Научная статья на тему 'Портал с системой управления контентом как ядро информационной системы экономического вуза'

Портал с системой управления контентом как ядро информационной системы экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
272
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТАЛ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / E-LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY / PORTAL / CONTENT MANAGEMENT SYSTEM / ELECTRONIC DOCUMENT CIRCULATION / LEARNING PROCESS CONTROL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жиров Вячеслав Федорович

Предложен подход к разработке информационной системы экономического вуза на основе портала с системой управления контентом, который реализует функции средств Интернет-обучения, средств управления учебным процессом и электронный документооборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Жиров Вячеслав Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portal with a content management system as core of the information system in an higher economic education institution

The article deals with the approach to the information system development for an economic high educational institution. The system is based on a portal with a content management system which realizes the e-Learning functions and includes the learning process control and electronic circulation of documents.

Текст научной работы на тему «Портал с системой управления контентом как ядро информационной системы экономического вуза»

Ф ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

В.Ф. ЖИРОВ

к.т.н., директор Центра поддержки «Кронштадский» Финакадемии

ПОРТАЛ С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ КАК ЯДРО ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Модель информационной системы вуза [1], содержащая процесс обучения, инфраструктуру и электронный документооборот, ориентированная на решение задач стратегического управления вузом [2], предоставляет возможность поэтапного внедрения программных систем, опирающихся на инструменты Web2.

Предлагается подход, когда центральное место в информационной системе занимает портал с системой управления контентом (CMS - Content Management System), на основе которого, путём развития средств портала для обеспечения дистанционного обучения, электронного документооборота, интерфейсов с бухгалтерией, складом и другими системами, разрабатывается соответствующая информационная система.

Основная проблема при построении больших систем, какой является и информационная система экономического вуза, заключается в необходимости наладить и постоянно наращивать взаимодействие между модулями программных систем.

Электронное обучение 2.0

На новом этапе развития электронного обучения (ранее называемого дистанционным обучением) [3] упрощается работа преподавателя по применению информационных технологий, удешевляется внедрение и сопровождение информационных технологий в вузе.

ELearning 2.0 (электронное обучение) сформировалось в 2007 г. на базе развития технологий Web2. Принципиальным отличием Интернета стала возможность не только просматривать и искать информацию, но и записывать свою информацию,

т.е. очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Одним из таких (бесплатных) сервисов по записи стала Википедия (свободная энциклопедия), куда можно вводить свои собственные статьи и редактировать другие (с помощью вкладки «Править»). К настоящему времени в Википедии накоплен огромный информационный материал. В частности, определение eLear-ning 2.0 выглядит следующим образом: «Elearning (сокращение от Electronic Learning) - система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий». Использование (бесплатных) сервисов блогов и создания сообществ (организация работы групп) существенно упростит работу преподавателя, который может давать задания студентам и контролировать индивидуальное обучение по записям в блогах, так как сервис автоматически отслеживает состояние блогов и сообщает о новостях. Эффективность eLearning можно оценить по размерам рынка США. В настоящее время более 200 университетов США предлагают электронное обучение. В 2004 г. около 350 тыс. американцев учились исключительно дистанционно и платили учебным заведениям за онлайн-курсы 1,75 млрд долл. в год1. Рынок eLearning в США растёт более чем на 40% ежегодно. В МГУ им. Ломоносова, к настоящему моменту, создано 15 центров дистанционного обучения2. Другой (бесплатный) сервис Web2 - Youtube упрощает работу преподавателя за счёт возможности простого размещения видео-

1 http://www.eduhmao.ru/info/1/3696/23178.

2 http://www.distance.msu.ru.

файлов в Интернете и указания прав по доступу (например, только для своих студентов). Преподаватель может записать свою лекцию (с помощью камеры или фотоаппарата со средствами видеосъёмки) и разместить её в Интернете, студент может просматривать лекцию в том темпе, который ему необходим для освоения материала, останавливать лекцию и возвращаться назад. Просмотр видеолекции студентом, таким образом, существенно отличается от прослушивания лекции в реальном времени, когда студент должен строго синхронизировать свою работу с работой преподавателя.

Средства Интернет-обучения (СИО)

Средства Интернет-обучения [2] продолжают играть важную роль и дополняются средствами Web 2.0. С их помощью существенно улучшается самостоятельная работа студента, который может изучить учебные материалы, провести самотестирование и итоговое тестирование. Студент входит в СИО по своему логину и паролю, и в СИО сохраняется траектория его обучения. Для контроля результативности работы студентов преподаватель может в начале занятия за 10-15 мин. провести Интернет-тестирование по конкретному разделу и получить возможность оценить прогресс в обучении. Главная тенденция современного Интернета состоит в увеличении пропускной способности каналов, что обеспечивает сокращение времени ожидания ответов и передачу видеоизображений. Простые средства, типа (бесплатных) сервисов Skype, дают возможность проводить видеоконференции.

