Научная статья на тему 'Понятия духа, духовности и духовной культуры'

Понятия духа, духовности и духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
233
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попова Г. С.

В статье представлена авторская попытка дефиниции понятий духа, духовности и духовной культуры. Автор на основании триединства культурного мира человеческой творческой природы находит девять истоков духовности и строит модель пространства духовной культуры. Разработки эмпирически опираются на устную традиционную этническую культуру саха (якутов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятия духа, духовности и духовной культуры»

ных мельниц, хлебные амбары государственных крестьян. В 1874 г. здесь был построено здание, в котором разместились городской трактир и ярмарочный комитет. Во время проведения ярмарки лавки и магазины работали по 14 часов в сутки, а булочные, колбасные и пивные лавки, чайные и трактиры работали с 5 утра до 20 ч. вечера [8].

В 1876 г. в городе Великом Устюге, в котором проводилась Прокопьев-ская ярмарка, насчитывалось около 450 лавок, питейных заведений, трактиров и балаганов [9].

Список литературы:

1. Антюфеев А. В. Устойчивое развитие города и социальные аспекты градостроительной политики // Социология города. - 2010. - № 3. - С. 5-9.

2. Норкова Э. Торговля на Белоозере (XI в. - начало XX в.) // Новый путь. - Белозерск, 2000. - 6 июля. - С. 4-5.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - СПб., 1890-1907. - Режим доступа: http://slovonline.ru/slo-var_brogefron/b-3/id-1280/gostinyj_dvor.html (дата обращения: 12.03.2012).

4. Половников А. П. Торговля в старой России [Электронный ресурс]. -М.: Госторгиздат, 1958. - Режим доступа: www.booksite.ru/fulltext/pol/ovn/ ikov/1.htm#1 (дата обращения: 12.03.2012).

5. Кулишер М. Очерк истории русской торговли. - СПб., 1923. - 322 с.

6. Сахарова Ю. Вологодские ярмарки // Вестник НСО. Сер. Гуманитарные науки. - Вологда, 2004. - Вып. 2. - С. 31-36.

7. Лебединская Т.А., Морозов Ю.П. Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII - начало XX века) // Вологодский государственный технический университет. - Вологда, 2000. - Т. 1. - С. 171-175.

8. Ярмарочная площадь. Саранский городской сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saransk-online.info/sight/4/08/ (дата обращения: 12.03.2012).

9. Чебыкина Г.Н. Прокопьевская ярмарка (исторический очерк) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.booksite.ru/trade/main/market/27.htm (дата обращения: 12.03.2012).

ПОНЯТИЯ ДУХА, ДУХОВНОСТИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Попова Г.С.*

Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье представлена авторская попытка дефиниции понятий духа, духовности и духовной культуры. Автор на основании триединства

* Профессор кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

культурного мира человеческой творческой природы находит девять истоков духовности и строит модель пространства духовной культуры. Разработки эмпирически опираются на устную традиционную этническую культуру саха (якутов).

Саха (якуты) есть народ, по отношению к которому можно одновременно применять три различных понятия этноса, нации и народа. Поэтому для попытки определения таких тонких понятий, как дух (и как философская категория, и как народный, национальный дух), духовность (как качество этнической личности) и духовная культура этноса весьма удобно обратиться к его народной культуре в качестве эмпирической базы. Тремя осями пространства духовной культуры этноса мы будем считать: 1) дух родной земли = дойду тыына, 2) родной национальный язык = ийэ тыл и 3) корневую веру народа = т3рцт итэ±эл и предлагаем трехосную модель духовного мира человека (см. схему 1). Прежде чем по отдельности рассмотреть эти три оси духовности, сделаем небольшой обзор по всем трем направлениям нашей осевой модели.

Идеал человека у народа саха практически достижим, реален. Он совершенен и включает в себя ровно девять критериев, причем в следующей структурной связи, передаваемой формулой 3+4+2:

- цельность триединой сути человека - его трех Кут, объединяемых центробежной силой биоэнергии Сцр - ч з л Кут-сцр [Портнягин, 1999];

- четыре грани совершенства личности - духовность, нравственность, профессионализм и создание семьи, образующие непрерывный круговорот жизни - каждый человек может в своей жизни совершить четыре оборота этого жизненного цикла: самолично, в своих детях, во внуках и правнуках;

- два бесконечных пожизненных стремления человека - познание природы и творение красоты.

