Понятия компетенция и компетентность в образовании THE CONCEPTS OF COMPETENCE AND COMPETENCY IN EDUCATION Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Понятия компетенция и компетентность в образовании' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК: 378.01

Статистика по статье
  • 4406
    читатели
  • 4841
    скачивания
  • 8
    в избранном
  • 78
    соц.сети

Ключевые слова
  • КОМПЕТЕНЦИЯ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • COMPETENCE
  • COMPETENCY

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кондурар Марина Викторовна

В статье рассматриваются различные подходы к понятиям компетенция и компетентность.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Kondurar Marina Viktorovna

The article discusses various approaches to the concept of competence and competency

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология", Кондурар Марина Викторовна

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Понятия компетенция и компетентность в образовании". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 378.01
ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
© 2012 М.В. Кондурар, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Ключевые слова: компетенция, компетентность.
Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к понятиям компетенция и компетентность.
В настоящее время происходит переход образовательных учреждений на новые стандарты, так называемые стандарты третьего поколения. Необходимость подобного перехода обоснована во многих научных трудах. Рыночная экономика требует появления новых специалистов, обладающих такими качествами, как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Новый взгляд на стандарты образования подразумевает развитие у учащихся определенного набора компетентностей.
Что же такое компетентность? На этот счет существуют различные подходы. Можно сказать, что точного определения на данный момент не существует. Рассмотрим существующие трактовки данных понятий.
В «Кратком словаре иностранных слов» (М., 1952 г.) приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, понятие «компетенция» - как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав.
В энциклопедическом словаре можно найти следующее определение «компетентность» - определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица; знания, опыт в той или иной области.
В словаре иностранных слов компетентность трактуется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, веское авторитетное мнение.
Советский энциклопедический словарь разъясняет понятие «компетенция» как знания и опыт в той или иной области.
В психологической литературе, а именно словаре практического психолога, раскрывается понятие социально-
психологической компетентности, «...которая формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную» .
В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
В современной педагогической литературе во многих случаях авторы или переводчики используют слово «компетенция» для обозначения мотивированных способностей и свойств личности, то есть обозначают то, для чего в русском языке используется слово «компетентность». В таких случаях явно проявляется ошибка, распространившаяся в период экспансии английского языка, и состоящая в использовании «ложных друзей переводчика», то есть в переводе слова сходным по звучанию словом из русского языка (например, слово ‘list’, означающее не «лист», а «список» в русском переводе).
Можно заметить, что, во-первых, одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие - на внутренние особенности; во-вторых, знания обозначены как предпосылка навыков; в-третьих, некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений (табл. 1, 2).
Понятие компетенция чаще применяется для обозначения:
- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;
- совокупность характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающая выполнение профессиональ-
Вектор науки ТГУ №1(8). 2012
189
ной деятельности и достижение определенного результата;
- соответствие специалиста предъявляемым требованиям компетенции.
Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
дение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;
- интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;
- идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.
К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:
Таблица 1
Явные и неявные определения компетентности
Автор Определение ( неявные определения в затененных клетках)
В. С. Безрукова «...владение знаниями, умения и навыками, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»
А.Г Бермус «... представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»
С. Велде компетенции - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, елинитты учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности
компетентность есть личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления
Ю. Н. Емельянов «компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успеттто функттонировать в обществе»
Э.Ф. Зеер обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т. е. способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Помимо деятельностных знаний, умений и навыков, в структуру компетенции включает мотивационную и эмоционально-волевую сферы, считая важным компонентном компетенции опыт - интеграцию в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач
В.Н. Зимин Профессиональная - интегральная характеристика личности, отражающая степень освоения знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности, а также личностные качества, отражающие умение человека жить, эффективно действовать в обществе
И.А. Зимняя Компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» Конечный результат процесса образования
Т. Е. Исаева особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования
А.К. Маркова Профессиональная компетентность учителя включает профессиональные знания, умения, психологические позиции, установки, личностные особенности; Конечный результат процесса образования
Л.М. Митина Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвития) личности