Существенное удешевление сервисов Интернета в настоящее время предлагается фирмами, которые обеспечивают на своих площадях использование программно-аппаратных комплексов на основе арендной платы (SaaS - software as a service), что существенно дешевле покупки серверов, программ, затрат на электроэнергию и т.д. Предполагается, что у преподавателей и студентов есть компьютеры, с которых они выходят в Интернет, всё остальное реализуется фирмами в центрах обработки данных (ЦОД).

Средства конструирования курсов (СКК)

Центр тяжести работ преподавателя и собственно начальные точки обучения продолжают концентрироваться на подготовке электронных учебных материалов.

Целесообразно использовать СКК [2] (другое название - авторская система), которые состоят из нескольких слоёв интерфейса. Верхний слой максимально упрощает работу преподавателя за счёт использования внутреннего стандарта на структу-

ру учебных материалов, называемых электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК).

Преподаватель подготавливает исходные учебные материалы в виде файлов, главным образом, MS Office (doc, ppt), хотя могут быть и другие, например, pdf, или предварительно подготовленные картинки, видео-файлы, аудио-файлы и т.д., затем преподаватель (или верстальщик, который помогает преподавателю в работе с СКК) перетаскивает мышкой (drag and drop files) в СКК файлы в соответствующие разделы структуры.

Среди файлов выделяются файлы тестов, в которых используются дополнительные синтаксические разделители простейшего типа, чтобы указать тип теста, правильные и неправильные ответы. Файлы тестов компилируются в программу тестирования, которая также помещается в ЭУМК. Имеет большое значение то, что разделители указывают не только на тексты, но и на картинки для построения вопросов и ответов.

Второй слой даёт возможность простыми средствами изменить структуру в плане изменения названий разделов, увеличения количества разделов, введения дополнительных тестовых разделов.

Третий слой связан с работой администратора, который управляет версиями, настройками и средствами формирования выходных файлов для передачи в другие системы (например, в виде файлов SCORM), прежде всего для записи на оптический диск и для загрузки СИО. Администратор устанавливает СКК для работы на локальном компьютере, в локальной или в глобальной сетях (weö-доступ).

Загрузка СИО требует введения списка студентов для разрешения доступа по паролю и логину. Список студентов может вводиться как файл (например, таблица Excel), либо в режиме заполнения формы (on-line). В СИО загружаются учебные материалы из СКК в стандартах AICC, SCORM, IMS.

Средства учёта учебного процесса (СУУП)

Обучение предполагает хранение карточек (анкетных данных) студентов (по программам первого и второго высшего образования карточка имеет большое количество реквизитов; для программ переквалификации и повышения квалификации обычно сохраняются минимальные данные), в которые заносятся результаты обучения (электронная зачётная книжка, учебная карточка студента, курсовые работы и т.д.). Такие же карточки нужны для преподавателя и для абитуриента. Для хранения и обработки карточек используются средства учёта учебного процесса (СУУП). СУУП обеспечивают подготовку и выдачу приказов, аналитичес-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

кой информации и других документов, необходимых куратору (работнику деканата), и могут быть реализованы с помощью средств электронного документооборота (СЭД), входящих в портал с системой управления контентом, для чего увеличивается количество реквизитов в карточке документа СЭД до требований анкет абитуриента, студента, преподавателя и настраивается генератор отчётов для выдачи документов учебного процесса.

Система управления персоналом или кадровая система (КАДРЫ) ориентирована на хранение статических, редко изменяющихся данных, КАДРЫ взаимодействуют с СУУП при передаче информации о студентах и преподавателях.

Программные средства для юристов (ЮРИСТ), для бухгалтеров (БУХГАЛТЕРИЯ), для сотрудников склада (СКЛАД) и т.д. взаимодействуют с СУУП, КАДРЫ также могут входить в портал с системой управления контентом и использовать СЭД.

Средства электронного документооборота (СЭД)

Программно-аппаратные средства ориентированы на предоставление автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателю (СКК), студенту, куратору (СУУП), кадровику (КАДРЫ) и другим специалистам. Так как доступ из АРМа выполняется через ^еЬ-интерфейс к конкретной программной системе, то все бизнес-процессы работают в Интернет-среде, которая даёт возможность реализовать средства электронного документооборота на базе портала с системой управления контентом.

С другой стороны, СЭД могут быть настроены путём увеличения реквизитов в карточке документа и настройки генератора отчётов для выполнения функций СУУП и других систем. В то же время не все СЭД отвечают вышеперечисленным требованиям. Например, ОосытепШт1 решает задачи регулярного документооборота, при этом интерфейс с другими системами обеспечивается за счёт затрат на дополнительные программы, при этом ВосптепШт является одной из самых дорогих систем [4] в классе систем документооборота, за 100 пользователей затраты составят не менее 10 млн рублей.