Такого человека народ саха считает гармоничной (ч з л туруктаах), духовно богатой (удьуор тыынын и2эриммит), человечной (киЬилии киЬи), всесторонне развитой (дэгиттэр киЬи), совершенной, целостной (дословно «Толору киЬи», по смыслу «Бцтцн кии»), свободной творческой личностью (К з2цл Айыы киЬитэ).

В народной педагогической культуре определена технология воспитания гармоничной личности, состоящая из четырех системообразующих блоков:

- приобщение растущих к природосообразному циклу культурных традиций как система методов воспитания;

- система народных традиций как средство воспитания и образования;

- народные критерии совершенства, целостности, человечности человека как свободной творческой личности;

- свободная творческая личность (К32-цл айыы киЬитэ) как цель и конечный результат, одновременно идеал социокультурного воспитания и культурного образования.

Главная грань целостной личности, определяющая национальный дух, национальное (этническое) самосознание, национальное отличие и социокультурную самоидентификацию этноса - это духовность.

Духовный мир человека, его духовная культура питается в свою очередь также из девяти истоков. И тогда этот мир полон, богат, животворен. Эти истоки нематериальны, а идеациональны:

- родное слово (ийэ тыл), родная речь (т3р33бцт са2а), родной -материнский - язык (ийэ тыл);

- интеллект - природный ум (ийэ з й);

- святые воспоминания детства (о±о саас дьолун зйдзбцлэ, ах-тыл±ана);

- вера (итэ±эл);

- надежда (эрэл);

- любовь (таптал);

- высокая нравственность (Айыы сиэрэ);

- творческий дух (дух творчества - Айыы тыына);

- дух патриотизма (дойду-норуот тыына).

Эти истоки взаимосвязаны в своем изначальном единстве и образуют единую неразделимую новемологическую целостность - трижды три.

Родное слово, чистый незамутненный разум, высокий интеллект и счастливое детство дарятся ребенку от Природы через отца и мать, от семьи и рода. Это есть три первых родника, питающие дух вновь созданной природы по имени Человек - первая триада, первое триединство истоков духовности. А три сути человека ¥с кут, пока он живет в этом мире, верят, надеются и любят. Постоянно испытывают потребность в вере, надежде и любви. Вера, Надежда, Любовь - это вторая триада, второе триединство истоков духовности.

Эти два мощных потока, два триединства вливаются в духовную сферу личности, накапливаются в ней как в сосуде, воспитываются, чтобы стать ее творческой волей и зародить, одухотворить новое триединство: человек постепенно обретает Высокую нравственность - Айыы сиэрэ, проявляет Творческий дух - Айыы тыына и проникается Высоким духом патриотизма - Дойду тыына.

Вот тогда духовный мир обогащается новым триединым смыслом и испускает новую триаду в мир. Высоконравственный человек своей доброй волей стремится к Добру, утверждает Добро. Творческий дух человека создает Красоту. Истинный дух патриотизма отстаивает Правду жизни. Каждый человек, таким образом, укрепляет общечеловеческие ценности, также всю свою сознательную жизнь стремится к этим непреходящим, вечным целям-заданиям. Только так достигается торжество Добра, Красоты и Правды, продолжение Жизни.

Из этих девяти истоков духовности три выступают ведущими, определяющими и отличающими этнос от этноса, народ от народа, нацию от нации. Остальные истоки духовности общи, универсальны,

не имеют национальной специфики. Какие же три? Это, во-первых, дух родной земли - дойду тыына, во-вторых, родной язык - ийэ тыл и, в третьих, корневая вера - т Зр-рт итэ±эл.

