Научная статья на тему 'Попечительство в российском образовании: ретроспектива и современность'

Попечительство в российском образовании: ретроспектива и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ / PREREVOLUTIONARY RUSSIA / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERNITY / ОБЩЕСТВА / SOCIETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крюкова Алиса Анатольевна

Исследуется деятельность, структура, функции коллегиальных попечительств и Обществ, оказывающих поддержку образованию, а также необходимость их создания в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Крюкова Алиса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patronage in Russian education: retrospective and modernity

The activity, structure, functions of collegiate guardianships, and the necessity to create them in modern Russia are explored.

Текст научной работы на тему «Попечительство в российском образовании: ретроспектива и современность»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Крюкова А.А.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Изучая проблему попечительства в российском образовании, мы пришли к заключению, что, к сожалению, многие современные Попечительские Советы учебных заведений, носят формальный характер и не оказывают существенной поддержки образованию. По данным исследований Рагозиной Л.Г., Коваленко Е.А., Гришиной Е.Е., Пороховской М.А. общественное участие в сфере образования находится на начальном этапе. Из предоставленных статистических данных исследователей можно сделать вывод, что лидером по количеству попечительских советов является Северо-Западный федеральный округ, в котором доля учреждений с попечительскими советами составляет 3,7% от всего количества учреждений данной сферы. Самое маленькое количество учреждений с попечительскими советами представлено в Приволжском федеральном округе и составляет 1,3% от общего количества учреждений. Из всех субъектов РФ меньше одного процента попечительских советов в сфере образования показано в Республике Дагестан, Карелии, Московской области, Чеченской республики, Удмуртской Республике [14].

В тоже время, исследования архивной документации показали, что подобные органы успешно функционировали в России конца 19 - начала 20 века. По мнению Н.Б. Ромаевой, А.П. Ромаева на этот период приходится становление отечественной гуманистической педагогики [15].

Нами были проанализированы отчёты, уставы, законодательные акты и монографии дореволюционных авторов и выявлены факторы, которые оказывали положительное влияние на деятельность Попечительских Советов в царской России. Актуализация накопленного исторического опыта является своевременной, поскольку в России конца 19 - начала 20 века сложились традиции, формы и виды попечительства, которые могут быть полезны для развития современной системы образования.

Мы занимаемся исследованием различных форм попечительства в дореволюционной России, так как причины их создания значимы и для современного образования. Причинами учреждения коллегиальных попечительств при учебных заведениях явились:

• во-первых, недостаток средств, выделяемых на содержание школ;

• во-вторых, необходимость создания более крепкой связи между местным населением и школой, а главное между школой и родителями, а также бывшими её учениками. В России конца 19 века начальство во многих губерниях понимало, что создание школьных попечительств лишь для оказания материальной помощи школам могло показаться обществу безынтересным; в связи с этим было предоставлено попечительствам право участвовать в устройстве школьной жизни. Члены попечительских Советов при-

79

ISSN 1029-3388

сутствовали на выпускных испытаниях школьников, рассматривали ходатайства о приёме детей в учебное заведение, влияли на разработку учебных программ, на посещаемость учениками занятий, а также участвовали в приёме на работу педагогов [3].

Кроме единоличного и коллегиального попечительства нами выделены в отдельную форму попечительства - Общества, попечительствовавшие образованию. Анализ архивных документов позволил разработать авторскую типологию указанных Обществ, в основе которой лежат функции Общества, помощь либо учебным заведениям, либо конкретным лицам - учителям, их детям, ученикам. На основе этих признаков были выделены три группы Обществ:

• Первая группа: Общества, оказывающие помощь школам и образованию:

- Общества, которые создавали Попечительства для учреждения нескольких

школ.

Например, как Общество для устройства и содержания учебных заведений в посёлке при ст. Бирзула [8].

- Общества, которые создавали попечительство для одной конкретной школы.

Например, в городе Валдае Новгородской губернии действовало Общество попечения о бесплатной школе имени В.П. Острогорского [19].

- Общества, попечительствовавшие народному образованию в целом.

Подобные Общества, оказывающие помощь народному образованию, открывались по всей России: в Тифлисе проект устава общества был утверждён в 1894 году [13], 7 октября 1884 года - в Барнауле, в члены Общества входили не только жители г. Барнаула, но и жители Западной и Восточной Сибири, а также русские люди, живущие в пределах Восточного Китая [12]. Подобные общества существовали также в Верхотурском уезде [9].

