цели.

Задачи преподавателя: сосредоточить внимание студентов на проблеме, показать пути ее решения, обеспечить включение студентов в активную деятельность.

Задача студентов: осознать необходимость устойчивого положительного отношения к индивидуальной форме работы по здоровьесбережению, учитывая современные информационные технологии.

Разработанная нами модель портфолио предполагает совокупность следующих составляющих:

1. Медицинский блок. Предполагает изучение и диагностику состояния здоровья студентов вуза на основании медицинского обследования, которое проводится каждый семестр в студенческой поликлинике №10 г. Кемерова; анализ медицинских актов и результатов обследования и дообследования студентов для определения их в группу по физической культуре, соответствующую состоянию здоровья. Индивидуальная регулярная фиксация результатов медицинского обследования студентов специальной группы (на основе данных медицинских карт и актов обследования) проводится с целью дифференциации студентов вуза на группы (основную, подготовительную, специальномедицинскую) для занятий физической культурой по состоянию здоровья.

2. Образовательный блок. Основан на теоретических знаниях о здоровье, раскрывает понятийный аппарат проблемы, является комплексом знаний студентов о психическом, физическом, социальном здоровье, раскрывает сущность и роль влияния физических упражнений на состояние здоровья студентов.

Целенаправленная работа с портфолио позволяет студенту воссоздавать целостную информационную картину физического и психического здоровья, понимать его значимость, усваивать правила здорового образа жизни, планировать собственную образовательную стратегию здоровьесбережения с учетом заболевания.

С.А. Копылова. О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования___________________________________________________________________________

При поддержке и педагогическом сопровождении преподавателя физической культуры у студента вырабатывается умение использовать возможности организма в целях сохранения и укрепления здоровья, формируются навыки постоянного самоконтроля в условиях повторяемости здоровьесберегающих действий.

Назначение учебного информационного портфолио в обучении студентов медицинской группы на занятиях физической культурой заключается в:

• наполнении портфолио актуальной информацией о знаниях, умениях и навыках студентов в области здоровьесбережения;

• индивидуальном просмотре текстов, статей по конкретным проблемам здоровья;

• оценке здоровьесберегающей деятельности студентов;

• своевременном корректировании здоровьесберегающих программ;

Приступая к работе над персонифицированным портфолио, преподавателю физкультуры необходимо обдумать:

• какие материалы могут быть отобраны для портфолио;

• какие указания к действию следует отразить в теоретическим блоке, чтобы студент смог организовать и оценить свою работу;

• какие стандарты и критерии оценивания должны применяться в каждом конкретном случае;

• каковы осуществления контроля и самооценки.

Цель работы преподавателя заключается в том, чтобы создать систему персонифицированного учета продвижений и достижений студента на основе личностного подхода в обучении.

Анализ теории и практики применения учебного информационного портфолио в обучении студентов специальной медицинской группы на занятиях физической культурой показывает: в идее портфолио заключены большие возможности совершенствования современного процесса обучения, позволяющие отслеживать развитие интереса, желания, устойчивой мотивации, оценивать достижения, определять дальнейшие шаги, что в конечном итоге способствует формированию ответственности за приобретение опыта здоровьесберегающей деятельности.

Литература

1. Злобин А.Ю. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы I (XXXIII) междунар. науч.-практ. конференции. - Кемерово: Полиграф, 2006. - С. 98-106.

2. Спешилова Н.В. Прикладные и социально-психологические исследования на базе компьютерного моделирования в системе высшей школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. Ч. 4 / отв.ред. Н.Н. Болдырев. -Тамбов, 2005. - С.45-49.

Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. E-mail: n.shmireva@yandex.ru

Панчук Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. E-mail: p natalya@mail.ru

Shmyryova Nataliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of interuniversity department of general and high school pedagogy, Kemerovo State University.

Panchuk Nataliya Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of physical training, Kemerovo State University.

УДК 378.147.013.8

С А. Копылова О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы интеграции молодых людей с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования. Проведен анализ факторов, препятствующих процессу их социального включения в современное общество. Предложены меры, направленные на решение этой проблемы.

Ключевые слова: интеграция, социальная реабилитация, информационное обеспечение, безбарьерная среда, толерантность, тифлотехнические средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.