Научная статья на тему 'Попытка изучения культурных ландшафтов города с перцепционных позиций'

Попытка изучения культурных ландшафтов города с перцепционных позиций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
251
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЬ / ГРАНИЦА / ЗОНА / ОРИЕНТИР / УЗЕЛ / КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОБРАЗ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА / ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОФОРМИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кудрявцев Андрей Федорович, Тронина Марина Михайловна

Рассматриваются некоторые аспекты субъективных подходов к изучению культурных ландшафтов. На основе перцепционного подхода дана характеристика культурных ландшафтов городов Удмуртии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultivated landscapes are the traditional objects which have been under study in such field of science as Geography. But in our national science they are often understood either as anthropogenic objects or as good ones in contrast to bad or uncultivated objects. In the present Research work the cultivated landscapes of the city are considered from the position of a perceptional approach. In our scientific work we made geographical analysis of the cultivated landscapes of Udmurtia.

Текст научной работы на тему «Попытка изучения культурных ландшафтов города с перцепционных позиций»

* * *

1. Линч К. Образ города. М.: Мысль, 1982. 185с.

2. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Изв. АН. Сер. географическая. 2002. № 4. С.18-28.

3. Фролова М.Ю. Пейзажные исследования во Франции // Вестн. Моск. ун-та.

Сер. География. 1996. № 2. С. 25-28.

Поступила в редакцию 03.06.05.

A.F. Kudrjavzev, M.M. Tronina

On research of the cultivated landscapes of Udmurtia

Cultivated landscapes are the traditional objects which have been under study in such field of science as Geography. But in our national science they are often understood either as anthropogenic objects or as “good” ones in contrast to “bad” or “uncultivated” objects. In the present Research work the cultivated landscapes of the city are considered from the position of a perceptional approach. In our scientific work we made geographical analysis of the cultivated landscapes of Udmurtia.

Кудрявцев Андрей Федорович Тронина Марина Михайловна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

зачастую уступают другим, более видимым элементам. Большая плотность элементов разного порядка на небольшой территории делает город пестрым, где каждая небольшая территория создает свое «лицо», порой абсолютно не связанное с «лицом» соседней территории. В целом образ Ижевска - образ, составленный из более мелких картин городской среды, каждая из которых является довольно колоритной.

В Сарапуле и Глазове, расположенных на берегах рек, существует много общих черт, но есть немало и различий. Главным различием, безусловно, является планировка улиц: радиально-кольцевая в Глазове и регулярная в Сарапуле. Сарапул - бывший купеческий город, и, несмотря на довольно большой срок, прошедший с тех пор, центральная его часть так и остается для нас именно старинным купеческим городом. Вся атмосфера его центральной части пропитана духом старины, о чем свидетельствуют и его многочисленные памятники архитектуры. Глазов, скорее наоборот, - город современности. Старые кварталы здесь застраиваются новыми домами. Лишь несколько прежних зданий напоминают о прошлом города. Оба города хорошо озеленены.

Различны во всех исследованных городах и своеобразные символы городов - главные образоформирующие элементы. Если в Воткинске это в основном то, что связано с заводом (плотина, заводской корпус, памятник-якорь) и музей-усадьба П.И. Чайковского, то в Ижевске - Александро-Невский собор, монумент «Дружба народов», здание Арсенала и др. Символ Сарапула, безусловно, — многочисленные памятники архитектуры и истории, а символ Глазова - планировка улиц и лучшая в Удмуртии по уровню архитектуры современная застройка. Во всех городах одним из главных символов является центральная площадь города. Именно с нее открываются наиболее выгодные виды на пруд или реку.