• Вторая группа: Общества, оказывающие адресную помощь педагогам и учащимся:

- Общества, оказывающие поддержку и помощь учителям и учительницам.

Для представителей Обществ вспомоществования лицам учительского звания проводились ежегодные съезды [16].

- Общества, оказывающие поддержку детям педагогов.

Например, в 1906 г. в Казане был утверждён устав Общества попечения о детях учителей и учительниц начальных школ г. Казани и Казанской губернии [20].

- Общества пособия нуждающимся в образовании детям и взрослым.

Например, в Аккермане устав подобного Общества утверждён в Министерстве

Внутренних Дел 18 сентября 1880 года. Целью Общества было «помогать недостаточным воспитанникам и воспитанницам учебных заведений, находящихся в г.Аккерман и в Аккерманском уезде, а также оказывать пособие и учащимся в высших учебных заведениях или отсылать желающих в такие русские общеобразовательные заведения Империи, которых в уезде не существует, и такую помощь оказывать нуждающимся ученикам города и уезда без различия пола, сословия, национальности и вероисповедования» [2].

• Третья группа: Общества, для которых попечительство народному образованию не было первоначальной и единственной целью.

Например, Санкт-Петербургское женское патриотическое Общество содержало за свой счёт 15 школ [10].

Данная типология показывает все направления, по которым оказывалась поддерж-

80

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №4/2014

ка образования. Она является актуальной и для современности.

Выбранное нами направление исследования является актуальным в том числе потому, что в курсе «История педагогики» до сих пор отсутствует типология Обществ, попечительствовавших образованию и внёсших неоценимый вклад в его развитие. Изучение опыта их деятельности является значимым, поскольку даёт пример ответственного патриотического отношения граждан к судьбе российского образования. Безусловно, попечители, постоянно принимавшие участие в жизни учебных заведений, решавшие проблемы образования и оказавшие материальную поддержку школам, имели ряд льгот, которые являлись привлекательными. Жертвователям, внёсшим достойный вклад в развитие того или иного образовательного учреждения, присваивалось право государственной службы и право получать государственные награды. Кроме того, их имена регулярно освещались в местной прессе. Однако, огромное количество Обществ, открывавших и содержавших школы на территории царской России, были обязаны своим существованием инициативе отдельных лиц, сочувствовавших и желавших оказать бескорыстную поддержку своей Родине в целом и русскому образованию в частности. Например, развитием женского образования на Кавказе занималась княгиня Елизавета Ксаверьев-на Воронцова, создавшая Ставропольское Женское благотворительное Общество Св. Александры, которым было открыто первое женское училище в г. Ставрополе [1].

Возвращаясь к нашей типологии, следует сказать, что она наглядно показывает существовавшие и успешно функционировавшие в России Общества, которые имели одну общую цель - развитие образования, но действовали локально, тем самым качественно решая большой спектр задач, актуальных для современности. Например, проблему финансирования школ. В связи с тем, что в дореволюционной России многие школы содержались не только за счёт государства, но и за счёт Обществ, попечительствовавших образованию, мы считаем актуальным рассмотреть более подробно все статьи доходов Обществ. Основной статьёй дохода для большинства Обществ являлись членские взносы и единовременные пожертвования. В случае неуплаты взноса в течение года лицо исключалось из состава Общества.

Пожертвования на нужды образования делались не только денежными суммами, но и различными вещами, которые впоследствии продавались на благотворительных базарах.

Общества для привлечения большего количества благотворительных средств прибегали к небольшим хитростям. Комитет Ставропольского Общества для распространения народного образования провёл исследование и сделал вывод, что в случаях, когда поводы для пожертвований были разнообразны, суммы, получаемые Обществами были значительно больше, нежели когда сбор шёл лишь по одной общей статье [5].

Кроме пожертвований у Обществ были и иные статьи доходов, например, доходы от процентов с капиталов. Средства всех Обществ, попечительств и попечительских советов хранились в капиталах, которых было несколько. Количество капиталов зависело от самого Общества или попечительства. Часть капиталов, чаще всего это был неприкосновенный капитал, хранилась в процентных бумагах, ежегодные проценты с которых у многих Обществ составляли вполне приличные суммы [6].

