Научная статья на тему 'Попытки реформирования ветеринарного дела в Томской губернии в конце XIX - начале XX вв'

Попытки реформирования ветеринарного дела в Томской губернии в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
204
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЕТЕРИНАРИИ / ВЕТЕРИНАРНОЕ ДЕЛО / ВЕТЕРИНАРНЫЕ ШТАТЫ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ ПЕРСОНАЛ / МЕСТНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РЕФОРМА / HISTORY OF VETERINARY / VETERINARY MEDICINE / VETERINARY STAFF / LOCAL ECONOMY / TOMSK PROVINCE / REFORM

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Почеревин Е.В.

Статья посвящена исследованию попыток реформирования Томским губернским управлением ветеринарного дела в губернии. В работе детально рассмотрены несколько проектов преобразования ветеринарной сферы, предложенных губернской администрацией в 1899-1914 гг., показан процесс рассмотрения их органами государственной власти. Автором проанализирована финансовая и организационно-кадровая составляющая предполагаемых реформ. В статье выявлены причины, по которым эти планы не были воплощены. Главной из них являлась недостаточность производительных сил края для финансового обеспечения реформ. Статья выполнена на основе архивных делопроизводственных материалов губернских и центральных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the development of veterinary medicine in Siberia has been studied to a sufficient degree. However, some of its local fragments were not considered by historians. Have not received a full study of the attempts of the Tomsk provincial administration to create a normal veterinary service in the early XX century. The purpose of the article is to identify projects that were developed by the provincial administration in the field of veterinary medicine. Also an analysis of the process of reviewing these plans by state authorities, identifying the reasons why they were not implemented. The work is based on the study of office materials of the provincial and central authorities.The author has identified several attempts to increase the veterinary staff in the province. The reform was initiated in 1899, discussed and revised until 1905. And it was proposed to radically change the organizational and personnel structure of the veterinary service. However, the reorganization was not carried out because of insufficient financial resources. Until 1914, the local budget of the province was pawned for reform, but the reconstruction was never carried out. Thus, despite the reforms proposed by the provincial administration and the acute need for the normalization of the veterinary service in the Tomsk province, the state hindered the initiative of the local authorities.

Текст научной работы на тему «Попытки реформирования ветеринарного дела в Томской губернии в конце XIX - начале XX вв»

УДК 94(571)

ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ДЕЛА В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

ATTEMPTS TO REFORM VETERINARY MEDICINE IN TOMSK PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Е.В. Почеревин E.V. Pocherevin

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина,

Россия, 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53

The Shukshin Altay State Humanities Pedagogical University, 53, Korolenko Str., Biysk, 659333, Russia,

E-mail: pev2@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию попыток реформирования Томским губернским управлением ветеринарного дела в губернии. В работе детально рассмотрены несколько проектов преобразования ветеринарной сферы, предложенных губернской администрацией в 1899-1914 гг., показан процесс рассмотрения их органами государственной власти. Автором проанализирована финансовая и организационно-кадровая составляющая предполагаемых реформ. В статье выявлены причины, по которым эти планы не были воплощены. Главной из них являлась недостаточность производительных сил края для финансового обеспечения реформ. Статья выполнена на основе архивных делопроизводственных материалов губернских и центральных органов власти.

Abstract

The history of the development of veterinary medicine in Siberia has been studied to a sufficient degree. However, some of its local fragments were not considered by historians. Have not received a full study of the attempts of the Tomsk provincial administration to create a normal veterinary service in the early XX century. The purpose of the article is to identify projects that were developed by the provincial administration in the field of veterinary medicine. Also an analysis of the process of reviewing these plans by state authorities, identifying the reasons why they were not implemented. The work is based on the study of office materials of the provincial and central authorities.

The author has identified several attempts to increase the veterinary staff in the province. The reform was initiated in 1899, discussed and revised until 1905. And it was proposed to radically change the organizational and personnel structure of the veterinary service. However, the reorganization was not carried out because of insufficient financial resources. Until 1914, the local budget of the province was pawned for reform, but the reconstruction was never carried out. Thus, despite the reforms proposed by the provincial administration and the acute need for the normalization of the veterinary service in the Tomsk province, the state hindered the initiative of the local authorities.