Результаты исследования, представленные в статье, возможно, вызовут интерес своей новизной и использованием субъективных методов наравне с объективными. На наш взгляд, выводы могут быть использованы для создания привлекательного образа города как объекта рекреации. Как показывает практика, зачастую образ места, а не само место привлекательно или непривлекательно для туристов. Рекреационный потенциал городов Удмуртии оценивается нами достаточно высоко, и при правильной организации управления и, что не менее важно, при создании «лица» города, представляющего интерес, рекреация во всех городах Удмуртии может достаточно успешно развиваться. Результаты исследования могут представлять определенный интерес и для градостроителей. Благодаря интенсивности жизни и плотности взаимодействия людей город обогащается множеством символических значений; он и восхищает, и страшит нас, но если его форма будет четкой, если он будет правильно спланирован и органично застроен, страх и беспокойство могут уступить место восхищению красотой и выразительностью.

городе с помощью путей затруднительно, так как все они довольно однообразны. Ориентиры и узлы тоже не обладают значительной выразительностью, а значит, выделить какие-то районы тоже затруднительно.

Историческим ядром города является площадь Свободы, где находятся Городской дом культуры, КРЦ «Звезда», ресторан «Север», торговый центр. Эти объекты служат надежными ориентирами не только благодаря выполняемым функциям - как памятники архитектуры они создают яркий визуальный образ. С площади Свободы открывается вид на р. Чепцу. В пределах центральной части река делает петлю, выпуклая сторона которой обращена в сторону города. С этого места хорошо обозревается правый берег реки, заливаемый в весеннее половодье. И хотя р. Чепца по сравнению с р. Камой кажется менее значительной, вид, открывающийся с площади, удивляет своей красотой. Этот вид на реку и противоположный берег - прекрасное сочетание, остающееся в памяти после посещения центра города.

Территорию центральной части сложно поделить на районы. Это относительно однородный район преимущественно многоэтажной застройки. Вся территория хорошо озеленена, что создает чувство комфорта и уюта. Следует отметить аллею на ул. Карла Маркса. Она протянулась на 500 м, является излюбленным местом прогулок горожан, за что и была названа ими «Бродвеем». Широкая, до 50 м, аллея очень оригинально оформлена. Безусловно, она является ориентиром для проходящих и проезжающих мимо.

Проведенное наблюдение сформировало следующий образ центра Глазова: эта часть города однородна и слабо дифференцирована, вследствие чего пространство слабо читаемо визуально. Система путей имеет радиальнокольцевую конфигурацию и создает ощущение спутанности. Образующиеся на их перекрестках узлы маловыразительны и не имеют большого значения. При ориентировании по ним их однообразие, скорее, может помешать, чем помочь. Лишь самые оживленные улицы города воспринимаются как барьеры для движения, но сила таких барьеров явно меньше, чем в Ижевске. Все улицы имеют для наблюдателя роль пути. Так, в составленном образе доминирующую позицию занимают не пути, не узлы, не границы и даже не районы (как в Воткинске), а, прежде всего, ориентиры. Причем количество ориентиров невелико. Но и при небольшом их количестве практически каждый их них приобретает большое значение при составлении «лица» города. Центр Глазова обладает малой силой притяжения и не имеет большого значения, как, например, аналогичные центры в Ижевске, Воткинске, Сарапуле.

Таким образом, составленные образы геокультурного пространства различаются в каждом из рассмотренных городов.

Несмотря на схожее происхождение Ижевска и Воткинска, образ Воткинска именно как города-завода более ярок. Обозримое сочетание таких компонентов, как пруд, заводская плотина и корпус завода, делают этот образ более насыщенным. В Ижевске все эти компоненты оказываются скрытыми и

Образ культурного ландшафта Сарапула. Центральная зона, выбранная нами для исследования, ограничена на севере ул. Седельникова, на западе - ул. Азина, на юге - ул. Пугачева, на востоке - р. Камой. Данная территория - это исторически сложившееся ядро города, где расположено большинство административных учреждений, учебных заведений, учреждений культуры и здравоохранения. Центральная часть Сарапула существенно отличается от таковых Ижевска и Воткинска, что объясняется особенностями генезиса этих городов. Итак, образ Сарапула хорошо структурируется визуально. Улицы в центре города образуют сетку. Благодаря прямолинейности улиц они хорошо просматриваются практически от начала и до конца. Самый старый город Удмуртии, Сарапул возник и развивался как купеческий город. В наследство от своего торгового прошлого город получил довольно обширный ареал исторической застройки, которая и создает общий фон, хотя главным символом, который формирует ядро образного представления о Сарапуле, является р. Кама. Вид на нее - главное яркое впечатление, оставляемое городом у его посетителей. Дальние панорамы, дающие ощущение воды и открытого пространства, -

предпочитаемые здесь виды.