Очень популярны среди Обществ, действующих на благо образованию в России конца 19 - начала 20 века, были стипендиальные капиталы. На проценты с них обучались лучшие или беднейшие ученики школ. Капиталы могли образовываться из целевых благотворительных пожертвований и использоваться в соответствии с волей жертвова-

81

ISSN 1029-3388

теля.

У Ставропольского женского благотворительного Общества Св. Александры в 1887-1888 учебном году на счету находилось 12 стипендиальных капиталов, которые использовались в интересах воспитанниц гимназии. На средства от одного капитала могли содержаться от одной до десяти гимназисток, это зависело от величины пожертвования. Капитал Лавра Ермолаевича Павлова, составлявший 21500 рублей, по Уставу 1869 года, был признан неприкосновенным, а на проценты с него воспитывалось 10 стипендианток: 5 - имени Лавра Ермолаевича и 5 - Евдокии Васильевны Павловой [4].

Другой статьёй дохода Обществ были средства от эксплуатации движимого и недвижимого имущества. Например, при некоторых училищах имелись квартиры, которые сдавались в аренду. Средства, получаемые от сдачи квартир, шли на улучшение школьных условий [7].

Многие общества получали стабильную прибыль от продажи книг и учебных пособий. Всероссийское Филаретовское Общество в соответствии со своим уставом имело право издавать печатную продукцию в виде книг, учебных пособий, картин. Для активного и повсеместного их распространения Общество устанавливало киоски, а также снабжало ими школы, больницы и даже тюрьмы [17].

В школах женского С.-Петербургского патриотического Общества были организованы ремесленные классы, на занятиях в которых ученицами изготавливалась продукция, впоследствии реализуемая на благотворительных базарах. Материальные средства использовались на нужды школы [10].

Совет женского благотворительного Общества Св. Александры делал выгодные коммерческие операции со вкладами, в следствие чего получал дополнительную прибыль. Так в 1877-88 учебном году, в результате обмена одного из билетов Ставропольского общественного банка в размере 5000 рублей с процентами на облигации Восточного займа, Ставропольское женское благотворительное Общество получило 1000 рублей чистой прибыли [11].

Многие Общества устраивали в течение года десятки благотворительных мероприятий разного характера: ёлки, спектакли, праздники, концерты, музыкальные вечера и даже устраивали катки. Средства, вырученные от проведённых мероприятий, составляли приличные суммы, порой являясь самой стабильной и основной статьёй доходов Общества.

Прибегая к данным статьям дохода, например, Харьковское Общество для содействия распространению народного образования содержало два училища с шестью параллельными классами в городе Харькове, одно двухклассное училище в окрестностях Харькова, женское и мужское ремесленные училища, 4 больших народных библиотеки и около 250 небольших в сёлах Харьковской губернии, имело ряд аудиторий для народных чтений, две воскресные школы в Харькове и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционной России сообщества, создаваемые инициативными гражданами, с хорошо продуманной системой получения материальных средств, успешно содержали учебные заведения практически без участия государственного финансирования. Это, безусловно, является бесценным опытом в период реформирования образования.

Также, исследуя опыт деятельности коллегиальных попечительств и Обществ, попечительствовавших образованию, мы пришли к заключению, что хорошо организованная деятельность коллегиальных попечительств позволяла охватить и решить больший круг проблем, нежели деятельность единоличных попечителей. Более успешной была

82

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

деятельность тех структур, которые для решения поставленных задач создавали специальные Комиссии, занимавшиеся устранением конкретной проблемы. Так, например, Всероссийское Филаретовское Общество Народного Образования в своём составе имело 6 отделов, которые принимали участие в управлении Обществом:

• Общее Собрание Общества.

• Главное Правление Общества.

• Главная Ревизионная Комиссия Общества.

• Общее Собрание местного Отдела Общества.

• Правление Отделов.

• Ревизионная Комиссия Отделов Общества.

И 10 Комиссий, созданных с определённым назначением, например Комиссия по изысканию средств;

• Комиссия организационная;

• Комиссия по борьбе с алкоголизмом и с другими вредными в школьном возрасте привычками и т.д.