Ключевые слова: история ветеринарии, ветеринарное дело, ветеринарные штаты, ветеринарный персонал, местное хозяйство, Томская губерния, реформа.

Keywords: history of veterinary, veterinary medicine, veterinary staff, local economy, Tomsk province, reform.

Статья посвящена анализу реформаторской деятельности губернской власти в ветеринарной сфере на рубеже Х1Х-ХХ вв. Решение современных социально-экономических проблем в регионах требует изучения опыта прошлого. В свете этого исследование попыток преобразования местного хозяйства представляется достаточно

актуальным. Кроме того, автор обращается к теме, которая ранее практически не освещалась в научных публикациях.

Одними из первых исследователей истории ветеринарии в Сибири являются А.Н. Сикорский [1964] и И.П. Трошин. Следует отметить ряд работ, посвященных развитию ветеринарного дела в отдельных сибирских регионах [Орлов, 1997; Никитин, 1998; Колесниченко, 2001; Колыхалов, 2004; Кузнецова, 2012]. Из обобщающих работ по данному вопросу можно указать на статью Г.А. Ноздрина [2001] и книгу А.С. Донченко [2004]. Среди специальных учебных пособий по истории ветеринарии следует упомянуть работы В.М. Коропова [1954] и Т.И. Минеевой [2005], где рассмотрена общая канва развития ветеринарного дела в Сибири. Тема участия местных органов власти в организации ветеринарного дела была исследована Т.Р. Ризвановой [2011] на материале Южного Урала. Из новейших исследований, посвященных ветеринарному персоналу Сибири интересующего нас периода, можно назвать статью Ю.В. Дружининой [2016]. Состояние ветеринарной отрасли накануне революционных потрясений 1917 г. было рассмотрено Л.В. Алексеевой [2008; 2009]. Таким образом, историю ветеринарии в Сибири можно считать достаточно изученной сферой. Однако её отдельные фрагменты остались за бортом научных интересов историков. В частности, не получили должного освещения попытки губернских властей наладить полноценную ветеринарную службу в рамках функционирования местного хозяйства. Целью статьи является выявление проектов, разработанных губернским управлением в сфере ветеринарного дела, анализ процесса рассмотрения их органами государственной власти, определение причин, по которым эти планы не были воплощены. Работа построена на анализе архивных делопроизводственных материалов губернских и центральных органов власти.

В начале марта 1899 г. министру финансов С.Ю. Витте поступило предложение рассмотреть проект томского губернатора об учреждении в губернии полномасштабной ветеринарной сети. В качестве аргументов в пользу необходимости данного мероприятия указывались быстрое развитие скотоводства в регионе и высокая вероятность возникновения эпизоотий.

Амбициозный проект предусматривал разделение территории губернии на 44 участка. Предполагалось введение 42 штатных единиц участковых врачей и двух врачей для командировок, при каждом из них - по одному ветеринарному фельдшеру. Кроме того, планировалось содержание двух объездных врачей и трех фельдшеров. На границах губернии проектировалось расположить 20 полицейско-ветеринарных стражников. Ветеринарные врачи должны были получать жалование по 1200 руб., объездные - по 1200 руб., фельдшеры - по 360 руб., стражники по 210 руб. в год. Всего предполагалось расходовать на поддержание ветеринарной службы в губернии 78400 руб. в год. На момент подачи проекта ветеринарный персонал губернии состоял из губернского ветеринара, одного штатного, семи сверхштатных участковых врачей и 30 фельдшеров. На их содержание расходовались средства в размере 20050 руб. в год1. Кроме того, имелось несколько ветеринаров на скотопрогонных трактах, содержащихся за счет государственной казны, в обязанность которых не входила работа с животными населения.

В конце мая 1899 г. министр финансов рекомендовал Ветеринарному отделу МВД возвратить проект в Томское губернское управление для пересмотра. Министр отметил, что в регионе планируется проведение большой реформы - введение института крестьянских начальников, что потребует дополнительных ассигнований. Также вступало в силу постановление о расширении сельской врачебной сети в губернии, что повышало ежегодные местные затраты на 83000 руб. Кроме того, по словам С.Ю. Витте, губерния имеет долг в размере 47602 руб. и дальнейшее увеличение расходов будет непосильно для земской кассы2.

Пересмотренный проект Томского губернского управления предусматривал незначительное уменьшение первоначально планировавшегося штата. Предлагалось ввести

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 573. Оп. 14. Д. 18745. Л. 1-3.

