Научная статья на тему 'Понятийная категория состояния в философии и лингвистике'

Понятийная категория состояния в философии и лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1537
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ / ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / CATEGORY OF STATE / CONCEPTUAL CATEGORY / SEMANTIC CATEGORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Берестова О. Г.

В статье рассматривается история изучения онтологической и лингвистической категории состояния. Выявлен характер соотношения между понятийной, семантической и лексико-грамматической категорией состояния. К основным средствам реализации семантики состояния отнесена категория состояния как часть речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual category of state in philosophy and linguistics

The article considers the history of research into the ontological and linguistic category of state. Revealed is the character of interrelationship between the conceptual, semantic and grammatical category of state. The category of state as part of speech is referred to the basic means of state semantics realization.

Текст научной работы на тему «Понятийная категория состояния в философии и лингвистике»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 81’367.7

понятийная категория состояния в ФИЛОСОФИИ и ЛИНГВИСТИКЕ

© о. Г. БЕРЕСТОВА Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, кафедра русского языка e-mail: berestova_oksana@mail.ru

Берестова о. Г. - Понятийная категория состояния в философии и лингвистике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 199-201. - В статье рассматривается история изучения онтологической и лингвистической категории состояния. Выявлен характер соотношения между понятийной, семантической и лексикограмматической категорией состояния. К основным средствам реализации семантики состояния отнесена категория состояния как часть речи.

Ключевые слова: категория состояния, понятийная категория, семантическая категория.

Berestova O. G. - The conceptual category of state in philosophy and linguistics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 199-201. - The article considers the history of research into the ontological and linguistic category of state. Revealed is the character of interrelationship between the conceptual, semantic and grammatical category of state. The category of state as part of speech is referred to the basic means of state semantics realization. Keywords: category of state, conceptual category, semantic category.

В основе любой научной дисциплины находятся некие множества определенным образом организованных понятий. Подобные множества называются категориями. В философии категории - «это, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, от которых происходят остальные понятия, а с другой

- первоначальные и основные формы бытия» [8, 204].

Состояние - это одна из важнейших понятийных категорий, которая занимает свое место в ряду общих, фундаментальных понятий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и человеческого познания. Думается, что понятийная категория состояния представлена в языковой картине мира любого языка. Категория состояние выделяется наряду с такими, как материя, движение, качество, количество, пространство, время, сущность, явление и др. как одна из понятийных категорий категория состояние имеет длительную историю изучения, своими корнями уходящую в античность. Огромная заслуга в разработке философских категорий принадлежит Аристотелю. Попытки описания категорий предпринимались античными учеными и в доаристо-телевский период, но именно Аристотель считается основателем учения об онтологических категориях. В своем трактате «Категории», входящем в состав «Органона», Аристотель выделил 10 категорий единичного и общего: сущность, количество, качество,

отношение, место, время, положение, обладание (состояние), действие, страдание [1].

Слово состояние в текстах «Категорий» употребляется в разных значениях, что вносит некоторую путаницу в понимание сущности данной аристотелевской категории. Во-первых, состоянием называется собственно одна из категорий [гр. 'Е^е™ - буквально «находиться в каком-нибудь состоянии; иметь, иметься»]. По всей видимости, более точное название этой категории - обладание.

Во-вторых, понятие состояние рассматривается Аристотелем как разновидность категории качество. Античный философ выделил четыре вида качества, понятие состояние имеет отношение к первому и третьему виду. Первый вид качества - это устойчивые и преходящие свойства. Под преходящими свойствами и подразумеваются состояния: «преходящими свойствами или состояниями называются такие качества, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье и все тому подобные [состояния]» [1, 73]. Третий вид качества, выделенный Аристотелем, - претерпеваемые свойства и состояния: «А те явления, которые возникают от чего-то легко прекращающегося и быстро исчезающего, называют состояниями» [Там же, 75].

Как видно из примеров, слова качество, свойство, состояние часто используются Аристотелем как синонимы, но в ряде контекстов они четко противо-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

поставлены по значению. Там, где речь идет об изменчивости состояний, Аристотель сопоставляет их с понятиями свойство, качество. В первом случае противопоставляются устойчивые свойства и преходящие свойства или состояния: «устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что последнее легко поддается изменению, а первое более продолжительно и мало подвержено изменениям» [Там же, 73]. Слово качество также употреблено у Аристотеля в двух значениях - широком и узком. В широком смысле качество

- это название одной из 10 основных философских категорий, а в узком - одна из разновидностей данной категории наряду со свойствами и состояниями.

Показательно то, что в другом своем труде, в «Метафизике», Аристотель говорит только о трех основных категориях: сущности, состоянии, отношении. По всей видимости, античный мыслитель выделил наиболее общие и существенные категории.

Аристотель в своих трудах заложил те основы философского знания о категории состояния, которые в течение тысячелетий использовались учеными как отправная точка для различного рода научных изысканий. В последующей истории науки категория состояния не раз попадала в поле зрения исследователей. Так, Рене Декарт и Джон Локк, разрабатывая свои философские концепции, выделяли три основополагающие категории, в том числе состояние (наряду с субстанцией и отношением). В ньютоновской механике состояние рассматривалось как экстенсивная (количественная) характеристика движения.

В современной философской литературе категория состояние трактуется по-разному. В большинстве источников состояние определяется как одна из основных характеристик живой и неживой природы, например: «Состояние - категория научного познания, характеризующая способность движущейся материи к проявлению в различных формах с присущими им существенными свойствами и отношениями» [9, 601].