Комплексное использование средств информатизации ускоряет выполнение бизнес-процессов, что даёт возможность в принципе увеличить эффективность управления вузом.

Портал, в котором реализованы СКК, СИО, КАДРЫ, СУУП, СЭД и т.д. с использованием системы CMS, решает проблемы интерфейсов между системами. Примером может служить CMS2 (система управления контентом); 1С-Битрикс3 - лидер среди коммерческих CMS. Стоимость комплексного решения на 100 пользователей составляет не более 1 млн руб.

Заключение

Предлагаемый подход, когда центральное место в информационной системе занимает портал с системой управления контентом, на основе которого разрабатывается информационная система, опирается на теоретические принципы общей базы данных с подсхемами для отдельных приложений. Эта теоретическая основа даёт основания надеяться на то, что не всегда предсказуемые будущие проблемы будут эффективно решены.

В то же время использование отдельных систем: документооборота, Интернет-обучения, управления учебным процессом и т.д., приводит к необходимости создания нескольких баз данных, что существенно усложняет работу и требует пересылок данных с учётом синхронизации во времени.

На практике приходится идти на компромисс и применять дополнительные программы, например, 1С-Битрикс имеет интерфейс с системой 1C4.

Информационные технологии упрощают работу с большим количеством студентов, но увеличивают трудоёмкость по подготовке учебных пособий, тестов, слайдов, лабораторных работ, сценариев занятий и т.д. в электронном виде, всего того, что есть в ЭУМК и что существенно улучшает качество учебных материалов.

Опыт нескольких лет проведения видеозанятий в среде IBM/Lotus/Sametime показал увеличение эффективности работы преподавателей при использовании слайдов (которые передавались в Интернете и сопровождались голосовыми комментариями преподавателя и изображением его лица). Например, преподаватели математики, которые в практике подготовки своих материалов использовали файлы с расширением pdf (наряду с ppt), использовали эти файлы и в режиме видеозанятий в виде слайдов (по странице).

Эффективность использования информационных технологий существенно возрастает, если и преподаватель, и студенты приходят на занятия

1 http://www.documentum.com.

2 http://www.mrsoft.ru/obzor/41.

3 http://www.1c-bitrix.ru.

4 http://www. 1c.ru/rus/products/1c/predpr.

с компьютерами (ноутбуками). В этом случае они могут взаимодействовать через Интернет, и преподаватель может передавать всё, что происходит на экране его компьютера на экраны компьютеров студентов.

Возможности беспроводного Интернета (ШЕг) обеспечивают превращение любой аудитории в компьютерный класс, если студенты приходят с ноутбуками в аудитории с ЖгЕг. Перспективный вариант информатизации заключается в том, что первокурсникам вуз вручает (дарит) ноутбук вместе со студенческим билетом. В этой ситуации вуз экономит деньги на обновлении парка компьютеров каждые 2-3 года.

В среднем программы еЬеагт^ дешевле очных программ на 30% [4].

Обычно рассматриваются четыре области для проведения измерений: эффективность (обуче-

ние помогает выполнять работу быстрее и лучше); сокращение затрат (отсутствуют затраты на перелёты и переезды, сокращается время отсутствия на рабочем месте); удовлетворённость клиентов (обучение может улучшить отношения между сотрудниками, проходившими обучение, и клиентами компании, с которыми они работают); радикальные изменения в бизнесе (в результате обучения сотрудники получают знания и навыки, которые могут радикально изменить стиль их работы и, возможно, работу компании в целом в лучшую сторону). Например, внедрение системы eLearning в компании CISCO оценивалось по показателю эффективности инвестиций в eLearning - ROI (Return on Investment), который оказался равен 900% в расчёте на один учебный курс1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жиров В.Ф. Модель и реализация информационной системы экономического вуза. Конференция «Информационные и математические технологии в науке и управлении». - Иркутск, 2008 г. - 315— 332 с. Ч. 2.

2. Жиров В.Ф. Информационные модели управления вузом как развитие технологий обучения и инфраструктуры. Финансовый вестник, №5, май 2009 г. — 82—89 с.

3. Жиров В.Ф. Технологии дистанционного обучения в Финансовой академии при Правительстве РФ, Материалы международной конференции «ИКТО — 2003», Москва. — 175—176 с.

4. Пахчанян А. (вице-президент по корпоративным проектам ABBYY Software House) Обзор систем электронного документооборота, http://www.osp.ru/cio/2001/08/171859/_p4.html.

5. Воронина К. Журнал «Эксперт Северо-Запад», http://expert.ru/printissues/northwest/2009/41/obrazovanie.

1 http://www.webtutor.ru/db/wb/781DA2QFDDBCAEA0C3256C380Q4CCF75/doc.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.