2 Там же. Л. 4-6.

42 должности участковых врачей, 42 фельдшера и 16 ветеринарных стражников. Самое главное новшество заключалось в привлечении денежных средств, собираемых в рамках «гуртового сбора». На тот момент процентный сбор с гуртового скота составлял в губернии 33640 руб. в год. Эти деньги, с добавлением из земских средств около 30000 руб., губернатор предполагал использовать для внедрения новых расширенных штатов ветеринарной службы. Причем процентный сбор планировалось использовать временно, до следующего трехлетия, когда расходы на ветеринарную сеть будут заложены в местный бюджет.

В Министерстве внутренних дел этот проект был поддержан, высказывалось предложение о «безотлагательной» передаче его в Государственный Совет для утверждения.

В сопроводительной записке МВД указывалось, что на Кавказе считается нормой, если на каждые 100000 голов домашнего скота и на 2400 квадратных верст имеется один ветеринарный врач. Следуя данным расчетам, в Томской губернии потребовалось бы более 300 врачей, если использовать критерий площади и 45 врачей, если рассчитывать по поголовью наличного скота. Таким образом, резюмировалось в записке, требуемый губернским проектом штат не выходил за рамки нормальных потребностей3.

В марте 1900 г. министр финансов С.Ю. Витте заявил министру внутренних дел, что проект «по-прежнему не соотносится с состоянием земской кассы». Томская губерния имеет крупный долг, указывал он, а процентный сбор не поможет делу, так как его использование возможно только в течение трех лет. В качестве альтернативы С.Ю. Витте предлагал вариант незначительного увеличения ветеринарного персонала, по примеру неземской Архангельской губернии, где недавно были учреждены новые штаты. Предлагалось установить 10 должностей ветеринарных врачей, 20 фельдшеров и 16 стражников. Общие затраты на содержание новых штатов определялись цифрой 34320 руб. «Идти далее нельзя», - заключал министр, указывая, что вводить новую систему необходимо с началом следующего сметного периода, то есть с 1903 г. Однако если МВД желает немедленного реформирования, то следует прибегнуть к средствам, полученным от процентного сбора4. В январе 1905 г. в письме Ветеринарного управления МВД министру финансов говорилось, что введение вышеописанного проекта было отложено из-за «неудовлетворительного состояния сумм процентного сбора». Потребовались средства для борьбы с эпизоотией в Закавказье, поэтому денег для временного содержания ветеринарной части в Томской губернии не нашлось. Между тем, подчеркивалось в отношении, планировавшиеся Томским губернским управлением мероприятия оказались крайне необходимыми. Их своевременность доказывалась изданием 12 июня 1902 г. «Правил о ветеринарно-полицейских мерах по предупреждению и прекращению заразных и повальных болезней на животных и по обезвреживанию сырых животных продуктов»5. Данное постановление и дополнение к нему от 10 июня 1903 г.6 нацеливали административные органы губернского и уездного уровней на предупреждение эпизоотий и активную борьбу с ними. Сделать это без соответствующего ветеринарного штата было затруднительно.

В декабре 1904 г. Томское губернское управление представило в МВД вновь составленный проект учреждения ветеринарных штатов в губернии. От сибирских чиновников требовалось изыскать новые финансовые источники, не прибегая к повышению губернского земского сбора и не используя средства процентного сбора. Томским губернским управлением предлагалась реорганизация ветеринарной службы в рамках

3 Там же. Л. 9-11.

4 Там же. Л. 15-16.

5«Правила о ветеринарно-полицейских мерах по предупреждению и прекращению заразных и повальных болезней на животных и по обезвреживанию сырых животных продуктов», высочайше утвержденные 12 июня 1902 г. // Полное собрание законов Российской Империи, Собр. третье. Т. XXII, Отд. I, 1902. № 21686. С. 629-630.

6 Мнение Государственного Совета по пересмотру «Правил о ветеринарно-полицейских мерах по предупреждению и прекращению заразных и повальных болезней на животных и по обезвреживанию сырых животных продуктов», высочайше утвержденное 10 июня 1903 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. третье. Т. XXIII, Отд. I, 1903. № 23123. С. 735-738.

существующих земских расходов на эту часть. С 1905 г. Томская ветеринарно-фельдшерская школа переводилась в г. Омск, тем самым земская касса экономила ежегодно 7600 руб. Предлагалось упразднить должности 30 ветеринарных фельдшеров. Губернское управление объясняло данный шаг тем, что они могли работать только «под присмотром врачей», что снижало эффективность их деятельности. Также предполагалось ликвидировать должности всех 16 ветеринарных стражников, поскольку они были учреждены во время эпизоотии и в обычной обстановке практически бесполезны. Более того, указывалось на необходимость упразднения всех восьми должностей сверхштатных ветеринарных врачей, что имелись в губернии. Относительно низкое (1000 руб. в год) жалование и отсутствие пенсий приводили к тому, что многие должности сверхштатных ветеринарных врачей оставались вакантными. Поэтому их ликвидация, по мнению составителей проекта, не привела бы к ухудшению ситуации. Кроме того, сокращались бы расходы на служебные разъезды всех вышеозначенных лиц. Таким образом, в планах Томского губернского управления реорганизация ветеринарной службы приводила практически к полному её уничтожению. Однако взамен предлагалось ввести штатные единицы 20 участковых ветеринарных врачей с жалованием по 1200 руб. в год, пенсионными отчислениями и сибирскими надбавками. Каждому врачу на разъезды предполагалось выделять по 200 руб. в год. Кроме того, было решено устроить в Томске ветеринарную бактериологическую лабораторию, на содержание которой планировалось отпускать по 5000 руб. ежегодно. Функционирование новой ветеринарной структуры требовало расходов 33000 руб. в год, что всего на 2390 руб. превышало земские расходы в текущем сметном периоде. Сознавая, что 20 ветеринарных врачей недостаточно для полноценного удовлетворения всех нужд региона, губернское управление высказало мысль о привлечении к работе на участках пунктовых ветеринарных врачей. Прежде всего, по мнению управления, необходимо было ввести восемь новых штатных единиц, увеличив численность пунктовых врачей до 24 человек. Мотивируя острую необходимость данной меры, губернское управление указывало на то, что существующий персонал не справляется со своими обязанностями - не успевают делать нужные прививки скоту, перегоняемому в гуртах, и даже не могут в полной мере взимать процентный сбор. В 1903 г. было собрано всего 38298 руб., в то время как имелась возможность получить около 100000 руб. Длинные перегоны скота оставались необеспеченными ветеринарным надзором. Так, по скотопрогонному тракту от с. Жернавского, расположенного на границе с Семипалатинской волости, на протяжении 700 верст до с. Федосовского Барнаульского уезда не было ни одного пунктового врача. Перегоняемый скот в течение месяца находился без должного наблюдения7.

Министерство внутренних дел, рассмотрев новый проект, рекомендовало добавить должности 20 ветеринарных фельдшеров, определив им жалование в 300 руб. в год и пенсию, «как в других сибирских регионах». В частности, министерство ссылалось на закон об усилении ветеринарного надзора в Иркутском генерал-губернаторстве, принятом в 1900 г.8 Бактериологическая лаборатория была признана крайне необходимой, особенно в свете новых «Правил о ветеринарно-полицейских мерах...». Идея об использовании пунктовых врачей в качестве участковых нашла одобрение в МВД, при условии, что и участковые в свою очередь будут исполнять обязанности пунктовых врачей - следить за гуртами и взимать процентный сбор. Финансовые затраты на содержание вышеописанных ветеринарных штатов составили бы 40500 руб. в год, что было на 9890 руб. больше, чем расходы в текущем периоде9.

После рассмотрения проекта в недрах министерства финансов в ноябре 1905 г. в МВД был отправлен ответ товарища министра финансов А.И. Путилова. В нем

7 РГИА. Ф. 573. Оп. 14. Д. 18745. Л. 18-21.

8 «Об усилении ветеринарного надзора в Иркутском генерал-губернаторстве», высочайше утвержденное 10 июня 1900 г. мнение Государственного Совета // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. третье. Т. XX. Отд. I, 1900. № 18801. С. 699-700.

9 РГИА. Ф. 573. Оп. 14. Д. 18745. Л. 21.

указывалось на ряд мелких недочетов, однако в целом со стороны министерства «не встречалось препятствий» для осуществления проекта10.