Подчеркивая связь языка и мышления, Э. Бенве-нист отмечал, что перечисленные Аристотелем категории «являются прежде всего языковыми категориями и Аристотель, выделяя их как универсальные, на самом деле получает в результате основные и исходные категории языка, на котором он мыслит» [2, 107]. Действительно, чтобы представить то или иное познанное явление, нужно описать его средствами естественного языка. Вне представления в языке категория для нас не может существовать. Несомненно, что такая тесная связь познания и языка отразилась и на структуре самого языка.

Понятийные категории становились объектом исследования в трудах многих зарубежных лингвистов (Ф. Брюно, О. Есперсена и др.). В отечественную лингвистическую науку это понятие ввел И. И. Мещанинов, показавший что понятийные категории не просто описываются средствами языка, а пронизывают язык, формируя его семантическое пространство и грамматический строй: «Понятийными категориями передаются в самом языке понятия, существующие в

данной общественной среде. Эти понятия не описываются при помощи языка, а выявляются в нем самом, в его лексике и грамматическом строе» [7,196) ].

В современной лингвистической науке отсутствует как однозначное толкование самого термина понятийная категория, так и общепринятый перечень понятийных категорий. Так, М. В. Всеволодова отмечает: «общим списком понятийных категорий наука пока не располагает, но, вероятно, их около 40». [5, 76]. Далее исследователь называет такие понятийные категории, как одушевленность/ неодушевленность, лицо/ не лицо, род, число, место, время, причинность, коли-чественность, качественность, состояние и др. [Там же]. При этом, выделяя понятийные категории, М. В. Всеволодова опирается на определение И. И. Мещанинова, рассматривая их как «понятия, получающие свое выражение в семантике лексических группировок, в оформлении слова, в построении предложения» [7, 15].

Безусловно, онтологический и лингвистический подход к определению сущности понятийной категории, к выделению разновидностей понятийных категорий различны. Да и в самой лингвистике эти подходы разнятся. Следует, на наш взгляд, вспомнить замечание В. В. Виноградова, в котором подчеркивалась плодотворность мысли «о необходимости различать общие семантические категории, лежащие в основе всей системы языка, и категории грамматические (грамматически выраженные понятийные категории)» [4, 38]. Безусловно, в лингвистике понятийная категория соотносится прежде всего с семантической категорией. По своему содержанию понятийные и семантические категории действительно могут совпадать, поскольку семантические категории являются языковым воплощением понятийных категорий. По определению л. М. Васильева, «семантические категории - это абстрактные содержательные (в основе своей - понятийные) категории языка, выражающиеся средствами явной и скрытой грамматики» [3, 137]. К важнейшим средствам явной грамматики исследователь относит части речи и их грамматические категории (морфологические и синтаксические), а к наиболее важным средствам скрытой грамматики -семантические валентности, синтагматические семы, деривационные модели и контекст (лексический и синтаксический) [Там же].

Под грамматической же категорией обычно понимаются формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях противопоставления. Это внешнее, формальное средство выражения семантической категории. Таким образом, связь понятийных, семантических и грамматических категорий -это связь между неязыковым и языковым ментальным содержанием, и языковым мыслительным содержанием и внешними средствами его выражения.

Семантическая категория состояния относится к числу наиболее абстрактных и логически самостоятельных, соотносимых с наиболее общими понятиями. Она имеет широкий спектр средств выражения, как лексических, так и лексико-грамматических.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

Для выявления характера соотношения между понятийной категорией и средствами её реализации в языке представляется логичным обратиться к общекатегориальному значению частей речи. Если вернуться к упомянутым категориям Аристотеля, нетрудно заметить, что значительная их часть соотносится с лексико-грамматическими разрядами слов. Так, сущность более всего соотносится с именем существительным, качество - с именем прилагательным, действие с глаголом, количество - с именем числительным.

Определяя способы выражения семантической категории в языке, мы можем выделить слова, в значении которых наблюдается симметрия между категориальным значением части речи и денотативной семантикой. Наличие или отсутствие этой симметрии лежит в основе разграничения изосемических / неизосеми-ческих классов слов [6]. Семантическая категория состояния реализуется в словах разных частей речи: глаголах (болеть, дремать), существительных (отчаяние, гнев, кома, депрессия), прилагательных (спокойный, исступленный), наречий (навеселе, спросонья, живьем). Но каждая из этих частей речи имеет своё категориальное значение, не имеющее прямого отношения к понятию состояние. В русском языке есть особая часть речи - категория состояния (безлично-предикативные слова, предикативы), которая и является основным средством выражения семантики состояния. Можем ли мы говорить о категории состояния как о самостоятельной части речи? В грамматике до сих пор нет единого мнения на этот счет, хотя споры о категории состояния как части речи ведутся давно. Разделяем точку зрения большинства современных лингвистов о том, что категория состояния - это самостоятельная часть речи, которую составляют слова с семантикой состояния живых существ или природы (окружающей

обстановки), выступающие в функции сказуемого в безличном предложении.

Таким образом, понятийная категория состояния в лингвистике напрямую соотносится с семантической категорией состояния, которая выражается лексически и грамматически. Принимая во внимание идею о том, что понятийные категории в конкретном языке реализуются в виде функционально-семантических полей, считаем, что категория состояния как часть речи образует ядро функционально-семантического поля состояния. Анализ языковых единиц, составляющих центр и периферию поля состояния, представляется перспективой дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Категории // Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2.С. 51-90.

2. енвенист Э. Общая лингвистика. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 360 с.

3. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 192 с.

4. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1972. 615 с.

5. Всеволодова М. В. Теория функциональнокоммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М.: Изд-во МГУ, 2000. 502 с.

6. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 368 с.

7. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. Л.: Наука, 1978. 388 с.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.

9. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.