Образ территории структурируется относительно главного центра, которым в Сарапуле является Красная площадь. Она представляет собой главный узел города, где расположено много памятников архитектуры: здание бывшей городской думы, ансамбль жилой и торговой застройки конца XIX - начала ХХ в. Исследуемая часть Сарапула относительно однородна, и здесь не выделяется каких-либо районов в принятом в данной статье смысле. Она представляет собой территорию преимущественно малоэтажной частной застройки с высокой степенью озеленения. Все это вызывает положительные эмоции и формирует привлекательное «лицо» города. Несмотря на отсутствие выделяющихся районов, ориентироваться в Сарапуле проще, чем, например, в Глазове. Здесь большое значение имеют системы путей, узлов и ориентиров. Система путей имеет хорошо читаемую форму, части этой системы обладают своими специфическими особенностями и не нарушают ориентационной связи как при движении на автомобиле, так и пешком. Образующиеся на их перекрестках узлы также важны. Они имеют свои особенности в силу исторических причин, хорошо опознаваемы благодаря прямолинейности улиц города. Только самые оживленные улицы города воспринимаются как барьеры для движения, но сила таких барьеров намного меньше, чем в Ижевске.

Образ культурного ландшафта Глазова. Центр Глазова определился задолго до получения им статуса города. А уже в XVIII столетии он получил веерную структуру с соборной площадью в центре. Эту центральную часть города мы и выбрали для нашего исследования. На западе за границу принята ул. Короленко, на юге - ул. Сулимова, на востоке - ул. Сибирская и Толстого, на севере - р. Чепца. Пространство города, возможно, в силу радиальнокольцевой планировки очень сложно структурируется. Ориентироваться в

при движении по маловыразительным характерным районам и образуют в данном случае организующие фокусы.

Визуальный образ города, сложившийся при наблюдении, следующий: в самом центре Ижевска возвышается величественный собор Александра Невского, в стороны от которого расходятся районы, различные по силе образов и по эмоциональной окраске. Возможно, что с восстановлением Михайловского собора на Красной горке главным ориентиром станет именно он, и все основные районы будут расходиться от него. Центральная часть города полна контрастов, которые делают «лицо» города запоминающимся. Но выполняемые Ижевском дополнительные, столичные, функции несколько снизили выразительность его образа как уральского города-завода.

Образ культурного ландшафта Воткинска. Для исследования была выбрана зона, включающая в себя исторический центр города на левобережье пруда. На севере она ограничена ул. Разина, на востоке - ул. 1 Мая, на юге -ул. 1905 года, на западе - Воткинским прудом. К центральной части можно отнести в Воткинске и промышленную зону в центре города - типичную для уральских городов-заводов.

Пространство центральной части города хорошо структурируется визуально: довольно четко выделяются районы и прямые пути. Как и в Ижевске, улицы образуют прямоугольную сетку. Главным символом города является заводской пруд. Можно также назвать центральную площадь с памятником землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны, Дворец культуры «Юбилейный», памятник «Якорь» и Музей-усадьбу П.И. Чайковского. В целом визуальная структура города хорошо читаема. Форма и рисунок вразумительны, хотя в Воткинске гораздо меньше распознаваемых объектов, чем в такой же зоне Ижевска. Историческим ядром центральной части и всего города является центральная (бывшая соборная) площадь, являясь и ядром визуального образа, когда находишься в городе. Она имеет большое значение в качестве ориентира и узла. С нее открывается панорама на пруд, что вызывает положительные эмоции и в целом формирует благоприятный облик города.