Томское губернское управление при составлении проекта земской сметы на 1906-08 гг. попыталось внести в бюджет расходы в сумме 15040 руб. в год на преобразование ветеринарных штатов. Однако управляющий Томской казенной палатой указал на нежелательность этого, полагая, что нужно «кредит исключить, а преобразование отложить»11.

Ветеринарно-санитарный обзор Томской губернии за 1908 г. отмечал, что в отчетном году произошло некоторое увеличение ветеринарного персонала. Были замещены четыре вакантных должности сверхштатных врача, прибавилось три врача, командированных министерством внутренних дел для борьбы с чумой. Однако, по мнению составителя документа, минимальное количество врачей в губернии должно быть не менее 100 человек12. Доклад губернского ветеринарного инспектора в 1911 г. констатировал, что в 1909-1911 гг. в губернии по прежнему было восемь ветеринарных врачей, 30 фельдшеров и 16 стражников. В земской смете имелась строка «к условному отпуску» 12797 руб. на случай начала преобразования ветеринарных штатов. При обсуждении проекта земского бюджета на следующее трехлетие 1912-14 гг. инспектор указал на необходимость открытия 20 новых ветеринарных участков. Чиновник настаивал на сохранении «условного кредита» в новой смете, чтобы, как только выйдет Высочайшее соизволение, приступить к организации участков13.

Следует отметить, что к моменту обсуждения земской сметы на 1915-17 гг. реформа так и не была проведена. Поскольку сам проект уже утратил актуальность, Томское губернское управление выдвинуло новый проект, предусматривающий постепенное развертывание ветеринарной сети до 64 участков. В каждом из них планировалось наличие врача, фельдшера и устройство лечебницы. На осуществление этого замысла предполагалось выделять из земских средств более 100000 руб. в год14. Несмотря на то, что столичное межведомственное Совещание одобрило данный проект, осуществиться он не смог ввиду военных и революционных потрясений. В начале XX в. Тобольская и Томская губернии считались особенно неблагополучными в отношении опасных контагиозных заболеваний, таких как повальное воспаление легких крупного рогатого скота, сап, ящур, бешенство [Минеева, 2005, с. 181-184]. Тем не менее государство не прикладывало должных усилий для налаживания здесь полноценной ветеринарной службы - более того, сдерживало усилия местных властей, пытавшихся исправить положение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XX в. Томское губернское управление активно пыталось усилить штаты ветеринарной службы в губернии. Для этого неоднократно разрабатывались соответствующие проекты, учитывающие не только потребности региона, но и пожелания правительства. Однако ни один проект не был осуществлен в полной мере. Причинами этого являлось недостаточность производительных сил края для финансового обеспечения реформ. Как министр С.Ю. Витте, так и местные представители финансовых органов указывали на нежелательность чрезмерного увеличения губернских земских сборов. В итоге даже одобренный правительством проект Томского губернского управления 1904 г. не был утвержден императором и не вступил в законную силу.

Список литературы References

10 Там же. Л. 28, 35.

11 РГИА. Ф. 573. Оп. 14. Д. 17583 Л. 96.

12 Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 3. Оп. 43. Д. 311. Л. 2, 2 об.

13 РГИА. Ф. 573. Оп. 2. Д. 4034. Л. 219об.

14 Государственный архив Алтайского края (ГААК) Ф. 233. Оп. 1. Д. 35а. Л. 19-20.

1. Алексеева Л.В. 2008. Состояние ветеринарного дела в годы революции и Гражданской войны. Вестник Нижневартовского государственного университета. 1: С. 64-69.

Alekseeva L.V. 2008. Sostoyanie veterinarnogo dela v gody revolyutsii i Grazhdanskoy voyny. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 1: 64-69. (in Russian)

2. Алексеева Л.В. 2009. К вопросу о состоянии ветеринарного дела в Тобольской (Тюменской) губернии (1917-1921 гг.). Вестник Нижневартовского государственного университета. 2: 71-75.

Alekseeva L.V. 2009. K voprosu o sostoyanii veterinarnogo dela v Tobol'skoy (Tyumenskoy) gubernii (1917-1921 gg.). Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2: 71-75. (in Russian)

3. Донченко А.С. 2004. Очерки истории ветеринарии в Западной Сибири: XVII - начало ХХ в. Новосибирск, Изд-во ГУП РПО СО, 255.

Donchenko A.S. 2004. Ocherki istorii veterinarii v Zapadnoy Sibiri: XVII - nachalo XX v. Novosibirsk, Izd-vo GUP RPO SO, 255. (in Russian)

4. Дружинина Ю.В. 2016. Материальное благосостояние сельского ветеринарного персонала Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. Молодой ученый. 4: 647-649.

Druzhinina Yu.V. 2016. Material'noe blagosostoyanie sel'skogo veterinarnogo personala Zapadnoy Sibiri v kontse XIX - nachale XX v. Molodoy uchenyy. 4: 647-649. (in Russian)

5. Колесниченко И.Д. 2001. История ветеринарии Алтайского края. Барнаул, Изд-во Алтайского государственного аграрного университета, 133.

Kolesnichenko I.D. 2001. Istoriya veterinarii Altayskogo kraya. Barnaul, Izd-vo AGAU, 133. (in Russian)

6. Колыхалов В.А. 2004. Томская ветеринарная служба на рубеже веков. Томск, Цхай и К, 333.

Kolykhalov V.A. 2004. Tomskaya veterinarnaya sluzhba na rubezhe vekov. Tomsk, Tskhay i K, 333.

(in Russian)

7. Коропов В.М. 1954. История ветеринарии в СССР. М., Сельхозгиз, 363.

Koropov V.M. 1954. Istoriya veterinarii v SSSR. M., Sel'khozgiz, 363. (in Russian)

8. Кузнецова О.Ю. 2012. Формирование ветеринарной службы Дальнего Востока России во второй половине XIX в. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 1: 351-356.

Kuznetsova O. Yu. 2012. Formirovanie veterinarnoy sluzhby Dal'nego Vostoka Rossii vo vtoroy polovine XIX v. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 1: 351-356. (in Russian)

9. Минеева Т.И. 2005. История ветеринарии: учебное пособие. СПб, Лань, 382.

Mineeva T.I. 2005. Istoriya veterinarii: uchebnoe posobie. SPb, Lan', 382. (in Russian)

10.Ноздрин Г.А. 2001. Ветеринария Сибири в XIX - начале ХХ в. Опыт природопользования в Сибири в XIX-XX вв. Новосибирск, Изд-во НГУ, 5-101.

Nozdrin G.A. 2001. Veterinariya Sibiri v XIX - nachale XX v. Opyt prirodopol'zovaniya v Sibiri v XIX-XX vv. Novosibirsk, Izd-vo NGU, 5-101. (in Russian)

11.Никитин И.Н. 1998. Государственной ветеринарной службе Иркутской области 200 лет. Иркутск, б. и., 162.

Nikitin I.N. 1998. Gosudarstvennoy veterinarnoy sluzhbe Irkutskoy oblasti 200 let. Irkutsk, b. i., 162. (in Russian)

12.Орлов М.А. 1997. История ветеринарии Забайкалья. Чита, б. и., 56.

Orlov M.A. 1997. Istoriya veterinarii Zabaykal'ya. Chita, b. i., 56. (in Russian)

13.Ризванова Т.Р. 2011. Губернские власти и органы местного самоуправления Южного Урала в борьбе с эпидемиями и эпизоотиями в конце XIX - начале XX вв. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 28.

Rizvanova T.R. 2011. Gubernskie vlasti i organy mestnogo samoupravleniya Yuzhnogo Urala v bor'be s epidemiyami i epizootiyami v kontse XIX - nachale XX vv. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Ufa, 28. (in Russian)

14.Сикорский А.Н. 1964. Вопросы истории ветеринарии Западной Сибири в дореволюционный период и первые годы советской власти (до 1929 г.). Автореф. дис. ... канд. ветеринар. наук. М., 17.

Sikorskiy A.N. 1964. Voprosy istorii veterinarii Zapadnoy Sibiri v dorevolyutsionnyy period i pervye gody sovetskoy vlasti (do 1929 g.). Avtoref. dis. ... kand. veterinar. nauk. M., 17. (in Russian)

15.Трошин И.П. 1969. История развития скотоводства Западной Сибири. Новосибирск, б. и., 208. Troshin I.P. 1969. Istoriya razvitiya skotovodstva Zapadnoy Sibiri. Novosibirsk, b. i., 208. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.