Е. И. Огарев «...компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей»
И.Л. Плужник Профессиональная - способность творчески выполнять деятельность на основе сформированных мотивов, личностных качеств, умений использовать нормативно-приемлемые образцы поведения в профессиональной области
Дж. Равен Компетентность : специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия.
Н. С. Сахарова В противовес компетенции компетентность трактуется как: - владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо; - комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций; - наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности; - уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции; - соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствуютттих областях деятельности, высшая степень готовности
Среди всех представленных толкований понятия компетентности можно выделить следующие составляющие:
- предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;
- характеристика деятельности индивида, т.е. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;
- базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать пове-190
- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
- диапазон и широта знаний и умений;
- способность выполнять специальные задания;
- способность рационально организовывать и планировать свою работу;
- способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Таким образом, компетентность - это процесс дее-направленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в пределах заданной компетенции, определяемая вместе с
Таблица 2
Явные и неявные определения компетентности
Автор Определение ( неявные определения в затененных клетках)
Г.К. Селевко компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д
Ю. Г. Татур «компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области»
А.В. Хуторской Образовательная - интегральная характеристика качества подготовки учащегося, связанная с его способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов
М. А. Чошанов компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь ее решать практически, то есть обладать методом (знание +умение) решения.
С.Е. Шишов, И.Г. Агапов Общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебнопознавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность
С.Шишов В.А. Калней Общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам.
Э. Шорт «компетенция - это владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, это способность реагировать на воздействие среды и изменять ее»
С.Уиддет, С. Холлифорд Компетенция - это «описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы».
« компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» .. .к этому часто цитируемому определению компетенции добавляются мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе
О.Н. Ярыгин Компетенция - это область решаемых проблем, сфера деятельности, круг вмененных обязанностей, область реализации компетентности в совокупности с критериями решения, то есть единство области реализации компетентности, критериев исполнения, и используемых ресурсов
Компетентность - это процесс деенаправленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в пределах заданной компетенции
компетенцией и оцениваемая по критериям достижения целей, задаваемым компетенцией.
Можно сделать вывод, что компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от соответствия её требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи, работодателем, руководителем, а компетентность формируется в процессе обучения и реализуется и развивается в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галиахметова Р.Н. Теоретические аспекты ком-петентностно-профессионального становления личности в российском образовании. http://info-alt.ru/index. php?option=com_content&view=artide&id=327:20П-09-05-09-31-20&catid=24:--info11&Itemid=22
2. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГУ Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. -Режим доступа: http://www.%20ncstu.%20m/.
3. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
4. Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.105-111. http://www.hr-portal.ru
5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
6. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в
образовании». Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». -[Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/]
8. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.
9. Лабикова М.Н. Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в контексте современного образования http://tara.omgpu.ru/documents/konfi/ ped_faMabik.doc
10. Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования http://www.eidos.ru/iournal/index.htm
11. Уиддетт, С. Руководство по компетенциям [Текст] / С. Уиддетт, С. Холлифорд. - М.: ГИППО, 2008. - 228 с. -ISBN 978-5-91606-001-0.
12. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция»//Успехи современного естествознания. - 2007. - №3 - С. 67-68.
13. Хлызова Н.Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии // Медиаобразование: от теории - к практике / Составитель И.В.Жилавская; Ч.2. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. -№ 2. - 58-64.
15. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Дискретная математика как инструмент формирования интеллектуальной компетентности.- М.: Изд-во МГУПП, 2011.-360 с.- ISBN 9785-9920-0149-5
16. Коростелев А. А., Ярыгин О. Н. Комптентностный
подход: проблемы терминологии // Вектор науки
Тольяттинского гос. ун-та. - Тольятти. - 2011. - 2(5). - Resource Development International, Vol. 8, No. 1, 27 -
С.212-220 46, March 2005 Перевод: Епутаев Ян Юрьевич Toulouse
17. FRANCOISE DELAMARE LE DEIST & JONATHAN Business School, France http://www.hr-portal.ru/article/chto-
WINTERTON Что такое компетенции? Источник: Human takoe-kompetentsii
THE CONCEPTS OF COMPETENCE AND COMPETENCY IN EDUCATION
© 2012 M.VKondurar, post-graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Keywords: competence, competency.
Annotation: The article discusses various approaches to the concept of competence and competency.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх