Научная статья на тему 'Порталы электронных петиций как одна из форм реализации гражданских прав в российской Федерации'

Порталы электронных петиций как одна из форм реализации гражданских прав в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
598
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
власть / граждане РФ / гражданская активность / Интернет / порталы / электронные петиции / power / citizens of the Russian Federation / civic activity / Internet / portals / electronic petitions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ешев М. А., Марков П. Н., Тхаркахо М. М., Абрамян И. Б.

В статье проведен анализ развития гражданской активности в Российской Федерации. В частности рассматривается такая ее форма как порталы электронных петиций. Авторы делают вывод о том, петиции на современном этапе развития российской государственности лишь отчасти выполняют функцию формы реализации гражданских прав и инструмента электронного участия граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PETITION PORTALS AS A FORM OF EXERCISE OF CIVIL RIGHTS IN RUSSIAN FEDERATION

The article analysed the development of civil activity in the Russian Federation. In particular, such a form is considered as portals of electronic petitions. The authors conclude that the petitions at the present stage of development of Russian statehood only partly serve as a form of realization of civil rights and an instrument of electronic participation of citizens.

Текст научной работы на тему «Порталы электронных петиций как одна из форм реализации гражданских прав в российской Федерации»

<<шушетим~^©и©мак>>#ш43)),2©1]9 / economics

УДК: 328.180

Ешев М.А.,

к.с.н., доцент

Адыгейский государственный университет

Марков П.Н., к.ю.н., доцент

Адыгейский государственный университет

Тхаркахо М.М., к.ю.н., доцент

Адыгейский государственный университет

Абрамян И.Б.

Адыгейский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10635 ПОРТАЛЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕТИЦИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Eshev M.A.,

PhD in Sociology associate professor Adyghe State University Markov P.N., PhD in Law, associate professor Adyghe State University Tkharkakho M.M., PhD in Law, associate professor Adyghe State University Abramjan I.B. Adyghe State University

E-PETITION PORTALS AS A FORM OF EXERCISE OF CIVIL RIGHTS IN RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация

В статье проведен анализ развития гражданской активности в Российской Федерации. В частности рассматривается такая ее форма как порталы электронных петиций. Авторы делают вывод о том, петиции на современном этапе развития российской государственности лишь отчасти выполняют функцию формы реализации гражданских прав и инструмента электронного участия граждан. Abstract

The article analysed the development of civil activity in the Russian Federation. In particular, such a form is considered as portals of electronic petitions. The authors conclude that the petitions at the present stage of development of Russian statehood only partly serve as a form of realization of civil rights and an instrument of electronic participation of citizens.

Ключевые слова: власть, граждане РФ, гражданская активность, Интернет, порталы, электронные петиции

Keywords: power, citizens of the Russian Federation, civic activity, Internet, portals, electronic petitions

В последние годы в России отмечен рост гражданской активности, которая проявляется в различных формах. По оценкам экспертов, гражданская активность проявляется, прежде всего, в про-тестных акциях (мероприятиях, настроениях) (32,4%), росте числа участников социально-значимых общественных акций, мероприятий (31,5%). Другими словами, люди чаще принимают участие в несистемных, разовых, может быть, даже спонтанных мероприятиях, значительная часть из которых носит протестный характер.

Если говорить о более формальных способах участия, таких как общественные организации и

инициативные группы, то рост числа их участников отмечается менее значительно (15,3% и 14,4% экспертов, соответственно). Также заметен рост политической (избирательной) активности населения (10,8%) и рост гражданской активности в сети Интернет (10,8%). [1; С. 327]

И действительно, практика общественной жизни свидетельствует о том, что жители нашей страны перестали воспринимать себя как пассивный элемент во взаимодействии с государственными органами. Особую популярность приобрела такая форма взаимодействия с властными структурами как подача электронных петиций. По мнению

ECONOMICS / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9

исследователей, эта деятельность является полезной для обеих сторон, участвующих в ней.

С одной стороны, граждане получают возможность «донести» свои актуальные проблемы до органов государственной власти, а в некоторых случаях и оказывать влияние на процесс принятия управленческих решений. Не стоит забывать и о реализации своих политических прав, предусмотренных Конституцией РФ. [2]

В свою очередь, для власти электронные обращения могли бы стать формой коммуникации, инструментом обратной связи с общественностью, а также лакмусом настроений, тенденций и наболевших проблем. Все чаще возникает вопрос об эффективности порталов и результативности поданных петиций. [3, с. 176]

Под петицией, как правило, понимают коллективное обращение граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предоставлением предложения о принятии определённого нормативного акта либо о рассмотрении соответствующего вопроса на заседании органа. В целом предмет петиции значительно шире. Это могут быть: жалобы на действия органов и должностных лиц местного самоуправления; предложения о рассмотрении любого вопроса, имеющего общественное значение для всего или части населения муниципального образования; коллективное требование отчета руководителя должностного лица местного самоуправления и т.п.

В тоже время, для федерального уровня необходимо: не менее 100 000 голосов «за» инициативу; региональный уровень: для регионов с населением свыше двух миллионов человек - 100 тысяч голосов, для остальных - 5% от населения региона; муниципальный уровень - 5% от населения муниципалитета.

Онлайн-петиции подаются в Интернете с помощью специальных порталов, что позволяет привлечь к проблеме максимально широкое внимание общественности. По мнению некоторых, групп авторов, онлайн-петиции способствуют повышению участия граждан в политических процессах и выявлению актуальных общественных проблем, так, некоторые из них называют онлайн-петиции имитацией политического участия, замещающей реальную активность граждан. Часть из них относит представленный вид деятельности к так называемому «диванному активизму» или «слактивизму» -форме общественного участия, не имеющей практического эффекта, с целью самоуспокоения и создания иллюзии собственной значимости.

Еще одна категория исследователей полагает, что, не добившись успеха с помощью петиций, граждане могут разочароваться в политике и потерять доверие к политическим институтам. Первый подобный сервис появился в США в 1999 году, за 15 лет существования с помощью этого ресурса было подготовлено более 66 миллионов петиций на политические, экологические и религиозные темы. Возникло множество порталов, принципы их работы различны, но цель одна - с помощью Интернета повлиять на действия органов власти. [4, с. 18]

В России первые порталы петиций появились в 2007 году, через пять лет они стали популярным средством обращения к власти. За последнее десятилетие институтами государственной власти общественными организациями был создан ряд сайтов, предоставляющих гражданам возможность влиять на принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К данному моменту в России наиболее популярными и реально функционирующими выступает ряд ресурсов, позволяющих гражданам сформировать и продвигать собственные петиции по актуальным проблемам - «Петиции Президенту», «Российская общественная инициатива», «Online Petition.ru», «Наше мнение», «Change.org», «Народная инициатива».

О популярности и востребованности порталов петиций может свидетельствовать количество поданных обращений. Необходимо учитывать, что этот критерий достаточно трудно анализировать, поскольку не все сайты указывают точное количество опубликованных инициатив, а возможность подсчета обращений вручную дает приблизительную информацию. Так, можно сделать вывод, что рекордсменом по количеству поданных петиций является сайт «Change.org» (около 5 тысяч в год).

Многие порталы под победой петиции понимают не устранение проблемы, а привлечение к ней внимания СМИ, общественный резонанс. Необходимо отметить, что органы власти не обязаны принимать к рассмотрению инициативы, набравшие определенное количество голосов. Исключением является лишь портал «Российская общественная инициатива», созданный во исполнение Указа Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Согласно ему, идеи, которые в течение года поддержат не менее 100 тысяч граждан, обязательно должны быть рассмотрены органами власти. [3, с. 177]

К настоящему времени (апрель 2019) порог в 100 тысяч голосов преодолели, достаточно, большое количество инициатив. Наиболее актуальными обращениями являются:

- «Обеспечение онкобольных россиян жизненно-необходимыми лекарствами» (428000) и др.

- «Против строительства завода по розливу воды Байкала для Китая», которая набрала почти 1,5 млн. подписей.

- «Примите в России закон против использования диких животных в цирковых представлениях»» (123538). [5]

Результативной оказалась петиция о признании любых защитных действий на территории собственного дома мерами необходимой самообороны. Инициатива получила положительное заключение экспертной группы, которая рекомендовала правительству принять соответствующие меры по ее реализации. Однако, несмотря на то, что голосование завершилось в феврале 2014 года, решение до сих пор так и не принято. [5]

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш43)),2©1]9 / ECONOMICS

Часть петиций, набравших 100 тысяч голосов, не прошли этап экспертной оценки и не получили положительного заключения. К таким обращениям относятся, например, петиции о введении уголовного наказания за незаконное обогащение чиновников и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающих индексацию заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции. Справедливости ради стоит отметить, что на сайте «Российская общественная инициатива» существует ряд петиций, не набравших нужного количества голосов, по которым, тем не менее, принято положительное решение. Как правило, это инициативы, затрагивающие важные, но не столь глобальные проблемы. Например, удалось реализовать инициативы о сохранении номера мобильного телефона при переходе от одного оператора связи к другому, о перечислении зарплаты в банк, выбранный сотрудником, а не работодателем, о запрете увеличения звука при рекламе на телевидении и т.д. [5]

Таким образом, учитывая вышеизложенное, исследование показывает, что результат гражданских инициатив не всегда зависит от мнения проголосовавших за нее людей. К сожалению, платформы петиций в России пока еще лишь отчасти выполняют функцию инструмента электронного участия граждан и формы реализации гражданских прав. При этом следует отметить, что актуальность и злободневность темы самой петиции, безусловно, оказывает влияние на возможность ее решения исключительно посредством порталов петиций. Дру-

гими словами, на данном этапе развития российской государственности решение подавляющего большинства проблем, пусть и вызывающих широкий общественный резонанс зависит от воли органов государственной власти.

Список литературы

1. Ешев М.А. Формирование патриотизма как фактор усиления гражданской активности российского социума / М.А. Ешев, М.В. Саакян, А.В. Соколов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - Вып. № 2. - С. 323330.

2. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 дек.

3. Демушина, О.Н. Порталы электронных петиций как форма взаимодействия институтов власти и граждан в России / О.Н. Демушина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016 - № 4. - С. 176-181.

4. Попов, Д.А., Блохина, М.Ю. Обзор институциональных подходов к реализации общественных инициатив посредством электронных петиций в России и за рубежом // Д.А. Попов, М.Ю. Блохина // Проблемы современной науки и образования. -2016 - № 22. - С. 18-20.

5. Онлайн-платформа, предназначенная для размещения петиций, ставящая своей целью предоставление инструментов для продвижения гражданских инициатив и решения социальных проблем. - Режим доступа: https://www.change.org/ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.