В результате проведенных наблюдений сложился следующий образ центральной части Воткинска. Районы обладают характерной однородностью, система путей в большинстве своем проста и имеет форму сети, но в некоторых районах совершенно запутанна и бесструктурна. Некоторые части системы путей не обладают своими специфическими особенностями и могут нарушать ориентационную связь как при движении на автомобиле, так и пешком. Образующиеся на их перекрестках узлы не имеют большого значения при движении по маловыразительным районам и не образуют дополнительных ориентиров. Отметим, что количество ориентиров невелико, но практически каждому из них принадлежит значительная роль при составлении «лица» города.

Для исследования были выбраны четыре города нашей республики: Ижевск, Воткинск, Сарапул и Глазов. Изучение городов проводилось на всей их территории, но особое внимание было уделено центральным его частям, которые действительно обладают репрезентативностью. В ходе наблюдений была сделана попытка описания образов городов и составления схем их восприятия. Для этого мы в каждом городе выделили центральную часть (примерно 1х1,5 км). Было проведено систематическое натурное исследование центральных частей городов с обозначением на карте-схеме различимых элементов, показателей степени различимости, слабости или силы образов, наличия или отсутствия связи с другими элементами и др. В ходе исследования отмечались любые формы, облегчающие или затрудняющие складывание потенциального образа. Нами фиксировались эмоции и впечатления, вызываемые городской средой в целом и ее отдельными элементами.

Образ культурного ландшафта Ижевска. Из всех исследованных городов в Ижевске сложнее всего очертить зону центра - каждый горожанин по-своему определяет это место. Среди наиболее часто упоминаемых мест:

- перекресток улиц Г орького, Советской, Красной и Ленина;

- Центральная площадь;

- плотина с главным корпусом оружейного завода.

Тем не менее районом, избранным для исследования, явилась территория, ограниченная с запада Ижевским прудом, с севера - ул. Базисной, с востока - ул. Пушкинской, с юга - ул. Ленина. Как выяснилось, Ижевск - город четко определенных районов и достаточно прямых путей. Символами его служат Александро-Невский собор, Центральная площадь, монумент «Дружба народов», главный корпус оружейного завода, здание Арсенала. Но, безусловно, главным символом Ижевска является его пруд. Именно он создает наиболее сильный и обобщенный образ города-завода. Следует отметить, что в центре Ижевска недостает открытых пространств и зеленых насаждений. Для него характерны в целом серые и коричневые цвета. Предпочитаемые виды здесь - в основном дальние панорамы, дающие ощущение воды и открытого пространства: вид на Ижевский пруд с террасированной эспланады или из парка им. М. Горького. Итогом наблюдений явился следующий образ центральной части Ижевска. Район обладает яркой характерностью. Система путей проста и имеет форму сетки. Функция связи столь важна в современном городе, что пути занимают доминирующую позицию в составленном образе. В совокупности путей виден определенный порядок: преобладание улиц, параллельных восточному берегу пруда. Самые оживленные улицы воспринимаются или как барьеры, или как пути, если вообразить себя движущимся по одной из них. Все улицы лаконично вписаны в общий рисунок города и не нарушают общей структуры образа. Все части системы путей обладают своими особенностями и не нарушают ориентационной связи как при движении на автомобиле, так и пешком. Образующиеся на их перекрестках узлы имеют большое значение

ландшафта. Более того, духовная культура во всем своем многообразии и нематериальности заполнила «вмещающий» культурный ландшафт, тем самым содержательно усилив пространственную дифференциацию. Географы заговорили не только о понятиях «структура» ландшафта, «комплексообразующие связи» в ландшафтах, но и о понятиях «название» ландшафта, «место» ландшафта, «образ» ландшафта, о ландшафте (пейзаже) как «палимпсесте истории» [3], о ландшафте как тексте, смысл которого необходимо познать, и т.п. Все сказанное относится и к городам, понимаемым в том числе как культурные ландшафты.

Как представляется, такой разворот в культурогеографических исследованиях связан во многом со сменой индустриальной парадигмы развития общества на постиндустриальную и, как следствие, со сменой философии модернизма на постмодернизм. В таком контексте город понимается не только как функциональная территория, производственная площадка, промышленный парк, транспортный узел, место жительства индустриальной рабочей силы, а как своеобразное культурное пространство, культурный ландшафт, со своей «атмосферой», своим пространственновременным членением. Город, его районы имеют свойственные им образы, символы, они бывают «топофобные» и «топофильные». Горожане воспринимают ландшафт города, как правило, не крупными массивами, а скорее фрагментами, «ведутами». Город в глазах горожан многоликое, полихромное пространство, по-разному воспринимаемое взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, в разное время года и суток. Людям становится небезразлично, в какой среде они живут, и этот факт находит отражение в научных исследованиях, в том числе географических.

В данной статье освещена попытка подойти к изучению культурного ландшафта города с перцепционных позиций, взглянуть на город не «извне», а «изнутри», с позиций человека, живущего в этом городе и воспринимающего формы его среды. Далее мы хотели сравнить «взгляды» на города Удмуртии, понять различия в их образах. Для этого необходимо было выделить критерии, по которым можно сделать сравнения. В качестве таковых нами выбраны исходные элементы, предложенные зарубежными географами. Для формирования образного представления о среде были использованы пять типов исходных элементов: пути, границы, зоны, узлы и ориентиры [1].

Образ города, его «лицо» формируется в сознании субъекта в результате взаимодействия таких объективных категорий, как предметнопространственное окружение и время. Результат этого взаимодействия целесообразнее наблюдать в центре города. Именно он является наиболее выразительной частью культурного ландшафта. Центр - сложное пространство многих разных направлений, времен, языков, символических (знаковых) систем. Центр города, как правило, самая старая его часть, где можно наблюдать все разнообразие архитектуры города - главного компонента образа.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 911.3 (470) (07)

А. Ф. Кудрявцев, М.М. Тронина

ПОПЫТКА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ГОРОДА С ПЕРЦЕПЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ

Рассматриваются некоторые аспекты субъективных подходов к изучению культурных ландшафтов. На основе перцепционного подхода дана характеристика культурных ландшафтов городов Удмуртии.

Ключевые слова: путь, граница, зона, ориентир, узел, культурная география, образ культурного ландшафта, геокультурное пространство, образоформирующие элементы.

По мнению отечественных географов, культурная география является одним из самых авторитетных и бурно развивающихся направлений в мировой географической науке. В самом общем виде культурную географию можно определить как междисциплинарное научное направление, объектом изучения которого является пространственное разнообразие культуры и ее распространение по земной поверхности. С одной стороны, культурная география традиционно изучает пространственную дифференциацию элементов культуры - артефактов и ментифактов, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, с другой - процессы и результаты пространственной самоорганизации целых культурных комплексов и их носителей - общностей людей со сложившимися устойчивыми стереотипами мышления и поведения, передающимися от группы к группе, от поколения к поколению. Наконец, все более важной тенденцией развития культурной географии становится изучение представлений о географическом пространстве в разных культурных контекстах, образов различных местностей и территорий, отношения местных сообществ к той природной и социальной среде, в которой живут люди - носители той или иной культуры [2].

Переосмыслению подверглось и одно из базовых понятий культурной географии - «культурный ландшафт». Естественно сложившейся в

отечественной географии является трактовка культурного ландшафта либо как синонима антропогенного ландшафта, либо как антипод «плохому», то есть «некультурному». В любом случае такой ландшафт воспринимался как некий результат человеческой деятельности. В конце ХХ в. культурогеографы стали осознавать, что культура связана с ландшафтом еще и через процессы деятельности. Человек с его переживаниями, эмоциями, умением, знанием постепенно становился неотъемлемой частью культурного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.