Комиссии могли создаваться по мере возникновения той или иной проблемы. В состав Комиссий обязательно входили члены Совета Общества.

Всероссийское Филаретовское Общество охватывало проблемы образования и открывало школы по всей стране [18].

Учитывая изложенные нами факты, можно сделать вывод, что изучение опыта попечительства в российском образовании конца 19 - начала 20 века является одной из актуальных тем, а использование данного опыта в создании и функционировании современных Попечительских Советов является важным условием для развития системы образования. Также данный опыт показывает, что следует помнить о необходимости воспитания чувства долга, ответственности по отношению к своему учебному заведению, к своей Родине, о необходимости формирования потребности помогать своей стране и занимать активную гражданскую позицию.

83

ISSN 1029-3388

Список литературы

1. Бентковский И.В. Обозрение XXVII летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества по учебному заведению Св. Александры. - Ставрополь.: Типография Ставропольского Губернского Правления, 1877. - 233 с.

2. Гадзяцкий П. Краткий исторический очерк возникновения и деятельности Аккерманского Общества пособия нуждающимся в образовании. - Аккерман: Тип. И. Гринштейна, 1887. - С.11.

3. Говоров С.К. О попечительстве в начальной школе единоличном и коллегиальном. - М.: Тип. А.В. Васильева и К, 1902. - С.2.

4. Отчёт за 1887 год о состоянии Ставропольской женской Св. Александры гимназии, содержимой благотворительным обществом Св. Александры, состоящим под покровительством Её Величества Государыни Императрицы. - Ставрополь.: Типогр.Ставр. Губ.Правл., 1888. - 35 с.

5. Отчёт Комитета, состоящего под Августейшим покровительством его императорского высочества великого князя Михаила Николаевича, Общества для содействия распространению народного образования в г. Ставрополь за 1898-1899 год. - Ставрополь.: Типография «Северн. Кавк.» В.В. Берк., 1900. - 61 с.

6. Отчёт Общества для содействия распространению народного образования в гор. Ставрополь за 1894-1895 год. - Ставрополь-Кавказский.: Типография «Северного Кавказа», 1896. - С. 2.

7. Отчёт Общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе за 1899-1900 год. - Ставрополь.: 1901. - 44 с.

8. Отчёт Общества для устройства и содержания учебных заведений в посёлке при ст. Бирзула. - ст. Бирзула.: Тип. Бр. Ш. и Т. Комисаренко. - 24 с.

9. Отчёт общества попечения о народном образовании в Верхотурском уезде за 1887 год.

10. Отчёты попечительств школ С.-Петербургского женского патриотического общества за 1886/7 год. - С.-Петербург.: Типография Я.И. Либермана, 1888. - 64 с.

11. Отчёт Совета Ставропольского Женского Благотворительного Общества по Училищу Св. Александры, за 1877/8 год.: - 31 с.

12. Очерк десятилетней деятельности Общества попечения о Начальном Образовании в г. Барнауле. - Барнаул: Тип. Н.А. Румянцева, 1894. -39 с.

13. Проект устава Тифлисского Общества Попечения о народном образовании и

84

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

просвещении.- Тифлис.: ТИпография Канц. Главнок. граж. ч. на Кавказе., 1894.- 13с.

14. Рагозина Л.Г., Коваленко Е.А., Гришина Е.Е., Пороховская М.А. Институт попечительства - путь к активизации общественного участия в социальной сфере. - М.: ИНСАП РАНХиГС, 2013. - 146 с.

15. Ромаев А.П. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация // Педагогическое образование и наука. - № 5. - 2006. -С. 50-53.

16. Съезд представителей Обществ вспомоществования лицам учительского звания. Доклад №4 делегатов Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Нижегородской губернии. - М.: Тип. А.В. Васильева и К. - 2 с.

17. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. -СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. - С. 6.

18. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. -СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. - 133 с.

19. Устав Общества попечения о бесплатной школе В.П. Острогорского в г. Валдае, Новгородской губернии.- С.Петербург.: Типография М.Меркушева, 1901.- 15с.

20. Устав Общества попечения о детях учителей и учительниц начальных школ г. Казани и Казанской губернии. - Казань: Тип. Императорского Университета, 1910. - С. 1.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.