Личная свобода человека (кики к3 2^лэ) обеспечивает его развитие, развитие культуры этноса и культуры всего человечества. Критерием развития культуры поэтому правомерно брать ту свободу, которая предоставляется личности культурой и обществом. Творческая личность (Айыы киЬитэ) -это свободная личность. Личная свобода - это значит свобода духа, свобода мысли и свобода воли - также триединство. Дух Свободы (к3 2^л тыына) -это не вольность (к3 2^л босхо) и анархия (дьаала), а личная ответственность за судьбу - самостоятельность, самобытийность. Творящий дух - это свободный дух [Бердяев, 2003].

В триединстве человеческой сути ¥с кут именно духовность является стержнем поведения и деятельности - а) культуротворческой, б) культурно-образовательной и в) социокультурной. Дурные желания человека может победить только сильный дух, а не сильная воля. Как говорится у русских, в здоровом теле здоровый дух, но дух укрепляет тело, а не наоборот. Дух первичен в смысле содержания тела, телесного.

Мудрость воспитания заключена в заповеди: имей дух и сумей передать его детям [Соловейчик, 1989]. Воспитание - это по сути своей воспитание духа. В ком живет дух, в ком силен дух, тот добивается в жизни своих целей. Дух народа живет в его предании - традиции - духовной культуре - и передается в качестве духовности и духовных традиций [Гессен, 1995]. Этническая особенность личности определяется его духовностью, а именно тремя из перечисленных ее истоков, первой триадой: родным словом, корневой верой и духом патриотизма, духом родной земли. Духовное возрождение, поэтому неслучайно связано с усилением всеобщего интереса к этим сферам духовной жизни общества. Эти три стержня держат дух народа, образуют то пространство, в котором накапливается духовное богатство, определяющее человека как представителя того или иного этноса, нации. Вера возвышает человека, объединяет его с высокой Верой в Творца (Айыы црдцк итэ±элэ). Родное слово является проводником в триединый мир смыслов, кодом для расшифровки текста-задания предков - предания родного народа. Дух истинного, высокого патриотизма объединяет человека со своими корнями, укореняет его на родном месте, связывает его с родной землей, навеки предназначенной Творцом его народу (айыллыа±ыттан анаммыт алааИыгар олохсутар). Чувство любви и верности родной земле (дух патриотизма) обеспечивает стойкость духа (см. рис. 1).

Таким образом, на основе осмысления устного, традиционного народного знания, мы можем предложить определение трех понятий - духа, духовной культуры и духовности.

Духом=Тыын (в триединстве Пневма, Нус, Логос) называется не-материализованное состояние триединой основы жизни всей приро-

ды, данное ей при-родно, при создании Высшими силами творения из трансцендентного мира.

Духовный мир человека Удьуор тыынын эйгэтэ

Под Духовной культурой=Тыын кут туурата понимаются результаты, способы и деятельность человека по удовлетворению надбиологиче-ских потребностей, а также способы, результаты и сам процесс творческой реализации духа на основе свободы, данной человеку природно.

Соответственно Духовностью=Удьуор тыына назовается качество личности, которое является свойством нервной системы (Айылгы) человека и формируется в человеке путем 1) передачи духа=туттарыы, тыын угуу, тыын ылыы, 2) пробуждения духа=у 'уктуу, 3) проявления духа=тыллыы, арыллыы и 4) дления духа=тыыны у 'атыы.

Заметим, что данные дефиниции понятий духа, духовной культуры и духовности автором разработаны самостоятельно и претендуют на оригинальность. Более подробно с данными разработками можно познакомиться в монографии [Попова, 2010].

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Н. Бердяев. Дух и реальность; [Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного]. -М.: Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - 679 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

3. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г.С. Попова. Под науч. ред. Е.П. Борзовой. - СПб.: Астерион, 2010. - 346 с.

4. Портнягин И.С. Этнопедагогика Кут-Сюр / И.С. Портнягин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - 2-е изд. - М.: Дет. лит., 1989. - 367 с.

Вера (возвышает) Итэээл (Урдэтэр)

^годной И.1ЫК : ведеI ' Ийэ тыл (сирдиир)

Родной язык (ведет)

Дух патриотизма(укореняет) Дойду тыына (олохтуур)

Рис. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.